Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий школьников

81

Практика реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в общеобразовательных организациях (далее – ОО) ставит перед педагогами ряд серьезных вопросов. Самыми актуальными являются следующие: Как формировать метапредметные результаты? Как оценивать и отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий школьников (далее – УУД)?

В данной статье представлен опыт педагогов МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска (далее – гимназия) по формированию регулятивных универсальных учебных действий (контроля и оценки) школьников в начальных классах и вариант оценивания и отслеживания динамики формирования действий контроля и оценки у младших школьников.

Решая проблему разработки подходов и принципов формирования у учащихся действий контроля и оценки, необходимо опираться на используемую в начальных классах данной ОО систему обучения.

В гимназии преимущественно реализуется система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в которой существует технология формирования данных действий у учащихся. Эта технология была выбрана педагогами в качестве основы для разработки приемов формирования и способов оценивания развития действий контроля и оценки у школьников младших классов.

Этапы становления действий контроля и оценки у младших школьников

А.Б. Воронцов в своих работах выделяет следующие этапы становления действий контроля и оценки у младших школьников:

• этап 1 (1-й класс): освоение учеником следующих действий:
  • – операционный (процессуальный) контроль (сопоставление своих действий с заданным образцом);
  • – соотнесение своей оценки с оценкой учителя, работа над критериями оценки;
  • – рефлексивный мониторинг результатов работы (определение знания или незнания учебного материала);
этап 2 (2–4-й класс): освоение учеником следующих действий:
  • – пооперационный контроль как средство определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин ошибок;
  • – рефлексивный контроль своих действий (анализ основания собственного действия);
  • – прогностическая оценка (выбор заданий).

Для каждого этапа характерно включение в ход урока разных приемов по формированию и оцениванию у учащихся действий контроля и оценки. В приложении представлено описание фрагментов уроков в начальных классах с использованием приемов формирования у учащихся подобных действий. 

Обобщая и анализируя работы А.Б. Воронцова, Г.А. Цукерман, Е.И. Матвеевой, а также опыт практикующих педагогов, мы выделили ряд приемов формирования контроля и оценки у учащихся на разных этапах становления этих действий.

Перечень приемов формирования действий контроля и оценки у учащихся представлен в табл. 1.

Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий школьников

При анализе данных таблицы видно, что количество приемов, которые используют педагоги с 1-го по 4-й класс, уменьшается. По нашему мнению, если педагог систематически работает над формированием действий контроля и оценки у учащихся в 1-м классе, то количество приемов в дальнейшем будет уменьшаться. И в процессе коллективных устных обсуждений критериев оценивания учащиеся к 4-му классу в достаточной степени овладеют УУД. 

Отслеживание динамики и оценивание уровня сформированности у учащихся действий контроля и оценки

Далее остановимся на способах отслеживания динамики и оценивания уровня сформированности у учащихся действий контроля и оценки.

Представим первый тезис, на который мы опираемся при оценивании результатов учащихся: «оцениваем теми же способами, которыми формируем». В описанных в приложении фрагментах уроков указывалось, что учащиеся работают с дневниками (тетрадями) достижений. По нашему мнению, дневник достижений является эффективным инструментом оценивания и отслеживания динамики уровня сформированности действий контроля и оценки. Учитель, анализируя работу ученика на уроке, а также оценивание ученической деятельности в дневнике достижения, может зафиксировать уровень сформированности у ребенка указанных действий (в ОО мы выделяем три уровня – высокий, средний и низкий).

Тезис второй, на который мы опираемся при оценивании, звучит так: «оценка УУД должна быть частью урока». По нашему мнению, не должно быть отдельных уроков, на которых учитель специально ставит задачу оценки УУД (кроме итоговых оценочных процедур в 4-м классе). Каждый урок в начальной школе – это урок по формированию и одновременно оцениванию УУД. Если учитель проводит урок постановки учебной задачи на каком-либо предметном материале, значит он одновременно формирует и оценивает действия учеников: могут ли дети принимать и ставить учебную задачу.

Нами были разработаны индивидуальные листы, отражающие динамику формирования действий контроля и оценки у учащихся 1–2-х классов. В таблице 2 представлен фрагмент индивидуального листа отслеживания динамики уровня сформированности УУД у учеников 1-х классов.

Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий школьников

Работа с данными листами сейчас апробируется в гимназии; с педагогами и студентами КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж No 1 им. М. Горького» обсуждаются их преимущества и необходимость внесения в них тех или иных изменений. Представленные материалы статьи могут быть полезны для проведения семинаров и педагогических советов в начальной школе.

Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий школьников

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль