Особенности организации единого методического дня в начальной школе

153

Решению вопросов рационализации контрольно-диагностической функции управления качеством образования в начальной школе способствуют проводимые в общеобразовательной организации (далее – ОО) единые методические дни. Задача разработки методического дня – оперативная диагностика проблем, выработка мер, регулирующих процессы и внесение корректив для поддержания системы контроля качества образования в ОО на уровне, заданном заранее, или перевода ее на более высокий.

Как показывает практика, проведение единого методического дня является одним из наиболее оперативных методов осуществления эффективной деятельности ОО по управлению качеством образования.

Единый методический день – форма развития профессиональной компетентности участников образовательного процесса, которая осуществляется при федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Единый методический день всегда начинается с инструктажа участников. Каждый участник-организатор составляет свою программу такого дня.

Цели и задачи разработки методического дня в ОО

  • активизация работы педагогов в ОО;
  • развитие творческой активности педагогов (имеется в виду обновление содержания образования);
  • внедрение в образовательный процесс современных технологий;
  • повышение уровня квалификации педагогов;
  • распространение передового опыта учителей.

Сроки проведения единых методических дней и обработки собранных по их итогам материалов четко определяются в планах ОО. Осуществляется диагностика результатов работы в рамках единого методического дня, обрабатываюся материалы диагностики (разрабатываются схемы, таблицы, диаграммы). На основе проблемно-ориентированного анализа выявляются тенденции, которые учитываются в программе по регулированию и коррекции образовательной деятельности ОО. Так осуществляется оперативная управленческая деятельность по проблемам развития ОО. Результаты такого дня обсуждаются на различных уровнях управления ОО в зависимости от цели и объема исследований:

  • на педагогических советах;
  • консилиумах;
  • методических советах;
  • заседаниях объединений учителей.

Подготовка к единому методическому дню

Единым методическим дням предшествует серьезная подготовительная работа:

  • выбор проблемы, значимой для всего педагогического коллектива;
  • создание творческой группы под руководством директора или его заме-стителей по разработке инструментария;
  • разработка методического дня, его методики (выбор классов, предметов, тем микроисследований, разработка диагностических материалов, анкет, контрольных работ, тестов). 

Мероприятия, проводимые во время единого методического дня

В день проведения единого методического дня организуются следующие мероприятия:

  • проводится инструктаж участников: учащихся, классных руководителей;
  • между ними распределяются обязанности;
  • определяется время проведения исследований;
  • проводятся исследования;
  • вся информация по итогам исследований передается для обработки вэ кспертный совет, назначенный директором ОО;
  • в процессе разработки методического дня проводится анализ собранных материалов, выявляются тенденции развития организации образовательного процесса в начальной школе;
  • по результатам работы экспертной комиссии принимаются управленческие решения;
  • готовится заседание педагогического совета или других профессиональных объединений. 

Организация и порядок во время разработки методического дня

Содержание работы единого методического дня включает:

  • проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, их развернутый анализ и обсуждение;
  • обзор новой литературы;
  • подведение итогов в форме заседания круглого стола или прессконференции с выступлениями отдельных учителей об итогах работы над новыми темами, выступлениями представителей администрации ОО с общей оценкой и анализом проведения единого методического дня. 

Порядок проведения, форма, дата проведения ежегодно определяются и утверждаются приказом директора ОО. Принять участие в таком дне могут все педагогические работники ОО. Стаж работы и возраст участников не ограничиваются. Кандидатура участника может выдвигаться как им самим, так и методическим объединением, администрацией ОО. За организацию и проведение отвечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Особенности проведения единого методического дня – педагогического совета 

Приведем пример организации методического дня – педагогического совета. Его особенность в том, что он содержит в себе элементы как семинара, так и практикума. Цель таких педагогических советов – глубокое, всестороннее рассмотрение определенной проблемы обучения и воспитания как в теории, так и на практике.

Разработка методического дня – педагогического совета начинается за 2–3 недели на заседании совета, а именно:

  • анализируется деятельность ОО;
  • выделяется основная проблема для обсуждения;
  • разрабатывается содержание работы в рамках единого педагогического дня, составляется план подготовки к нему;
  • оформляется выставка литературы соответствующей направленности.

На этапе подготовки к педагогическому совету намечаются открытые уроки, на которых будет показана реализация теоретических положений. Затем все члены педагогического коллектива распределяются на открытые уроки (по желанию самих педагогов и с учетом рекомендаций администрации). В сформированных группах выбираются учителя, ответственные за выступление по анализу урока, за выпуск бюллетеня.

Проведение единого методического дня – педагогического совета требует частичной перестройки расписания уроков. Весь педагогический коллектив собирается к первому уроку. Для учеников в этот день первый урок по всей школе используется для ученического самоуправления (классные часы).

Особенности организации единого методического дня в начальной школе


Примерная тематика для единого методического дня в начальной школе:

  • «Детская проблема: способы выявления и реагирования»;
  • «Превентивная педагогическая поддержка: технология и методы»;
  • «Рефлексивная деятельность учащихся как необходимое условие саморазвития личности»;
  • «Самореализация младших школьников: роль семейного воспитания»;
  • «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»;
  • «Роль классного руководителя в формировании  учебной мотивации гимназистов» и др. 

В это время в процессе разработки методического дня:

  • проводится первое пленарное утреннее заседание (теоретическая часть) педагогического совета;
  • дается краткий обзор проблем в виде доклада или сообщений учителей;
  • проводится инструктаж по дальнейшей организации педагогического совета.

На второй урок приглашаются учащиеся только тех классов, в которых будут проводиться открытые уроки. Учителя расходятся по группам на практическую часть – открытые уроки. Расписание посещений уроков может быть составлено по различным схемам: линейной, круговой, секционной и т. д.

Перед уроком учитель делает его краткое представление, разъясняет, как реализуется на уроке тема педагогического совета. Во время урока группа слушателей ведет запись наблюдений, замечаний, комментариев, пояснений и т. п.

По окончании урока организуется 30-минутный перерыв, в течение которого:

  • проводится краткое обсуждение, делаются обобщения;
  • выделяется то положительное, что может быть представлено вниманию коллектива;
  • проговариваются рекомендации;
  • оформляется методический бюллетень, который потом будет представлен педагогическому совету школы.

После этого учителя расходятся на свои уроки по расписанию. Администрация ОО и учителя, свободные от проведения уроков:

  • осуществляют предварительный анализ;
  • готовятся к вечернему заседанию;
  • оформляют бюллетени.

Методический бюллетень (еще одна важная часть системы разработки методического дня) – результат коллективного обсуждения открытого урока, отзывы о том, насколько целесообразно выбраны формы, методы, приемы урока, как способствуют они достижению поставленной цели. Отмечается то, что может быть использовано в практике другими учителями. В доброжелательной форме высказываются рекомендации.

Второе пленарное заседание является вечерним (проводится после уроков) и начинается с самоанализа урока учителем с позиций темы педагогического совета. Затем группа дает оценку того, как данная проблема реализована на практике. По итогам выступлений всех групп вырабатываются рекомендации, принимается решение.

По продолжительности единый методический день – педагогический совет растянут на целый учебный день, но учебный процесс при этом не прерывается. На рисунке представлена технологическая схема проведения такого дня – педагогического совета.

В приложении 1 дан пример планирования хода дня по теме «Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: из опыта работы».

Особенности организации единого методического дня в начальной школе

В рамках разработки методического дня хорошо зарекомендовали себя такие формы работы с педагогическим коллективом, как:

  • мастер-классы;
  • педагогические мастерские;
  • дискуссии и др.

В приложении 2 представлено описание хода педагогической мастерской по теме «Рефлексивная деятельность учащихся как необходимое условие саморазвития личности».  

Особенности организации единого методического дня в начальной школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль