Коррекционная просветительская работа в школе в рамках ФГОС

73
В настоящее время система образования переживает сложный период реформирования и модернизации. Не является исключением и специальное образование. Меняется его структура, большое распространение получают интегративные и инклюзивные тенденции, школа переходит на работу по федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС). Согласно ФГОС начального общего образования  содержательная часть основной образовательной программы должна включать в себя программу коррекционной работы. Ее цель – создание системы комплексной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья  (далее – ОВЗ). В структуре программы коррекционной работы выделяется раздел «Направления коррекционной работы», который раскрывает общее содержание диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной деятельности, а также просветительской работы в школе. 

Информационная просветительская работа в школе включает пропаганду знаний о возможных нарушениях в речевом  и психическом развитии школьников, их основных причинах и путях коррекции. Актуальная задача направления – профилактическая работа, касающаяся в т. ч. предупреждения педагогов и родителей о негативных для воспитанника последствиях отсутствия специализированной помощи, отказа от ее получения или недостаточного ее объема.

Формы информационной просветительской̆ работы в школе 

Основными формами просветительской работы в школе с родителями и педагогами могут стать групповые беседы, лекции, сообщения, презентации, например, на родительских собраниях. Обязательными являются индивидуальные беседы и консультации. Индивидуальные формы работы способствуют установлению взаимодействия с семьей. Родители получают необходимую помощь, а педагоги – информацию для осуществления индивидуального подхода к воспитаннику. 

Адресатами реализации направления, помимо педагогов и родителей, являются и сами обучающиеся. Это необходимо учитывать при подготовке к такой работе. Различия будут заключаться в объеме получаемой ими информации, в доступности содержания материала, а также в стиле  изложения.

Информация для учителей может быть насыщена специальной терминологией, включать описания некоторых методов диагностики нарушений психического и речевого развития, доступных в урочной деятельности. Следует также проинформировать их о возможностях применения специальных коррекционных приемов на уроке и во внеурочной  деятельности.

Информация для родителей в рамках информационной просветительской работы в школе должна быть, прежде всего, понятной, не перегруженной специальными терминами. Следует избегать наукообразного стиля изложения. В частности, родителям в общих чертах можно рассказать об основных признаках наиболее часто встречающихся у детей нарушений, убедить в необходимости оказания детям последовательной и систематической помощи, подчеркнуть важность участия самих родителей в коррекционной работе и раскрыть существующие возможности организации внешкольной помощи.

С учениками просветительская работа в школе проводится в контексте воспитания толерантности и уважения к людям с ОВЗ, с целью предупреждения возможных насмешек и негативного отношения к одноклассникам с ОВЗ. Можно также порекомендовать проведение бесед о проблемах людей с ОВЗ, тематический выпуск газет и информационных стендов и т. д. Информационно-просветительскую работу с детьми целесообразно проводить с первых дней их пребывания в школе. Это поможет сплотить и сдружить маленьких школьников, научит их общаться. Это тем более важно, потому что адаптационный период для детей с ОВЗ проходит чуть дольше и отличается рядом особенностей.

Информационная просветительская работа в школе с родителями

Покажем на примере образец реализации просветительской работы в школе с родителями. Мы остановимся на основных проблемах, с которыми могут столкнуться все дети (обычные и с ОВЗ), а также их папы и мамы, и приведем ряд рекомендаций для успешного их  преодоления.

Как известно, в последние годы снизился возраст поступления детей в школу. Это привело к тому, что специализированную помощь детям с ОВЗ не успевают оказать в полном объеме, в условиях дошкольных учреждений компенсирующего характера. Это заранее ставит таких детей в неблагоприятное по сравнению с нормально развивающимися сверстниками положение. Дошкольники с нарушениями различного характера оказываются недостаточно готовы к школе. Это значит, что многие проблемы крохи, которые усиленно решались специалистами в течение нескольких лет, никуда не исчезли. Они просто ждут случая, чтобы проявить себя в новых  условиях.

Родителям следует знать особенности своего чада и его потенциальные возможности и, исходя из этого, выбирать образовательную организацию. В рамках просветительской работы в школе им советуют всячески избегать так называемых программ развивающего обучения. Причина одна – все «развивающие» программы предъявляют повышенные требования к учащимся, а «особенным» детям это просто не по силам. Поэтому оптимальным вариантом будет традиционная программа обучения (В.Г. Горецкий, М.М. Моро, Т.И. Рамзаева).


Это полезно знать

Родителям следует насторожиться, если они замечают, что через несколько месяцев малыш не ощущает привыкания к школе и всячески отказывается от ее посещения, что у сына (дочери) испортился характер (появились плаксивость, раздражительность, беспокойство), стали очевидными страхи, которых никогда не было, участились заболевания или появились странные привычки (школьник начал кусать ногти, накручивать на палец волосы или вырывать их). Все это является показателем не только школьной дезадаптации, но и невротизации. Поэтому сначала необходимо проконсультироваться с педагогом-психологом. Если с его помощью преодолеть проблему не удастся, необходимо обратиться к неврологу, который назначит необходимое лечение.


Самая первая трудность, с которой столкнутся и дети, и родители практически всех без исключения детей, – это период адаптации к школе. Родителям следует знать, что привыкание к школе, к новым условиям жизни и труда – это процесс, который может протекать достаточно болезненно. Обычно он занимает в среднем 2–2,5 мес. За это время с первоклассником могут происходить разные метаморфозы. Он может свободно ходить по классу, когда все сидят; забираться под парту и издавать различные звуки, выкрикивать ответы, спорить с учителем или не слушаться его, приносить игрушки из дома, звать маму и т. п. Это, в общем, нормальное явление, которое проходит. Просто и учителю, и родителям необходимо проявить изрядную долю терпения.

В период привыкания к школе родителям следует по возможности установить ровные и сотруднические отношения с педагогом класса и  категорически избегать конфликтов. Не надо забывать о том, что воспитанник будет обучаться в этом классе в течение четырех лет и любые размолвки с учителем отразятся, прежде всего, на нем.

Вместе с тем при знакомстве с учителем в период привыкания к школе стоит корректно оговорить некоторые имеющиеся у сына (дочери) особенности (снижение зрения, слуха, проблемы со здоровьем – особенно, если необходим прием лекарств по часам) и попросить найти для него наиболее подходящее место в классе (первая, последняя парта). При этом не надо подробно описывать ранее имевшиеся у малыша диагнозы (задержка психического развития, общее недоразвитие речи).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль