Формирование метапредметных результатов обучения предмету «Физическая культура»

389

С 1 сентября 2010 г. все школы России приступили к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, согласно которому развитие личности учащегося с учетом формирования метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий (далее – УУД) составляет цель и основной результат образования.

ФГОС руководствуется требованиями к результатам учащихся, которые освоили базовую образовательную программу начального общего образования (далее – ООП). Это следующие требования:

  • личностные, включающие готовность и способность самореализации;
  • - сформированность мотивации к образованию и познанию;
  • - ценностно-смысловые установки, которые отражают индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
  • - сформированность у учеников начальной школы основ гражданской идентичности;
  • цели метапредметного обучения в школе, включающие освоенные учащимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
  • предметные, которые включают полученный учащимися в ходе освоения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, которые лежат в основе современной научной картины мира.

В частности, для учебной дисциплины «Физическая культура» указанные выше результаты подробно прописаны в примерной программе по физической культуре.

Педагог обязан представить данные о качественной динамической характеристике процесса формирования каждого качества по годам обучения (отдельно речь идет о личностном и метапредметном). Такая динамическая модель формирования метапредметных результатов обучения, осваиваемая в рамках учебной дисциплины «Физическая культура», считается необходимой для формирования критериальной оценки итогов освоения учащимися ООП, деятельности педагогов общеобразовательных организаций (далее – ОО), функционирования системы образования в целом.

К сожалению, как показывают наши наблюдения и беседы с учителями физической культуры и администрацией ОО, именно представление такой динамической модели формирования метапредметных результатов обучения по всем учебным предметам начального общего образования (а не только по физической культуре) является актуальной проблемой. Отсутствие представлений о четкости и однозначности в последовательности формирования личностных и метапредметных результатов не позволяет учителю реализовать ФГОС именно в той методологической парадигме, в которой он был сформирован.

Методологический аспект проблемы формирования метапредметных результатов обучения

Основываясь на наших методических наработках и на трудах А.В. Хуторского, мы предлагаем следующее методологическое решение данной проблемы. А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения:

  • Компетенция – взаимосвязь качеств личности (это знаниия, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенной части предметов и процессов и необходимых для качественной деятельности по отношению к ним.
  • Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личное к ней отношение и отношение к предмету деятельности.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности (личностные и метапредметные результаты) представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов. 

Следовательно, этапы целевого осмысления учащимися применения комплекса знаний, умений и способов деятельности (обобщенная динамическая модель формирования метапредметных результатов обучения) могут быть описаны в следующих терминах: знание – понимание – оценка – стремление – готовность.

Знание предполагает прямое (дословное) воспроизведение фактов и действий по изучаемой дисциплине.

Понимание – объяснение фактов (последовательности выполнения действий или просто действий) с привлечением примеров из реальной жизни.

Оценка – оценивание своих и чужих действий (поступков) на соответствие определенным эталонам (ценностям, правилам).

Стремление помочь педагогу (однокласснику) в совершении определенного действия и/или применения знания как сознательная попытка самостоятельно получить результат и/или внести коррективы в определенную деятельность для повышения ее эффективности.

Готовность – выполнение определенных действий (поступков) с минимальной поддержкой педагога в результате убежденности в необходимости их совершения (в определенной последовательности, по заданным правилам, в соответствии с данными образцами) и с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей.

Используя предложенные термины, дадим развернутую характеристику формирования метапредметных результатов обучения младших школьников по годам обучения.

В приложении 1 представлена динамическая модель формирования у младших школьников личностных результатов обучения в соответствии с примерной программой по физической культуре. В приложении 2 – динамическая модель формирования метапредметных результатов обучения у младших школьников в соответствии с примерной программой по физической культуре.

Учитывая, что учителя физкультуры, как правило, редко используют примерную программу по физической культуре, а проектируют образовательный процесс на основе авторских рабочих программ (В.Я. Лях, А.П. Матвеев, И.А. Винер и др.), необходимо (и возможно) конкретизировать (уточнить) предложенную динамическую модель формирования метапредметных результатов обучения младших школьников в соответствии с содержательными особенностями авторской рабочей программы.

В качестве примера покажем, как это можно сделать для личностных и метапредметных результатов, прописанных в рабочей программе В.И. Ляха.

В приложении 3 представлена динамическая модель формирования у младших школьников личностных результатов обучения в соответствии с рабочей программой по физической культуре В.И. Ляха. В приложении 4 – динамическая модель формирования метапредметных результатов обучения у младших школьников в соответствии с рабочей программой по физической культуре В.И. Ляха.

Приложение 1

Динамическая модель формирования у младших школьников личностных результатов обучения в соответствии с примерной программой по физической культуре

Классы

Уровни сформированности личностных результатов освоения учащимися ООП

1

2

Активное включение учащихся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

1

Знание примеров следования принципам «фейр-плей»* отечественных и зарубежных спортсменов. Среди принципов «фейр-плей»: уважение к сопернику, уважение к правилам и решениям судей, равные шансы всех спортсменов, самоконтроль спортсмена (умение адекватно воспринимать любой исход состязания)

2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) принципов «фейр-плей»

3–4

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из жизни) принципов «фейр-плей». Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований на соответствие принципам «фейр-плей».
Готовность следовать принципам «фейр-плей» не только на занятиях физической культурой и во время проведения соревнования, но и в повседневной жизни

Проявление учащимися положительных качеств личности
и управление своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях

1

Знание примеров проявления «командного духа» отечественными спортсменами

2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) понятия «командный дух». Стремление помочь педагогу поддерживать «командный дух» в различных ситуациях на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований

3–4

Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований на проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями. Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) необходимости в различных социальных ситуациях действовать на достижение общественного благополучия командный дух» России).

Готовность разрешать спорные ситуации путем переговоров и взаимных уступок для сохранения «командного духа» и достижения общего успеха и общего благополучия

Проявление учащимися дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение) личной ответственности за свои поступки на примерах из жизни параолимпийцев и поведения известных спортсменов, необходимости проявления дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
Стремление проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство на занятиях физической культурой и во время проведения соревнований

3–4

Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований на проявление личной ответственности и самостоятельности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.
Готовность проявлять личную ответственность за свое отношение к занятиям физической культурой и за свои поступки на занятиях и во время проведения соревнований

Оказание учащимися бескорыстной помощи сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) принципов «фейр-плей»
и «командного духа» (оказание бескорыстной помощи сверстникам, нахождение общего языка и общих интересов)

3–4

Готовность оказания бескорыстной помощи сверстникам на занятиях и во время проведения соревнований, нахождение с ними общего языка и общих интересов как проявление принципов «фейр-плей» и «командного духа»

Приложение 2

Динамическая модель формирования метапредметных результатов обучения у младших школьников в соответствии с примерной программой по физической культуре

Классы

Уровни сформированности метапредметных результатов

1

2

Характеристика учащимся явлений (действий и поступков),
их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) понятий «физическая культура»
и «здоровье».
Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) понятий «органы человека» и «системы организма человека», их основных характеристик.

Знание доступных процедур контроля за деятельностью органов человека и систем организма

3–4

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) влияния различных компонентов физиче- ской культуры (регулярные занятия, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья человека (физического и психического), повышение работоспособности и достижение состояния благополучия (социальной успешности).

Готовность к доступному самоконтролю за функционированием органов и систем организма (в частности, при выполнении физических упражнений)

Обнаружение учащимся ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение) необходимости самоконтроля, нахождение способов исправления ошибок и улучшения собственных действий при выполнении упражнений.
Активная помощь педагогу в обнаружении ошибок при выполнении учебных заданий сверстниками и отбор способов их исправления

3–4

Готовность к самостоятельному объективному контролю и самоконтролю при выполнении учебных заданий и отбору способов их исправления (при минимальной помощи педагога).
Готовность к длительным усилиям для достижения четкости и безошибочности при выполнении учебных упражнений

Общение и взаимодействие учащегося со сверстниками
на принципах взаимоуважения и взаимопомощи
, дружбы и толерантности

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) необходимости разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества командный дух»).
Активная помощь педагогу в разрешении конфликтных ситуаций между одноклассниками посредством учета интереса сторон и сотрудничества (охранение и укрепление «командного духа»)

3–4

Убеждение в необходимости разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества команд- ный дух») и способность это доказать (на конкретных примерах).
В большинстве ситуаций проявление желания разрешать конфликтные ситуации с одноклассниками посредством учета интересов сторон и сотрудничества (сохранение и укрепление «командного духа»)

Обеспечение учащимся защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой

1–2

Понимание необходимости (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) активного отдыха и занятий физической культурой на природе (свежем воздухе) с обязательным обеспечением защиты и сохранности природы

3–4

Оценка собственного поведения и поведения окружающих людей во время активного отдыха на природе на разум- ность, целесообразность и на предмет сохранения природы во время активного отдыха.
Готовность к активному разумному отдыху и занятиям физической культурой на природе (свежем воздухе)

Организация самостоятельной деятельности учащегося с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий

1

Понимание необходимости (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) соблюдения правил поведения во время занятий физической культурой, сохранения инвентаря и оборудования

2

Готовность соблюдать правила поведения на уроках физической культуры и при проведении соревнований

3–4

Оценка собственного поведения и поведения одноклассников на уроках физической культуры с точки зрения соблюдения правил для учащихся.
Оценка поведения всех участников соревнований на соблюдение правил поведения и участия в соревнованиях

Планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе ее выполнения

1–2

Знание основных показателей физического развития и физических способностей, а также доступных методов контроля своего самочувствия и физических нагрузок, приемов экспресс-диагностики физического развития. Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) последовательности проведения занятия физической культурой и выполнения комплекса упражнений оздоровительной и корригирующей направленности

3–4

Готовность самостоятельно (или с минимальной поддержкой педагога) применять доступные методы контроля личного самочувствия и физических нагрузок, а также приемов экспресс-диагностики физического развития с целью оценки эффективности личных усилий для достижения желаемого результата.
Готовность самостоятельно (или с минимальной поддержкой педагога) выполнять комплекс упражнений оздорови- тельной и корригирующей направленности, а также при необходимости показывать их другим учащимся

Анализ и объективная оценка учащимся результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения

1–2

Понимание (разумное объяснение с минимальной поддержкой педагога) цели конкретного занятия физической культурой, а также понимание результатов, которые необходимо достигнуть, и того, какие усилия (действия) необходи- мо для этого приложить

3–4

Оценка собственных усилий по достижению желаемого результата.
Готовность самостоятельно определить для каждого занятия физической культурой:

  • личные задачи, которые необходимо решить на конкретном занятии;

  • ожидаемые личные результаты;

  • личные ресурсы для достижения ожидаемых результатов

Видение учащимся красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) понятия «красота движения». Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) необходимости занятиями физической культурой для формирования красоты движений

3–4

Оценка красоты движений собственных и окружающих людей.
Готовность к разумным и индивидуально обусловленным усилиям по формированию красоты движений

Оценка учащимся красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) понятия «красота тела». Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) необходимости занятиями физической культурой для формирования красивого тела

3–4

Оценка красоты тела собственного и окружающих людей на соответствие эталонным образцам. Готовность к разумным и индивидуально обусловленным усилиям по формированию красивого тела

Управление учащимся эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми (проявление хладнокровия, сдержанности и рассудительности)

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) необходимости применения эталонов оценки собственного поведения и поведения окружающих на занятиях физической культурой и при проведении соревнований (хладнокровие, сдержанность, рассудительность)

3–4

Готовность самостоятельно (или с минимальной поддержкой педагога) оценивать собственное поведение и пове- дение окружающих на занятиях физической культурой и при проведении соревнований на основе сравнения
с эталонами
(хладнокровие, сдержанность, рассудительность)

Технически правильное выполнение учащимся двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) последовательности выполнения комплекса упражнений (двигательных действий) базовых видов спорта на занятиях физической культурой.
Оценка (с минимальной помощью педагога) технически точного выполнения двигательных действий из базовых видов спорта на занятиях и во время соревнований

3–4

Оценка технически точного выполнения двигательных действий из базовых видов спорта на занятиях и во время соревнований.
Готовность к проявлению длительных усилий для совершенствования техники двигательных действий из базовых видов спорта

Приложение 3

Динамическая модель формирования у младших школьников личностных результатов обучения в соответствии с рабочей программой по физической культуре В.И. Ляха

Классы

Уровни сформированности личностных результатов

1

2

Формирование у учащегося чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

1

Объяснение смысла и символики Олимпийских игр, знание успехов российских спортсменов (не менее двух человек в каждом из основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, футбол, баскетбол, волейбол, зимние виды спорта, водные виды спорта)

2

Знание истории олимпийского движения и участия в нем России.
Знание спортсменов-земляков, участвовавших в олимпиадах и международных чемпионатах по основным видам спорта

3

Понимание разницы между чемпионатами мира, Европы и олимпиадами.
Знание истории побед отечественных спортсменов (в т. ч. земляков) в различных спортивных состязаниях по базовым видам спорта (легкая атлетика, гимнастика, футбол, баскетбол, волейбол, зимние виды спорта, водные виды спорта)

4

Понимание (осознанное и вразумительное объяснение на конкретных примерах), почему участие и победы отечествен- ных спортсменов в различного рода международных соревнованиях повышают престиж России.
Оценка вклада спортсменов-земляков в спортивные победы страны

Формирование у учащегося уважительного отношения к культуре других народов

1

Знание национальных (этнических) видов спорта (спортивных игр), в первую очередь характерных для национально- стей малой Родины

2

Знание национальных (этнических) видов спорта (спортивных игр), распространенных в разных регионах России

3

Знание национальных (этнических) видов спорта (спортивных игр) государств, имеющих устойчивые дружественные связи с Россией (Казахстан, Белоруссия, Китай)

4

Знание особенностей национальных (этнических) видов спорта других народов мира

Развитие у учащегося мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли ученика

1–2

Понимание необходимости (разумное объяснение на конкретных примерах) соблюдения правил поведения во время занятий физической культурой и ее каждодневной необходимости для успешной учебы без переутомления и болезней

3–4

Оценка собственного поведения и поведения одноклассников на уроках физической культуры с точки зрения соблюдения правил для учащихся.
Оценка действий всех участников соревнований на соблюдение правил поведения и участия в них.
Готовность к активному участию в социальных акциях по пропаганде занятий физической культурой и спортом

Развитие у учащегося этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

1

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) принципов «фейр-плей». Знание примеров следования принципам «фейр-плей» отечественными спортсменами

2–3

Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований на соответствие принципам «фейр-плей»

4

Оценка собственных поступков и поступков окружающих в повседневной жизни на соответствие принципам «фейр- плей»

Развитие у учащихся навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

1

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) понятия «командный дух». Знание примеров проявления «командного духа» отечественными спортсменами

2–4

Стремление поддерживать «командный дух» в различных ситуациях на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований.

Готовность разрешать спорные ситуации путем переговоров и взаимных уступок для сохранения «командного духа» и достижения общего успеха и общего благополучия.
Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) необходимости в различных социальных ситуациях действовать на достижение общественного благополучия командный дух» России)

Развитие у учащегося самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1–2

Понимание необходимости (разумное и доступное объяснение) личной ответственности за свои поступки на примерах жизни параолимпийцев и поведения известных спортсменов в экстремальных ситуациях и в ситуациях проявления личной гражданской мужественности.
Готовность проявлять личную ответственность за свое отношение к занятиям физической культурой и за свои поступки на занятиях и во время проведения соревнований

3–4

Оценка собственных поступков и поступков одноклассников на уроках физической культуры и при проведении спортивных соревнований на проявление личной ответственности и самостоятельности.
Готовность оценивать собственные действия и действия окружающих в различных социальных ситуациях на проявление личной ответственности и самостоятельности

Формирование у учащегося эстетических потребностей, ценностей и чувств

1–2

Понимание (разумное объяснение на конкретных примерах из спорта) понятий «красота тела» и «красота движения». Понимание необходимости (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) занятий физической культурой для формирования красивого тела и красоты движений

3–4

Оценка красоты тела и движений собственных и окружающих людей.
Готовность к разумным и индивидуально обусловленным усилиям по формированию красоты тела и движений

Формирование у учащегося установки на безопасный, здоровый образ жизни

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) понятия «здоровый и безопасный образ жизни». Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) необходимости соблюдения здорового и безо- пасного образа жизни.
Знание элементарных процедур закаливания и упражнений оздоровительной гимнастики

3–4

Осознание и умение доказать (на конкретных примерах) необходимости занятий физической культурой и ведения здорового образа жизни как ресурса личного благополучия и жизненной успешности.
Умение приводить примеры (показать упражнения) закаливающих процедур и оздоровительной гимнастики.
Готовность к активному участию в различного рода социальных акциях по пропаганде здорового образа жизни и профи- лактике вредных привычек.

Понимание необходимости (возможно объяснение на конкретных примерах) гражданской (социальной) ответственности каждого человека за соблюдение здорового образа жизни

Приложение 4

Динамическая модель формирования метапредметных результатов обучения младших школьников в соответствии с рабочей программой по физической культуре В.И. Ляха

Классы

Уровни сформированности метапредметных результатов

1

2

Овладение учащимся способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

1–2

Понимание (разумное объяснение с минимальной поддержкой педагога) цели конкретного занятия физической культурой, а также понимание результатов, которые необходимо достигнуть, и того, какие усилия (действия) необходимо для этого приложить

3–4

Готовность самостоятельно определять для каждого занятия физической культурой: личные задачи, которые необхо- димо решить на занятии; ожидаемые личные результаты; личные ресурсы для достижения ожидаемых результатов

Формирование у учащегося умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные пути и способы достижения результата

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) последовательности проведения занятия физической культурой и выполнения комплекса упражнений оздоровительной и корригирующей направленности. Знание основных показателей физического развития и физических способностей, а также доступных методов контроля своего самочувствия и физических нагрузок, приемов экспресс-диагностики физического развития

3–4

Готовность самостоятельно (или с минимальной поддержкой педагога) применять доступные методы контроля личного самочувствия и физических нагрузок, а также приемов экспресс-диагностики физического развития с целью оценки эффективности личных усилий для достижения желаемого результата.
Готовность самостоятельно (или с минимальной поддержкой педагога) выполнять комплекс упражнений оздорови- тельной и корригирующей направленности, а также при необходимости показывать их (проводить) другим учащимся. Понимание необходимости (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) коррекции собственных действий при выполнении упражнений для достижения желаемого результата

Определение учащимся общей цели своей деятельности и путей ее достижения;
умения: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

1–2

Понимание особенностей (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) распределения игровых ролей (функций) в команде на соревнованиях и при выполнении командных игровых упражнений.
Понимание необходимости (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) применения эталонов оценки собственного поведения и поведения окружающих на занятиях физической культурой и при проведении соревно- ваний.

Знание эталонов поведения на занятиях физической культурой и при проведении соревнований

3–4

Готовность самостоятельно (или с минимальной поддержкой педагога) распределять игровые роли (функции) в коман- де на соревнованиях и при выполнении командных игровых упражнений.
Готовность самостоятельно (или с минимальной поддержкой педагога) оценивать собственное поведение и поведение окружающих на занятиях физической культурой и при проведении соревнований на основе сравнения с эталонами

Готовность учащегося конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества

1–2

Понимание необходимости (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах из спорта) разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества командный дух»).
Активная помощь педагогу в разрешении конфликтных ситуаций между одноклассниками посредством учета интереса сторон и сотрудничества (охранение и укрепление «командного духа»)

3–4

Осознание и умение доказывать (на конкретных примерах) необходимость разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества командный дух»).
Проявление в большинстве ситуаций желания разрешать конфликтные ситуации с одноклассниками посредством учета интереса сторон и сотрудничества (охранение и укрепление «командного духа»)

Овладение учащимся начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

1

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) понятий «физическая культура» и «здоровье»

2–4

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) влияния различных компонентов физической культуры (регулярные занятия, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья человека (физического и психического) и достижение состояния благополучия (социальной успешности)

Овладение учащимся базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

1–2

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) понятий «органы человека» и «системы организма человека», их основных характеристик.
Знание доступных процедур контроля за деятельностью органов человека и систем его организма

3–4

Понимание (разумное и доступное объяснение на конкретных примерах) влияния регулярных занятий физической культурой на развитие человека (органов и систем организма) и повышение его работоспособности.
Готовность к доступному самоконтролю за функционированием органов и систем своего организма (в частности при выполнении физических упражнений)

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль