Развитие поликультурного образования в многонациональной школе

79

Модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности. Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии. Развитие поликультурного образования – сравнительно новая концепция, которая будет трансформироваться, с тем чтобы отвечать потребностям постоянно меняющегося общества.

В 2011 г. МОУ «Живайкинская средняя общеобразовательная школа» с. Живайкино Ульяновской области (далее – ОО) начала реализацию программы «Система поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе» и приобрела статус областной экспериментальной площадки. В представленной статье описан опыт работы педагогов ОО по теме организации поликультурного образования в сельской школе. 

Методика развития поликультурного образования

Специфика методов поликультурного образования определяется диалоговым характером функционирования и развития культуры, уровнем этнокультурной идентификации учащегося, уровнем его знаний о поликультурной среде, эмоциональной и поведенческой культурой ребенка.

Исходя из целей развития поликультурного образования, все многообразие ее методов можно свести к четырем группам:

  • методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания;

  • методы получения новых знаний и практических умений и навыков;

  • рефлексивные методы;

  • методы моделирования и проектирования деятельности.

Технологии поликультурного образования предполагают:

  • отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников;

  • отношение к общеобразовательной организации как к целостному поликультурному образовательному пространству школы, где воссоздаются культурные образцы совместной жизни представителей разных культур.

Задачи социокультурной идентификации могут быть решены в результате использования бесед, дискуссий, изучения обычаев и традиций разных народов. Эти методы должны обеспечить положительное самоопределение учащихся по отношению к поликультурной образовательной деятельности, подготовить их к межкультурному диалогу. При отборе форм учебной деятельности педагог должен опираться на обратную связь в работе с учащимися, которая может быть организована через диалоговые формы работы – беседы, защиты проектов и т. д.

Одно из главных требований в процессе развития поликультурного образования – это использование образовательных возможностей социальной среды, а также создание комфортных условий, исключающих недоверие и эмоционально-нравственную напряженность среди учащихся. 

Это полезно знать

При отборе содержания поликультурного образования младших школьников следует учитывать:

  • социокультурное окружение учащихся;

  • индивидуальный интерес учащихся к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп;

  • изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионе (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп);

  • этнические, социально-экономические особенности региона;

  • методологические, методические и личностные возможности как каждого отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива. 

Роль школьного музея в процессе развития поликультурного образования

Важную роль в организации поликультурного образования в ОО играет школьный музей. Музей сохраняет и экспонирует природное и предметное окружение наших предков, обеспечивает связь веков, становится решающим фактором сохранения национально-культурных традиций и наследия мировых цивилизаций. Понятия «связь времен», «преемственность», «наследие» именно в музее приобретают ту реальность и значимость, которых невозможно достичь в любой другой сфере духовной жизни.

В ОО школьный музей был создан как комплексный, в его экспонатах отражены исторические, археологические, этнографические особенности области, района и, в частности, с. Живайкино (руководитель музея Е.В. Егорова).

Музей состоит из двух залов. Один зал занимает экспозиция «Жилище и быт крестьянской семьи». Здесь педагоги с детьми изучают культуру, быт народов и их происхождение. В «Избе» собран материал на следующие темы: «Домашняя утварь», «Элементы вышивки», «Народный фольклор» и др. Именно тут дети впервые видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, кувшин, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.

В основу проектно-исследовательской деятельности в части развития поликультурного образования учащихся положена личностная направленность, которая выражается:

  • в добровольности включения ребенка в ту или иную деятельность;

  • проявлении учителем доверия к ребенку при выборе им средств достижения поставленной цели;

  • вере в потенциальные возможности каждого ребенка;

  • применении оптимистической стратегии в определении изменений в отношениях между детьми;

  • предупреждении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

  • учете интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждении у них новых интересов;

  • формировании у школьников, при осознании своей принадлежности к той или иной группе людей, стремления к продуктивному сосуществованию с иными группами. 

Печка, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок. Дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игрыдраматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например: «Кукла от истоков до наших дней», «История вещей».

Во втором зале представлена выставка экспонатов, посвященных истории родного края. Предметы здесь условно поделены на разделы: «История села Живайкино», «Симбирск – Ульяновск», «Тектоника и геологическое прошлое нашего края», «Великая Отечественная война в жизни села», «Вероисповедание жителей села» и др.

Умело чередуя экскурсии по музею с занятиями, беседами и рассказами, педагоги школы воспитывают у детей интерес к родному краю. Отметим, что музейная педагогика помогает педагогам школы решать практически все задачи поликультурного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию школы с семьей и социумом.

Проектноисследовательская деятельность учащихся в рамках развития поликультурного образования 

Важным направлением поликультурного воспитания школьников является проектно-исследовательская деятельность учащихся. В ОО данное направление работы выражается в создании исследовательских групп школьников по изучению вопросов, связанных с культурой разных народов. Ведь знание обширной информации о других народах – это основа формирования культуры межнациональных отношений.

В процессе проектно-исследовательской деятельности ученики приобщаются к богатому культурному наследию народов нашей страны. Перед педагогами стоят задачи: заинтересовать детей изучением культуры и традиций различных национальностей, корректировать воздействие на учащихся социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. При этом следует учитывать избирательность интересов школьников и специфику проектов.

Условия формирования системы организации и развития поликультурного образования в ОО

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что педагогический коллектив определил условия формирования системы организации поликультурного образования в ОО. Ниже представлены их краткие характеристики.

Формирование системы организации поликультурного образования в ОО возможно с применением следующих средств:

  • изучения младшими школьниками родного языка, что рассматривается как образовательный культурный маршрут, путь к ценностям культуры.

  • развития личности, что подразумевает:
    • возрождение фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России и значения культурного наследия многонационального народа России для формирования личностных качеств учащихся;

    • формирование высоких нравственных качеств личности (учебные предметы: «Окружающий мир», «Литературное чтение» и др.);

    • формирование чувства гражданской идентичности и гражданских качеств личности через представление о себе как гражданине многонациональной России (краеведение);

    • формирование толерантного сознания (учебные предметы, внеурочная деятельность);

    •  изучение народной культуры, ее традиций (учебные предметы, внеурочная деятельность);

    • создание службы психологической поддержки детей по проблемам межнациональных отношений, взаимодействия культур в условиях проживания в одном населенном пункте;

  • урочной деятельности, что обеспечивает ознакомление и изучение учащимися обычаев, языка, культуры и истории различных народов в ходе творческой деятельности на различных учебных предметах;

  • внеурочной деятельности, что подразумевает
    • посещение детьми факультативов, кружков, классных часов; участие в работе клуба «Дружба», музейной работе, смотрах и конкурсах;

    • создание цикла мероприятий, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности и толерантности;

  • работы ОО с окружающим социумом, что обеспечивается проведением родительских собраний, школьных вечеров, конкурсов и фестивалей по темам поликультурного образования и воспитания; встреч с представителями учреждений культуры и религиозных организаций;

  • областной программы развития инновационных процессов, которая направлена на создание системы научно-методической поддержки поликультурного образования в регионе;

  • формирования банка методических материалов, направленных на поликультурное образование учащихся и развитие у них толерантности.

Представленная в статье модель развития поликультурного образования в ОО отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель, содержание, технологии реализации поликультурного образования, что позволит формировать поликультурную компетентность участников образовательных отношений.

Развитие поликультурного образования в многонациональной школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль