Воспитание этнокультурной толерантности в школе при помощи хорового пения

334

Современные тенденции изменения внутриполитических, социально-экономических и межнациональных связей и отношений в российском обществе ускорили необходимость разработки инновационных подходов в формировании толерантности в школе. Предлагаемый проект «Каждый класс-хор!» пластично и по-новому решает вопрос укрепления толерантности на базе традиционных ценностей, обеспечивая воспитание подростков в школе, начиная с младших классов.

Парадоксально то, что при наличии в стране огромного количества хоровых кружков, вокальных студий и разнообразных эстрадных коллективов общий уровень музыкальной культуры и пения детей не только не повышается, но и явно регрессирует: отсутствует этническо-культурная толерантность в школе. Являясь пассивными слушателями предлагаемой современной (КИЧ) культурой упрощенной механической музыки, дети не могут развивать задатки собственного музыкального творчества.

Данная ситуация формирует потребительское отношение к музыке, отрывая детей от русских традиций в области хорового пения, которое является выразителем внутреннего мира русского человека и повышения уровня толерантности в школе. Благодаря данному проекту, хоровое пение в рамках этнокультурных традиций, должно повлечь за собой образование новых форм общения между учителями и учениками: воспитание подростков в школе с целью постижения духовно-художественной сути народной хоровой музыки.

Сливающиеся голоса в хоре рождают чувство единения и согласия в главном, растворяя мелкие разногласия, соединяя в одно целое национальные, региональные и этнические начала. Это чувство общности и сотрудничества рождает атмосферу творчества, влияя на воспитание подростков в школе и одновременно являясь фундаментальным принципом формирования этнокультурной толерантности. Этнокультурное образование в школе должно быть неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Проявление толерантности в школе: новый интересный проект «Каждый класс – хор!»

Цель данного проекта состоит в том, чтобы укрепить связь между подростками в школьном возрасте и повысить их толерантность в том возрасте, когда дети этому поддаются. Хоровое пение развивает в детях музыкальную дисциплинированность и внимание к происходящему вокруг. Постоянные занятия в хоре будут оказывать большое влияние на воспитание подростков в школе: фиксировать внимание на деталях, развивать наблюдательность, чувствовать единство со своим классом или напарниками по кружку, а главное ощущать ответственность за совместный труд.

Главными задачами реализации проекта этнической толерантности в школе являются:

  • привлечение школьников в хоровые кружки и приобщение их к искусству, как к основному, доступному, массовому детскому творчеству; ·
  • расширение репертуара классного хора и обогащение их песнями этнокультурной направленности, что должно способствовать творческому развитию учащихся и развитию толерантности в школе;
  • формирование у учащихся вокально-хоровых навыков, посредством освоения русских народных песен;
  • развитие музыкального слуха, вырабатывание голоса, чувства ритма, эмоциональных чувств и развитие всестороннего воображения;
  • формирование музыкального и эстетического вкуса;
  • нахождение и поддержка индивидуальных творческих талантов, активность учащихся;
  • воспитание подростков в школе и привлечение учащихся к коллективному творчеству;
  • влияние на развитие взаимопонимания, взаимодействия и сотрудничества в различных коллективах.

Главные принципы проекта обучения толерантности в школах РФ:

  1. Этнопедагогика – распознавание этнических специфик народной педагогики в виде традиционной культуры.
  2. Поддержание творчества и увлекательности – способствование в развитии творческих навыков в детях.
  3. Сотрудничество – сплоченность детей и их совместная деятельность вместе с взрослыми, а также воспитание подростков в школе.
  4. Соблюдение природосообразности – учет индивидуальных особенностей, возможностей, возраста личности, при организации хоровой деятельности.
  5. Системности во всех отношениях и повышение общности детей.

На этапе реализации проекта обучения детей толерантности в школе рассчитывается достигнуть следующих результатов:

  1. Развивающих: развитие всесторонних музыкальных талантов у учащихся, и их поддержание; развитие основных способностей для улучшения учебного процесса: внимания, всех видов памяти, стремления к цели, воображения, а главное различных форм мышления, в том числе в направлении проявления толерантности в школе.
  2. Обучающих: умение применять в нужных ситуациях свои академические навыки музыкального образования, для создания различных музыкальных образов на основе эмоционального содержания; навыки по исполнению различных народных, и любых других, композиций прошлого и нашего времени.
  3. Воспитательных: воспитание подростков в школе должно вызывать желание у учащихся продолжать быть частью кружка и участвовать в мероприятиях; способствовать взаимодействию с окружающей средой обитания, с принятыми нормами поведения и нуждами других людей, повышать уровень доверия между ними.

Основные этапы реализации проекта по обучению этномузыкальной толерантности в школе

Материально техническая база для данного проекта, требует наличия специализированных или приближенных для этого рода занятий помещений, необходимых инструментов для обеспечения музыкального сопровождения, наглядных пособий и инструкций. Так же понадобится компьютерное оборудование и программное обеспечение. Для проведения масштабных мероприятий по проекту обучения этномузыкальной толерантности в школе потребуется актовый зал. По примеру педагогов, которые придумали данный проект, он реализуется в три этапа: Первый этап – это подготовка к реализации. Создание команды, которая будет вести отчет о предпочтениях, как родителей, так и самих учащихся. Разработка плана и реализация всех необходимых мер по организационному моменту проекта: создание программы толерантного отношения к этнической музыке и соответствующему воспитанию подростков в школе. Оптимизация структурного управления и формирование всех необходимых коллективов с обеих сторон (учеников и преподавателей) для достижения взаимопонимания и толерантности в школе.

Второй этап – самый основной, где проходит сама реализация проекта. Учебное заведение начинает функционировать как социально-культурный центр на уровне микрорайона или района (поселка). На этом этапе происходит полная реализация плана, от содержания до организационных моментов, при этом сохраняются главные аспекты данного проекта, и проводятся мероприятия по соответствующему воспитанию подростков в школе.

Третий этап – сбор информации и подведение итогов проекта. Соотношение полученных результатов с начальными задачами. Проведение опроса родителей и участников кружков. При этом руководители делают из полученных отзывов выводы, обязательно отмечая удовлетворенность уровнем хорового пения. Далее готовится и публикуется отчет результатах проекта обучению этнокультурной толерантности в школе.

Наконец проводится анализ по устранению недочетов. В общем случае проект направлен на любой социальный статус учащихся, в независимости от их интеллектуального уровня, художественных и творческих возможностей. В основном он подойдет школьникам, которые проходят обучение в четвёртом классе - это возраст от девяти до десяти лет. Как раз в это время у детей протекает этап повышенной эмоциональности и подражательности, при этом воспитание подростков в школе становится серьёзной необходимостью. Тем более что в этом возрасте, они лучше поддаются воздействию со стороны взрослых преподавателей или старших сверстников. Дети в этом возрасте любят слушать музыку, они особо активны. Это все можно направить в правильное русло, для изучения музыкального искусства.

Для тот чтобы проект этнической толерантности в школе был реализован, необходимо чтобы участники хора соответствовали следующим требованиям:

  • в хоре или кружке должны принимать участие только учащиеся четвертых классов;
  • все хоры должны быть уникальны, они должны уметь выражать интонацию и соблюдать ее при исполнении произведений с этнокультурной направленностью;
  • ученики должны научиться прислушиваться друг к другу, пройти лекции по воспитанию подростков в школе и иметь представление о том, как представляют себе музыкальный этнос их потенциальные слушатели;
  • нельзя заставлять учеников вступать в данные кружки или классы, у детей должно возникнуть желание участвовать в этом. Данный род деятельности должен приносить им удовольствие.

Ожидаемые результаты от проекта по введению этнической толерантности в школе

  1. Социальный эффект – создание групп школьников на базе четвертых классов и формирование у них чувства гражданской идентичности. Самое главное - это преобразование общественной активности в стенах учебного заведения, и приобщения учащихся к народной культуре родного края.
  2. Педагогический эффект – способность обеспечить качественное образование с комбинацией творческих кружков и проведением этническо- культурного воспитания подростков в школе. Создание общей образованной среды в учебном заведении, при этом способствуя оптимизации творческих навыков среди учащихся. Главное правильно мотивировать детей к творчеству и приобщать их к изучению музыкального этнического искусства, родной старины.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль