Физическая и психологическая подготовка будущего первоклассника к школе

108

Подготовка будущего первоклассника к школе: физические и психологические параметры

Проблема преемственности в системе обучения сегодня более остро сказывается, когда дети только  поступают в школу (если говорить более точно - при переходе из предшкольного уровня на уровень начального общего образования, а также в период перехода учащихся на уровень основного общего образования. Исследования подготовки будущего первоклассника к школе при переходе от предшкольного уровня к начальному общему образованию свидетельствуют, что образование нужно рассматривать только как комплексное образование, которое включает в себя физическую и психологическую готовность

Так называемая физическая готовность к школе – это комплекс составляющих, а именно состояние здоровья, уровень морфофункциональности организма учащегося. Также учитывается развитие двигательных навыков (тонкая моторная координация), физической и умственной активности. Психологическая готовность детей к школе – это несколько иной процесс. Ее можно охарактеризовать, как сложную систему психического развития ребенка в возрасте 6–7 лет. Она предполагает сформированность психологических навыков, которые обеспечивают принятие ребенком новой социальной позиции, в которой он становится школьником. Также это возможность выполнения учеником учебной деятельности, которая сначала проводится под руководством учителя, а затем переходит в самостоятельные занятия. Также нельзя не брать во внимание усвоение системы научных понятий, новых форм учебного сотрудничества в системе отношений с педагогом и одноклассниками.

Базовыми целями подготовки будущего первоклассника к школе являются реализация непрерывного процесса дошкольного и школьного образования, создание условий, способствующих максимальному раскрытию возрастного потенциала ученика.

Реализация целей гарантирует решение ряда задач, в числе которых:

  1. Формирование развивающей среды.

  2. Здоровьесбережение.

  3. Обеспечение развития личностных качеств ученика, его мышления, памяти, речи.

  4. Структуризация опыта самореализации.

Возрастные особенности детей 6–7 лет: подготовка будущего первоклассника к школе

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Отдельное внимание уделяется педагогом развитию познавательной деятельности старших дошкольников. В данном случае важным составным элементом считается участие в решении проблемных ситуаций, в специальных развивающих играх. Учитель благодаря своему примеру побуждает учеником к самостоятельному анализу. Он акцентирует внимание на новых, необычных чертах объекта, строит догадки, обращается к своим ученикам за помощью.

Важным показателем самосознания детей 5–6 лет, проявляемым в процессе подготовки будущего первоклассника к школе, является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть.

Ребенок положительно воспринимает собственное «я», и это оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности, а также способность находить друзей, умение отмечать их положительные стороны в ситуациях взаимодействия. Кроме того, попадая в условия социума, дошкольник выступает активно действующим лицом, развивается в нем, познает и себя. Самореализация создает условия для формирования у дошкольников способностей к преодолению отрицательных отношений со сверстниками, к выходу из конфликтных ситуаций. Понимание своих возможностей помогает найти нужное решение и увидеть ценности окружающих людей.


Приложение

Подготовка будущего первоклассника к школе: методики диагностики по ориентации на систему учебной деятельности

Методика «Бусы»

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Организация задания, включенного в подготовку будущего первоклассника к школе: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета.

Инструкция к 1-й части: «Дети, у каждого из вас на листочке изображена нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя».

Инструкция ко 2-й части задания (выполняется после того, как все дети выполнили первую часть): «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно». Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом. Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень – задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

2-й уровень – при выполнении задания учтены 3–4 условия.

3-й уровень – при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень – при выполнении задания учтено не более одного условия.

Методика «Домик»

Назначение задания: как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы проверить, все ли верно. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Оценка выполнения задания, включенного в подготовку будущего первоклассника к школе: точное воспроизведение оценивается в 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; б) замена одного элемента другим;

в) отсутствие элемента;

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; д) сильный перекос рисунка.

Методика «Узор»

Методика состоит из трех контрольных диктантов и одного тренировочного.

Назначение задания: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, кружочков и квадратов. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я говорю. У нас будут три правила:

1. Два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок.

2. Линия нашего узора должна идти только вперед.

3. Каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.

Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты».

Дети вместе с учителем соединяют фигуры по правилам. Затем учитель говорит: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

Учитель следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.

Далее учитель говорит: «Теперь мы будем рисовать без подсказок. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия должна быть непрерывной и идти все время вперед, т. е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки».

Диктант для первой серии: «Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».

Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, т. к. некоторых детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

После того как дети закончили работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.

Диктант для второй серии: «Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треуголь- ник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».

Диктант для третьей серии: «Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».

Никакой помощи во время выполнения задания детям не оказывается. После окончания работы листочки собираются.

Оценка выполнения задания, включенного в подготовку будущего первоклассника к школе: за каждое правильное соединение начисляется два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. По одному штрафному очку начисляется:

а) за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т. е. предваряющих диктант и следующих за ним);

б) за «разрывы» – пропуски «зон» соединения – между правильными соединениями.

Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т. к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков.

Максимально возможное количество очков в каждой серии – 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания – 72.

Интерпретация полученных результатов

60–72 очка – достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

48–59 очков – умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

36–47 очков – низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.

Менее 36 очков – умение действовать по правилу не сформировано.

Методика «Графический диктант»

Подготовка будущего первоклассника к школе подразумевает использование данной методики для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный.

Диктант первый: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Диктант второй: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Диктант третий: «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Диктант четвертый: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

На самостоятельное выполнение каждого узора дается 1,5–2 мин. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 мин.

Оценка выполнения задания, включенного в подготовку будущего первоклассника к школе: безошибочное воспроизведение узора – 4 балла. За 1–2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок – 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл. Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставится 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (первый – тренировочный). На основе полученных данных определяются следующие уровни выполнения:

10–12 баллов – высокий;

6–9 баллов – средний;

3–5 баллов – низкий;

0–2 балла – очень низкий.

Методика «Рисование по точкам»

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 – неправильная трапеция, в задаче № 3 – ромб, в задаче № 4 – квадрат и в задаче

№ 6 – четырехлучевая звезда.

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: «Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня». (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: «Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова «вершина», «стороны», «треугольник» экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять. Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?» Получив ответ «нет», экспериментатор говорит: «Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его».

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Учитель по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания: основным показателем выполнения задания служит суммарный балл. Он выводится следующим образом. В каждой задаче, прежде всего, устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 – любой четырехугольник, в задаче № 6 – любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по 1 баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1–5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 – луч). Правильным считается элемент, воспроизведенный без нарушений правила (т. е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по 1 баллу за:

а) соблюдение правила, т. е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;

б) полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);

в) одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 – от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 – от 0 до 7. Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно). Стертые, т. е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более простая оценка – число правильно решенных задач – может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация полученных результатов

33–40 баллов (5–6 задач) – высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19–32 балла (3–4 задачи) – ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) – чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль