Развитие и формирование функциональной грамотности у младших школьников

222

О пользе, которую приносят книги для развития личности, известно всем. Книги способствуют радости и удовольствию. Это и развлечение, и приключение. Интересные книги могут заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книга может также утешить или подсказать выход из трудной ситуации. Чтение расширяет кругозор. И все это способствует формированию функциональной грамотности.

Важно отметить, что в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», речь идет о предметных результатах освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания учебного предмета «Литературное чтение», что в дальнейшем способствует формированию функциональной грамотности. В числе результатов важно выделить следующие:

  • осознание значимости чтения, как важного фактора для личностного развития;
  • формирование потребности в системном чтении;
  • понимание роли чтения, а также использование разных видов чтения (ознако-мительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и давать оценку содержанию и специфике различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение важного для продолжения образования уровня читательской образованности, общего речевого развития, т. е. формирование функциональной грамотности (другими словами, овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными методами интерпретции, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий). 

Особенности читательской деятельности учащегося как важного приема при формировании функциональной грамотности

В основе читательской компетентности лежит читательская деятельность. Ребенку необходимо сформировать такую читательскую компетентность, при которой он способен:

  • воспринимать текст произведения;
  • понимать то, что он читает, на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);
  • воссоздавать в своем воображении то, что он прочитал, (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески.

Учителя, как правило, четко осознают необходимость формирования функциональной грамотности у учащихся. При этом многие стараются расширить круг чтения детей, предлагая им списки книг, которые необходимо прочитать. Но, к сожалению, просто читать недостаточно. Необходимо развивать у детей такое качество, как функциональная грамотность.

Рассмотрим это понятие более подробно.

Особенности и формирование функциональной грамотности учащегося 

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Функциональное чтение предполагает приемы просмотрового чтения («сканирования») и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т. д.

Функциональная грамотность – это навык использования приемов чтения и письма в условиях взаимодействия в социуме (чтение инструкций, заполнение анкет и т. д.). В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – это уровень знаний и умений, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. О существовании и формировании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием.

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен рассматривать одну систему приемов чтения и понимания текста за другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Основные признаки формирования функциональной грамотности:

  • готовность к повышению уровня образованности;
  • способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите
  • своих прав и осознанию своих обязанностей;
  • готовность адаптироваться в современном обществе, ориентация на возможности развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности;
  • способность к коммуникативной деятельности. 

Педагогами постоянно используются в своей деятельности комплексные работы, которые включают в себя задания по разным учебным дисциплинам, но во главу угла в них поставлено все-таки чтение. Однако именно от педагогов зависит качество сформированности читательской компетентности у учащихся.

В приложении представлено описание задания для учащихся 3–4-х классов «Поход в дельфинарий», направленного на формирование функциональной грамотности у младших школьников, умения находить нужные данные, верно их интерпретировать и использовать в своей деятельности. Используя в своей работе данную методику, педагог может добиться повышения функциональной грамотности детей и повысить результаты освоения ими основной образовательной программы начального общего образования. Такие упражнения можно составить самостоятельно и давать как разминку перед уроком. Объектом изучения может послужить билет, афиша, рекламный проспект, схематический чертеж, график. 

Программа международных исследований PISA – это система оценки навыков учащихся, призванная в т. ч. выявлять уровень функциональной грамотности школьников.

Впервые исследование PISA проводилось в 2000 г., когда в нем участвовала Организация экономического сотрудничества и развития и межправительственных организаций из 32 стран. С каждым следующим циклом популярность программы возрастает, к ней присоединяется все больше стран.

PISA – уникальное исследование, в нем оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, т. е. формирование функциональной грамотности учащихся. Проверяются три вида такой грамотности: «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность».

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некая нестандартная ситуация (проблема). К тексту прилагается от одного до шести вопросов разной сложности. Оценивается способность учащихся, используя знания в соответствующей предметной области, понять и решить проблему, которая лежит вне рамок самой этой области.

Развитие и формирование функциональной грамотности у младших школьников

Развитие и формирование функциональной грамотности у младших школьников

Развитие и формирование функциональной грамотности у младших школьников

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль