Методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальных классах

576

Основываясь на федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС), который утвержден приказом Министерства образования науки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», методические рекомендации внеурочной деятельности  являются неотъемлемой частью процесса образования детей начальных классов.

Методические рекомендации внеурочных занятий включают в себя активность детей, которая проявляется вне уроков и обусловлена их интересами и потребностями, играющая большую роль в развитии школьников и формировании коллектива учителей.

Мнения о целевых ориентирах, содержании, принципах, организации и ожидаемых результатах, которые сформированы педагогическим коллективом общеобразовательной организации (ОО), нужно освещать в основной образовательной программе общего начального образования (ООП). 

Методические рекомендации внеурочной деятельности: цели и принципы организации

Цель методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности можно считать за совокупность изложенных в стандарте требований к результатам освоения ООП, интересов и потребностей школьников, целевых установок педагогического коллектива ОО, запросов их родителей. Главной целью рассматривают содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности детей начальных классов, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению опыта участия и организации индивидуальной и совместной работы по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные задачи определяются коллективом педагогов учреждения самостоятельно.

При достижении главной цели в реализации методических рекомендаций внеурочных занятий нужно следовать принципам:

  • гуманистическая направленность. При организации учитываются интересы и потребности школьников, поддерживается проявление индивидуальности и субъектности, создаются условия для формирования у них умений и навыков самопознания, самоопределения и самореализации.
  • системность. Создается система для детей начальных классов, устанавливаемая взаимосвязи между:
  1. участниками – учениками, педагогами, родителями, социальными партнерами;
  2. основными компонентами – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
  3. урочной и внеурочной работой школьников;
  4. региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
  • вариативность. В образовательном учреждении прелагаеся большой спектр методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности, который предоставляет учащимся возможность свободного выбора и добровольного участия, пробуя свои силы и способности в разных ее видах. 
  • креативность. Педагоги поддерживают развитие творческой активности детей.
  • успешность и социальная значимость. Усилия организаторов основаны на формировании у учеников потребности в достижении успеха. 

​Содержание методических рекомендаций по внеурочной деятельности

Содержание методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности школьников состоит из множества видов деятельности, которые подготавливаются педагогами учреждения совместно с социальными партнерами.

ФГОС предлагает устраивать работу по пяти направлениям развития личности учащихся:

  1. общекультурное,
  2. общеинтеллектуальное,
  3. социальное,
  4. духовно-нравственное,
  5. спортивно-оздоровительное.

Для проектирования и построения системы можно использовать научно-методические разработки исследователей по классификации видов занятий.


Пример

Избрав основанием для классификации возникающие в процессе работы субъект-объектные отношения, профессор Н.Е. Щуркова выделяет виды занятий:

  • познавательную (субъект познает объект);
  • преобразовательную (субъект преобразует объект);
  • ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект); 
  • художественную (субъект воспринимает художественный образ);
  • коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом).

Создатели Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в учреждении целесообразно использовать следующие виды: игровую, познавательную, досугово-развлекательную (досуговое общение), трудовую (производственную), спортивнооздоровительную, туристско-краеведческую; проблемно-ценностное общение; художественное и социальное творчество (социально преобразующую добровольческую). 


Содержание каждого направления более детально описываются в рабочих программах курсов методических рекомендаций внеурочной деятельности и в документах перспективного и текущего планирования в учреждении. 

Этапы организации внеурочной деятельности согласно методическим рекомендациям

В устройстве методических рекомендаций внеурочной деятельности можно выделить три этапа:

  • проектный включает диагностику интересов, потребностей учащихся, увлечений, запросов их родителей и проектирование системы в учреждении;
  • организационно-деятельностный - создание и функционирование ресурсного обеспечения;
  • аналитический - анализ функционирования созданной системы. 

Проектный этап организации методических рекомендаций внеурочной деятельности учащихся 

На проектном этапе устройства методических рекомендаций внеурочной деятельности усилия ориентированы на сбор информации, которой увлекаются и интересуются многие школьники, где и как он реализует свои интересы и потребности.

В связи с этим, используют методы опроса (беседа, интервью, анкета), игровые методики, выполнение творческих заданий. Есть приложения, в которых представлены материалы для исследования интересов и предпочтений учащихся и их родителей:

  • анкета для родителей первоклассников «Интересы и увлечения ребенка» (приложение 1); 
  • методика для изучения интересов учащихся «Игра-путешествие по морю любимых занятий» (приложение 2); 
  • методика для изучения интересов учащихся «Цветик-семицветик» (приложение 3); 
  • диагностическая игра «Путешествие в страну увлекательных занятий» (приложение 4); 
  • описание хит-парада «Ах, если бы сбылась моя мечта» (приложение 5); 
  • описание деловой игры для родителей учащихся «Планирование воспитательной работы в классе» (приложение 6). 

​Сведения, которые получены в результате, имеют важное значение в участии школьников во внеурочной работе.

При построении системы внеурочных занятий отведенное время используется по желанию и в формах, которые отличаются от урочной системы обучения. ФГОС рекомендует пользоваться такими формами системы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагают использовать известные формы воспитательной работы и дополнительного образования. Право выбора форм предоставляется всем.

К примеру, можно учесть замечание Н.Е. Щурковой: «В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием».

Комплексная форма – это совместное объединение в одно целое форм, приемов и методов, которые связаны замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления и обладают возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей. 


Одной из подсказок педагогам для проектирования и создания могут служить созданные учеными классификации форм воспитательной работы.

Согласно методическим рекомендациям поорганизации внеурочной деятельности в качестве основания для классификации используют признаки:

  • количество участников (массовые, групповые, индивидуальные формы работы);
  • виды (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности);
  • затраты времени для подготовки;
  • способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные);
  • характер включения школьников в работу (добровольно или обязательно);
  • способ организации (одним человеком, группой участников или всеми членами коллектива);
  • взаимодействие с другими коллективами и людьми (проводимые совместно с другими, и проводимые внутри своего коллектива);
  • степень влияния учителей (непосредственные и опосредованные);
  • степень сложности (простые, составные, комплексные). 

В ходе путешествия дети посещают такие страны, как «Учландия» (1-й класс), «Дружляндия» (2-й класс), «Родниковия» (3-й класс) и «Яландия» (4-й класс). Программой предусматриваются ключевые дела, которые способствуют к интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию детей, становлению и проявлению их индивидуальности.

Нельзя забывать и о санитарно-гигиенических требованиях к осуществлению образовательного процесса. Устройство внеурочных занятий чаще всего ведет к переходу на работу в режиме полного дня, увеличению количества групп продленного дня, организации дополнительного питания учащихся. 

Организационно-деятельностный этап по методическим рекомендациям об организации внеурочной деятельности

На этом этапе организации методических рекомендаций внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию проекта. Их успешность во многом зависит от ресурсного обеспечения.

Главное значение имеет кадровое обеспечение. Субъектами занятий является весь педагогический состав. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной работы, удовлетворение потребностей школьников и запросов их законных представителей.

Администрации следует позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении системы внеурочных занятий. Необходимо оборудовать помещения, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов в работе с детьми.

Создание системы трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Нужно постоянно проводить работу, которая способствует освоению педагогами современных и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. Может потребоваться введение должности координатора, обязанностью которого станет координация индивидуальных и коллективных траекторий участия школьников во внеурочных занятиях. 

Аналитический этап организации по методическим рекомендациям об организации внеурочной деятельности

На данном этапе организации методических рекомендаций внеурочной деятельности основную роль играют действия оценочно-аналитического характера. Предметом анализа и оценки могут стать аспекты:

  • включенность учащихся;
  • содержание и способы организации;
  • ресурсное обеспечение процесса функционирования системы.

Для осуществления более полного и детального анализа включенности учащихся в работу необходимо обладать достаточной информацией об участии младших школьников в ней. Для этого надо определить порядок сбора, обработки и хранения сведений.

Для сбора информации можно использовать таблицу «Участие учащихся __ класса во внеурочной деятельности» (таблица 1), которая заполняется классным руководителем один раз в четверть, триместр или полугодие. 

Методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальных классах

Правильное заполнение позволяет проанализировать сведения о занятости учащихся, о наиболее популярных у школьников видах внеурочной работы, об активности детей.

Составленные таблицы передаются координатору или заместителю директора по учебно-воспитательной работе для анализа.

При анализе содержания и способов организации занятий вне уроков нужно учитывать некоторые критерии анализа и оценки:

  • гуманистическая направленность;
  • системность организации;
  • вариативность видов (направлений), форм и способов организации;
  • направленность на развитие и проявление творчества детей и взрослых;
  • ориентация на формирование у детей желания быть полезными окружающим людям и потребности в достижении успеха. 

Относительно критериев, которые перечислены выше, нужно подобрать или основать приемы и методы анализа и оценивания.

Анализируя ресурсы необходимо выявить недостатки и проблемы ресурсного обеспечения, а также пути и способы их устранения. Исходя из этого, можно составить таблицу «Ресурсное обеспечение функционирования системы внеурочной деятельности учащихся» (таблица 2). 

Методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальных классах

Выявление эффективности методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности

Видимые результаты организации методических рекомендаций внеурочной деятельности связаны с ее эффективностью. Данным показателем являются два основных критерия: продуктивность и удовлетворенность участников ее результатами.

Этими критериями целесообразно пользоваться и для выявления эффективности внеурочной работы. В соответствии с ними нужно выявить показатели и методики для изучения продуктивности работы школьников, которая организована вне уроков, и наличия у них чувства удовлетворенности организацией и результатами.

Одна из сложных задач – выявление продуктивности учащихся. Показателями могут стать знания, умения, навыки и достижения.

Для изучения продуктивности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т. п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др. Второй критерий – удовлетворенность участников. Заметим, что философы и психологи рассматривают удовлетворенность как ключевую (сущностную) характеристику счастья. Само понятие «счастье» часто определяется ими как наличие у человека чувства удовлетворенности.

Если оценивать эффективность по второму критерию, то субъект анализа и оценки занимается поиском ответов на вопросы:

  • Насколько счастлив ребенок от того, что он занимается в том или ином кружке (клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах?
  • Счастливы ли родители от того, что их сын или дочь посещает объединение дополнительного образования, принимает участие в жизнедеятельности класса (школы)?
  • Становится ли более счастливым педагог от приложения своих усилий?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо выяснить:

  • интересно ли ребенку посещать занятия внеурочно;
  • сложились у него товарищеские отношения с одноклассниками и ребятами;
  • сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, чему-то научиться;
  • хорошее ли у него настроение;
  • как относятся родители к этим занятиям своего ребенка;
  • что они ожидают от участия ребенка во внеурочной работе;
  • удовлетворены ли они взаимодействием с педагогами;
  • как родители оценивают достижения ребенка;
  • удовлетворен ли педагог ресурсным обеспечением;
  • как складываются отношения педагога с учениками, их родителями;
  • созданы ли условия для профессионально-личностного роста, творческого самовыражения педагога.

Понятно, что сформированность чувства удовлетворенности организацией и результатами внеурочной работы у каждого из перечисленных субъектов может рассматриваться в качестве отдельных показателей второго критерия.

Для изучения состояния удовлетворенности школьников и взрослых, которые принимают участие, можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, незаконченный рассказ, и др.

Описание диагностико-аналитического инструментария изучения и оценки состояния и эффективности системы внеурочных занятий детей начальных классов показано в приложении 7.  (Просмотреть все приложения>>)

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.pdf
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль