Информационная компетентность школьников и ее формирование в различных сферах

232

Формирование информационной компетентности школьников

Информационная компетентность школьников включает:

•    владение учащимися современными средствами информации и информационно-коммуникационными технологиями (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, сеть Интернет);

•    способность учащимися осуществлять поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу;

•    опыт деятельности учащихся по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Компетентность школьников в самостоятельной познавательной и информационной деятельности

Целевые ориентиры освоения дополнительных образовательных программ учащимися предусматривают такую компетентность учащихся, формируемую также и в общем образовании, как компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, она обусловливает умение учиться и основана на усвоении учащимися способов приобретения знаний из различных источников информации и овладении критическим мышлением для того, чтобы адекватно оценить получаемую информацию (т. е. научиться универсальными учебными навыками информационной переработки текста).

Также в рамках данной компетентности требуется, чтобы школьники овладели способами самодиагностики, самооценки и развития познавательных функций, таких, как внимание, память, мышление, в т. ч. и с использованием различных компьютерных диагностических и развивающих программ. Необходимо развитие у учащихся гипотетико-дедуктивного мышления, теоретического мышления, метапознания (освоения методов познания), готовности и способности полноценно включаться в сложные исследовательские проекты.

Информационная компетентность школьников в форме самоорганизации

При проектировании целевых ориентиров дополнительного образования учащихся должна учитываться и особая значимость для личностного развития и социализации формирования такой познавательной компетентности, как самоорганизация учащихся (умение и готовность ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы, осуществлять саморегуляцию). Она также относится к значимым целевым ориентирам освоения учащимися всех дополнительных общеобразовательных программ. Данная познавательная компетентность учащихся основана на осмыслении учащимися неотвратимости ответственности за любое свое решение, каждый поступок и саму деятельность в принципе.

Весьма ценной представляется привычка учащихся к самоанализу своих желаний и выборов («Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и что-то доказывать?»). Необходима ориентация на безупречный результат и эффективность, в соответствии с которой каждый школьник стремится совершенствоваться в своей информационной и познавательной компетентности, деятельности, решать максимально сложные задачи, достигать лучших результатов, превосходить других, соответствовать высоким стандартам развития, проявлять инициативу и творческий подход в своей деятельности.

Самоорганизация подразумевает самовоспитание у учащихся чувства собственного достоинства, единства убеждений и действий (целостности), совести, развития целеустремленности, чувства долга, ответственности и стремлении поступать в соответствии с ними. Сюда же можно отнести овладение в рамках формирования у школьников информационной и познавательной компетентности способами целенаправленного развития эмоциональноволевых качеств, таких, как сдержанность, смелость, решительность, позволяющих сознательно регулировать свое психоэнергетическое состояние, поведение и деятельность, преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Важны и конструктивные  установки («Чтобы жить комфортно, благополучно и счастливо, я должен, могу и буду много трудиться»; «Чтобы быть счастливым, я должен уметь, если этого требуют обстоятельства, отложить получение любого удовольствия. Удовлетворение от того, что удовольствие заслуженно, делает его особенно глубоким»). В рамках формирования информационной компетентности необходимо обретение школьниками ценностного отношения к собственной жизни, здоровью, деятельности по профилактике вредных привычек и приобщению к ведению здорового образа жизни;

Учащиеся должны выработать отношение к непрерывному образованию, развитию, самоконтролю, самооценке, самосовершенствованию в познавательной сфере деятельности и полному проявлению духовных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, творческих и физических возможностей в личной, профессиональной и общественной деятельности как к главным факторам обретения счастья и смысла жизни. Также в рамках информационной компетентности формируется отношение школьников к течению жизни («То, что было, уже прошло, и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет будущее, зависит от сегодняшнего дня»).

Учащиеся постигают смысл и значение своей жизни; осознают жизнь как цельный процесс, имеющий направленность, содержание и преемственность между прошлым, настоящим и будущим; вырабатывают готовность при необходимости изменять временную перспективу жизни. Они приобретают не только познавательную и инфформационную компетентность, но и опыт пробного проектирования и моделирования (в т. ч. эмоционально-мысленного или художественного) идеального «Я-образа» и собственной «Дорожной карты жизни». Кроме того, в рамках этой компетентности они овладевают способами и алгоритмами управления временем жизнедеятельности в личной, познавательной, учебной (впоследствии – в профессиональной) и общественной сферах, включающих:

  • анализ имеющихся потребностей и возможностей;
  • постановку сознательно выбранных реалистичных целей (осмысленных в контексте гражданских прав, свобод и общественных интересов, а также не противоречащих формированию познавательной компетентности) или определенного направления развития на ближайшую («зона ближайшего развития»), среднюю и дальнюю перспективы;
  • планирование деятельности и расстановку приоритетов;
  • определение конкретных шагов и действий в соответствии с намеченным порядком достижения цели и экономию в расходовании сил и средств;
  • реализацию и контроль выполнения планов и подведение итогов.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль