Упражнения на лексику как часть словарно-орфографической работы

99

Лексикоорфографические упражнения, как часть словарно-орфографической работы

Начальный курс грамматики, правописания и развития речи предполагает большую работу со словарем, в процессе которой ученики усваивают словарный ряд с непроверяемым или труднопроверяемым написанием, которые даны в специальных списках, предлагаемых каждому классу. Начальные данные о них детям даются уже в первом классе. Так, занимаясь по прописи и учебнику, ученики первого класса изучают правописание таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., кроме того, правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова, откладывается в памяти. Каждый следующий год количество слов, которые требуют запоминания и рационального употребления как в устной, так и в письменной речи, становится большим. Написания трудных слов требует усвоения, а для этого нужны многократные систематические упражнения, которые отсылаются к изучаемому на уроке грамматико-орфографическому материалу.

Методические рекомендации и практика словарно-орфографической работы свидетельствуют о том, что лексико-орфографические упражнения можно интерпретировать, как четыре подгруппы групп заданий:

  1. Типология диктантов.
  2. Лексические задачки, которые направлены на развитие у учеников внимания к слову, наблюдение за синонимическим и антонимическим рядом, многозначностью словарного ряда, фразеологическими сочетаниями (приложение 1).
  3. Задачки на конструирование словосочетаний и предложений (приложение 2).
  4. Задачки на развитие речи у детей (приложение 3).

Словарно-орфографическая работа: виды диктантов

Диктанты на сегодняшний день рассматриваются и как обучающий, и как управляющий вид упражнений с трудными словами.

Зрительный диктант, предполагающий предварительный разбор. При нем ученики орфографическим и орфоэпическим способом проговаривают написанное трудное слово, отдельно вынесенное на карточку, где выделена безударная гласная. После чего слово записывается по памяти (при необходимости выясняется значение слова).

Картинный диктант:

1. Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его. 2. Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения. 3. Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставя знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

1. Записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений.

2. Записать в первый столбик слова, в написании которых надо запомнить гласную Е, во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную О, в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную А.

3. Выписать только слова из словаря: «Урожай, урожай! На гряде сорвать не плохо Наше лето провожай! Крупный красный помидор! Сколько сладкого гороха! Пробежишься огородом – Огурцы как на подбор! Съешь морковку мимоходом.

Выделяется еще такой тип диктанта, при котором используются загадки. Педагог читает загадку, ученики ее отгадывают ее и поясняют свой ответ. После чего ученики пишут слово, которое является отгадкой, и выделяют в записанном орфограммы.»

Диктант по памяти. Например:

1. Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов.

2. Записать по памяти слова, в которых нужно писать в безударном слоге гласную букву Е.

Диктант с комментированием. Учитель называет слово из словаря или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом. Например: четвертый день недели (четверг); прием пищи в середине дня (обед); плод яблони (яблоко); помещение для торговли чем-нибудь (магазин).

В ходе словарно-орфографической работы выделяется еще такой тип диктанта, при котором опора делается на этимологию. Имеется в виду, что в работу включаются только те слова, этимологический анализ которых детям уже знаком:

1. Объяснительный диктант с лексическим заданием. Этот вид диктанта традиционен и проводится большинством учителей. Он носит элементы занимательности, помогая учащимся закрепить в памяти лексическое значение «трудного» слова. Если же учитель в словарной работе систематически использует этимологию, в сознании ребенка при написании такого диктанта актуализируются сведения о происхождении данного слова, позволяющие верно его зафиксировать. Эти сведения и должен записать младший школьник в качестве проверки к «трудным» словам. Например: Как называется лиственное дерево с белым стволом? Запись в тетради ученика: береза (берза).

2. Узнай слово по полной этимологической справке. В этом виде диктанта учитель называет исторический корень, от которого образовано слово, и значение этого корня. Например, это слово произошло от…

… общеславянского ДОР, что значит «расчищенное место» (дорога);

… общеславянского КОР – «рог» (корова);

… восточнославянского КОРЗАТЬ – «рубить ветки, счищать кору» (корзина);

… исконно русского ХОРС – «чистый, убранный» (хороший).

3. Диктант с обоснованием. Выполняя это задание, школьники вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное слово, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово. Например: (сольдо) солдат.

4. Самодиктант. Выполняя это задание, учащиеся вспоминают и записывают как можно больше слов, имеющих в своем составе исторический корень. Например: корень – КАП – от КАПО = «голова» (капитан, капитанский, капуста, капустный и др.).

Изучение непроверяемых написаний в ходе словарно-орфографической работы в начальных классах

Менее всего разработан вопрос о последовательности в работе с непроверяемыми написаниями. И хотя существует огромное разнообразие методик, которые предлагаются педагогами, разграничение по доминирующей направленности, направленное на запоминание написания слов и на развитие лексики учеников, попросту отсутствует. С этой точки зрения все методики стоит разделить на три группы (условно):

  • методики, которые направлены на запоминание орфографического вида слов, когда особое внимание уделяется написанию слова (имеется в виду группировка по орфографическому признаку, установление признаков сходства и различия, вставка пропущенных букв и т. д.);
  • методики, которые направлены на развитие речи детей, в центре внимания которых – значение слова (имеется в виду подбор синонимического и антонимического ряда, работа с устойчивыми оборотами, составление сочетаний слов и предложений, работа с описательными оборотами и отдельными словами, составление тематических групп, эссе по опорным словам и т. д.);
  • методики, которые направлены на запоминание правописания и на развитие лексики (имеется в виду подбор однокоренного ряда слов, работа с кроссвордами, использование этимологического анализа и т. д.).

В ходе словарно-орфографической работы необходимо учитывать специфику приемов, если определяется последовательность анализа слов с непроверяемыми написаниями. Все словарные слова из пособия в этом случае разбиваются на смысловые подгруппы (приложение 4). И лучше выделять следующие шаги работы:

1. Первичное восприятие группы слов, целью которого является рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание.

2. Закрепление правописания группы слов, цель которого – создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.

Первичное восприятие группы слов в ходе словарно-орфографической работы

Этап первичного восприятия группы слов является наиболее важным, т. к. ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленной.

Учитель объясняет учащимся, что сегодня они познакомятся с новой группой слов с непроверяемыми написаниями и смогут их сразу записать без ошибок. Такое замечание учителя необходимо для создания сознательной установки на запоминание. Далее учитель или ученик читает вслух (с соблюдением орфоэпических норм) слова, записанные на доске или на специальном плакате. Это очень важно для всей последующей работы, т. к. именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. После орфоэпического произнесения даже в первом классе (если в период обучения грамоте учащихся знакомили с признаками орфограмм – со слабыми позициями для гласных и согласных) дети сразу могут назвать в этом слове «трудное» место. А, как известно, учащиеся лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

После того, как чтение закончилось, дети под руководством педагога производят разбор по правилам словарно-орфографической работы: выделяют ударение, ищут буквы, которые обозначают безударные гласные, проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, поясняют написание орфограмм, которые можно проверить (допустим, в слове «народ» букву А нужно запомнить, а букву Д можно проверить). После чего происходит запоминание, делающее акцент на орфографическое проговаривание (в течение 30–60 с). Словарный ряд, написанный на доске, после запоминания закрывается, и ученики записывают его под диктовку. В этот момент включается в работу рычаг кратковременной памяти. Наиболее тщательно ведется проверка вновь открытой записи, при этом важно послоговое проговаривание. При этом ученики с низким уровнем орфографических знаний и плохой памятью отмечают горизонтальной или вертикальной чертой проверенные слоги (например, на род или на/род).

После проверки учитель выясняет, кто из учащихся не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две и более ошибок. Обычно количество допустивших ошибки бывает незначительным, и учитель должен вслух выразить свое удовлетворение и этим фактом, и тем, что некоторые ученики самостоятельно нашли и исправили свои ошибки уже в первый день знакомства с новой группой слов.

Другими словами, задача педагога и учеников на данном этапе состоит из нескольких обязательных и последовательных действий:

  • орфоэпическое чтение слов вслух, которые заранее записываются на доске или карточке;
  • орфографический разбор;
  • запоминание, при котором акцент делается на орфографическое проговаривание;
  • запись посредством диктанта (при закрытых словах);
  • орфографическая работа (проверка с орфографическим проговариванием по образцу).

Словарно-орфографическая работа: закрепление правописания

В начале каждого последующего урока в течение одной или двух учебных недель обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Но в целях более эффективного и прочного запоминания каждое такое восприятие осуществляется в новых условиях, т. е. в процессе решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т. д. Так организуется закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Длительность работы (1–2 недели) должна устанавливаться в зависимости от сложности правописания слов изучаемой группы и от особенностей уроков, запланированных на этот период. Если в течение одной учебной недели часть уроков должна быть посвящена каким-либо письменным работам (изложениям, сочинениям, диктантам) или работе над ошибками, то изучение одной группы слов с непроверяемыми написаниями может продолжаться в общей сложности 1,5–2 недели, чтобы обеспечить необходимое количество повторных встреч.

В процессе словарно-орфографической работы ведется отбор методик для этапа закрепления, при этом важно учитывать их специфику. На первых уроках лучше использовать методики первой группы, которые направлены на то, чтобы лучше запоминать правописание слов, затем – методики третьей группы, они направлены и на запоминание правописания, и на развитие лексики детей. Только в конце закрепления можно использовать методики второй группы, которые направлены на развитие лексики учеников.

Изучение одной группы слов обычно осуществляется в течение пяти уроков. На каждом уроке на это может быть потрачено от 3–5 до 10 мин. На первом уроке происходит первичное восприятие группы слов, на последующем – проверка усвоения правописания данных слов.

Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме, удобной для последующего учета и анализа ошибок. Если в результате такого анализа учитель выясняет, что написание некоторых слов еще не усвоено, то корректируется состав следующих групп (эти слова включаются в новые группы для повторного изучения) или продлевается этап закрепления группы в целом.

Контрольные словарные диктанты проводятся по мере накопления определенного программой (для такого диктанта) количества изученных слов. Во втором классе это 8–10 слов, в третьем классе – 10–12 слов, в четвертом классе – 12–15 слов. Следовательно, контрольные словарные диктанты могут проводиться 1 раз в 2 недели.

Подобный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний (распределение слов на группы, работа над каждой группой в течение определенного времени, обязательный учет ошибок) делает процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым. Это означает, что учитель совершенно точно знает, сколько слов изучено на данный момент времени, сколько раз каждое слово встретилось на уроках, какие слова необходимо включить в новые группы для организации повторных восприятий.

Приложение 1

Лексические упражнения в ходе словарно-орфографической работы, которые направлены на развитие у детей внимания к слову, наблюдения за синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями

1). Изучите предложения и поясните смысл слова: в каком предложении речь идет о сирени в смысле кустарника, а в каком – о сирени в смысле цветка.

1. Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. 2. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень.

2). Поясните смысл каждого однокоренного слова.

1. Вот и лето подоспело – земляника покраснела. 2. Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. 3. Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

3). Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу. Упражнение 4. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.

5). Объясните значение выделенных слов.

1. Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. 2. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.

6). Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

1. Советский воин бережет родной страны покой и славу. 2. С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. 3. Только взял боец трехрядку, сразу видно – гармонист. 4. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.

7). Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том: 

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

8). Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.

Друг – товарищ. Узор, труд, торжество, холод, боец…

9). Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.

Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…

10). Объясните смысловое значение слова язык в каждом предложении. В каком предложении слово язык употреблено в прямом значении? Запишите это предложение в тетрадях. Определите род, число, падеж, склонение слова язык.

1. Богат и красив русский язык. 2. Разведчики взяли языка. 3. Язык сильно ударял о стенки колокола.

4. Малыш больно прикусил язык.

11). Что значит болтать языком? Что значит болтать ногами? Сколько значений у слова болтать?

За столом сказала мать:

– Хватит языком болтать! А сынишка осторожно:

– А болтать ногами можно?

12). Что значит молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит

в предложениях:

1. Время бежит. 2. Бежит ручей. 3. Зерно бежит из комбайна в машину.

13). Замените данные сочетания слов выражениями из «Слов для справок».

1. Обмануть. 2. Очень много. 3. Неизвестно когда. 4. Очень давно. 5. Свободный для транспорта путь. 6. Очень быстро.

Слова для справок: зеленая улица; обвести вокруг пальца; яблоку негде упасть; после дождичка

в четверг; при царе Горохе; прокатить с ветерком.

Приложение 2

Упражнения в ходе словарно-орфографической работы в конструировании словосочетаний и предложений в начальной школе

1). Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.

1. Сапоги, ботинки – это обувь, а … – это одежда. 2. Заяц, … – это звери, а … , … – это птицы. 3. Пенал, … – это учебные принадлежности, а … , … – это инструменты. 4. Морковь, … , … – это овощи.

2). Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из «Слов для справок».

1. Как алмазы … на листьях росинки. 2. Пылает заря, … роса. 3. Снег … под лучами зимнего солнца.

4. Солнце … , а месяц … .

Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.

3). Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь – морковка, желтый – желтоватый, черный – черненький, ветер – ветрище, корова – коровенка, сверкать – сверкнуть.

4). К данным словам подберите подходящее по смыслу словарное слово. Напишите составленные словосочетания.

Жареный – …, восточный – …, соленый – …, тракторный – …, зеленая – …, сытный – …, школьный – …, прекрасная – …, огородные – …. Переходить (что?) …, ехать (на чем?) …, сварить (из чего?)

…, рисовать (чем?) …, выращивать (что?) …, гордиться (кем?) … .

5). Выберите одно из близких по смыслу слов: занятость, дело, труд.

Настоящее счастье для народа в … . Я помог товарищу в этом трудном … . Хорошо тому, кто любит свою …

6). Выберите синонимы к словам Родина, бесконечный, охранять и запишите их. Составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.

Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.

Приложение 3

Упражнения в ходе словарно-орфографической работы по развитию речи у младших школьников

1). Составьте предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, воробью по колено.

2). Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу.

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

Слова для справок: пугливые, трусливые, робкие.

3). Замените повторяющееся слово «старик» подходящими по смыслу словами, используя «Слова для справок»: он, охотник, старый медвежатник, старик.

В лесу старик долго искал медведя. Скоро старик устал и присел отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!» – красивый такой звук, как струна пропела. Старик очень удивился: «Кто это в лесу на струне играет?»

4). Прочитайте и расскажите, о чем прочитали. Озаглавьте текст.

Во времена парусного флота плавание зависело от погоды, от направления ветра. Для выхода в море нужен был попутный ветер. Ветер надувал паруса и направлял судно вперед. Выражение «попутный ветер» стало использоваться в речи и в другом значении. Пожелать кому-либо попутного ветра – значит пожелать удачи.

5). Составьте текст-описание на любую тему.

  1. Ну и огурчик! 
  2. Молодая осинка.
  3. Земляничная поляна.
  4. Ох уж эта лисица!
  5. Буренушка.

6). Какую бы картину вы нарисовали к такому выражению: ждать у моря погоды (яблоку негде упасть; одна нога здесь, другая там и др.).

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль