Формирование ключевых компетентностей учащихся в различных сферах деятельности

65

Эстетический вкус как элемент метапредметной компетентности

Метапредметная компетентность учащихся затрагивает огромное количество сфер, ключевых для развития личности. Одной из основных среди них является эстетическая. Принципиальное значение для овладения способами адекватной ценностно-смысловой оценки поведения имеет понимание и выработка привычки следовать принципу единства этического и эстетического. Этим обусловлена необходимость формирования эстетических компетенций обучающихся (непосредственно связанной с ценностно-смысловыми). Вследствие того, что в фундаментальное ядро знаний, положенных в основу ФГОС общего образования всех уровней не включена эстетика, ключевые компетентности учащихся и целевые ориентиры освоения всех дополнительных общеобразовательных программ должны включать формирование эстетической компетентности или эстетического вкуса.

Эстетический вкус значительно шире художественного вкуса и проявляется в процессе эстетического восприятия и в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей, в искусстве в виде эмоциональных оценок. Эстетический вкус формируется на основе:

  • освоения сенсорных эталонов и развития чувствительности;
  • развития эмоциональности и эмоционально-интеллектуальной компетентности учащихся, в т. ч. формирования способности словесно оценивать и мысленно представлять различные ощущения и эмоциональные состояния (свои собственные и окружающих людей), словесно описывать их с использованием обширного словаря эмоций и чувств;
  • общения личности (ставшего потребностью) с различными видами и формами искусства как с высшей и предметно материализованной формой отношения человека к действительности, служащей катализатором художественного и эстетического вкуса и средством удовлетворения эстетических потребностей и художника, и зрителей (слушателей);
  • накопления, ценностного осмысления и опыта эмоциональной оценки разнообразных жизненных впечатлений с позиций их соответствия смысложизненным идеалам учащихся и ключевым компетентностям, а также на основе единства эстетического идеала (высшего критерия подобной оценки) и чувства;
  • умения опираться в процессе эстетической оценки на соответствующие категории (идеал, красота, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое, трагическое, драматическое, лирическое и комическое, юмористическое, гротескное и др.) и принцип единства эстетического и этического, а также на сенсорные эталоны);
  • развития художественного воображения, реализованного через способность и творческий процесс создания художественных образов внешнего мира и происходящих в нем событий, имеющих и (или) не имеющих непосредственные аналоги в действительности;
  • освоения эстетической формы как способа выражения эмоционального отношения к действительности (в т. ч. через репродуктивно и творчески воображаемые образы, эмоциональные переживания, сюжеты, ситуации);
  • освоения средств художественной выразительности, специфики творческих процессов и способов действия по законам красоты в практике творчества на различном предметном материале.

Психологические компетентности как сегмент метапредметного развития учащихся

К числу важнейших целевых ориентиров освоения дополнительных общеобразовательных программ относится психологическая компетентность, состоящая из нескольких взаимосвязанных подструктур: аутопсихологической компетенции (эгокомпетентности, являющейся основой самосознания личности) и коммуникативной или социально-психологической (способности индивида вступать в эффективные межличностные взаимодействия в рамках данного социума). Она имеет содержательную и технологическую сторону, которые, в свою очередь, развиваются в процессе накопления и присвоения психологической информации разного профиля, а также расширения тезауруса психологически грамотных способов взаимодействия как с самим собой, так и с миром.

Психологическая компетентность личности учащихся вместе с метапредметным развитием предполагает:

  • установку: «Я счастлив, потому что живу, потому что в мире есть очень много прекрасного, удивительного и радостного, потому что я – творец своей жизни»;
  • овладение способами разработки и развития своих жизненных планов, управление временем в процессе их реализации и привычка ориентироваться на высокие смысложизненные идеалы, современные социальные стандарты и максимально возможное проявление собственных дарований в процессе решения любых жизненных проблем;
  • знание сущностных характеристик, показателей и критериев оценки психологического здоровья и опыт их использования в отношении самого себя и окружающих;
  • принятие ценности психологического здоровья;
  • опыт саморегуляции посредством освоения общедоступных способов психогигиены эмоций и чувств, преодоления негативных эмоциональных состояний (общение с природой, искусством, приятными людьми, занятие физкультурой и спортом, любимым делом, специальные аутотренинги);
  • осмысление сущности самовоспитания как ключевой для учащихся компетентности, освоения его способов и признание его личностной ценности;
  • опыт целенаправленного восприятия и осмысления удовлетворения витальных и экзистенциальных потребностей как способов, позволяющих пережить состояние радости и счастья;
  • постижение понятия счастья как состояния человека, которое соответствует максимальной внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, соответствует полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого предназначения, и осознанию того, что каждый человек стремится к счастью, что оно является великой движущей силой жизнедеятельности и фактором психологического здоровья;
  • оптимизм (способности адекватно объяснять и описывать неудачу без самообвинений и неправомерного ее обобщения, к примеру, «на всю оставшуюся жизнь», и умение фокусироваться даже на незначительных признаках прогресса);
  • овладение способами развития чувствительности, репродуктивного и творческого воображения, эмоционально-интеллектуальной компетентности и подлинной культуры чувств;
  • принятие ценности человека как личности, его прав и свобод и овладение способами доказывать это в процессе общения и взаимодействия с людьми.

Коммуникативные способности в рамках метапредметной компетентности

Коммуникативная компетентность – это свойства личности, которые обобщают ее коммуникативные способности, знания, владение устным и письменным общением на разных языках, в т. ч. через сеть Интернет, готовность к взаимодействию и сотрудничеству с другими членами общества, группой в разных коммуникативных ситуациях, чувственный и социальный опыт в сфере общения.

Она проявляется в культуре речи и в соблюдении учащимися таких ключевых культурных норм, как своевременность и уместность общения, а также в понятности и конкретности сообщения, постоянно внимательном восприятии и адекватной трактовке речи и невербальных коммуникативных сигналов, подаваемых партнерами (и на этой основе – в постижении их внутренних психических актов, состояний и намерений), в активном и конструктивном слушании; в готовности к пониманию, эмпатии и преодолению коммуникативных барьеров; в допущении собственной неправоты, в открытости (готовности к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, к принятию и учету точки зрения собеседника), в обратной связи, навыках работы в группе, коллективе, во владении различными социальными ролями.

Ключевая для учащихся коммуникативная компетентность предполагает:

  • высокий уровень развития экспрессивных способностей, навыков управления собственной эмоционально-выразительной сферой, организации «ансамбля» собственных коммуникативных сигналов (вербальных и невербальных) в соответствии с особенностями конкретной коммуникативной ситуации и принятыми нормами культуры (в т. ч. этики и этикета);
  • умение «взглянуть на себя со стороны» (осознание действительного восприятия и оценки собственной личности и коммуникативного поведения партнерами по общению);
  • умение предвидеть, предотвращать и преодолевать конфликтные ситуации (избегать категоричности в своих суждениях; применять средства избежания агрессии (вербальной и невербальной), владеть искусством комплимента, соблюдать правила конструктивной критики и эффективного культуросообразного реагирования на справедливые и несправедливые критические замечания).

В сфере делового общения она основана на развитии владения способами:

  • деловой переписки (написания писем, заявлений, заполнения анкет и др.);
  • эффективной самопрезентации и самопозиционирования, в т. ч. в ситуациях знакомства, трудоустройства и рационального поведения на работе (в соответствии с принятым там социальным договором);
  • убеждения людей поступить согласно своим ожиданиям;
  • ведения деловых переговоров, дискуссий с адекватным применением принципов деловой аргументации (утилитаризма, морального императива) и множества приемов аргументации;
  • соблюдения основных принципов этики и этикета делового общения (пунктуальности, конфиденциальности, любезности и внимания ко всем окружающим и др.).

Коммуникативные навыки в групповом взаимодействии учащихся в общественной и деловой сферах непосредственным образом связаны с ключевыми лидерскими компетенциями, которые основаны:

  • на умении работать в группе, коллективе, следуя нормам принятого в обществе поведения, в т. ч. в отношениях с руководителями, равными по должности коллегами и с подчиненными;
  • способности руководить деятельностью других людей, направлять ее и координировать, оказывать поддержку в развитии их эффективности, обеспечивать выполнение установленных норм и стандартов;
  • умениях обучать других людей и укреплять их мотивацию к обучению, распределять и делегировать полномочия и ответственность;
  • владении разными стилями руководства и умении выбирать оптимальный стиль для каждой ситуации;
  • способности принятия решений, в т. ч. и «неприятных»;
  • способности и стремлении стимулировать открытое взаимодействие всех членов группы.

Гражданско-общественная деятельность через призму метапредметной компетентности

Компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности основаны на гражданской самоидентификации, т. е. на осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства, что требует изучения, понимания и уважения соответствующей национальной культуры, в т. ч. знание основных исторических событий, географических особенностей страны, основных положений Конституции и государственной символики, культурных референтов нации.

Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социуму и природному миру страны. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. (Достижение гражданской идентичности – не только одна из ключевых компетентностей учащихся, но и важная задача развития юношеского возраста. Однако ее решение достаточно часто переносится на более поздний возраст. Вместе с тем предпосылки или основы становления гражданской идентичности могут формироваться уже у детей младшего школьного возраста.) Компоненты в структуре гражданской идентичности:

  • когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
  • ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
  • эмоционально-интеллектуальный (принятие или непринятие своей принадлежности);
  • деятельностный (поведенческий – гражданская активность или пассивность).

Также компетентность учащихся в сфере гражданско-общественной деятельности включает развитие гражданственности – одного из ведущих идейно-нравственных качеств личности (тесно связано с законопослушностью, патриотизмом, гуманизмом, правовой и политической культурой, активной гражданской позицией), сущность которого заключается:

  • в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед своим государством, обществом и народом;
  • разумном использовании своих гражданских прав, в знании и точном соблюдении Конституции РФ, норм правопорядка;
  • готовности противостоять нарушению отдельными гражданами данных норм и невыполнения своих священных обязанностей;
  • усвоении идейно-нравственных норм сознания, чувств и поведения, достойных гражданина своего государства и мирового сообщества;
  • эмоционально положительном осознанном принятии своей этнической принадлежности и освоение соответствующей национальной культуры;
  • осознанном принятии традиционных национальных (суперэтнических) и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей (основа понимания и уважения народов своей страны и их культур);
  • признании необходимости растущей взаимозависимости и мирного сосуществования народов, наций и государств;
  • способности к вежливому общению, совместной выработке решения на основе сопряжения личных и общественных интересов, на готовности к принятию на себя ответственности и продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, представителями разных социальных групп;
  • критическом отношении к информации;
  • участии в школьном самоуправлении, практико-ориентированных объединениях как социального, так и профессионального характера, в учебных проектах, массовых движениях, общественнополитической жизни страны, в социально-значимой добровольческой деятельности.

В процессе обучения по дополнительным общеобразовательным программам учащиеся получают дополнительные возможности для формирования и развития данных компетенций как в ходе образовательного процесса, так и при участии в реализации добровольческих социально-значимых проектов (концертах, выставках, создании и работе музеев боевой и трудовой славы, а также краеведческих музеев, музеев традиционной народной культуры), при организации встреч с ветеранами, общественными деятелями.

Метапредметная компетентность в сфере трудовой деятельности

Компетентность школьников в сфере трудовой деятельности базируется на следующих основаниях:

  • усвоении позитивных установок и ценностного отношения к труду и овладению различными продуктивными технологиями, к правильному выбору профессии (востребованной в современном обществе и соответствующей имеющимся личностным способностям, наклонностям, возможностям),
  • знании и готовности соблюдать нормы трудового законодательства, этику гражданских и трудовых взаимоотношений;
  • освоении школьниками в рамках данной компетентности способов самоорганизации (рационального планирования времени и деятельности);
  • осуществлении в процессе деловых и ролевых игр и (или) реальной социально-значимой коллективной трудовой деятельности поиска выхода из кризисной ситуации (моделируемой, имитируемой или реально проживаемой в учебном процессе) и освоении при этом роли участника бизнес-проекта, руководителя, подчиненного, рядового члена команды и лидера, члена профсоюза, производителя, клиента, потребителя, представителя и т. п. на основе овладения школьниками через социальную компетентность обобщенными способами решения кризисных ситуаций в социально-трудовой сфере: умения провести анализ кризисной ситуации с разных точек зрения, определить возможные модели поведения, сделать осознанный выбор стиля межличностного общения, держать роль (позицию), проектировать выход из ситуации, оценивать его эффективность, реалистичность и оптимальность;
  • овладении способами ознакомления с миром профессий и соответствующих организаций профессионального образования, формировании метапредметной компетентности на основе анализа и оценки учащимися ситуации на рынке труда, собственных профессиональных возможностей, на основе которых можно осуществить профессиональное самоопределение, планирование и получение адекватного профессионального образования и последующую трудовую деятельность в соответствии с личной и общественной выгодой;
  • непрерывном профессиональном самообразовании, повышении квалификации в целях достижения высокого профессионального мастерства и получения удовлетворения от работы.

Семья и быт как часть метапредметной компетентности

В семейно-бытовой сфере, в первую очередь, важно принятие ценности родного дома и семьи как образа жизни и важнейшей формы организации личного быта, основанной на национально-культурных традициях, супружеском союзе и других родственных связях, которая характеризуется взаимной моральной ответственностью и позволяет оптимально удовлетворять базовые витальные и экзистенциальные потребности человека.

Среди других проявлений можно назвать:

•    приобщение учащихся к лучшим традициям, которые касаются семьи и брака, характерны для своей семьи, культурно-регионального сообщества, своего народа и страны;
•    осмысление самоценности любви как высшего нравственного чувства, объединяющего всех членов семьи;
•    выбор образа жизни и определение оптимальной жизненной стратегии;
•    формирование ключевых компетентностей учащихся посредством ролевой игры в гендерные отношения и социальные статусы на основе присвоенных культурных образцов;
•    постижение значимости и освоение духовно-нравственных этнокультурных семейных ценностей, моральных обязанностей и нормативов полоролевого поведения, общения и взаимодействия всех членов семьи (факторы этнокультурной и гендерной социализации);
•    восприятие рождения и воспитания детей как одной из главных семейных функций;
•    раннее осмысление учащимися ответственности за обеспечение условий для формирования не только ключевых компетентностей, но и личности ребенка, его социокультурной и семейной адаптации на основе постоянного согласованного психолого-педагогического влияния на него родителей и других взрослых членов семьи, эффективность которого обусловлена уровнем их нравственности, образованности, в т. ч. психолого-педагогической, социальноролевой адекватностью и функционально-ролевой согласованностью, следованием лучшим этнопедагогическим традициям;
•    овладение способами рациональной хозяйственно-бытовой деятельности: реализация социальной компетентности школьников через ведение своего хозяйства, управление семейным бюджетом, организацию потребительской деятельности и всей сферы домашних дел;
•    осмысление значимости ответственного добрачного поведения и выбора будущего спутника / спутницы жизни как факторов дальнейшей благополучной семейной жизни и овладении соответствующими способами действий;
•    определение способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Формирование метапредметной компетентности школьников в сфере экологии

Экологическая компетентность основывается на принципе, согласно которому главной ценностью является жизнь во всех ее проявлениях, и если человек способствует сохранению и процветанию жизни, он поступает естественно и правдиво – творит добро, если уничтожает любую жизнь и препятствует ей – совершает зло (при формировании ключевых компетентностей учащихся принятие этого принципа не может не проявиться в этическом миро- и жизнеутверждении обучающегося, которое выражается в его действиях; он будет не просто жить, а по-настоящему испытывать жизнь).

Также основой служат:

  • естественнонаучные и экологические знания;
  • субъект-субъектные отношения человека и природы, обусловленные сознанием единства всей природы, нравственно-понимающим отношением к природе и солидарностью с ней;
  • принятие и использование в своей жизнедеятельности определенного набора экоэтических принципов и правил как формы одной из метапредметных компетентностей школьников (например, справедливости и благожелательности, предосторожности, непричинения зла и невмешательства);
  • чувственное отношение к природе (уважение, долг, великодушие, благородство, милосердие, любовь) и потребность активно охранять природу и окружающую среду.

Существенную роль играет активная нравственно-экологическая позиция, опыт природоохранной деятельности, а также способность к экоэтической оценке цели любого действия по отношению к природе и адекватной ей волевой саморегуляции (благодаря формированию социальной компетентности в экологической сфере учащийся понимает, что человек представляет собой единственное существо, которое ради охраны природы может добровольно действовать наперекор своим собственным интересам и чувствам).

Таким образом, формирование ключевых компетентностей происходит в соответствии с определёнными установками, в рамках вполне конкретных условий, на основе принципов, базовых для каждой отдельно взятой сферы. Соответствие этим принципам позволяет судить о достижении учащимися личностной сформированности, но и об их метапредметной компетентности.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль