Организация внеурочной деятельности школьников

205

Рассмотрим модели организации внеурочной деятельности школьников:

Поделимся опытом развития внеурочной работы школьников начальных классов по модели дополнительного образования, предполагающая создание одного программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

Организация внеурочной деятельности школьников по модели дополнительного образования

Организация внеурочной деятельности младших школьников и учащихся старшего звена является неотъемлемой частью образовательного процесса и одной из форм распределения свободного времени учащихся. Внеурочная работа организуется вне уроков для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной работе.

Система организации внеурочной деятельности школьников – неотъемлемый компонент образовательного процесса, который позволяет расширить диапазон базового образования и передать учащимся специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения. Помимо этого, внеурочные занятия младших школьников могут быть ориентированы на достижение главных задач воспитания на этапе развития общества: формирование у детей гражданской ответственности и правового сознания, инициативности, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), который утвержден приказом Министерства образования науки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», закрепил организацию внеурочной работы в общеобразовательной организации (ОО).

Занятия вне уроков в некоторых гимназиях реализуются по модели дополнительного образования детей, создающая условия для социального, культурного и профессионального самостоятельного определения и творческой реализации. Модель способствует раскрытию индивидуальных способностей учащегося, развитию интереса к разным видам деятельности, активному участию в продуктивной, одобряемой обществом работы, умения самому организовать свое время.

Часы, которые отводятся на занятия вне уроков, используются по желанию и направлены на реализацию некоторых форм ее устройства, которые отличаются от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, школьных научных обществ, олимпиад, секций, классных часов, круглых столов, диспутов, кружков, конференций, викторин, праздничных мероприятий, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.

Посещая их, учащиеся адаптируются в среде сверстников; благодаря индивидуальной работе с педагогом глубже осваивают учебный материал. На занятиях учителя стараются раскрыть организаторские, творческие, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.

Занятия проводятся не только учителями, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, которые отведены на работу, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Трудности в организации внеурочной деятельности школьников

Расскажем основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги при организации внеурочной деятельности школьников:

  • расслоение населения по уровням обеспеченности и образованности;
  • влияние на сознание ребенка средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, радио);
  • резкое снижение стремления к чтению, чаще классической художественной литературы;
  • ограниченность общения детей со сверстниками;
  • нежелание детей принимать участие в работе детских общественных учреждений;
  • экспансия молодежной субкультуры, которая ориентирует детей на получение удовольствия и потребление;
  • нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и межгрупповых напряжений.

Данные негативные тенденции в развитии общества подтверждают необходимость устройства работы вне уроков в учреждении, потому что именно сейчас школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, спортивные мероприятия, творческие занятия, благодаря которым они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

Принципы организации внеурочной деятельности школьников

При организации внеурочной деятельности школьников в гимназии педагоги придерживались ряда принципов, сформулированных ими на основе требований стандартов. Расскажем эти принципы:

  • план является основным организационным механизмом реализации основной образовательной программы начальных классов;
  • объем не должен превышать 1350 часов за четыре года обучения;
  • работа организуется с учетом интересов учащихся и возможностей учреждения;
  • гимназия самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной работы;
  • часы, которые отводятся, используются по желанию и в соответствии с возможностями учащихся;
  • аудиторных занятий не должно быть более 50 процентов;
  • все виды занятий вне уроков должны быть направлены на достижение воспитательных результатов.

Порядок разработки и реализации системы организации внеурочной деятельности школьников

Учителями гимназии был сформирован порядок разработки и реализации системы организации внеурочной деятельности школьников, а именно:

  • изучение коллективом педагогов нормативных документов и локальных актов гимназии, которые регулируются и регламентируют реализацию внеурочных занятий;
  • определение основных направлений и основ воспитания учащихся начальных классов;
  • отработка механизма, который обеспечивает выбор учащимися занятий вне уроков в соответствии с их интересами и способностями;
  • анализ научных подходов, определение стратегии ее реализации в ОО;
  • теоретическое обоснование и разработка плана занятий;
  • изучение педагогами форм и методов;
  • разработка рабочих программ;
  • определение критериев оценки эффективности воспитательных воздействий;
  • планирование педагогами вариантов использования учащихся имеющейся учебно-методической и материально-технической базы, информационных ресурсов;
  • введение в действие разработанной модели.

Нормативные документы, на которые необходимо ориентироваться учреждению:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об об-
  • разовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от
  • 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 No 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”»;
  • письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 No 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Состав рабочих групп по реализации организации внеурочной деятельности школьников

Помимо этого, в образовательном учреждении были сформированы рабочие группы по организации внеурочной деятельности школьников начальных классов (кадровое обеспечение). В таблице 1 представлено распределение между педагогами функций.

Организация внеурочной деятельности школьников

Важно отметить, что основой реализации является качественная подготовка к работе в соответствии со стандартами всего коллектива педагогов начальной школы. Для этого учителям обязательно нужно:

  • ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС;
  • пройти курсовую подготовку;
  • изучить успешный опыт реализации внеурочной работы.

Педагог должен учиться новым современным технологиям (индивидуальный подход к учащимся, системно-деятельностный к устройству образовательного процесса, ИКТ, сберегающие здоровье технологии). 

Формы работы учащихся в рамках организации внеурочной деятельности школьников 

В организации внеурочной деятельности школьников основное предназначение дополнительного образования – удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных потребностей детей. Модель опирается на использование потенциала внутри школы и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

Связующим звеном между работой вне уроков и дополнительным образованием выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. При этом основными критериями выступают цели и задачи, а также содержание и методы.

В таблице 2 представлены виды и формы работы в ОО в рамках внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности школьников

Планируемые результаты реализации системы организации внеурочной деятельности школьников

Воспитательный результат организации внеурочной деятельности школьников – духовно-нравственные приобретения ребенка по итогам его участия в каком-либо виде работ. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка. Все их виды ориентированы на воспитательные результаты.

Система занятий вне уроков, которая разработана в гимназии, предусматривает достижение школьниками результатов 3-х уровней. В таблице 3 дано описание результатов. Достижение всех уровней будет свидетельствовать об эффективности работ в учреждении в целом.

Организация внеурочной деятельности школьников

Мониторинг эффективности реализации организации внеурочной деятельности школьников

С целью выявления эффективности организации внеурочной деятельности школьников на уровне начального образования в гимназии предусмотрено проведение мониторинга эффективности, который рассматривает исследование личности ученика, процессов внутри коллектива, изменений в профессиональной позиции педагогов.

Перечислим перечень методик мониторинга:

  • Коммуникативные и организаторские склонности (В.В. Синявский и Б.А. Федоришин);
  • Тактика взаимодействия (А.А. Криулина);
  • Эмоционально-психологический климат (Г.А. Карпова);
  • Мы–коллектив? Мы–коллектив...Мы– коллектив! (М.Г. Казакина);
  • Какой у нас коллектив? (А.Н. Лутошкин);
  • Наши отношения (Л.М. Фридман);
  • Ялидер (Е.С. Федоров, О.В. Еремин, Т.А. Миронова);
  • Мишень (В.Н. Лутошкин);
  • Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллективов (О.В. Лишин);
  • Психологическая атмосфера в коллективе (Л.Г. Жедунова);
  • Сочинения учащихся (Л.В. Байбородова);
  • Психологический климат коллектива (А.Ф. Фидлер);
  • Определение индекса групповой сплоченности Сишора (К.Э. Сишор);
  • Лесенка (В.Г. Щур);
  • Эмоциональная цветопись (А.Н. Лутошкин);
  • Определение уровня развития классной группы (А.Н. Лутошкин);
  • комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей и др.

Помимо этого, в гимназии проводится мониторинг деятельности педагогов. В приложении показан примерный план мониторинга.

Система занятий вне уроков – компонент образовательного процесса, который позволяет расширить диапазон базового образования и обеспечить детей специальными научными и профессиональными знаниями, навыками, умениями, придать творческий характер.


Организация внеурочной деятельности школьников

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль