Группировка упражнений по орфографии в начальной школе

324

Фонетические особенности в рамках изучения орфографии в начальной школе

Для формирования орфографической грамотности часто предлагается ограниченный круг изучаемых слов на уроках по определенным темам. Зачастую некоторые слова повторяются по нескольку раз, в то время как другие, столь же распространенные, остаются без внимания учеников. Так, в теме второго класса «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» чаще других встречаются слова сад, мороз, хлеб и труд. Более распространены слова с буквами, обозначающими звонкие согласные звуки на конце слова, при этом буквы, обозначающие глухие согласные звуки, иногда даже не выделяются как орфограммы (салат, пилот, самолет). Основная масса слов – имена существительные, большинство заданий – на списывание, проверяют же орфограммы чаще всего формой  множественного  числа,  забывая  о  том,  что  парные  согласные и безударные гласные проверяются и однокоренными словами.

Необходимо привлекать самый разнообразный материал при обучении орфографии в начальной школе, в т. ч. и изучение лексических единиц, т. е. должно включаться содержание раздела «Лексика». В целях усвоения правописания на грамматической основе путем осмысления языковых соотношений и их обобщения нужно, чтобы поступательно ширился объем словарной работы. При этом уже в начальной школе необходимо знакомить детей с разными видами словарей (орфографическим, толковым, этимологическим, словарем синонимов и антонимов и др.). Важно не только расширять словарный запас, но и постепенно пополнять его по возрастающей степени трудности. Вариативность словарного материала ведет к разнообразию видов заданий, обеспечивает тесную связь с развитием речи учащихся.

Лексический материал, используемый для обучения орфографии в начальной школе, объединен по фонетическим, семантическим и грамматическим особенностям. Начиная с букварного периода, дети знакомятся со звуковым строем русского языка. Учатся переводить звучащую речь в буквы. Начинается знакомство с орфограммами и способами проверки изучаемых орфограмм. Звуковая сторона речи учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и при необходимости в корректировке. Например, при изучении парных звонких и глухих согласных это совершенствование идет в основном по орфоэпической линии.

1. Практическое знакомство с фонетическим законом оглушения звонких согласных на конце слова и в середине слова перед глухими согласными и обучение нормам литературного произношения

В современном русском языке на месте звонких согласных на конце и в середине слова перед глухими согласными произносятся парные им по глухости-звонкости согласные звуки: ножи – но[ш], ряды – ря[т], дороженька – доро[ш]ка. Особого внимания требует пара согласных [г] – [к]. Часто на конце и в середине слова вместо звука [к] или [к’] произносят [х] или [х’], например, мя[х’]кий. Возможны разные виды заданий на формирование орфографической и орфоэпической грамотности учащихся.

Упражнение 1. Запишите слова с пропусками, сверху над пропуском запишите звук в квадратных скобках (орфограммы проверяются и с помощью изменения форм слова, и с помощью подбора однокоренных слов, после чего в пропуски вставьте проверенные согласные):

  • голо_ – голоса, голосистый;
  • пар_ – парки, парковый;
  • бере_ – берега, береговой;
  • игру_ка – игрушечка;
  • тру_ка – трубочка, трубный.

Какие согласные звуки произносятся на конце слова? А какие перед гласными или звонкими согласными? (Вывод: на конце слова или перед глухими согласными звучат только глухие согласные, они-то и требуют проверки, т. к. иногда мы произносим и слышим один звук, а букву пишем  другую.) Аналогичное задание и с орфограммой «безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Упражнение 2. Напишите по памяти.

На Арбате, в магазине, За окном устроен сад.

Там летает голубь синий, Снегири в саду свистят.

А. Барто «Снегирь»

Предварить этот вид работы необходимо орфографической минуткой.

Упражнение 3. Какие гласные и согласные «в опасности»? Прежде чем мы их запишем, следует проверить эти слова: за _кном, л_тает, сн_гири, са_, голу_ _.

Нужно записать эти слова пропусками, назвать или записать сверху звуки и, проверив эти орфограммы, в «дырки» вставить буквы. Во время выполнения заданий по формированию орфографической и орфоэпической грамотности необходимо постоянно подчеркивать, что не всегда пишется то, что слышится, поэтому при письме часто делают ошибки именно на эти орфограммы. После орфографического анализа стихотворение разучивается и записывается по памяти.

Упражнение 4. Отгадайте загадку:

Летом бродит без дороги Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Ответ:  Медведь.)

Сколько слогов в слове-отгадке? Почему? Назовите гласные и согласные звуки. Какие буквы пишутся на письме вместо этих звуков? Почему? Запишите это слово и продолжите ряд словами из словаря с такими же согласными звуками и парными по мягкости-твердости на конце. Какими буквами эти звуки обозначаются на письме? (Под руководством учителя дети записывают слова: город, салат, салют, тетрадь,  народ).

Во время обучения этим заданиям по орфографии у учащихся начальной школы необходимо постоянно делать акцент на способ проверки данной орфограммы. Проверочное слово может быть либо формой данного слова (медведи, салаты, салюты, тетради, народы), либо однокоренным словом (медведица, салатник, салютовать, тетрадочка, народный).

Упражнение 5. Из слов каждой строчки составить предложение:

  • а) лесной, тихо, на, полянке, зимой;
  • б) в, медведь, сладко, берлоге, спит;
  • в) кучей, уснул, под, хвороста, еж;
  • г) под, корой, зимует, пня, жук.

Подобрать название  текста. В рамках формирования орфографической грамотности учащихся можно провести и словарно-орфографическую работу. Назовите млекопитающих, о которых идет речь в рассказе. Назовите насекомого. Каких животных мы называем млекопитающими? А насекомыми? Почему? Что такое берлога и хворост?

Упражнение 6. Работа с деформированным текстом. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Поставьте нужные знаки препинания:

не набрать мне столько за год в лес ходила я с Мариной набрала подружка ягод за черникой и малиной.

В каких словах встретились изученные орфограммы? Подберите проверочные слова, назовите способ проверки. Очень часто дети, изучив орфограмму «парные звонкие-глухие согласные», начинают читать слова с пройденной орфограммой, проговаривая буквы. Задача учителя в обучении этим заданиям по орфографии учащихся начальной школы научить правильно произносить эти слова согласно орфоэпическим нормам.

Упражнение 7. К каждому слову подобрать однокоренное слово так, чтобы в нем был парный по звонкости-глухости согласный, требующий проверки при письме: рассказывать, карандашик, обедать, лошадочка, дороженька, грызет, снеговой, легенький, травинка, овраги, луговой. (Ответ: рассказ, карандаш, обед, лошадь, дорожка, грыз, снег, легкий, травка, овраг, луг.) Прочитайте слова с конечной буквой «г». Научитесь правильно произносить эти  слова.

2. Звукобуквенный анализ

Парные согласные – одна из первых тем в изучении орфографии в начальной школе. Овладевая графикой, дети переводят звучащую речь в письменную посредством знаков-букв. Очень важен на этом этапе кропотливый и ежедневный труд по звуковому анализу слов. Важно, чтобы дети уже на этом этапе дифференцировали согласные по признаку глухости-звонкости и  мягкости-твердости.

Упражнение 1. Прочитайте слова парами: глаз – пляж; наряд – парад; салют – лук. В каких словах встретились мягкие согласные? Как на письме обозначена мягкость этих согласных? А какие гласные указывают на то, что перед ними стоит твердый согласный? Запишите только те слова, в которых соблюдаются два условия: а) мягкость согласных обозначена на письме гласными буквами; б) на конце есть парный по глухости-звонкости  согласный.

Упражнение 2. Посчитайте, сколько звуков в словах: площадь, бровь, любовь, степь. Назовите последний звук. Дайте характеристику этому звуку. Как обозначили на письме мягкость этого согласного звука? Какую букву напишем на конце? Докажите.

Упражнение 3. Какое слово лишнее: медь, дочь, грязь, груздь? (Ответ: дочь.) Почему? (Ответ: мягкий знак – показатель женского рода имен существительных.) Запишите слова с парными согласными на конце, сверху над парным согласным укажите звук, через черточку напишите проверочное слово.

Упражнение 4. Прочитайте пословицу: Огород – для семьи доход. Объясните смысл этой пословицы. Какие слова в тексте пословицы требуют проверки? Почему? Подберите проверочные слова. Какой способ выбрали для проверки?

Упражнение 5. Отправимся в лес за грибами. Какие съедобные грибы можно положить в корзину? При этом в написании слов должна быть  орфограмма «парные звонкие-глухие согласные».

Грибы в лесу я собирал.    Сломалась дужка у ведра. Попался один груздь.    Расстроился совсем...

Зря ноги только истоптал.    Но тут попался боровик: И одолела грусть.    «Ты, душка, тебя съем!»

Белозерова Н.Н. «Грибник»

При работе детей с данными упражнениями по формированию орфографической грамотности, нужно обратить их внимание на то, что в тексте стихотворения встретились слова, которые произносятся абсолютно одинаково, но при этом пишутся по-разному. Такие слова в русском языке называются омофонами. Если слова не проверять, то будет допущена орфографическая ошибка, которая приведет к искажению смысла.

В обоих случаях (груздь – грусть, дужка – душка) орфограмма «парные звонкие-глухие согласные на конце и в середине слова перед глухим согласным» требует проверки одним из способов: либо способом подбора однокоренного слова (грусть – грустить), либо формой слова (груздь –  грузди).

Во время изучения этого задания на формирование орфографической грамотности следует обратить внимание детей на еще одно слово, в котором есть орфограмма: написание безударных гласных в корне слова «боровик» требует проверки. Ведь произношение и написание в нем тоже не совпадают. И здесь способ проверки не таков, как диктует нам правило о безударной гласной в корне, достаточно увидеть в слове сочетание «оро». Необходимо уточнить и лексическое значение слова «боровик», используя толковый словарь (боровик – белый гриб).

Упражнение 6. Прочитайте слова: чиж, шалаш, ландыш, мышь, стриж. Назовите последний звук в каждом из записанных слов. Дайте характеристику этих звуков. (Ответ: они все согласные твердые и глухие, все находятся на конце слова, а потому требуют проверки при написании.) Почему же некоторые из записанных слов на конце имеют букву «ь», а некоторые нет? (Ответ: это морфологическое значение буквы, в позиции после шипящей на конце слова, она указывает на женский род имен  существительных.)

В качестве дополнительного задания при изучении орфографии с помощь этого упражнения учащимся начальной школы можно предложить изменить форму числа и записать проверочные слова. (Ответ: чижи, шалаши, ландыши, мыши, стрижи.) Надо ли проверять последний слог в записанных словах? (Ответ: проверять орфограмму «жи-ши» не надо, т. к. это традиционное написание.) Практическая направленность этих упражнений способствует развитию у детей понимания связи разных разделов языкознания: фонетики, орфографии и лексики и формирует целостную картину многих явлений русского  языка.

Семантические особенности в рамках формирования орфографической грамотности

Изучение орфографии в начальной школе открывает широкие возможности для лексической работы. Предлагая, например, некоторые группы слов, можно выполнить задание по подбору родового понятия:

1.     Назови данную группу слов одним словом: ястреб, чиж, лебедь,  голубь.

2.     Найди в группе слов лишнее: карась, язь, карп,  стриж. Указанные слова, как правило, знакомы детям, но учащиеся не всегда связывают внешний вид с названием. Поэтому в работе можно использовать презентации с видами рыб и птиц.

3.     Прочитайте слова: крот, карп, краб. Какие звуки повторяются при произношении? Какое орфографическое правило встретилось в этих словах? Как проверить? Составьте предложения, повествующие о том, где живут эти животные (Пример: Крот живет в норе под землей. Краб – в море. Карп – в  реке.)

В рамках этих занятий по изучению орфографии учащимся начальной школы можно после знакомства с понятием «рифма» предложить попытаться составить загадки или написать стихотворение по заданным рифмам. Например, такое:

Крот

Около пригорка    Он – рачительный хозяин.

Притаилась норка.    Все крота в округе знают. А живет в той норке крот.    Корешки принес домой.

День живет, неделю, год.    Съест припасы крот зимой.

Упражнение 1. Одним из вариантов обучения орфографии учащихся начальной школы является работа с деформированным предложением. Составьте из данных слов предложение: был, у, чиж, Вари. С этого предложения начинается рассказ Л.Н. Толстого «Чиж». Прочитайте его.

«У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и не пел. Варя пришла к  чижу.

– Пора тебе, чиж, петь.

– Пусти меня на волю, на воле буду весь день  петь.»

Почему чиж не пел? Когда он запоет? Как об этом сказано в тексте? Запишите тремя предложениями. (Ответ: у Вари был чиж. Чиж жил в клетке и не пел. Он будет петь только на воле.)

Упражнение 2. Прочитайте слова и разбейте их на две группы: лебедь, ястреб, беркут, жаворонок. (Ответ: ястреб, беркут – хищные птицы. Лебедь, жаворонок не являются хищниками.) Таким образом, вводится и закрепляется понятие «хищная птица».

Упражнение 3. Чтобы обогатить урок по изучению орфографии учащимся начальной школы можно провести презентацию, на которой показан старинный Кремль Москвы, вдоль стены которого идет ров (ныне отсутствует со стороны Красной площади), рассказать о строительстве Храма Василия Блаженного и о втором названии Храма «Покрова на рву», пояснив, что ров – это рукотворное углубление, созданное человеком. Затем можно прочитать определение слова «овраг» из словаря Ожегова: овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли. Что общего между оврагом и рвом? В чем разница? Такая работа обеспечивает правильность и полноту усвоения учащимися новых  слов.

Упражнение 4. Особую группу, интересную для сравнения, составляют слова-омофоны: луг – лук, рог – рок, гриб – грипп, пруд – прут, съезд – съест,  род – рот. Выполняя упражнения с этими словами, дети решают орфографические задачи в зависимости от понимания значения проверяемых слов. В этом случае  с каждой парой целесообразно составлять  предложения.

Обучение орфографии в начальной школе включает раздел грамматических особенностей

Важным в применении орфографического правила является подбор проверочного слова к проверяемому и сравнение написания обоих слов. При этом важно учить подбирать проверочные слова поэтапно. Сначала это будут слова, которые являются формой слова (даже понятие формы сначала не вводится: учащиеся ищут проверочное по формуле «один-много»). Затем можно попросить подбирать проверочные слова, назвав слово ласково (это уже однокоренные слова).

И только после того как в рамках обучения орфографии учащимися начальной школы будут пройдены темы: «Однокоренные слова» и «Части речи», можно подбирать проверочные слова с опорой на новые знания, полученные в данном диапазоне. При этом главное – соблюдать условия проверки: после согласной должен следовать гласный или звонкий (сонорный) согласный. Сфера действия правила распространяется на все части речи и их грамматические формы.

1. Чаще рассматриваются имена существительные в именительном падеже. Найди  проверочное  слово  и  впиши  пропущенную  букву:  похо_,    огоро_, сапо_, зу_, фаса_, го_.

2. Иногда при проверке изменение числа может сопровождаться выпадением гласных: лев – львы, лоб – лбы, рот – рты, шов – швы, сон – сны, лед – льды. Будет разумным сделать фонетический анализ в паре таких слов и сравнить написание с произношением.

3. Орфографическое правило распространяется и на формы косвенных падежей. Такие примеры необходимо рассматривать тоже (ног, ягод, снов, слез, забот).

Упражнение 1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Ответ: мороз.) Найдите слова с парными согласными на конце слова. Поставьте вопрос к данным словам (без чего?). Измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос «что?» Таким образом, идет и подготовительная работа к освоению категории «падежа», которая будет рассмотрена позже.

Упражнение 2. Имена прилагательные тоже должны рассматриваться на уроках и по образцу (дорогой – дорог, дорога) нужно образовать от полных прилагательных краткую форму мужского и женского рода: молодой, глупый, свежий, хороший, сытый. Написание каких слов нужно проверять? Докажите. Какими словами проверяем? Расставьте в словах ударения.

Упражнение 3. Правописание глаголов 3-го лица ед. ч. мужского рода проверяется любой формой прошедшего или настоящего времени: вез, лез, рос, исчез, промерз, озяб, отполз.

Предложенная группировка поможет разнообразить упражнения, сделает процесс работы над изучением орфографии в начальной школе более интересными, будет способствовать развитию речи и покажет связь между разными разделами языкознания.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль