Условия реализации эффективного ученического проекта

171

Форма организации и представления проектной работы в школе

Идея ученических проектов и исследований - современная, перспективная, актуальная и интересная. Но между идеей и воплощением, как всегда, немало значимых различий. Например, проектная и исследовательская деятельность чаще все­го остается уделом одаренных и мотивированных школьников с высокой успева­емостью, каковых в любой школе меньшинство. Однако существуют психологиче­ские возможности стимулирования к проектной и исследовательской деятельности учеников всех уровней способностей и мотивации.

Мотивирующим средством может выступать форма предполагаемой деятельности. Подавляющее большинство ученических исследований копирует традиционную схему курсовой/дипломной работы; проекты чаще всего содержат жестко струк­турированные и потому урезанные в творческих идеях ответы на ряд вопросов по теме замысла (типа «Школьный двор будущего», «Как я буду главой Управы»). Это ни в коей мере не обесценивает ученических работ; большая часть из них действительно интересна, нова и отлично оформлена. Однако ученический проект и исследование могут быть воплощены и в иных формах.

Подчеркнем, что проектом можно считать любое (желательно разумное и в некоторой степени новое) материально выполненное или вербально опи­санное воплощение некой идеи. Это или план создания чего-либо, данный с описаниями, чертежами, макетами, алгоритмами и пр., или предвари­тельный образец (текста, изделия, творческого продукта), более или менее го­товый к использованию, или замысел чего-либо. Исследование как целенаправ­ленное изучение некоего среза реальности также допускает множество форм реализации - традиционное научное, экспресс-опрос, наблюдение, сравнение, мысленный эксперимент, история представлений о предмете и т. д. Разнообразие форм возможной занятости - первый источник популяризации ее среди школьни­ков. Главная цель исследовательской и проектной работы в школе - формирование навыков экспериментального мышления у детей с разным уровнем способ­ностей и знаний по предмету. Главным акцентом должно быть не получение сверхрезультатов, а отработка на приемлемом уровне навыков исследования и проектирования.

Итак, агитируя к труду над проектом или исследованием, педагог должен понимать и объяснять, что тип, объем, уровень сложности, уровень требуемой креативности и свободы, необходимое на работу время и итоговый результат могут быть абсолютно разными в зависимости от желания ученика. Проектная работа в школе предоставляет ученику реальную свободу выбора: делай то, что хочешь, так, как тебе удобно и интересно. Учитель (при необходимости) поможет найти максимально адекватные формулировку темы, способ изложения и представ­ления результатов, аудиторию для показа готового материала. Вдобавок ученик сам выбирает комфортную степень самостоятельности в занятии, что полезно как для тревожно-неуверенных, так и для демонстративно-независимых. Проиллюстрируем примерами проектов по психологии: «Исследование типа темпера­мента у моих одноклассников», «Мой мир через объектив: сборник фотографий», «Эссе "42 причины радоваться жизни"», «Черты характера у героинь сериала "Ранетки": плакат-коллаж с комментариями», «Меню умного школьника: про­дукты, полезные для когнитивных функций», «Социально-психологический экс­перимент "Молчание: самоотчет и анализ человека, 3 дня не говорившего с одноклассниками"*».

Несмотря на то что мы начали с разговора о форме организации и представ­ления проекта, в реальности далеко не всегда этот вопрос решается первым. Итоговый образец представления результатов порой заметно отличается от предполагаемого в начале работы.

Выбор темы ученического проекта 

Чаще всего первым этапом исследовательской деятельности выступает локализация ин­тереса. Педагог и ученик находят интересную и конкретную тему. В одних случаях учитель предлагает тему сам («Кто хочет потрудиться над исследованием мнений одноклассников о том, удобнее 5- или 6-дневное школьное обучение?»), в других ученик инициирует исследование или проект, а педагог лишь помогает грамотно сформулировать тему, цель, задачи («Творческий анализ от­ношений и восприятия жизни: стихи Варвары К.»). Из нашего опыта, огромный интерес пробудила идея организации школьного журнала. Простое обсуждение возможности организовать подобную проектную работу в школе оживило десятки энтузиастов из 5-11-х классов, журнал выходил тиражом не менее 60 экземпляров.** Отмечу, что для многих авторов проекта участие в нем стало толчком к профессиональному самоопределению: выбору профессии журналиста, репортера, редактора, фото­графа.

Чтобы определить и конкретизировать интересы, можно провести простой опрос: «Что тебе интересно, чем ты увлекаешься? Дай несколько ответов». Вопре­ки пессимистичным ожиданиям фактически все опрошенные школьники дают содержательные ответы. Разброс интересов велик, однако нащупывается множе­ство параллелей между содержанием интересов и областью знаний, охватываемой преподаваемыми в школе дисциплинами. Поделимся описанием некоторых по­пулярных интересов школьников и простыми идеями их реализации в ученическом проекте:

Условия реализации эффективного ученического проекта

Условия реализации эффективного ученического проекта

Для активизации интересов к проектной работе в школе проводятся некоторые специальные занятия, которые могут быть внеурочными или представлять собой особые по форме и со­держанию уроки:

  • мини-курсы: педагог на 1-2 занятиях читает краткий курс по достаточно узкой теме. Это расширяет кругозор, создает базу для старта собственных исследований обучаемых. На занятия ученики приходят по желанию, по­этому группы могут быть разновозрастными;
  • экскурсии: изучение различных объектов в их реальном окружении, сбор материала для самостоятельного осмысления и анализа. Например, Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина; музей истории мо­сковской психиатрической больницы им. Алексеева (Кащенко); музей кулинарного искусства; музей современного искусства «Проект FАБRИКА»; музей русских сказок; музей экипажей и автомобилей; музей парфюмерного искусства; музей анимации; музей подводного флота России и проч.;
  • экспресс исследования: оперативное исследование по предложенной педагогом тематике (например, исследовать, какие птицы живут в окрест­ностях школы; какие растут деревья; как и почему люди прокладывают тропинки на территории двора). Вариант для активизации внимания старшеклассников к проектной работе в школе - занятия со специальной литературой по узкой теме (история воз­никновения московского трамвая; забытые народные музыкальные инструменты).
  • методика «продолжи исследование»: предлагается продолжить (ис­пользуя энциклопедии, словари, научно-популярные книги, Интернет) отредактированные для лучшего восприятия учащимися отрывки из ста­тей научно-популярных журналов. Ученик сам выбирает себе отрывок по интересам.

Продолжи исследование

«Свидетельства столкновений Земли с крупными космическими объектами сохранились в исторической памяти всех народов в виде легенд и мифов. К счастью, такие катастрофы случаются лишь раз в 10-100 тысяч лет».

«Американские биологи решили исключить из Красной книги США серого волка. Численность этого зверя в стране приблизилась к 5 тысячам. Ранее из списка охра­няемых были выведены: бурый пеликан (1985), американский аллигатор (1987), аркти­ческий сокол-сапсан (1994), серый кит (1994), алеутская разновидность американской казарки (2001). Почему животных исключают из Красной книги? И есть ли такие при­меры в нашей стране или в других странах мира?»

«Площадь лесов на нашей планете в последнее тысячелетие постоянно сокра­щается. Сейчас она составляет около 48,5 млн км2, причем половина этого коли­чества приходится на долю тропических лесов. И именно в тропиках идет наи­более интенсивное уничтожение лесов - от 160 до 190 тыс. км2 в год. При таких темпах все тропические леса будут ликвидированы к концу нашего столетия! Однако это может случиться и раньше, ведь темпы воздействия человека на при­роду растут. К процессу уничтожения лесов в 1990-е годы присоединилась и Рос­сия. Важно знать, как отразится эта деятельность на климате нашей планеты».

«Генная инженерия резко расширила возможности биотехнологии: исследова­тели научились выделять гены из клеток, перестраивать их и снова вставлять в клетки, уже другие, которые используются как живые фабрики белка. Например, ген интерферона или инсулина вводят в бактерию, и она начинает производить лекарственный препарат значительно быстрее и в большем объеме, чем обычное биохимическое производство».

«Человек в поисках новых видов энергии обращает свое внимание на побережья морей и океанов, где наблюдаются лунные приливы и отливы. Эти приливы могут стать неисчерпаемым источником энергии».

Инициирование работы учащихся над ученическим проектом 

Заставить интерес развиться в реальную деятельность - самая важная для учителя задача начального этапа. Шаги к инициированию работы как минимум таковы:

1. Поддержать энтузиазм, проявить интерес к труду каждого ученика.

2. Записать идею, дать рабочее название проекту. Задокументировать (напри­мер, как протокол первого заседания научного сообщества класса).

Выделяют 3 типа тем исследовательских и проектных работ в школе:

  • фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществую­щих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические - тесно связанные с практикой, предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов (предмет наблюдений и экс­периментов - люди, животные, явления природы, неодушевленные пред­меты);
  • теоретические - ориентированы на действия по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. При выборе темы важно соблюдать простые правила.

Тема ученического проекта должна быть:

  • интересной ученику, должна увлекать его;
  • выполнимой. Роль педагога - помочь найти такой ракурс и границы темы, чтобы ученик максимально раскрылся как исследователь, получил новые умения и навыки;
  • оригинальной - иметь элемент неожиданности, новизны подхода, нестан­дартного видения проблемы;
  • адекватной сложности: такой, чтобы могла быть выполнена каче­ственно, но относительно быстро;
  • по возможности увлекать не только ученика, но и педагога. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Педагог, работающий в тради­ционном репродуктивном режиме, часто не готов стимулировать и под­держивать творческую, исследовательскую активность ученика в ученическом проекте;
  • должна учитывать возможный уровень решения. Проблема и уровень ее решения должны соответствовать возрастным особенностям детей. Важ­нее научить приемам исследовательского мышления на сравнительно простой задаче, чем поставить сложную для ребенка задачу, которую он не способен выполнить самостоятельно;
  • учитывать объективные возможности школьников и школы. Есть ли не­обходимые материалы и средства для выполнения задания? Достаточно ли литературы, есть ли доступная исследовательская база? Доведет ли такой проект этот ученик до конца? В какой форме ученику легче пред­ставить свою работу? Какой уровень помощи ему нужен?

Кроме этого, для инициации работы над ученическим проектом и исследованием необхо­димо:

  • дать гарантии на отметку (для многих учеников это единственный шанс повышения успеваемости по предмету, и этим важно пользоваться для мотивирования);
  • помочь начать трудиться. Составить письменный понятный план действий. Назначить срок первого представления идей, творческих образцов (не за­тягивать, чтобы ученик не потерял интерес в потоке дел);
  • осуществлять поэтапный контроль выполнения плана. Помогать анализи­ровать промежуточные результаты, оформлять их.

Педагог в каждом конкретном случае сам определяет степень необходи­мого участия в разработке ученического проекта или ведении исследования. Помощь необ­ходима, когда ученик затягивает начало проекта или бросает его на одном из этапов; не может самостоятельно представить результаты в понятном виде; не знает, как изложить материал в правильной последовательности. Педагог и ученик обращаются к первоначальному плану, сличают сделанное с намеченным, обозначают необходимые ближайшие шаги, подробно обсуждают алгоритм действий ученика. Однако часто ситуация требует коррекции первоначального плана, сокращения или расширения объема действий, замены типа сбора или представления данных и т. п. Гибкость и свобода педагога в поиске наиболее продуктивной стратегии продвижения проекта - одно из условий его итоговой успешности***.

Анализ работы и представление данных по ученическому проекту

Анализ и представление данных - ключевой этап исследовательской деятельности. Именно на этом этапе ученик осваивает научные и/или творческие формы переработки и пред­ставления информации или творческого продукта. Схема действий ученика, по­буждаемых учителем, может быть примерно следующей.

1.Анализ теоретической части работы: что нового ты узнал?

  • Актуальность. Объясни, почему ты выбрал это направление для своего ученического проекта. Что интересно тебе? Что имеет значение для школьной аудитории: почему это важно узнать другим? Почему это интересно другим? Почему это модно? Почему это имеет значение для будущего?
  • Основные знания. Выдели самое главное по содержанию предложение в каждом абзаце теоретического обзора. Выдели самые яркие и удиви­тельные для тебя факты. Если это наглядно, представь статистические данные. Составь схему, объясняющую историческую или причинно-след­ственную связь описываемых явлений, процессов. Что было вначале? Какие факторы повлияли? Что произошло в итоге? Как развивалось в даль­нейшем? Под влиянием каких факторов? Процесс закончен или продол­жается развитие? Если развивается, то каковы прогнозы? Какие факторы повлияют на оптимизацию/ухудшение (если такое возможно в рассматри­ваемом явлении)?
  • Теоретическое резюме: сформулируй 3-5 предложений, описывающих самую суть проблемы. Добавь наглядную иллюстрацию: схему, график, цитату, карикатуру, фотографию. Если это актуально, добавь типичный пример общей неосведомленности и/или заблуждения по теме.
  • Личный вывод: эмоционально окрашенный тезис об осознанном ценност­ном отношении и личной позиции в отношении к изучаемому явлению, событию.

2.Анализ проектной/исследовательской части: что именно ты сделал?

Необходимо ясно и наглядно представить то, что: сочинил, исследовал, срав­нил, смоделировал, составил (алгоритм), дополнил (существующее), показал в но­вом ракурсе и т. п.

  • Демонстрация ученического проекта: кратко опиши задумку (что проектировал, какие критерии считал главными в будущем замысле, на что опирался при про­ектировании - информационно, материально, технически и т. п.). Четко опиши готовый проект: воплощена ли задумка, что нового в нем по сравнению с задумкой (что расширил, углубил, что не удалось и почему, какие идеи возникли и были воплощены по ходу действий). Будет ли проект развиваться дальше? Представь сам проект (конкретный об­разец с описанием или его схему с описанием).
  • Описание исследования: кратко опиши, какое явление изучал; какими были рабочие гипотезы (идеи о предполагаемом результате), что полу­чилось в итоге. Если это важно для понимания, представь опи­сание собственной методики: как именно ты получал данные? Какую технику применял? Какие способы взаимодействия с опрошен­ными использовал (наблюдение, анкетирование, тестирование, свобод­ная беседа)? Если проектная работа в школе выполнена в соавторстве, как поделили функ­ции? Подробно опиши каждый результат исследования: что делал, как, что получил. Если возможно, дополни математическими описаниями данных (сколько раз в экспериментальной ситуации проявился каждый из вариантов поведения объекта; каков процент частоты наблюдения каждого варианта; существуют ли плавные градации вариантов поведе­ния объекта или они полярно противоположны?). Сравни результаты собственного исследования с теоретическими данными. Если есть раз­личия, попробуй их объяснить: правильный ли был выбран способ сбо­ра информации, и как это доказать? Если использовался опрос как метод, не повлияла ли социальная желательность (желание опрошенных показать одобряемые мнения, а не высказать искренние)? Сравни результаты с гипотезами. Какие подтверждены, какие нет? Если гипотеза опровергнута, то как, по данным исследования, в реальности ведет себя изученный объект?
  • Публикация сочинения: отбери стихи, рассказы, эссе, статьи, которые будешь представлять как итог своей деятельности. Оформи их: четким шрифтом, грамотно, с указанием авторства.
  • Демонстрация изделия: подготовь рисунок, поделку. Подбери для них рамку, подставку. Сделай подпись: название, автор.

3.Анализ смысла: к чему ты пришел?

  • Что из того, чему ты научился, наиболее важно для тебя?
  • Как эта деятельность помогла тебе реализовать себя в социальных отношениях?
  • Было ли для тебя интересным учиться в рамках ученического проекта?
  • Что было самым сложным? Что разочаровало?

Такой самоанализ способствует формированию исследовательского мышле­ния и познавательной инициативы школьника.

Катализаторы и ингибиторы успешной проектной работы в школе 

Опишем психологические катализаторы и ингибиторы успешной проектной работы:

Катализаторы Ингибиторы
• Рефлексивная самооценка педагога как главный фактор оценки успешности проведенных под его руководством исследовательских и проектных работ.
• Разнообразие форм деятельности. Поощрение творческих идей.
• Деятельность на всех ступенях обучения (от началной школы до старшеклассников).
• Внутренняя мотивация учителя на работу.
• Общешкольный масштаб конференций, выставок, конкурсов проектов
• Участие в межшкольных конкурсах  проектов.
• Оценка педагогической успешности учителя по количеству или сложности проведенных под его руководством исследовательских и проектных работ.
• Однотипность и традиционность форм деятельности.
• Внешнее давление на учителя для организации исследовательских и проектных работ.
• Избыточная мотивация (автора или руководителя) на победу в конкурсе проектов.
• Отсутствие поощрения отметкой

Резюмируя, «меню» успешного ученического проекта таково:

  • ингредиенты: интерес, планирование, обогащение знаний, качественный анализ;
  • приправы: творческий подход, сотрудничество, эмоциональное отноше­ние к труду. 

Подавать в любом удобоваримом виде, украсив по вкусу наглядностью, юмо­ром, социальной значимостью.

* Автор идеи и воплощения – Алексей Пучков. – Примеч. авт.

** Проект школьного журнала «Стафилье» самостоятельно разработан группой учащихся 5-11-х классов. Название, дизайн, тематические разделы, конкретные материалы (статьи, фотографии, рисунки, интервью) полностью самостоятельно разрабатывались школьниками. Руководителю (автору данной статьи) осталось лишь сотрудничество с типографией. – Примеч. авт.

*** Несомненно, успешным считаем опыт некоторых школ, где на педагогическое сопровождение ученических проектов выделены специальные часы в расписании. Организационно это одна из самых эффектных форм сотрудничества в работе над проектом, позволяющая безболезненно осуществлять контроль над воплощением плана работы в реальность, соблюдением сроков работы, своевременным и качественным анализом результатов. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль