Развитие и формирование функциональной грамотности у младших школьников

181

О пользе, которую приносят книги для развития личности, известно всем. Книги способствуют радости и удовольствию. Это и развлечение, и приключение. Интересные книги могут заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации. Чтение расширяет кругозор. И все это способствует формированию функциональной грамотности.

Важно отметить, что в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», речь идет о предметных результатах освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания учебного предмета «Литературное чтение», что в дальнейшем способствует формированию функциональной грамотности. В числе результатов важно выделить следующие:

  • осознание значимости чтения, как важного фактора для личностного развития;
  • формирование потребности в системном чтении;
  • понимание роли чтения, а также использование разных видов чтения (ознако-мительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и давать оценку содержанию и специфике различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение важного для продолжения образования уровня читательской образованности, общего речевого развития, т. е. формирование функциональной грамотности (другими словами, овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными методами интерпретции, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий). 

Особенности читательской деятельности учащегося как важного приема при формировании функциональной грамотности

В основе читательской компетентности лежит читательская деятельность. Ребенку необходимо сформировать такую читательскую компетентность, при которой он способен:

  • воспринимать текст произведения;
  • понимать то, что он читает, на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);
  • воссоздавать в своем воображении то, что он прочитал, (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески.

Учителя, как правило, четко осознают необходимость формирования функциональной грамотности у учащихся. При этом многие стараются расширить круг чтения детей, предлагая им списки книг, которые необходимо прочитать. Но, к сожалению, просто читать недостаточно. Необходимо развивать у детей такое качество, как функциональная грамотность.

Рассмотрим это понятие более подробно.

Особенности и формирование функциональной грамотности учащегося 

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Функциональное чтение предполагает приемы просмотрового чтения («сканирования») и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т. д.

Функциональная грамотность – это навык использования приемов чтения и письма в условиях взаимодействия в социуме (чтение инструкций, заполнение анкет и т. д.). В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – это уровень знаний и умений, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. О существовании и формировании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием.

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен рассматривать одну систему приемов чтения и понимания текста за другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Основные признаки формирования функциональной грамотности:

  • готовность к повышению уровня образованности;
  • способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите
  • своих прав и осознанию своих обязанностей;
  • готовность адаптироваться в современном обществе, ориентация на возможности развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности;
  • способность к коммуникативной деятельности. 

Педагогами постоянно используются в своей деятельности комплексные работы, которые включают в себя задания по разным учебным дисциплинам, но во главу угла в них поставлено все-таки чтение. Однако именно от педагогов зависит качество сформированности читательской компетентности у учащихся.

В приложении представлено описание задания для учащихся 3–4-х классов «Поход в дельфинарий», направленного на формирование функциональной грамотности у младших школьников, умения находить нужные данные, верно их интерпретировать и использовать в своей деятельности. Используя в своей работе данную методику, педагог может добиться повышения функциональной грамотности детей и повысить результаты освоения ими основной образовательной программы начального общего образования. Такие упражнения можно составить самостоятельно и давать как разминку перед уроком. Объектом изучения может послужить билет, афиша, рекламный проспект, схематический чертеж, график. 

Программа международных исследований PISA – это система оценки навыков учащихся, призванная в т. ч. выявлять уровень функциональной грамотности школьников.

Впервые исследование PISA проводилось в 2000 г., когда в нем участвовала Организация экономического сотрудничества и развития и межправительственных организаций из 32 стран. С каждым следующим циклом популярность программы возрастает, к ней присоединяется все больше стран.

PISA – уникальное исследование, в нем оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, т. е. формирование функциональной грамотности учащихся. Проверяются три вида такой грамотности: «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность».

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некая нестандартная ситуация (проблема). К тексту прилагается от одного до шести вопросов разной сложности. Оценивается способность учащихся, используя знания в соответствующей предметной области, понять и решить проблему, которая лежит вне рамок самой этой области.

Развитие и формирование функциональной грамотности у младших школьников

Развитие и формирование функциональной грамотности у младших школьников

Развитие и формирование функциональной грамотности у младших школьников

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль