Проектирование, организация и анализ внеурочной деятельности в начальной школе

106

Внеурочная деятельность – это составляющая образования младших школьников. С момента введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», она претерпела самые большие изменения: входила в состав учебного плана, затем была вынесена за его рамки и, наконец, анализ внеурочной деятельности в начальной школе определен ФГОС одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), частью организационного раздела ООП.

Приступая к проектированию и анализу внеурочной деятельности в начальной школе, необходимо осознать ее специфику. Для этого надо иметь четкие представления о сущности понятия «внеурочная деятельность», трактовки которого приведены в табл. 1. 

Проектирование, организация и анализ внеурочной деятельности в начальной школе

Таким образом, при проектировании необходимо учитывать, что анализ внеурочной деятельности в начальной школе:

направлен:

  • – на достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП; – решение задач воспитания и социализации школьников;

организуется:

  • –  с классом во внеурочное время;
  • –  на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса;
  • –  для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении, детских общественных объединениях и организациях;
  • –  по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
  • –  через формы, отличные от классно-урочной.

Исходя из этого, в проектировании и анализе внеурочной деятельности в начальной школе условно можно выделить два этапа:

  • проектирование модели обучения вне уроков с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
  • проектирование содержания и организации обучения вне уроков.

Рассмотрим эти этапы подробнее. 

Проектирование модели и анализ внеурочной деятельности в начальной школе

Проектирование внеурочной модели с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся включает в себя:

  • изучение запросов и потребностей участников образовательного процесса (исследование социального заказа);
  • сопоставление внеурочных потребностей с возможностями общеобразовательной организации (далее – ОО);
  • заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с социальными партнерами.

На рисунке 1 представлена схема проектирования внеурочной модели с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. 

Проектирование, организация и анализ внеурочной деятельности в начальной школе

В соответствии с ФГОС обучение вне уроков организуется с целью обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся. Для выявления интересов и увлечений школьников можно использовать диагностический инструментарий, представленный профессором Е.Н. Степановым.

На основе выявленных потребностей учеников в анализе внеурочной деятельности в начальной школе важная роль отводится возможностям ОО на предмет соответствия данным запросам. С этой целью можно заполнить таблицу «Соответствие возможностей ОО запросам участников образовательного процесса» (табл. 2)

Проектирование, организация и анализ внеурочной деятельности в начальной школе

При заполнении таблицы необходимо:

  • рассмотреть кадровые, материально-технические, финансовые условия ОО;
  • учесть, что обучение вне уроков осуществляется через:
  • –  внутришкольную систему дополнительного образования;
  • –  организацию групп продленного дня (далее – ГПД);
  • –  классное руководство;
  • –  работа иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого).

Заполненная таблица позволяет сопоставить запросы и ресурсы ОО. Согласно п. 17 ФГОС НОО при отсутствии возможности для реализации работы вне урока образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

При анализе внеурочной деятельности в начальной школе важно понимать, что взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, обеспечивающих реализацию внеклассной работы, требует оформления соответствующих договорных отношений (договор, соглашение), определяющих выстраивание партнерских связей.

В зависимости от возможностей ОО, особенностей окружающего социума внеурочное обучение может осуществляться по различным моделям, в т. ч.:

  • непосредственно в ОО по типу школы полного дня;
  • совместно с организациями дополнительного образования детей, организациями культуры и спорта;
  • в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов ОО (комбинированная модель).

Внеклассная модель должна создавать гармоничную среду, направленную на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении. 

Проектирование содержания и анализ внеурочной деятельности в начальной школе

Содержание и организацию образовательного процесса определяет ООП, разрабатываемая на основе примерной ООП. Внеурочная деятельность представляет собой целостную систему. На рисунке 2 представлена схема «Положения ООП, обеспечивающие реализацию работы вне урока в ОО».

Проектирование, организация и анализ внеурочной деятельности в начальной школе

Остановимся подробнее на описании плана работы вне урока и программ курсов, т. к. эти компоненты были включены в структуру ООП последними изменениями ФГОС.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план, который, являясь организационным механизмом реализации ООП, должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. План внеклассной работы ОО определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем работы вне урока для обучающихся на уровне начального общего образования с учетом их интересов и возможностей ОО.

Время, отводимое на анализ внеурочной деятельности в начальной школе, используется по желанию школьников и в формах, отличных от урочной системы (экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.).

В период каникул для продолжения внеклассного обучения используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе ОО и организаций дополнительного образования детей.

Можно выделить два подхода к анализу внеурочной деятельности в начальной школе

Один основан на распределении форм внеклассной работы и количества часов плана по классам, с учетом направлений и видов внеурочной деятельности в начальной школе. В приложении 1 представлен пример модели плана внеклассной работы, спроектированного на основе распределения форм с учетом ее направлений и видов.

Если программы обучения вне уроков носят интегрированный характер и включают в себя несколько направлений, то модель плана внеурочной деятельности может выглядеть иначе. В приложении 2 дан пример модели плана, спроектированного с учетом интегрированного характера программ внеурочной деятельности.

Программы, изучаемые в процессе анализа внеурочной деятельности в начальной школе, как и программы отдельных учебных предметов, направлены на достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП, разрабатываются на основе требований к результатам освоения школьниками ООП и программы формирования универсальных учебных действий (далее – УУД). Структурные компоненты программы курса внеклассного обучения определены п. 19.5 ФГОС и представлены в приложении 3.

Если внеклассная работа в ОО осуществляется через классное руководство (оптимизационная модель) или организацию деятельности ГПД (модель «школы полного дня»), то деятельность классного руководителя и воспитателя ГПД регламентируется планом воспитательной работы классного коллектива (класса, классного руководителя) и планом воспитательной работы воспитателя ГПД соответственно.

Принимая во внимание, что «аннулировалось понятие “воспитательная работа” – есть организуемая жизнь школьника как воспитательный процесс», правильнее называть документы по организации работы вне урока в классе или ГПД – план жизнедеятельности класса (ГПД).

Определяет содержание работы детей в классе или ГПД и программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. В книге «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников»** представлены общие положения примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования.

Разрабатывая программу курса образования вне уроков или план жизнедеятельности классного коллектива (ГПД), педагог или классный руководитель (воспитатель ГПД) должны опираться на следующие компоненты ООП:

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания учащихся;
  • программу формирования УУД у обучающихся;
  • план внеклассной работы обучающихся;
  • планируемые результаты освоения обучающимися ООП;
  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.

На рисунке 3 дана схема «Взаимосвязь компонентов ООП и форм организации внеурочной деятельности учащихся».

Проектирование, организация и анализ внеурочной деятельности в начальной школе

При взаимодействии ОО с другими организациями создаются общее программно-методическое пространство, рабочие программы обучения вне уроков, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения обучающимися ООП конкретной ОО.

Указанные особенности должны найти свое выражение в таких разделах ООП, как: планируемые результаты освоения обучающимися ООП; программа формирования УУД у обучающихся; план работы вне урока; программа духовно-нравственного развития, воспитания и программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Соблюдение этого требования позволит обеспечить единство содержания проектируемой ООП.

Исходя из положений ФГОС, к показателям эффективности проектирования внеурочной деятельности могут быть отнесены:

  • соответствие запросам обучающихся и их родителей (обеспечение индивидуальных потребностей школьников, учет их интересов);
  • соответствие ФГОС:
  • –  соответствие условий организации внеурочной деятельности в ОО требованиям ФГОС (создание гармоничной среды, направленной на сохранение и развитие уникальных особенностей каждого ребенка);
  • –  соответствие содержания и организации внеурочной деятельности требованиям ФГОС (использование форм, предусмотренных анализом внеурочной деятельности в начальной школе, способствующих становлению социального позитивного опыта ребенка, качество программ внеурочной деятельности (на какой результат претендуют программы));
  • –  направленность внеурочной деятельности на применение обучающимися формируемых УУД, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения.

Таким образом, опираясь на описанные в статье этапы и показатели эффективности проектирования внеурочной деятельности в ОО, можно спроектировать собственный анализ внеурочной деятельности в начальной школе, учитывающий особенности конкретной ОО. 

Проектирование, организация и анализ внеурочной деятельности в начальной школе

Проектирование, организация и анализ внеурочной деятельности в начальной школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль