Развитие одаренности учащихся

135

Исследовательская практика развивает у человека способность творчески и нестандартно мыслить, восполняет его личностный̆ потенциал. Младшие школьники очень часто проявляют интерес к такой практике, с удовольствием принимают участие в тех видах учебной̆ работы, которые направлены на выполнение поисковых, экспериментальных, исследовательских заданий. Стремление к новым впечатлениям, любознательность, постоянное желание самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности школьников, что сказывается на развитии одаренности учащихся.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что в целях реализации образовательной̆ программы в учреждении для младших школьников должны создаваться условия,  которые обеспечивают возможность работать с одаренными детьми, организовывать интеллектуальные и творческие соревнования.

Поэтому многими педагогами отдельных предметов организуются индивидуальные ученические внеурочные занятия и совместные уроки, предполагающие коллективное выполнение.

Цели и задачи педагогического сопровождения развития одаренности учащихся

Организация исследовательской̆ практики младших школьников производится в рамках педагогического сопровождения развития одаренности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей̆, цели которого:

  • формирование одаренности школьников и творческих интересов;
  • расширение знаний;
  • формирование творческой̆ продуктивности школьников;
  • преобразование отношения учеников к изучаемому материалу: дети начинают воспринимать его как самостоятельно добываемую важную информацию;
  • формирование познавательных интересов детей̆ и формирование их стремления к активности в урочное и внеурочное время;
  • использование учениками при выполнении заданий произведений музыки, художественной̆ литературы, изобразительного искусства, что помогает эмоционально-нравственному развитию;
  • выполнение принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, рост их интеллектуальных способностей̆ с целью обеспечения их развития;
  • теоретическое обоснование и создание в образовательном процессе оптимальных условий для выявления и поддержки развития одаренных учащихся.

Назовем задачи педагогического сопровождения одаренности школьников, интеллектуальных и творческих способностей̆:

  • формирование системы подготовки учителей̆ по педагогическому сопровождению развития одаренности учащихся, которое включает педагогические советы, методические семинары, самообразование;
  • формирование социального партнерства с другими организациями в рамках сопровождения и поддержки одаренных детей;
  • введение в учебный процесс некоторых видов и форм организации деятельности школьников, способствующих творческой̆ самореализации, преобразованию нестандартного научного и художественного мышления.

Устный опрос учащихся может позволить выявить их положительное отношение к организации исследовательской практики в целом и над творческими проектами по итогам исследований. Отмечая свою заинтересованность (100 процентов опрошенных), школьники, в частности, указали, что над исследованием им помогает:

  • лучше учиться, потому что помогает разобраться во всем - 72%;
  • дружить и поддерживать друг друга - 81,3%;
  • показать, что ты умеешь делать - 59,4%;
  • заинтересовать других тем, что тебе интересно - 53,1%;
  • проверить свои силы - 34,4%.

Этапы организации педагогического сопровождения развития одаренности учащихся

Организация педагогического сопровождения развития одаренности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей проходила в три этапа: диагностико-прогностический, организационно-деятельностный и констатирующий.

Диагностико-прогностический включал в себя такую работу, как:

  • методологические приемы содержания деятельности;
  • создание портфолио творческих работ учащихся, текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов, рекомендаций по работе с одаренными детьми;
  • выявление одаренных учащихся;
  • организация внеурочной деятельности учащихся по актуальным для них направлениям, олимпиад, творческих и интеллектуальных конкурсов.

Организационно-деятельностный включал в себя следующую работу:

  • составление маршрутов обучения для детей, у которых наблюдается повышенный уровень обучаемости;
  • организацию различных форм учебно-исследовательской практики школьников с учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития;
  • активное и целесообразное использование метода проектов в работе с детьми;
  • определение содержания комплексной диагностики для выявления одаренных детей;
  • теоретическое обоснование необходимых условий устройства и проведения выставок и конкурсов детского творчества, описание их реализации.

Помимо этого, в рамках организационно-деятельностного этапа были созданы:

  • планирование работы с одаренными и талантливыми учащимися в начальной школе (приложение 1); (Ознакомиться>>)
  • план работы с родителями одаренных детей (приложение 2). (Ознакомиться>>)

Выявлены возможные риски в организации педагогического сопровождения развития одаренности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей (приложение 3). (Ознакомиться>>)

Констатирующий этап включал в себя такую работу, как:

  • создание банка педагогического опыта работы с одаренными детьми;
  • практика педагогов в рамках реализации сопровождения развития одаренности учащихся:
  • использование эффективных методов развития познавательных способностей школьников по нахождению условий и факторов педагогического сопровождения формирования личности;
  • создание системы сопровождения развития одаренности учащихся на основе введения результатов психолого-педагогических исследований, которые обеспечивают выявление и раскрытие творческого потенциала детей с повышенным уровнем обучаемости;
  • активное развитие интеллектуальных способностей школьников.

Принципы педагогической деятельности в развитии одаренности учащихся

В работе по сопровождению развития одаренности учащихся педагоги могут придерживаться следующих принципов:

  • множественное разнообразие предоставленных возможностей в развитии личности;
  • индивидуализация различия обучения;
  • возрастание роли внеурочной деятельности;
  • создание условий для совместной работы школьников при маленьком участии учителя;
  • свободный выбор учащимися видов и форм внеурочной деятельности, помощи, наставничества.

Ожидаемые результаты организации педагогического сопровождения развития одаренности учащихся

Подводя итоги организации педагогического сопровождения развития одаренности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей, планируется достижение следующих результатов:

  • повышение показателей проявления интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • приобретение учителями опыта создания нормальных условий для выявления и поддержки развития одаренности учащихся, организации и проведения различных видов и форм деятельности, которые способствуют их творческой самореализации, развитию неординарного мышления;
  • приобретение и обобщение педагогами опыта введения в учебный процесс личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с повышенным уровнем обучаемости;
  • создание банка данных по проблеме педагогической поддержки одаренных детей;
  • повышение степени теоретической и методической подготовленности педагогов в вопросах организации аналитической, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы;
  • создание системы подготовки учителей к работе по педагогическому сопровождению развития одаренности учащихся, которая включает работу семинаров, педагогических советов, самообразование;
  • установление сотрудничества при работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами системы образования, учреждениями культуры и пр.
  • создание системы работы по педагогическому просвещению родителей в вопросах педагогической поддержки одаренных детей.

В итоге выполнения программы целью будет теоретическая обоснованность, создание и обеспечение системы деятельности коллектива педагогов школы по педагогическому сопровождению развития одаренности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей детей.


Формы работы с одаренными учащимися:

  1. творческие мастерские;
  2. работа по индивидуальным планам;
  3. групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  4. кружки по интересам;
  5. интеллектуальные марафоны;
  6. олимпиады;
  7. занятия исследовательской деятельностью;
  8. конкурсы;
  9. научно-практические конференции;
  10. сотрудничество с другими школами.

Стоит также отметить значение организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в повышении профессиональной компетентности и мастерства учителей. Это работа толкает к непрерывному содержательному и методическому самообразованию педагога, освоению инновационных форм и методов поиска и обработки информации, ее творческого использования и предъявления. Растет креативность мышления, рефлексивные умения. Деятельность учителя, который организует исследовательскую работу младших школьников, оказывается источником передового педагогического опыта.

Многие педагоги в рамках устройства исследовательской деятельности осуществляют ряд функций по управлению проектной работой младших школьников. В приложении 4 представлено описание функций педагогического управления проектной деятельностью младших школьников. (Ознакомиться>>)

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль