Методы организации введения ФГОС в основной школе

239

Управление введением ФГОС в основной школе

С 2013/14 уч. г. СОШ No 1 участвует в пилотном проекте по реализации ФГОС (на основании приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 No 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказа министерства образования Тульской области от 06.06.2013 No 561 «Об организационных мероприятиях, направленных на продолжение работы по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Тульской области с 1 сентября 2013/14 уч. г.»).

Организовать работу по введению ФГОС в основной школе с педагогическим коллективом, добиться поставленных задач, структурировать деятельность участников образовательного процесса при выполнении любой задачи помогают несколько эффективных техник управления и постановки целей.

Использование PDCA во время введения ФГОС в основной школе

Одной из наиболее эффективных стратегий является управленческий цикл У.Э. Деминга (PDСA). Схема управления проектом классическая (рис. 2).

Методы организации введения ФГОС в основной школе

Название этапов (функций) в рамках управленческого цикла У.Э. Деминга и описание содержания каждого этапа (обозначение) представлены в табл. 2.
Этот цикл интересен тем, что он связан с проблемами внедрения и совершенствования современных систем качества. Одна из основных целей внедрения систем менеджмента качества – создание таких условий в ОО, при которых происходит постоянное улучшение каждого из ее процессов. Например, составляя «дорожную карту» по введению ФГОС в основной школе, администрация ОО планирует работу по шести направлениям.

В соответствии с целями каждого направления назначаются ответственные за выполнение плана из числа рабочей группы по подготовке к введению ФГОС, намечаются сроки сбора информации. Вся информация собирается, анализируется и обрабатывается руководителем координационного совета. Выявленные отклонения рассматриваются на заседаниях рабочей группы, заседаниях предметных кафедр. Вносятся коррективы, документы дорабатываются, назначаются новые сроки исполнения. После чего намечаются новые цели.

Введение ФГОС в основной школе предусматривает новые подходы к системе оценивания. С целью организации деятельности по разработке механизмов оценивания универсальных учебных действий (далее – УУД) администрация СОШ No 1 провела практический семинар «Система оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся». Итогом работы стало управленческое решение по разработке инструментария оценки УУД. Были определены микрогруппы по разработке требований к освоению метапредметных УУД в рамках реализуемой рабочей программы.

Выполнение работы контролировалось на заседаниях микрогрупп, где проводилось обсуждение проблем и результатов введения ФГОС в основной школе. Информация по итогам деятельности собиралась руководителем рабочей группы. Затем материал анализировался заместителем директора по УВР. Намечались новые сроки по доработке инструментария.

Таким образом, управленческий цикл от установления целей, выполнения запланированного, контроля результатов к принятию мер по устранению причин отклонений до запланированного результата применяется многократно с различной периодичностью на разных этапах деятельности.

Использование принципа целеполагания SMART во время введения ФГОС в основной школе

На этапе планирования важно уметь четко и лаконично формулировать цели. Чем лучше сформулирована цель – тем лучше результат. Принцип целеполагания SMART является одним из самых совершенных инструментов. Вся деятельность по введению ФГОС рассматривается как совокупность регламентированных процессов, управляемых директором, председателем координационного совета, педагогическими работниками, которые вошли в состав координационного совета.

Результаты деятельности, осуществляемой для введения ФГОС в основной школе, периодически оцениваются на основе объявленных критериев. Осуществление процессов рассматривается как значимое, если эти процессы представляют ценность не только для ОО или органов управления образованием, но и для потребителей образовательных услуг.

Управление процессами осуществляется на основе критериев эффективности управленческой деятельности (временные и материальные затраты на осуществление процесса, их сопоставление с полученным результатом и др.). Эта концепция позволяет выстраивать основы плана действий по достижению поставленных целей, в данном случае – по введению в ФГОС в основной школе.

SMART (англ. хороший, умный) – аббревиатура, которая образуется от слов, определяющих пять свойств основополагающих целей:

  • конкретная (specific) – цель должна быть четкой и внятной, без разночтений и двусмысленностей;
  • измеримая (measurable) – параметры должны быть измеримые, помогающие понять, достигнут ли результат;
  • достижимая (achievable) – цели ставятся достижимые. В случае если возникают опасения относительно достижимости поставленной цели, логично разбить ее на более мелкие цели;
  • ориентированная на результат (result-oriented) – цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы;
  • ограниченная во времени (time-bounded) – определены сроки, в которые цель должна быть достигнута. Может быть указано существующее ограничение по времени.

Например, введение ФГОС в основной школе подразумевает целеполагание и мотивацию учения приоритетной задачей современного урока. Высшим уровнем целеполагания является формулирование обучающимися целей самостоятельно. Для выработки общего подхода к целеполаганию уроков образовательной деятельности в основной школе учащимся предложен алгоритм постановки целей учебной деятельности на уроке:

  1. Внимательно прочитайте формулировку темы.

  2. Выделите слова и словосочетания (термины, понятия), которые вы встретили впервые.

  3. Определите, знаете ли вы точное значение терминов, встречающихся в формулировке темы.

  4. Подумайте и расскажите, какие новые (объектные) знания необходимо усвоить в рамках изучения данной темы.

  5. Определите, какие умения, связанные с применением этих знаний, необходимо выработать в рамках изучения данной темы.

  6. Сформулируйте правила, опишите алгоритмы, способы действий в рамках изучаемой темы, которые вам известны.

  7. Расскажите, какие новые (оперативные) знания необходимо усвоить в рамках изучения данной темы.

  8. Определите, какие умения, связанные с применением этих знаний, необходимо выработать в рамках изучения данной темы.

  9. Сформулируйте цели вашей учебной деятельности.

  10. Укажите средства и способы контроля достижения каждой из названных целей (цель считается достигнутой, если ...).

Модель введения ФГОС в основной школе

Для реализации функции контроля создана модель введения ФГОС (табл. 3). Координационным советом были определены цели контроля, объекты контроля, планируемый результат работы, ответственные и сроки выполнения различных этапов введения ФГОС, которые представлены в структуре модели.

Методы организации введения ФГОС в основной школе

Использование роудмаппинг во время введения ФГОС в основной школе

В рамках сопровождения введения ФГОС в школе использован метод роудмаппинг (метод планирования, прогнозирования и управления деятельностью). Роудмаппинг предусматривает построение «дорожных карт». Основной акцент при этом делается на инновации, внедрении, апробации новых технологий.

«Дорожная карта» – это вид планирования, подробный сценарий реализации основных направлений, мероприятий изменения (сферы образования, образовательного процесса в отдельной ОО и т. п.). Такая карта увязывает между собой видение, стратегию и план развития образования, выстраивает во времени основные шаги этого процесса, позволяет просматривать вероятные сценарии развития (табл. 4).

Методы организации введения ФГОС в основной школе

Введение ФГОС в основной школе с помощью диаграммы Г.Л. Ганта

Еще одним способом достижения эффективных результатов является разработка единичных проектов. Задача руководителя координационного совета состоит в том, чтобы обеспечить полноту, связность и высокий уровень реализации единичных проектов. Длительность выполнения – временной промежуток и актуальные задачи для координационного и методического советов, рабочей группы при реализации единичных проектов – отражаются в диаграмме Г.Л. Ганта (табл. 5).

Методы организации введения ФГОС в основной школе


Справка
Диаграмма Г.Л. Ганта – популярный тип столбчатых диаграмм (гистограмм), который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов. Состоит из полос, ориентированных вдоль оси времени. Каждая полоса на диаграмме представляет отдельную задачу в составе проекта (вид работы), моменты ее начала и завершения, длительность работы. Вертикальной осью диаграммы служит перечень задач. На диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности работ, метки ключевых моментов (вехи) и т. п.

Связь между проектами состоит в передаче получаемого результата от одной микрогруппы к другой для усиления совместного образовательного эффекта. Так, например, члены рабочей группы – разработчики рабочих программ учебных предметов – заинтересованы в достижении обучающимися предметных целей при реализации внеурочной деятельности. 

В свою очередь, разработчики программы внеурочной деятельности заинтересованы в использовании потенциала учебных предметов в области нравственного воспитания обучающихся или формирования других надпредметных образовательных результатов. Для согласованности действий проводятся заседания рабочих групп, на которых каждая из них сообщает, с какими другими группами данной группе необходимо контактировать, и что она хотела бы получить от других групп в процессе взаимодействия.

Завершенный проект обсуждается на заседании координационного совета, разрабатывается план-график. План-график введения ФГОС в основной школе определяет процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой. Для эффективной реализации плана-графика введения ФГОС необходимо, чтобы система контроля предоставляла информацию, позволяющую предвосхищать возможные сбои (отклонения реального хода работ от запланированного) и вовремя их предотвращать. 

Можно использовать систему опережающего контроля, который дает возможность прогнозировать дальнейший ход процесса и требует реагирования на то, что еще не произошло, но со значительной долей вероятности может случиться. Для проведения контроля введения ФГОС в основной школе на каждом этапе необходимо определить способы получения информации: посредством изучения документации, в процессе собеседования с исполнителями, с помощью наблюдения за деятельностью, из отчетного доклада педагогов. Также необходимо разработать форму отчета о ходе реализации проекта (приложение 2).

ФГОС задает новый вектор движения. Каждая ОО обладает необходимым потенциалом для деятельности в режиме пилотного проекта по введению ФГОС. Есть удачные решения, есть проблемы. Но мы уверены, что если работать над поставленными целями, то эти цели будут работать на нас. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль