Воспитание этнокультурной толерантности в школе при помощи хорового пения

359

Современные тенденции изменения внутриполитических, социально-экономических и межнациональных связей и отношений в российском обществе ускорили необходимость разработки инновационных подходов в формировании толерантности в школе. Предлагаемый проект «Каждый класс-хор!» пластично и по-новому решает вопрос укрепления толерантности на базе традиционных ценностей, обеспечивая воспитание подростков в школе, начиная с младших классов.

Парадоксально то, что при наличии в стране огромного количества хоровых кружков, вокальных студий и разнообразных эстрадных коллективов общий уровень музыкальной культуры и пения детей не только не повышается, но и явно регрессирует: отсутствует этническо-культурная толерантность в школе. Являясь пассивными слушателями предлагаемой современной (КИЧ) культурой упрощенной механической музыки, дети не могут развивать задатки собственного музыкального творчества.

Данная ситуация формирует потребительское отношение к музыке, отрывая детей от русских традиций в области хорового пения, которое является выразителем внутреннего мира русского человека и повышения уровня толерантности в школе. Благодаря данному проекту, хоровое пение в рамках этнокультурных традиций, должно повлечь за собой образование новых форм общения между учителями и учениками: воспитание подростков в школе с целью постижения духовно-художественной сути народной хоровой музыки.

Сливающиеся голоса в хоре рождают чувство единения и согласия в главном, растворяя мелкие разногласия, соединяя в одно целое национальные, региональные и этнические начала. Это чувство общности и сотрудничества рождает атмосферу творчества, влияя на воспитание подростков в школе и одновременно являясь фундаментальным принципом формирования этнокультурной толерантности. Этнокультурное образование в школе должно быть неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Проявление толерантности в школе: новый интересный проект «Каждый класс – хор!»

Цель данного проекта состоит в том, чтобы укрепить связь между подростками в школьном возрасте и повысить их толерантность в том возрасте, когда дети этому поддаются. Хоровое пение развивает в детях музыкальную дисциплинированность и внимание к происходящему вокруг. Постоянные занятия в хоре будут оказывать большое влияние на воспитание подростков в школе: фиксировать внимание на деталях, развивать наблюдательность, чувствовать единство со своим классом или напарниками по кружку, а главное ощущать ответственность за совместный труд.

Главными задачами реализации проекта этнической толерантности в школе являются:

  • привлечение школьников в хоровые кружки и приобщение их к искусству, как к основному, доступному, массовому детскому творчеству; ·
  • расширение репертуара классного хора и обогащение их песнями этнокультурной направленности, что должно способствовать творческому развитию учащихся и развитию толерантности в школе;
  • формирование у учащихся вокально-хоровых навыков, посредством освоения русских народных песен;
  • развитие музыкального слуха, вырабатывание голоса, чувства ритма, эмоциональных чувств и развитие всестороннего воображения;
  • формирование музыкального и эстетического вкуса;
  • нахождение и поддержка индивидуальных творческих талантов, активность учащихся;
  • воспитание подростков в школе и привлечение учащихся к коллективному творчеству;
  • влияние на развитие взаимопонимания, взаимодействия и сотрудничества в различных коллективах.

Главные принципы проекта обучения толерантности в школах РФ:

  1. Этнопедагогика – распознавание этнических специфик народной педагогики в виде традиционной культуры.
  2. Поддержание творчества и увлекательности – способствование в развитии творческих навыков в детях.
  3. Сотрудничество – сплоченность детей и их совместная деятельность вместе с взрослыми, а также воспитание подростков в школе.
  4. Соблюдение природосообразности – учет индивидуальных особенностей, возможностей, возраста личности, при организации хоровой деятельности.
  5. Системности во всех отношениях и повышение общности детей.

На этапе реализации проекта обучения детей толерантности в школе рассчитывается достигнуть следующих результатов:

  1. Развивающих: развитие всесторонних музыкальных талантов у учащихся, и их поддержание; развитие основных способностей для улучшения учебного процесса: внимания, всех видов памяти, стремления к цели, воображения, а главное различных форм мышления, в том числе в направлении проявления толерантности в школе.
  2. Обучающих: умение применять в нужных ситуациях свои академические навыки музыкального образования, для создания различных музыкальных образов на основе эмоционального содержания; навыки по исполнению различных народных, и любых других, композиций прошлого и нашего времени.
  3. Воспитательных: воспитание подростков в школе должно вызывать желание у учащихся продолжать быть частью кружка и участвовать в мероприятиях; способствовать взаимодействию с окружающей средой обитания, с принятыми нормами поведения и нуждами других людей, повышать уровень доверия между ними.

Основные этапы реализации проекта по обучению этномузыкальной толерантности в школе

Материально техническая база для данного проекта, требует наличия специализированных или приближенных для этого рода занятий помещений, необходимых инструментов для обеспечения музыкального сопровождения, наглядных пособий и инструкций. Так же понадобится компьютерное оборудование и программное обеспечение. Для проведения масштабных мероприятий по проекту обучения этномузыкальной толерантности в школе потребуется актовый зал. По примеру педагогов, которые придумали данный проект, он реализуется в три этапа: Первый этап – это подготовка к реализации. Создание команды, которая будет вести отчет о предпочтениях, как родителей, так и самих учащихся. Разработка плана и реализация всех необходимых мер по организационному моменту проекта: создание программы толерантного отношения к этнической музыке и соответствующему воспитанию подростков в школе. Оптимизация структурного управления и формирование всех необходимых коллективов с обеих сторон (учеников и преподавателей) для достижения взаимопонимания и толерантности в школе.

Второй этап – самый основной, где проходит сама реализация проекта. Учебное заведение начинает функционировать как социально-культурный центр на уровне микрорайона или района (поселка). На этом этапе происходит полная реализация плана, от содержания до организационных моментов, при этом сохраняются главные аспекты данного проекта, и проводятся мероприятия по соответствующему воспитанию подростков в школе.

Третий этап – сбор информации и подведение итогов проекта. Соотношение полученных результатов с начальными задачами. Проведение опроса родителей и участников кружков. При этом руководители делают из полученных отзывов выводы, обязательно отмечая удовлетворенность уровнем хорового пения. Далее готовится и публикуется отчет результатах проекта обучению этнокультурной толерантности в школе.

Наконец проводится анализ по устранению недочетов. В общем случае проект направлен на любой социальный статус учащихся, в независимости от их интеллектуального уровня, художественных и творческих возможностей. В основном он подойдет школьникам, которые проходят обучение в четвёртом классе - это возраст от девяти до десяти лет. Как раз в это время у детей протекает этап повышенной эмоциональности и подражательности, при этом воспитание подростков в школе становится серьёзной необходимостью. Тем более что в этом возрасте, они лучше поддаются воздействию со стороны взрослых преподавателей или старших сверстников. Дети в этом возрасте любят слушать музыку, они особо активны. Это все можно направить в правильное русло, для изучения музыкального искусства.

Для тот чтобы проект этнической толерантности в школе был реализован, необходимо чтобы участники хора соответствовали следующим требованиям:

  • в хоре или кружке должны принимать участие только учащиеся четвертых классов;
  • все хоры должны быть уникальны, они должны уметь выражать интонацию и соблюдать ее при исполнении произведений с этнокультурной направленностью;
  • ученики должны научиться прислушиваться друг к другу, пройти лекции по воспитанию подростков в школе и иметь представление о том, как представляют себе музыкальный этнос их потенциальные слушатели;
  • нельзя заставлять учеников вступать в данные кружки или классы, у детей должно возникнуть желание участвовать в этом. Данный род деятельности должен приносить им удовольствие.

Ожидаемые результаты от проекта по введению этнической толерантности в школе

  1. Социальный эффект – создание групп школьников на базе четвертых классов и формирование у них чувства гражданской идентичности. Самое главное - это преобразование общественной активности в стенах учебного заведения, и приобщения учащихся к народной культуре родного края.
  2. Педагогический эффект – способность обеспечить качественное образование с комбинацией творческих кружков и проведением этническо- культурного воспитания подростков в школе. Создание общей образованной среды в учебном заведении, при этом способствуя оптимизации творческих навыков среди учащихся. Главное правильно мотивировать детей к творчеству и приобщать их к изучению музыкального этнического искусства, родной старины.
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль