Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

149

Любой образованный человек должен уметь самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выделять гипотезы, делать выводы и умозаключения, выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и рассказывать обо всем так, чтобы окружающим было интересно слушать и читать. А чтобы получать более полное удовольствие от своей деятельности, от взаимодействия с людьми, каждый человек должен уметь письменно и устно выражать свои мысли.

Поэтому на уроках развития речи, литературного чтения необходимо взращивать у младших школьников интерес к эпистолярному жанру (написание писем, заметок), привлекать их внимания к ценностям родного языка, работать с программой школьной газеты. Кроме того, такая работа стимулирует общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, создает условия для достижения успеха всеми учениками.

Написание писем, посланий, заметок – естественный и необходимый вид деятельности всякого грамотного человека, ведь личная и деловая переписка очень важна в жизни каждого. Письма – это благодатный материал для упражнений в выражении и изложении мыслей, т. к. они совмещают в себе и повествование, и описание, и различные рассуждения и оценки. Работа над письмом, заметкой – это и работа над собой. Ребенок сравнивает свои достижения вчера и сегодня и на этой основе дает себе оценку.

Педагогами МАОУ «Гимназия No 1» г. Сыктывкара Республики Коми (далее – ОО) реализуется проект «Классная газета», который помогает приобщить детей к написанию писем, подготовке материалов в классные и общешкольное издание «Тудейко».

В одном из классов ОО учащиеся работают над изданием «Поплавок», в которой публикуют новости класса, школы, занимательный материал по изучаемым на уроках темам. Издание помогает улучшить и расширить знания не только тех учеников, которые принимают участие в ее подготовке, но и тех, которые потом ее читают.

Ребята постоянно приносят материалы для публикации в приложении к «Поплавку» – «Как это было», в котором размещаются фоторепортажи с места событий (освещаются будни, праздники, досуг учеников). Приложение оформляется на специальном стенде вручную. В среднем за месяц выпускается один фоторепортаж и два номера.

Результаты опроса учащихся класса показал, что «Поплавок» – востребованное издание. На вопрос «Считаете ли вы, что в классе необходим дальнейший выпуск?» все опрошенные ответили утвердительно. А желание сотрудничать с изданием выразили 80% учеников.


Пример заметки в рубрике «Спортивные вести»:

«Наш класс очень любит уроки физической культуры и учителя Ивана Ивановича. На уроках физической культуры мы развиваем силу, мышцы, координацию движений, волю, ловкость. После уроков девочки посещают секцию волейбола, а мальчики – футбола. Как хорошо воскресным днем сходить на лыжах в лес и полюбоваться красотой зимней природы!»


Программа школьной газеты: проект «Классная газета»

Цели реализации проекта «Классная газета»:

  • общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться;
  • создание условий для выявления и развития журналистских способностей учеников 4-го класса;
  • обеспечение коллектива класса информацией о жизни гимназии;
  • донесение до учеников познавательной информации из разных информационных источников.

Задачи реализации программы школьной газеты:

  • развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование у школьников:
  • –  способности к организации своей учебной деятельности (ее планированию, контролю и оценке);
  • –  самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
  • критически относиться к своим поступкам и адекватно их оценивать;
  • –  жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
  • создание в классе группы учащихся, выполняющих роль корреспондентов;
  • обучение группы корреспондентов журналистике, работе с необходимой техникой (компьютер, принтер);
  • планирование работы группы корреспондентов, распределение обязанностей;
  • посещение корреспондентами всех массовых мероприятий, проводимых в ОО, других учреждениях, их освещение;
  • организация поиска познавательной информации в разных источниках.

Механизм оценки результатов работы учащихся над изданием «Поплавка»:

  • проведение опросов читателей;
  • оценка деятельности учащихся специалистами,
  • организующими издание «Тудейко»;
  • отслеживание увеличения или снижения спроса на издание.

Реализация программы школьной газеты на примере проекта «Классная газета»

В ходе подготовки к работе по проекту «Классная газета» были выделены основные механизмы его реализации:

  • диагностика учащихся, желающих заниматься подготовкой номеров;
  • создание, укрепление, обновление редакционной группы из представителей класса;
  • проведение обучающих занятий для редакционной группы;
  • участие корреспондентов во всех общешкольных делах ОО, районных мероприятиях;
  • систематическая работа по выпуску (один раз месяц);
  • организация рекламных акций.

В приложении 1 представлен план реализации проекта «Классная газета», в приложении 2 – примерный план работы редакционной группы классной газеты. В приложении 3 дана памятка для учеников «Написание заметки в газету», в приложении 4 – описание хода интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 4-м классе по теме «Искусство составления писем

В приложении 1 представлен план реализации проекта «Классная газета», в приложении 2 – примерный план работы редакционной группы. В приложении 3 дана памятка для учащихся «Написание заметки в газету», в приложении 4 – описание хода интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 4-м классе по теме «Искусство составления писем».

Ожидаемые результаты программы школьной газеты

По результатам работы над изданием было отмечено развитие у детей:

  • положительного отношения к школе, чувства необходимости учения;
  • интереса ко всему новому, неизвестному, тому, что предстоит узнать;
  • желания достичь статуса «хорошего ученика».

Благодаря реализации программы школьной газеты ожидается повышение культуры речи учащихся, развитие у них умения выражать свои мысли точно и ясно. Ученики должны понимать, что правильное использование красивых, необычных слов помогает передавать свои мысли и эмоции более ярко, видеть мир красивым и интересным, обогащать словарный запас читателей и слушателей.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, планируемые по итогам реализации проекта «Классная газета»:

  • умение учащихся оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять тексты писем, записок, поздравительных
  • открыток и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения 

Результаты программы школьной газеты на примере издания «Поплавок»:

  • систематический выпуск классного издания:
  • –  газеты «Поплавок», ежемесячно;
  • –  приложения «Как это было» (фоторепортажи, по мере поступления фотоматериалов);
  • –  ежеквартальных дополнительных выпусков-брошюр «Каникулы», «Учись учиться», «Это должен знать каждый» (правовые знания);
  • организация сотрудничества ОО со школьным музеем, общешкольным изданием «Тудейко» по обучению членов редакционной группы журналистике (изучение стилей и жанров), компьютерной грамотности;
  • выпуск новых приложений к газете «Поплавок»:
  • альманаха «Сотворение» (сборник стихов и других творческих работ учащихся класса);
  • –  сборников кроссвордов, ребусов, составленных учащимися;
  • совершенствование у учащихся умений и навыков:
  • – журналистской деятельности;
  • – письменной и устной речи;
  • повышение осведомленности читателей жизни ОО;
  • приобщение учащихся к активной, полезной для общества деятельности;
  • обучение участников проекта компьютерной грамотности;
  • демонстрация творческих работ учащихся (стихи, кроссворды, сочинения и т. п.). 

Пример наполнения рубрики «Это интересно» по теме «День святого Валентина»:
«День святого Валентина – День всех влюбленных.
В 269 г. римские власти приговорили к смерти одного христианина по имени Валентин. Несчастный влюбился в слепую дочь надзирателя тюрьмы, куда был посажен, и перед казнью написал ей любовное письмо. Когда ей прочитали послание, девушка прозрела. Валентин был объявлен святым и покровителем всех влюбленных, а день, когда это случилось, 14 февраля – Днем святого Валентина.

На языках мира фраза “я тебя люблю” звучит так:

  • на английском – ай лав ю;
  • абхазском – сара бара бзия бзой;
  • болгарском – обичам ти;
  • венгерском – серетлек;
  • вьетнамском – той йэу эм;
  • греческом – эго агапо су.

Скоро День святого Валентина! Не забудьте поздравить своих друзей! Сделайте приятное своим родным!» 


На наш взгляд, проект «Классная газета» обладает большим образовательным и воспитательным потенциалом. Первые итоги реализации проекта показывают, что учащиеся придают большое значение работе над классным изданием. Члены редакционной группы с удовольствием оттачивают мастерство сочинения, учатся деловому общению. Многие ученики высказали желание продолжить работу в 5-м классе над изданием общешкольной газеты «Тудейко».

Практика показала, что развитие у учащихся умений излагать свои мысли сначала в форме письма, а затем в виде заметки в классную, школьную газету повысило эффективность развития связной речи детей.

В результате работы над материалами газеты учащиеся начальной школы гимназии учатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык становится для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе урочной и внеурочной деятельности у выпускников начальной школы планируется формирование отношения к правильной устной и письменной речи как к показателям общей культуры человека; коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых для успешного участия в диалоге (ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы).

Дети научатся осознавать, что безошибочное письмо – это одно из проявлений уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное. 

Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль