Оценка качества достижений внеурочной деятельности младших школьников

372

Группой специалистов во главе с ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования» разработана методика организации учета и оценивания внеурочной деятельности младших школьников с позиций системного подхода в начальном общем образовании (далее – методика). Средством реализации методики является электронный журнал учета работы вне урока, который позволяет учитывать достижения каждого ребенка в общеобразовательной организации (далее – ОО).

В данной статье мы рассмотрим основные особенности и приемы отслеживания динамики уровня практической самостоятельности и социальной активности младших школьников в занятости вне урока, диагностики достижений внеурочной деятельности с позиции включения учеников в систему социальных связей. Бесплатно скачать электронное пособие «Методика оценки качества внеурочной работы и внеурочных достижений младшего школьника в контексте ФГОС НОО» (далее – электронное методическое пособие) можно по ссылке http://moipkro.ru/section/fgos/nachal/391.

Электронное методическое пособие включает в себя:

  • электронный журнал учета внеклассного обучения;
  • методические рекомендации к нему;
  • приложения (с методиками стартовой и итоговой диагностики внеурочной занятости, образцами аналитических справок и другими справочными материалами).

Основные разделы методического пособия:

  • Критерии и индикаторы оценки достижений внеурочной деятельности младшего школьника.
  • Методика как инструмент внутренней и внешней оценки внеурочного обучений.
  • Содержание и структура электронного журнала учета внеклассного обучения.
  • Методические рекомендации по порядку работы с электронным журналом.
  • Технические советы для малоопытных пользователей персонального компьютера.
  • Выводы по апробации электронного журнала учета внеклассной занятости. Бонусные баллы.
  • Карта педагогической оценки (самооценки) внеурочной работы и достижений младших школьников. 

Авторский коллектив электронного методического пособия, рассматривающего достижения внеурочной деятельности

Авторский коллектив электронного методического пособия состоял из 14 человек (Т.Е. Соколова, И.И. Гулевич, А.Н. Аскерова, О.В. Баданина, В.В. Верба, Н.И. Коточигова, Л.П. Ляш, И.А. Мельник, О.И. Михалева, В.В. Орлова, И.Е. Полякова, А.Ю. Салюк, Н.А. Сизова, Т.А. Тарасенок), в числе которых учителя и педагоги-психологи, представители администрации ОО и муниципальных методических служб, ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования». Коллектив работал под контролем Министерства образования и науки Мурманской области.

Рецензентами работы стали:

  • А.Н. Кохичко, д-р. пед. наук, доц., проф. каф. дошкольного и начального образования ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования»;
  • Н.А. Демьянченко, директор МБОУ г. Мурманска «Городской информационно-методический центр работников образования»;
  • Е.М. Зламан, директор МБУО «Информационно-методический центр», г. Снежногорск, Мурманская область.

Начало разработки электронного методического пособия по теме достижений внеурочной деятельности

На старте работы над электронным методическим пособием авторским коллективом были согласованы основные положения и особенности будущей методики.

По замыслу авторов методика должна была:

  • предоставить возможность оценки качества организации внеурочной занятости в ОО с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода (не на описательном, а на технологическом уровне);
  • уделить при оценке качества внеклассной занятости максимальное внимание конкретному ребенку, вовлеченному в эту занятость в школе и за ее пределами.

Ведущие положения методики авторы постарались максимально согласовать с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В результате были выделены следующие определяющие тезисы:

  • Основная цель ФГОС–создание условий для развития ребенка.
  • Личностное, социальное и познавательное развитие определяется характером их занятости.
  • Особое внимание ФГОС направлено на формирование у школьников универсальных способов обучения (на уроке и во внеурочное время): универсальных учебных действий (далее – УУД) регулятивного, коммуникативного и познавательного характера.
  • Основным критерием качества УУД является уровень самостоятельности учащегося (его готовность применять эти действия в разнообразных жизненных ситуациях).

Акцент на метапредметной составляющей достижений внеурочной деятельности учащихся 

Таким образом, ключевыми понятиями в разработке электронного методического пособия стали: «характер занятости», «метапредметные УУД» и как наивысший критерий результативнсти в оценке внеурочного обучения – «уровень самостоятельности учащихся».

По определению работа вне урока осуществляется в формах, отличных от классно-урочных. При этом в контексте ФГОС отмечается единство учебной и внеклассной занятости, которое проявляется в их нацеленности на общие планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), в первую очередь на результаты личностные и метапредметные.

В рамках рассматриваемой методики внимание сконцентрировано на общей метапредметной составляющей внеурочного обучения учащихся в классе, группах продленного дня (далее – ГПД), коллективах дополнительного образования, т. е. на умениях регулятивного, коммуникативного и, где это возможно, познавательного характера, которые могут быть предметом мониторинга.

Достижения занятости вне урока - это, в большей степени, индивидуальные особенности младших школьников. И в данном контексте не помешает строить их индивидуальные образовательные траектории в достижении метапредметных результатов: развивать навыки регулятивного характера, совершенствовать умения и навыки делового общения, учить приемам поиска и обработки информации.

Фиксация уровней участия каждого ученика в достижениях внеурочной деятельности 

Чтобы была обеспечена динамика уровня творческой и социальной активности и самостоятельности младшего школьника, он должен за 4 года обучения совершить в обучении вне урока переход от позиции наблюдателя к ролям, требующим личного творческого вклада и организаторских действий. Поэтому в данной методике предусмотрена оценка каждого проводимого с детьми внеурочного занятия (соответствующего программе обучения вне урока в данной ОО) с точки зрения занятости каждого ученика в том или ином коллективном деле: уровня его участия в качестве наблюдателя, исполнителя, проектировщика или организатора.


Метапредметные достижения внеурочной деятельности учащихся: 

  • регулятивные: проектирование, контроль, оценка результатов;
  • коммуникативные: деловое общение;
  • познавательные: поиск и обработка информации.

В электронном журнале учета обучения вне урока предусмотрено отражение их социальных ролей в персональных детских электронных портфолио. При минимальной загрузке учителя (при правильном заполнении журнала – не более 20 мин в неделю) на страничке каждого ученика можно увидеть:

  • когда и в каких делах класса, кружка или секции он участвовал; 
  • какие социальные роли и как выполнял.

На основании записей в журнале педагог может сделать вполне объективный вывод об индивидуальной траектории формирования метапредметных достижений каждого ученика за истекший период учебного года.


Это полезно знать

Уровни воспитательных результатов и эффектов обучения учащихся:

  • первый характеризуется получением детьми знаний в процессе взаимодействия с учителем;
  • второй – получением опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества при взаимодействии учащихся между собой; 
  • третий – получением опыта самостоятельного общественного действия при взаимодействии с социумом.

Достижения внеурочной деятельности с точки зрения умений педагога развивать социальноую активность детей 

Уровень социальной активности и самостоятельности учащегося зависит от умения педагога создавать условия для положительной динамики этих характеристик.

Чтобы обеспечить динамику развития активности и самостоятельности учащихся, сами внеурочные занятия в структуре воспитательной работы с младшими школьниками авторы методики предлагают оценивать, используя шкалу уровневой оценки воспитательных результатов и эффектов занятости.

В соответствии с указанной шкалой к первому уровню воспитательных результатов и эффектов занятости учащихся относится получение детьми знаний в процессе взаимодействия с учителем. При этом формы работы педагога с учащимися могут быть следующими: организованные учителем беседы, тематические классные часы, экскурсии и пр. В мероприятиях, относящихся к первому уровню, дети (за небольшим исключением), как правило, являются наблюдателями или исполнителями – участниками фронтальной работы педагога с детьми. Это самый низкий уровень активности и самостоятельности детей.

Ко второму уровню относится получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества при взаимодействии учеников между собой, что сказывается на достижениях внеурочной деятельности. Чаще всего это походы и прогулки на природу, «дни здоровья», праздники, викторины, конкурсы, соревнования, КВН, диспуты, проекты, исследования и пр. В ходе таких коллективных творческих дел создаются условия для развития у школьников коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Наивысший, третий уровень воспитательных результатов и эффектов занятости возможен лишь при организации социально ориентированных коллективных дел, с большой долей самостоятельности учеников. Это могут быть выставки, концерты, спектакли вне класса, социально ориентированные акции, проекты и праздники, экологические экспедиции и пр.

Только в коллективных делах третьего уровня подавляющее большинство детей данной группы (класса, ГПД, кружка) могут принять участие в самых активных формах работы: в проектировании коллективного творческого дела и в его организации, проявив максимум самостоятельности и творчества.

В методике предусмотрена согласованность в оценке уровня коллективного дела и уровня занятости в нем школьников.

Электронный журнал учета достижений внеурочной деятельности учащихся

Основным механизмом оценивания качества занятости вне урока младших школьников в рамках рассматриваемой методики является электронный журнал учета внеклассной работе.

В содержание журнала входят формы для фиксации следующих данных:

  • запросы учащихся и их родителей в области внеурочного образования (на уровне класса) и проектирование занятости каждого учащегося во внеурочной занятости с учетом его запросов и пожеланий его семьи;
  • занятость учащихся вне урока в классе и ГПД по пяти направлениям, определенным ФГОС (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
  • качество и результативность участия учеников данного класса в работе детских объединений (кружков, секций);
  • удовлетворенность качеством и результативностью учащихся согласно самооценке учащегося, оценке его родителей, а также учителя и педагога-психолога.

С помощью электронного журнала возможна не только уровневая оценка всех коллективных творческих дел класса и ГПД, но и оценка динамики самостоятельности и активности во работы вне урока каждого школьника. Созданный в рамках методики электронный журнал учета внеурочного обучения учащихся не требует больших усилий от педагога, но требует элементарных умений работы с таблицами Microsoft O ce Excel. Данная программа выбрана для создания электронного журнала по причине всеобщей доступности и минимальной затратности в процессе разработки журнала.


В апреле – мае 2013 г. прошла апробация методики организации учета и оценивания качества внеурочной занятости младших школьников с позиций системно-деятельностного подхода в начальном общем образовании в 23 ОО Мурманской области при участии 90 учителей и воспитателей ГПД. По результатам апробации получено 114 отзывов учителей и администрации школ. Положительных отзывов – 98, т. e. 86%. Негативные отзывы связаны в основном с неумением и нежеланием работать в Microsoft O ce Excel.

Данная методика в настоящее время используется в учебном процессе в рамках повышения квалификации, она была представлена педагогам на консультациях и семинарах в ГАУДПО Мурманской области «Институт развития образования».


Преимущества использования электронного журнала учета достижений внеурочной деятельности 

Перечислим основные преимущества использования электронного журнала учета внеклассной занятости учащихся.

1. Электронный журнал учета внеурочного обучения класса позволяет в автоматическом режиме формировать индивидуальные электронные карты учета качества и результативности внеурочной занятости учащегося (электронные портфолио учеников по внеурочной деятельности), которые, с точки зрения авторов методического пособия, способны в будущем освободить учителя от необходимости загружать «взрослой» информацией детские бумажные портфолио, предоставив младшим школьникам большую свободу в формировании собственных портфолио.

Помимо информации, предназначенной для взрослых (учителя, педагогапсихолога, родителей ученика), в электронных детских портфолио в рамках данной методики предусмотрена папка для каждого ученика, где он вместе с родителями может в произвольной форме вести учет своих достижений, вкладывать электронные копии полученных призов, фотоотчеты об участии в различных мероприятиях и пр. Передача функции заполнения этой папки ученикам и их родителям не только способствует формированию самостоятельности школьника, но и освобождает учителя от лишней кропотливой работы.

2. Электронный журнал учета обучения вне урока в автоматическом режиме формирует итоговые таблицы, диаграммы по учету качества с точки зрения системно-деятельностного подхода и создания условий для формирования у младших школьников УУД, развития их практической самостоятельности, что позволяет учителю сформировать анализ результатов внеурочного обучения по итогам учебного года.

Предлагаемая методика может являться инструментом внутреннего и внешнего контроля качества внеклассной работы учащихся. Она включает в себя карту педагогической оценки качества внеурочной деятельности в конкретном классе и может быть использована педагогом (для самооценки) или школьной администрацией, по согласованию с педагогическим коллективом, для организации внутришкольного контроля качества внеурочной занятости в начальных классах.

Содержание и структура электронного журнала учета достижений внеурочной деятельности учащихся:

  • Титульный лист.
  • Запросы:
  • – Изучение склонностей и интересов учащегося.
  • – Изучение запросов семьи учащегося.
  • – Проектирование занятости учащегося во внеурочной работе с учетом его склонностей и интересов, запросов семьи.
  • Журнал учета внеурочной деятельности в классе (ГПД).
  • Уровни мероприятий.
  • Оценка уровня активности и самостоятельности учащихся в работе вне урока в классе (ГПД) по каждому из пяти направлений (спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социально- му, общеинтеллектуальному, общекультурному).
  • Итоговые таблицы по внеурочной деятельности в классе (ГПД). Дополнительное образование.
  • Качество и результативность участия во внеурочном обучении (даются характеристики качества и результативности участия школьников в работе детских объедине- ний, кружков, секций).
  • Итоговые таблицы: дополнительное образование.
  • Удовлетворенность качеством и результативностью (согласно самооценке школьников, оценке их родителей, учителей и педагогов-психологов).
  • Карты учета качества и результативности (электронные портфолио по внеурочной деятельности

Примерный образец карты педагогической оценки качества внеклассной работы учащихся класса представлен в приложении. В таблице перечислены условия работы педагога с электронным журналом учета внеурочной занятости учащихся.

Оценка качества достижений внеурочной деятельности младших школьников

Результаты апробации описанной методики, изучающей достижения внеурочной деятельности

​Авторам методики представляется очень важным не заставлять педагогов работать с электронным журналом учета внеклассной работы учащихся, а донести до них понимание привлекательности данного вида работы с точки зрения собственного профессионального роста и качества организации внеурочного обучения школьников в свете требований ФГОС.

По результатам апробации были сделаны выводы о том, что данная методика может использоваться в качестве механизма реализации задач воспитания и социализации младших школьников в контексте ФГОС и механизма оценки качества этого процесса с точки зрения системного подхода.

Разработанная в рамках данной методики модель оценки достижений занятости вне урока учащихся не охватывает все стороны этой многогранной проблемы. Но она позволяет обратить внимание педагогов на создание в процессе внеклассной работы условий для развития социальной активности и самостоятельности школьников, а значит, не только оценить с этой точки зрения качество обучения вне урока в начальной школе, но и повысить его в соответствии с требованиями ФГОС.

В ноябре 2013 г. Координационный совет по введению ФГОС Министерства образования и науки Мурманской области постановил: одобрить разработанное электронное методическое пособие «Методика оценки качества внеурочной работы и внеурочных достижений младшего школьника в контексте ФГОС НОО», продолжить работу по внедрению данной методики в практику деятельности ОО. 

Оценка качества достижений внеурочной деятельности младших школьников

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль