Организация внеурочной деятельности школьников

150

Рассмотрим модели организации внеурочной деятельности школьников:

Поделимся опытом развития внеурочной работы школьников начальных классов по модели дополнительного образования, предполагающая создание одного программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

Организация внеурочной деятельности школьников по модели дополнительного образования

Организация внеурочной деятельности младших школьников и учащихся старшего звена является неотъемлемой частью образовательного процесса и одной из форм распределения свободного времени учащихся. Внеурочная работа организуется вне уроков для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной работе.

Система организации внеурочной деятельности школьников – неотъемлемый компонент образовательного процесса, который позволяет расширить диапазон базового образования и передать учащимся специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения. Помимо этого, внеурочные занятия младших школьников могут быть ориентированы на достижение главных задач воспитания на этапе развития общества: формирование у детей гражданской ответственности и правового сознания, инициативности, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), который утвержден приказом Министерства образования науки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», закрепил организацию внеурочной работы в общеобразовательной организации (ОО).

Занятия вне уроков в некоторых гимназиях реализуются по модели дополнительного образования детей, создающая условия для социального, культурного и профессионального самостоятельного определения и творческой реализации. Модель способствует раскрытию индивидуальных способностей учащегося, развитию интереса к разным видам деятельности, активному участию в продуктивной, одобряемой обществом работы, умения самому организовать свое время.

Часы, которые отводятся на занятия вне уроков, используются по желанию и направлены на реализацию некоторых форм ее устройства, которые отличаются от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, школьных научных обществ, олимпиад, секций, классных часов, круглых столов, диспутов, кружков, конференций, викторин, праздничных мероприятий, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.

Посещая их, учащиеся адаптируются в среде сверстников; благодаря индивидуальной работе с педагогом глубже осваивают учебный материал. На занятиях учителя стараются раскрыть организаторские, творческие, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.

Занятия проводятся не только учителями, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, которые отведены на работу, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Трудности в организации внеурочной деятельности школьников

Расскажем основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги при организации внеурочной деятельности школьников:

  • расслоение населения по уровням обеспеченности и образованности;
  • влияние на сознание ребенка средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, радио);
  • резкое снижение стремления к чтению, чаще классической художественной литературы;
  • ограниченность общения детей со сверстниками;
  • нежелание детей принимать участие в работе детских общественных учреждений;
  • экспансия молодежной субкультуры, которая ориентирует детей на получение удовольствия и потребление;
  • нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и межгрупповых напряжений.

Данные негативные тенденции в развитии общества подтверждают необходимость устройства работы вне уроков в учреждении, потому что именно сейчас школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, спортивные мероприятия, творческие занятия, благодаря которым они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

Принципы организации внеурочной деятельности школьников

При организации внеурочной деятельности школьников в гимназии педагоги придерживались ряда принципов, сформулированных ими на основе требований стандартов. Расскажем эти принципы:

  • план является основным организационным механизмом реализации основной образовательной программы начальных классов;
  • объем не должен превышать 1350 часов за четыре года обучения;
  • работа организуется с учетом интересов учащихся и возможностей учреждения;
  • гимназия самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной работы;
  • часы, которые отводятся, используются по желанию и в соответствии с возможностями учащихся;
  • аудиторных занятий не должно быть более 50 процентов;
  • все виды занятий вне уроков должны быть направлены на достижение воспитательных результатов.

Порядок разработки и реализации системы организации внеурочной деятельности школьников

Учителями гимназии был сформирован порядок разработки и реализации системы организации внеурочной деятельности школьников, а именно:

  • изучение коллективом педагогов нормативных документов и локальных актов гимназии, которые регулируются и регламентируют реализацию внеурочных занятий;
  • определение основных направлений и основ воспитания учащихся начальных классов;
  • отработка механизма, который обеспечивает выбор учащимися занятий вне уроков в соответствии с их интересами и способностями;
  • анализ научных подходов, определение стратегии ее реализации в ОО;
  • теоретическое обоснование и разработка плана занятий;
  • изучение педагогами форм и методов;
  • разработка рабочих программ;
  • определение критериев оценки эффективности воспитательных воздействий;
  • планирование педагогами вариантов использования учащихся имеющейся учебно-методической и материально-технической базы, информационных ресурсов;
  • введение в действие разработанной модели.

Нормативные документы, на которые необходимо ориентироваться учреждению:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об об-
  • разовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от
  • 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 No 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”»;
  • письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 No 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Состав рабочих групп по реализации организации внеурочной деятельности школьников

Помимо этого, в образовательном учреждении были сформированы рабочие группы по организации внеурочной деятельности школьников начальных классов (кадровое обеспечение). В таблице 1 представлено распределение между педагогами функций.

Организация внеурочной деятельности школьников

Важно отметить, что основой реализации является качественная подготовка к работе в соответствии со стандартами всего коллектива педагогов начальной школы. Для этого учителям обязательно нужно:

  • ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС;
  • пройти курсовую подготовку;
  • изучить успешный опыт реализации внеурочной работы.

Педагог должен учиться новым современным технологиям (индивидуальный подход к учащимся, системно-деятельностный к устройству образовательного процесса, ИКТ, сберегающие здоровье технологии). 

Формы работы учащихся в рамках организации внеурочной деятельности школьников 

В организации внеурочной деятельности школьников основное предназначение дополнительного образования – удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных потребностей детей. Модель опирается на использование потенциала внутри школы и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

Связующим звеном между работой вне уроков и дополнительным образованием выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. При этом основными критериями выступают цели и задачи, а также содержание и методы.

В таблице 2 представлены виды и формы работы в ОО в рамках внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности школьников

Планируемые результаты реализации системы организации внеурочной деятельности школьников

Воспитательный результат организации внеурочной деятельности школьников – духовно-нравственные приобретения ребенка по итогам его участия в каком-либо виде работ. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка. Все их виды ориентированы на воспитательные результаты.

Система занятий вне уроков, которая разработана в гимназии, предусматривает достижение школьниками результатов 3-х уровней. В таблице 3 дано описание результатов. Достижение всех уровней будет свидетельствовать об эффективности работ в учреждении в целом.

Организация внеурочной деятельности школьников

Мониторинг эффективности реализации организации внеурочной деятельности школьников

С целью выявления эффективности организации внеурочной деятельности школьников на уровне начального образования в гимназии предусмотрено проведение мониторинга эффективности, который рассматривает исследование личности ученика, процессов внутри коллектива, изменений в профессиональной позиции педагогов.

Перечислим перечень методик мониторинга:

  • Коммуникативные и организаторские склонности (В.В. Синявский и Б.А. Федоришин);
  • Тактика взаимодействия (А.А. Криулина);
  • Эмоционально-психологический климат (Г.А. Карпова);
  • Мы–коллектив? Мы–коллектив...Мы– коллектив! (М.Г. Казакина);
  • Какой у нас коллектив? (А.Н. Лутошкин);
  • Наши отношения (Л.М. Фридман);
  • Ялидер (Е.С. Федоров, О.В. Еремин, Т.А. Миронова);
  • Мишень (В.Н. Лутошкин);
  • Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллективов (О.В. Лишин);
  • Психологическая атмосфера в коллективе (Л.Г. Жедунова);
  • Сочинения учащихся (Л.В. Байбородова);
  • Психологический климат коллектива (А.Ф. Фидлер);
  • Определение индекса групповой сплоченности Сишора (К.Э. Сишор);
  • Лесенка (В.Г. Щур);
  • Эмоциональная цветопись (А.Н. Лутошкин);
  • Определение уровня развития классной группы (А.Н. Лутошкин);
  • комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей и др.

Помимо этого, в гимназии проводится мониторинг деятельности педагогов. В приложении показан примерный план мониторинга.

Система занятий вне уроков – компонент образовательного процесса, который позволяет расширить диапазон базового образования и обеспечить детей специальными научными и профессиональными знаниями, навыками, умениями, придать творческий характер.


Организация внеурочной деятельности школьников

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль