Организация и проведение олимпиад по литературному чтению в начальной школе

278

Цели и задачи проведения олимпиад по литературному чтению и другим предметам в начальной школе:

  • всестороннее развитие учащихся через повышение у них интереса к учебному предмету;
  • формирование у школьников умения и желания самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
  • правильно воспринимать задания нестандартного характера, повышенной трудности;
  • преодолевать психологическое напряжение при работе в незнакомой обстановке.

Любому обществу нужны одаренные люди. Задача семьи – вовремя разглядеть способности ребенка, задача общеобразовательной организации (далее – ОО) – поддержать ребенка и развить его способности. Каждый учитель не понаслышке знает, что есть ученики, которых не удовлетворяет работа только со школьными пособиями, им не всегда интересно на уроках, они читают самостоятельно подобранную литературу, словари и энциклопедии, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Посредством проведения олимпиад по литературному чтению и другим предметам важно выявить таких детей и помочь им осуществить планы и мечты, наиболее полно раскрыть свои способности.

Современный выпускник начальной школы должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовать свою учебную деятельность. Следовательно, современный учитель должен организовать процесс развития ребенка так, чтобы новое знание давалось ему не в готовом виде, а было открыто в процессе собственной деятельности.

Среди приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. В практике работы ОО олимпиады по литературному чтению проводятся редко. А ведь литературная олимпиада в начальных классах – это своеобразное соревнование в знаниях литературных произведений, умениях анализировать их. 

Подготовка к олимпиадам по литературному чтению

Курс литературного чтения в начальных классах играет исключительную роль в становлении личности младшего школьника. Как важно, чтобы круг чтения не ограничивался только теми текстами, которые предлагаются в учебнике, чтобы ребенок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. Поскольку двигателем такого стремления является интерес, посредством проведения олимпиад по литературному чтению важно приобщать детей к работе с учебным материалом повышенного уровня сложности.


Пример

С первых уроков обучения грамоте, а в дальнейшем литературного чтения, дети с интересом включаются в работу по составлению загадок о предметах и героях прочитанных произведений – в процессе игры «Пойми меня», работают с пословицами («Собери пословицу», «Продолжи пословицу», «Переведи на русский язык», «Подбери пословицу по теме», «Подбери пословицу к рассказу»), составляют словари фразеологизмов, создают методом творческого проекта «Дневники читательских удовольствий», дидактические игры, викторины по прочитанным книгам.


Организация исследовательской, проектной деятельности учащихся направлена на максимальное раскрытие их индивидуальных способностей, развитие мотивации творческого роста, что и преследует проведение олимпиад по литературному чтению. Приведем примеры организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников в МБОУ «Новожизненская средняя общеобразовательная школа» п. Областной с/х опытной станции Волгоградской области.


Пример

В процессе работы над семейным проектом «Образ лисы в русских народных сказках и в природе» ученики не только исследовали, всегда ли лиса в сказках хитрая, но и смогли реализовать свои артистические способности. Родители были помощниками своих детей. Мамы-лисички и девочки-лисички подготовили инсценировки сказок, в которых лиса не только хитрая и коварная, но и обманутая. А мальчики-ученые провели исследование, какова лиса в природе.


После знакомства с несколькими рассказами одного автора у детей часто возникает желание поделиться впечатлениями о прочитанном.


Пример

В ходе работы над проектом «Книга читательских удовольствий» школьники с помощью дополнительных источников информации находили сведения об авторах литературных произведений, подбирали пословицы к рассказам, сочиняли загадки, готовили материалы для игры «Пойми меня» (опорные слова), оформляли страницы «Книги читательских удовольствий», работали над рекламой для нее в форме отзыва, стихотворения, инсценировки.


Традиционными в начальных классах должны быть конкурсы «Самая читающая семья». Для организации семейного чтения важно ежегодное проведение в начальных классах родительских собраний с элементами тренинга на тему «Семейное воспитание».

Требования к составлению задания для олимпиад по литературному чтению

Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – все это создает определенные трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиад. Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах. Но они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания вызывали интерес учащихся.

Все задания для проведения олимпиад по литературному чтению делятся на три группы: репродуктивные, частично-поисковые и творческие.

При составлении заданий важно соблюдать ряд требований:

  • несколько заданий должны быть посильны всем участникам;
  • часть заданий должны допускать несколько подходов к поиску решения олимпиадных заданий;
  • обязательно должны быть включены задания творческого характера,т .к. именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;
  • все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса;
  • участник олимпиады должен не только продемонстрировать имеющиеся знания, но и получить новые;
  • объем самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало больше часа.

Особенности организации и проведения олимпиад по литературному чтению

Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают «олимпиадным мышлением» – способностью в короткий срок наметить пути решения задач и выбрать из них оптимальный.

За неделю до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде, знакомит их с системой оценки, правилами оформления выполненных работ и регламентом проведения олимпиады. Обязательным этапом мероприятия является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того чтобы ученики могли оценить уровень своих знаний и удовлетворить любопытство.

Можно практиковать выполнение заданий для олимпиад по литературному чтению дома. Если какая-то книга не прочитана, то ребенок не сможет выполнить задание по этому произведению. А вот дома есть возможность прочитать книгу и выполнить задание. Нельзя исключать того, что родители помогут ребенку, и тогда трудно будет корректно подвести итоги олимпиады. В этом случае результаты олимпиады зависят от выполнения творческого задания. Приведем примеры творческих заданий для олимпиад по литературному чтению.


Пример

2-й класс
1. Все знают ворчалки Винни-Пуха из сказки А.А. Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все».

Перечитайте их еще раз и сочините свои ворчалки для Винни-Пуха.
2. Вспомните сказку В.В. Бианки «Чей нос лучше?». Сочините свою сказку, в которой предметы «спорят», кто лучше. Начните сказку так: «Поспорила посуда, кто важней на кухне...».

3-й класс 1. Перечитайте рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное всегда становится явным».

Сочините свой рассказ о Дениске. Назовите рассказ словами пословицы: а) Любишь кататься, люби и саночки возить.
б) Пуганая птица всего боится. 2. Сочините частушки про героев из рассказов Н.Н. Носова. Начните так:

Мы про носовских героев Вам частушки спеть хотим. В своей жизни их ошибок Никогда не совершим.

Укажите, о героях каких рассказов написаны ваши частушки.

4-й класс 1. Сочините волшебную сказку, в которой сказочные герои пользуются волшебными предметами: а) сапоги-скороходы, волшебное зеркальце и волшебная палочка б) ковер-самолет, цветик-семицветик, волшебное колечко; в) волшебный клубок, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. 2. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старик со своею старухой жил у синего моря. Сочините свою сказку, в которой старик со старухой жили бы у дремучего леса.


Критерии оценивания результатов олимпиад по литературному чтению

При оценивании выполненных заданий следует руководствоваться следующими критериями:

  • задания оцениваются суммой баллов, соответствующей количеству верных ответов. Безупречный ответ – 2 балла, неточный – 1, неверный – 0;
  • творческиезаданияоцениваютсяпоследующимкритериям:содержание, форма выражения, оригинальность (от 0 до 2 баллов за каждый критерий).

После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители. Подведение итогов и награждение проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных призов.

По результатам проведения школьного тура олимпиад по литературному чтению и по другим учебным предметам в 4-х классах формируются группы для подготовки к участию в интернет-олимпиадах, олимпиадах более крупного масштаба. В приложении представлены материалы для проведения олимпиад по литературному чтению для учащихся 2–4-х классов и ответы к ним.

Используя предлагаемый материал творчески, учитель может постоянно во время уроков и на внеклассных занятиях поддерживать интерес к чтению у младших школьников. Разные по степени сложности задания в сочетании с увлекательностью тестов научат детей размышлять, наблюдать, сравнивать, объяснять полученные результаты, обобщать и делать выводы.

См приложение: Материалы для проведения олимпиад по литературному чтению для учащихся 2–4-х классов 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль