Новый подход к оценочной деятельности учителя

249

Экспериментальный проект по формированию оценочной самостоятельности

С поиском ответа на вопрос о том, как оценивать деятельность ученика, максимально стимулируя его потребность к познанию, связано появление в МОУ «Дмитровская гимназия “Логос”» (далее – гимназия «Логос») экспериментального проекта по формированию оценочной самостоятельности обучающихся. Оценивание в рамках проекта рассматривается как мощный воспитательный потенциал. Осуществляя инновационную практику в течение 7 лет, педагогическим коллективом гимназии «Логос» выделены два взаимосвязанных параметра: оценочная деятельность учителя и обучающихся.

Действия учителя должны быть направлены на формирование оценочной самостоятельности ученика. Он должен гибко использовать индивидуальные и социальные нормы оценивания, учитывать то, как воспринимает оценку учащийся; осуществлять рефлексивное управление активностью учащихся. Работу учителя определяют его установки, ценностные ориентиры, направленность работы. Развитие оценочной деятельности учителя – профессиональная задача, решение которой на современном этапе развития образования в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования особенно актуально.

Успешность же решения этой задачи зависит от понимания необходимости глубинной перестройки учительского самосознания, его педагогической позиции, направленности деятельности на социокультурное развитие учащегося в процессе обучения.

В отличие от оценочной деятельности учителя базовым умением в осуществлении оценочной деятельности ученика должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата, самооценке приложенных усилий для достижения цели; т. к. учение самоуправляемо, причем вне этой позиции оно не может быть организовано. Самооценка воспринимается как мобилизационно-побудительный механизм саморегуляции деятельности ученика и залог ее успешности.

Концепция проекта по формированию оценочной самостоятельности

Формирование оценочной самостоятельности осуществляется в гимназии на основе возрастного подхода и преемственности.

В гимназии «Логос» был разработан проект по формированию оценочной самостоятельности ученика. Определены общие подходы к оцениванию, разработаны условия преемственности подходов к оцениванию в начальной и основной школе, критерии согласованной оценочной политики школы и семьи, конкретные формы организации деятельности учителя и ученика, формы внутришкольного контроля, отчетная документация, правила ведения классных журналов, ученических дневников, подведения итогов и т. д.

В экспериментальном проекте первоначально участвовали преподаватели начальной школы и психологическая служба гимназии, затем эксперимент был продолжен в основной школе, повлек изменения в системе оценивания, к подходам оценивания (мотивационная и развивающая направленность оценки), способствовал осознанию проблемы развития оценочной деятельности учителя. В круг экспериментаторов был вовлечен весь педагогический коллектив. Таким образом, масштаб охвата преобразований – системный.

К основным концептуальным положениям проекта можно отнести изменение оценочной системы преподавателя как передачи способов целеполагания, действия, контроля и оценки. Его труд охватывает все группы профессиональных задач, выступая в качестве необходимого условия для решения каждой из них.

Администрацией гимназии «Логос» систематизированы требования к оценочной деятельности на каждой образовательной ступени (в соответствии с задачами развития). Оценочная деятельность учителя имеет двусторонний характер – это непосредственно сама оценочная деятельность в сочетании с восприятием оценки учащимся. Ему необходима позитивная установка по отношению к учащимся и гибкое использование системы оценивания, которая может способствовать формированию и развитию направленности личности и жизненных ценностей.

В результате осуществления оценочной деятельности учителя происходит изменение оценочной деятельности ученика – формируется готовность к самооценке полученного результата и приложенных для его достижения усилий; происходит овладение способами осуществления деятельности – универсальными учебными действиями (далее – УУД), навыками самоуправления деятельностью; на последующих этапах (основная, старшая школа) развивается самоуправление (познание себя как субъекта деятельности), навыки самообразования (построение индивидуальной образовательной траектории). Самооценка учащегося выступает мобилизационно-побудительным механизмом саморегуляции ученической деятельности, залогом ее успешности.

Основные изменения в системе оценочной деятельности учителя могут быть связаны:

•    с индивидуализацией, повышением объективности, благодаря введению критериальности оценки;

•    повышением осознанности и самостоятельности на основе содержательной оценки (понимание того, чего достиг, чем овладел, над чем еще поработать, чему научиться);

•    реализацией приоритета самоконтроля (взаимоконтроля), самооценки (взаимооценки) учеников перед оценкой учителя;

•    переходом от оценивания ошибок к накоплению и оценке достижений, от оценивания состояния к оцениванию динамики.

Взаимодействие с субъектным опытом обучающегося осуществляет педагог-тьютор. Тьюторское сопровождение – анализ познавательных интересов обучающегося, потребностей, личных устремлений. Он обучает детей самоорганизации, навыкам самообразования (возрастной, индивидуально-личностный подход).

Ключевые вопросы оценочной деятельности учителя

В основу подходов к оцениванию должны быть положены ключевые вопросы:

1.    Что оценивать (что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует)?

2.    Как оценивать (какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается)?

3.    Каким образом оценивать (какой должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления)?

4.    Что нужно учитывать при оценивании (каковы необходимые педагогические условия эффективности системы оценивания)?

5.    Как осуществлять формирование механизмов самооценки и самоконтроля у обучающихся в контексте совместной образовательной практики учителя и ученика?

6.    Как строить «взаимодействие» самооценки учащегося и оценки учителя?

Что оценивать? Оцениваются знания, умения, УУД, творческая инициатива и т. п. Личностные качества учащегося не оцениваются.

Как оценивать? Оценочная деятельность учителя должна быть направлена исключительно на работу, а не на ее исполнителя. Уровни учебных достижений учащегося оцениваются по множеству параметров.

Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием учащегося и его родителей. По окончании каждого учебного семестра проводятся родительские собрания, родители регулярно получают т. н. информационные письма (анализ трудов учащегося) о результатах детей с рекомендациями, а также имеют возможность проконсультироваться по поводу продвижения детей в учебной и воспитательной практике.

По окончании семестров и учебного года в классе подводятся итоги обучения за этот период. Каждый школьник может сам видеть свои результаты в дневнике достижений, на листах достижений. Намечаются задачи индивидуально для каждого ученика – и с ним, и с его родителями. Детям предоставляется возможность написать сочинение в любой форме, например, на тему «Секреты моих успехов» и т. п. Эти работы вкладываются в портфолио, наряду с другими работами, выполненными учащимися на протяжении учебного года.

Текущяя (промежуточная) оценочная деятельность учителя осуществляется при помощи шкал, цветовых индикаторов, условных обозначений. Преимущество данного вида оценок в том, что они благодаря своей исключительной условности не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок. Итоговое оценивание (при проверке сформированности планируемых умений и навыков в конце темы/раздела) можно осуществлять при помощи 100-балльной шкалы (или 100-процентной).

Здесь особенно важно при подготовке обсудить с детьми критерии успешности выполнения задания. Оценивание проверочных заданий происходит с использованием определенной технологии, позволяющей зафиксировать не только успешность их выполнения в целом, но и успешность/неуспешность тех или иных шагов.


СПРАВКА
При самооценивании учащийся отвечает на следующие вопросы:
Что нужно сделать? Что я делаю? Зачем я это делаю?
Каким образом я это делаю?
Как я могу проверить?
Как я оцениваю то, что я сделал?
Как я оцениваю то, как я это делал?
Как я могу исправить то, что не получилось?


Оценочная деятельность учителя должна быть акцентирована на положительные сдвиги в раотах каждого учащегося по сравнению с его же предыдущими работами. Не допускается какое-либо сравнения успешности работ разных учеников между собой. Важным представляется проведение т. н. стартовых работ, цель которых – оценка начального уровня подготовки учащегося. На основе обобщения результатов проверочной работы строится аналитика, определяется направление корректировки в дальнейшей работе и осуществляется планирование изучения следующего содержательного блока.

Также оценочная деятельность учителя должна ориентироваться на качественные и количественные показатели степени сформированности умений: степень обученности, качество знания, успешность. Для оценки творческих достижений, инициативы учащегося во всех сферах школьной жизни возможны самые разнообразные варианты: портфолио, «тетради открытий» и т. д. Главное, чтобы принципы «оценочной безопасности» были соблюдены и способствовали участию обучающихся в оценке собственной работы.

Оценка должна быть критериальной. Критерии оценивания/самооценки вырабатываются совместно учениками и преподавателем. Учащийся имеет право выбрать уровень сложности проверочных работ. Оценочная деятельность учителя должна быть направлена на возможность зафиксировать индивидуальное продвижение каждого учащегося и служить эффективным учебным приемом повышения внутренней учебной мотивации через обучение учащегося рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать; тем самым способствовать пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учить целеполаганию и планированию.

Формирование оценочной самостоятельности учащихся на основе безотметочного обучения.

Технология безотметочного обучения предполагает:

1.    Создание условий для целостного проживания учащимся всех образовательных ситуаций, предлагаемых взрослыми.

2.    Включение учащегося в процесс обучения в активной позиции, когда активность (даже если она умело создана извне) управляет им изнутри, помогает ему преодолевать трудности, идти к цели самостоятельно, в силу своих возможностей и возраста, решая задачи собственного развития. Стимулом внутренней активности человека должны стать определенные психологические условия, которые просто обязан уметь создавать педагог-профессионал.

3.    Формирование механизмов самооценки и самоконтроля в контексте совместной образовательной практики учителя и учащегося.

4.    Применение способов и приемов формирования самооценки, т. е. специальной организации деятельности учеников по выработке критериев оценивания своей работы (урочной, внеурочной).

5.    Условия формирования механизмов самооценк и самоконтроля.

6.    Оценку (поддержку) творчества и инициативы учащихся во всех сферах школьной жизни.

7.    Создание условий для развития позитивного мышления (позитивной «Я-концепции»).

8.    Перевод баллов или процентов в отметки (по требованию).

9.    Преемственность на последующих этапах обучения.

10.    Реальную реализацию личностно-развивающего обучения.

Условия формирования оценочной самостоятельности учеников

С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как учеников, так и педагогов включаются в контекст всего образовательного процесса. Важным является формирование у обучающегося здорового отношения к процессу оценивания себя, чтобы он сам научился чувствовать, сколько усилий потратил на задачу, и оценил себя в соответствии с количеством усилий, а не с оценкой извне.

В обучении должны использоваться особые задания, направленные на развитие умений сравнивать, сопоставлять с образцом. Учебное общение строится на принципах делового сотрудничества. Преподаватель выполняет рефлексивное управление занятиями учащегося, осуществляя мотивацию, организацию, координацию, консультирование, контроль и коррекцию занятий гимназиста. Учащийся получает возможность реально участвовать в процессе собственного обучения в качестве субъекта образовательного процесса. Используется его собственная активность, развивается образовательная рефлексия.

Задача взрослых – помогать ребенку в формировании оценочной самостоятельности, содействовать появлению чувства «Я могу» в результате преодоления трудностей и переживания успеха. С целью эффективного формирования механизмов самооценивания самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Система оценивания (самооценивания) включает две категории познавательного процесса:

•    степень овладения определенной темой программы по учебному предмету;

•    степень вовлеченности (самооценки/оценки приложенных усилий).

Педагогу необходимо акцентировать внимание на возможностях ученика, а не на трудностях.

Формированию оценочной самостоятельности способствует организация деятельности учащихся по выработке критериев оценивания своей работы (урочной, внеурочной):

•    работу со шкалами самооценки;

•    работу с оценочным листом ученика по ФГОС;

•    работу с дневником развития ученика, в котором отражается динамика продвижения учащегося по определенной теме и фиксируются «проблемные зоны» – «точки развития»;

•    работу над ошибками;

•    рецензирование ответов (работ) одноклассников, саморецензирование;

•    обучение умению давать развернутую содержательную оценку (самооценку);

•    работу с технологическими картами;

•    работу с портфолио.

Шкала самооценки представляет собой вертикальный отрезок.

Формирование оценочной самостоятельности стимулирует учащихся оценить себя с точки зрения овладения конкретным умением по данному вопросу. Условие: четко сформулированные конкретные цели, которые учащийся может измерить (оценить). Учащимся предлагается также оценить уровень вовлеченности или степень собственных усилий, приложенных для достижения результата: активности, старательности, сложности задания и т. д. (в зависимости от целей учителя).

Работа с оценочным листом дает учащемуся возможность осуществить два вида самооценки: прогностическую (до решения задачи – оценка собственных возможностей) и ретроспективную (после решения задачи – оценка результатов). Прогностическая оценка наиболее важная и сложная, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Оценка учителя ставится только после самооценки учащегося. Формирование самостоятельности школьников происходит при сопоставлении прогностической и ретроспективной самооценки с оценкой педагога. Учащийся учится рефлексии; самооценка его становится более дифференцированной, уточняются ее критерии, возрастает ее самостоятельность, устойчивость, адекватность, действенность. Педагог рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, аккуратно корректируя при необходимости. Для самооценки/оценки умений/знаний, уровень которых проверяет данная работа, используются цветовые индикаторы.

Изменения педагогической позиции в оценочной деятельности учителя

При использовании безотметочного обучения происходит изменение педагогической позиции преподавателя в отношении:

•    организации и управления занятиями учащихся на различных этапах урока: постановки цели; организации учебных действий; контроля (самоконтроля) – как развитие умений самоуправления у учащихся;

•    оценки – средства формирования адекватной самооценки учащегося, мотивации достижения, развития оценочной самостоятельности учащихся;

•    способов получения обратной связи (на этапе постановки учебной задачи, опроса, организации учебных действий; контроля, оценки);

•    способов организации взаимодействия на уроке;

•    мотивирования (создания условий для развития собственных мотивов учеников);

•    поддержки творчества и инициативы ученика;

•    системы отслеживания результатов образовательной деятельности (оценочной деятельности педагога);

•    сотрудничества с родителями учащихся;

•     себя самого (самоизменение – развитие профессионального самосознания учителя).

Практическая значимость изменений в оценочной деятельности учителя

Изменения в системе оценивания позволяют осуществлять реальную индивидуализацию образовательного процесса. Работа в условиях формирования оценочной самостоятельности учащихся, с нашей точки зрения, определяет требования к содержанию и процессу педагогического взаимодействия, нацеленного на решение задач развития учащегося, ориентированного на реализацию индивидуальных образовательных траекторий.

Применение элементов технологии оценочных листов, шкал самооценки, цветовых индикаторов в качестве обратной связи между учеником и учителем положительно повлияли на формирование оценочной самостоятельности учащихся, позволили увидеть процесс работы учащегося «изнутри», определить глубину усвоения материала и степень его уверенности в своих силах: даже при правильном выполнении задания можно пронаблюдать сомнения и переживания ученика по тому или иному вопросу; заметить тенденции в личностном становлении. На основании этого – выстроить дальнейшую адресную работу либо индивидуально с конкретным учащимся, либо при наличии замеченной тенденции (например, задание выполнено правильно, но значительная часть учащихся испытывала неуверенность, сомнения при его выполнении) организовать дополнительную коррекционную работу, направленную на формирование прочных компетенций.

Система самооценивания способствует развитию личностных качеств учащегося (целеполагание, рефлексия, прогнозирование, умение видеть связь усилий и достигнутого результата; умение разложить сложную задачу на составляющие; умение увидеть проблему и предложить способ ее решения). Появляются новые возможности для осуществления воспитывающей деятельности (самооценка, мотивация, направленность, критическое мышление, умение анализировать и т. д.). Учащиеся обучаются умению презентации своих достижений, овладевают навыками работы с портфолио.

В ходе реализации проекта по формированию оценочной самостоятельности возникают различного рода трудности. К таким трудностям можно отнести оценочное восприятие педагогом себя и окружающих, ошибки в мотивировании, появление новых учеников в классе, поскольку оценочная деятельность, рефлексивные умения, мотивационные проявления ученков будут различны.

Продукты деятельности:

1.Локальные акты: «Положение о текущей, промежуточной, итоговой аттестации и системе оценивания» (приложение 1) и др.

Новый подход к оценочной деятельности учителя

2. Положение об оценивании образовательных результатов учащихся школы (на основе классификации уровней усвоения деятельности, предложенной В.П. Беспалько). На последующих ступенях обучения обеспечивается преемственность подходов системы оценивания образовательных результатов.

3. Спецкурс для учителей «Развитие оценочной деятельности учителя» (приложение 2).

Новый подход к оценочной деятельности учителя

4. Научно-методические материалы; материалы психолого-педагогической диагностики.

5. Дневник развития (достижений) «Я учусь» (приложение 3).

Новый подход к оценочной деятельности учителя

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль