Методика подготовки к проведению открытого занятия в школе

136

Открытый урок – это традиционная и широко используемая форма организации профессиональной деятельности. Вместе с тем педагогическая практика свидетельствует о том, что до сих пор не выработаны соответствующие типовые требования к подготовке, проведению и оценке качества открытого занятия в школе.

Это существенно осложняет подготовку педагогических работников к данному мероприятию, снижает результативность открытых занятий и адекватность экспертной оценки качества их проведения. В статье предпринимается попытка сформулировать методологические основы подготовки, проведения и оценки качества открытого занятия в школе, в т. ч. разъясняются его сверхцель, сверхзадачи, примерные требования к открытому занятию, к методам его подготовки и проведению.

Основные виды открытого занятия в школе

В педагогической практике используются два основных вида открытых занятий: показательные и пробные.

Показательные открытые занятия проводятся опытными педагогическими работниками, лучшими методистами образовательной организации (далее – ОО), которые демонстрируют образцовую организацию и методику проведения занятий, эффективные методы использования на занятиях специального оборудования, ТСО и других элементов учебно-материальной базы. Выбор темы показательного открытого занятия в школе обычно предоставляется самому педагогу.

На профессиональных конкурсах педагогического мастерства тематика открытого занятия может определяться оргкомитетом конкурса. И в том и в другом случае преимущество отдается сложным темам программы (образовательной, воспитательной или социокультурной деятельности), которые важны для осуществления ее цели и задач, для реализации предусмотренных ею межпредметных связей, требуют серьезных изменений в методике их изложения, например, из-за низкой результативности усвоения темы, выявленной при применении различных форм контроля качества реализации соответствующей программы.

Пробные открытые занятия в школе проводятся в целях определения подготовленности нового сотрудника и допуска его к проведению учебных, воспитательных, социокультурных занятий с детьми, а также для экспертизы качества методики проведения занятий по новым темам и вопросам. Проведение пробного занятия допускается без учащихся, только перед членами администрации и педагогического коллектива ОО. Тема пробного занятия и время его проведения определяются администрацией ОО.

Цели и задачи открытого занятия в школе 

Общей сверхцелью проведения всех открытых занятий является повышение качества образования.

К числу общих задач открытого занятия в школе можно отнести:

  • создание условий для профессионального общения, рефлексии и творческой самореализации педагогов,

  • обобщение педагогом своего опыта по решению определенной проблемы;

  • обмен педагогическим опытом и привлечение педагогического сообщества к активному коллективному совершенствованию и внедрению инновационных педагогических технологий, методов, приемов и форм деятельности;

  • экспертная оценка уровня профессиональной компетентности педагога (в рамках его аттестации или принятия администрацией ОО решения о допуске к педагогической работе нового сотрудника) и выявление актуальных проблем и направлений его дальнейшего самообразования и повышения квалификации;

  • контроль качества образовательного процесса и обеспечение гарантий полноценного развития ребенка и защиты его от некомпетентных взрослых. Цель и задачи конкретного открытого занятия в школе формулируются проводящим его педагогом и определяются реализуемой программой и типом занятия. 

Примерные требования к открытому занятию 

Примерные требования к организации открытого занятия:

1. Показательное открытое занятие должно проводиться в соответствии с планом методической работы ОО, в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая календарно-тематических планов и программ, реализуемых педагогом и его ОО, а также с соблюдением действующих требований к организации образовательного процесса. Открытое занятие в школе должно проводиться без предварительных репетиций. (Репетиции открытого занятия – это грубое нарушение педагогической этики, попытка обмануть коллег, экспертов службы аттестации, администрацию учреждения). Они наносят серьезный урон авторитету педагога в глазах учащихся/воспитанников, и их родителей, негативно влияют на имидж ОО и, как правило, становятся очевидными для опытных экспертов. 

2. Открытое занятие в школе с одной и той же группой (или с одним учащимся при индивидуальной форме занятий) должно проводится не чаще одного раза в месяц, при этом о его проведении рекомендуется сообщить накануне и детям, и их родителям, чтобы обучающиеся были готовы к присутствию на занятии посторонних людей. 

3. За две недели до поведения показательного открытого занятия в школе следует разместить на сайте ОО анонс этого мероприятия с указанием его типа, темы, даты и времени проведения, Ф. И. О. проводящего его специалиста, группы/класса учащихся, уровня планируемого мероприятия (окружной, городской, республиканской, международной), обеспечить трансляцию и обсуждение педагогическим сообществом в режиме online, а затем разместить его видеозапись на сайте учреждения, которую эксперты аттестационной комиссии и члены администрации, если они не присутствовали на самом мероприятии, смогут просмотреть в удобное для них время.

4. Перед началом открытого занятия в школе приглашенным желательно раздать экземпляры плана-конспекта предстоящего занятия, соответствующей технологической карты, образцов дидактических материалов, таблицы примерной дифференцированной оценки качества открытого занятия, на которые ориентировался педагог при подготовке к мероприятию.

5. Чтобы присутствие посторонних людей в помещении не создавало неудобств, требование к открытому занятию включает необходимость ограничить число приглашенных и подготовить для них рабочие места, которые обычно располагаются за спинами детей.

6. План-конспект открытого занятия, таблицы дифференцированной оценки его качества, заполненные присутствовавшими на мероприятии специалистами, экспертами аттестационной комиссии, а также фотографии, видеозапись открытого занятия в школе, экземпляр соответствующего учебно-информационного методического комплекса должны храниться в методическом кабинете учреждения.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль