Условия реализации эффективного ученического проекта

145

Форма организации и представления проектной работы в школе

Идея ученических проектов и исследований - современная, перспективная, актуальная и интересная. Но между идеей и воплощением, как всегда, немало значимых различий. Например, проектная и исследовательская деятельность чаще все­го остается уделом одаренных и мотивированных школьников с высокой успева­емостью, каковых в любой школе меньшинство. Однако существуют психологиче­ские возможности стимулирования к проектной и исследовательской деятельности учеников всех уровней способностей и мотивации.

Мотивирующим средством может выступать форма предполагаемой деятельности. Подавляющее большинство ученических исследований копирует традиционную схему курсовой/дипломной работы; проекты чаще всего содержат жестко струк­турированные и потому урезанные в творческих идеях ответы на ряд вопросов по теме замысла (типа «Школьный двор будущего», «Как я буду главой Управы»). Это ни в коей мере не обесценивает ученических работ; большая часть из них действительно интересна, нова и отлично оформлена. Однако ученический проект и исследование могут быть воплощены и в иных формах.

Подчеркнем, что проектом можно считать любое (желательно разумное и в некоторой степени новое) материально выполненное или вербально опи­санное воплощение некой идеи. Это или план создания чего-либо, данный с описаниями, чертежами, макетами, алгоритмами и пр., или предвари­тельный образец (текста, изделия, творческого продукта), более или менее го­товый к использованию, или замысел чего-либо. Исследование как целенаправ­ленное изучение некоего среза реальности также допускает множество форм реализации - традиционное научное, экспресс-опрос, наблюдение, сравнение, мысленный эксперимент, история представлений о предмете и т. д. Разнообразие форм возможной занятости - первый источник популяризации ее среди школьни­ков. Главная цель исследовательской и проектной работы в школе - формирование навыков экспериментального мышления у детей с разным уровнем способ­ностей и знаний по предмету. Главным акцентом должно быть не получение сверхрезультатов, а отработка на приемлемом уровне навыков исследования и проектирования.

Итак, агитируя к труду над проектом или исследованием, педагог должен понимать и объяснять, что тип, объем, уровень сложности, уровень требуемой креативности и свободы, необходимое на работу время и итоговый результат могут быть абсолютно разными в зависимости от желания ученика. Проектная работа в школе предоставляет ученику реальную свободу выбора: делай то, что хочешь, так, как тебе удобно и интересно. Учитель (при необходимости) поможет найти максимально адекватные формулировку темы, способ изложения и представ­ления результатов, аудиторию для показа готового материала. Вдобавок ученик сам выбирает комфортную степень самостоятельности в занятии, что полезно как для тревожно-неуверенных, так и для демонстративно-независимых. Проиллюстрируем примерами проектов по психологии: «Исследование типа темпера­мента у моих одноклассников», «Мой мир через объектив: сборник фотографий», «Эссе "42 причины радоваться жизни"», «Черты характера у героинь сериала "Ранетки": плакат-коллаж с комментариями», «Меню умного школьника: про­дукты, полезные для когнитивных функций», «Социально-психологический экс­перимент "Молчание: самоотчет и анализ человека, 3 дня не говорившего с одноклассниками"*».

Несмотря на то что мы начали с разговора о форме организации и представ­ления проекта, в реальности далеко не всегда этот вопрос решается первым. Итоговый образец представления результатов порой заметно отличается от предполагаемого в начале работы.

Выбор темы ученического проекта 

Чаще всего первым этапом исследовательской деятельности выступает локализация ин­тереса. Педагог и ученик находят интересную и конкретную тему. В одних случаях учитель предлагает тему сам («Кто хочет потрудиться над исследованием мнений одноклассников о том, удобнее 5- или 6-дневное школьное обучение?»), в других ученик инициирует исследование или проект, а педагог лишь помогает грамотно сформулировать тему, цель, задачи («Творческий анализ от­ношений и восприятия жизни: стихи Варвары К.»). Из нашего опыта, огромный интерес пробудила идея организации школьного журнала. Простое обсуждение возможности организовать подобную проектную работу в школе оживило десятки энтузиастов из 5-11-х классов, журнал выходил тиражом не менее 60 экземпляров.** Отмечу, что для многих авторов проекта участие в нем стало толчком к профессиональному самоопределению: выбору профессии журналиста, репортера, редактора, фото­графа.

Чтобы определить и конкретизировать интересы, можно провести простой опрос: «Что тебе интересно, чем ты увлекаешься? Дай несколько ответов». Вопре­ки пессимистичным ожиданиям фактически все опрошенные школьники дают содержательные ответы. Разброс интересов велик, однако нащупывается множе­ство параллелей между содержанием интересов и областью знаний, охватываемой преподаваемыми в школе дисциплинами. Поделимся описанием некоторых по­пулярных интересов школьников и простыми идеями их реализации в ученическом проекте:

Условия реализации эффективного ученического проекта

Условия реализации эффективного ученического проекта

Для активизации интересов к проектной работе в школе проводятся некоторые специальные занятия, которые могут быть внеурочными или представлять собой особые по форме и со­держанию уроки:

  • мини-курсы: педагог на 1-2 занятиях читает краткий курс по достаточно узкой теме. Это расширяет кругозор, создает базу для старта собственных исследований обучаемых. На занятия ученики приходят по желанию, по­этому группы могут быть разновозрастными;
  • экскурсии: изучение различных объектов в их реальном окружении, сбор материала для самостоятельного осмысления и анализа. Например, Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина; музей истории мо­сковской психиатрической больницы им. Алексеева (Кащенко); музей кулинарного искусства; музей современного искусства «Проект FАБRИКА»; музей русских сказок; музей экипажей и автомобилей; музей парфюмерного искусства; музей анимации; музей подводного флота России и проч.;
  • экспресс исследования: оперативное исследование по предложенной педагогом тематике (например, исследовать, какие птицы живут в окрест­ностях школы; какие растут деревья; как и почему люди прокладывают тропинки на территории двора). Вариант для активизации внимания старшеклассников к проектной работе в школе - занятия со специальной литературой по узкой теме (история воз­никновения московского трамвая; забытые народные музыкальные инструменты).
  • методика «продолжи исследование»: предлагается продолжить (ис­пользуя энциклопедии, словари, научно-популярные книги, Интернет) отредактированные для лучшего восприятия учащимися отрывки из ста­тей научно-популярных журналов. Ученик сам выбирает себе отрывок по интересам.

Продолжи исследование

«Свидетельства столкновений Земли с крупными космическими объектами сохранились в исторической памяти всех народов в виде легенд и мифов. К счастью, такие катастрофы случаются лишь раз в 10-100 тысяч лет».

«Американские биологи решили исключить из Красной книги США серого волка. Численность этого зверя в стране приблизилась к 5 тысячам. Ранее из списка охра­няемых были выведены: бурый пеликан (1985), американский аллигатор (1987), аркти­ческий сокол-сапсан (1994), серый кит (1994), алеутская разновидность американской казарки (2001). Почему животных исключают из Красной книги? И есть ли такие при­меры в нашей стране или в других странах мира?»

«Площадь лесов на нашей планете в последнее тысячелетие постоянно сокра­щается. Сейчас она составляет около 48,5 млн км2, причем половина этого коли­чества приходится на долю тропических лесов. И именно в тропиках идет наи­более интенсивное уничтожение лесов - от 160 до 190 тыс. км2 в год. При таких темпах все тропические леса будут ликвидированы к концу нашего столетия! Однако это может случиться и раньше, ведь темпы воздействия человека на при­роду растут. К процессу уничтожения лесов в 1990-е годы присоединилась и Рос­сия. Важно знать, как отразится эта деятельность на климате нашей планеты».

«Генная инженерия резко расширила возможности биотехнологии: исследова­тели научились выделять гены из клеток, перестраивать их и снова вставлять в клетки, уже другие, которые используются как живые фабрики белка. Например, ген интерферона или инсулина вводят в бактерию, и она начинает производить лекарственный препарат значительно быстрее и в большем объеме, чем обычное биохимическое производство».

«Человек в поисках новых видов энергии обращает свое внимание на побережья морей и океанов, где наблюдаются лунные приливы и отливы. Эти приливы могут стать неисчерпаемым источником энергии».

Инициирование работы учащихся над ученическим проектом 

Заставить интерес развиться в реальную деятельность - самая важная для учителя задача начального этапа. Шаги к инициированию работы как минимум таковы:

1. Поддержать энтузиазм, проявить интерес к труду каждого ученика.

2. Записать идею, дать рабочее название проекту. Задокументировать (напри­мер, как протокол первого заседания научного сообщества класса).

Выделяют 3 типа тем исследовательских и проектных работ в школе:

  • фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществую­щих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические - тесно связанные с практикой, предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов (предмет наблюдений и экс­периментов - люди, животные, явления природы, неодушевленные пред­меты);
  • теоретические - ориентированы на действия по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. При выборе темы важно соблюдать простые правила.

Тема ученического проекта должна быть:

  • интересной ученику, должна увлекать его;
  • выполнимой. Роль педагога - помочь найти такой ракурс и границы темы, чтобы ученик максимально раскрылся как исследователь, получил новые умения и навыки;
  • оригинальной - иметь элемент неожиданности, новизны подхода, нестан­дартного видения проблемы;
  • адекватной сложности: такой, чтобы могла быть выполнена каче­ственно, но относительно быстро;
  • по возможности увлекать не только ученика, но и педагога. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Педагог, работающий в тради­ционном репродуктивном режиме, часто не готов стимулировать и под­держивать творческую, исследовательскую активность ученика в ученическом проекте;
  • должна учитывать возможный уровень решения. Проблема и уровень ее решения должны соответствовать возрастным особенностям детей. Важ­нее научить приемам исследовательского мышления на сравнительно простой задаче, чем поставить сложную для ребенка задачу, которую он не способен выполнить самостоятельно;
  • учитывать объективные возможности школьников и школы. Есть ли не­обходимые материалы и средства для выполнения задания? Достаточно ли литературы, есть ли доступная исследовательская база? Доведет ли такой проект этот ученик до конца? В какой форме ученику легче пред­ставить свою работу? Какой уровень помощи ему нужен?

Кроме этого, для инициации работы над ученическим проектом и исследованием необхо­димо:

  • дать гарантии на отметку (для многих учеников это единственный шанс повышения успеваемости по предмету, и этим важно пользоваться для мотивирования);
  • помочь начать трудиться. Составить письменный понятный план действий. Назначить срок первого представления идей, творческих образцов (не за­тягивать, чтобы ученик не потерял интерес в потоке дел);
  • осуществлять поэтапный контроль выполнения плана. Помогать анализи­ровать промежуточные результаты, оформлять их.

Педагог в каждом конкретном случае сам определяет степень необходи­мого участия в разработке ученического проекта или ведении исследования. Помощь необ­ходима, когда ученик затягивает начало проекта или бросает его на одном из этапов; не может самостоятельно представить результаты в понятном виде; не знает, как изложить материал в правильной последовательности. Педагог и ученик обращаются к первоначальному плану, сличают сделанное с намеченным, обозначают необходимые ближайшие шаги, подробно обсуждают алгоритм действий ученика. Однако часто ситуация требует коррекции первоначального плана, сокращения или расширения объема действий, замены типа сбора или представления данных и т. п. Гибкость и свобода педагога в поиске наиболее продуктивной стратегии продвижения проекта - одно из условий его итоговой успешности***.

Анализ работы и представление данных по ученическому проекту

Анализ и представление данных - ключевой этап исследовательской деятельности. Именно на этом этапе ученик осваивает научные и/или творческие формы переработки и пред­ставления информации или творческого продукта. Схема действий ученика, по­буждаемых учителем, может быть примерно следующей.

1.Анализ теоретической части работы: что нового ты узнал?

  • Актуальность. Объясни, почему ты выбрал это направление для своего ученического проекта. Что интересно тебе? Что имеет значение для школьной аудитории: почему это важно узнать другим? Почему это интересно другим? Почему это модно? Почему это имеет значение для будущего?
  • Основные знания. Выдели самое главное по содержанию предложение в каждом абзаце теоретического обзора. Выдели самые яркие и удиви­тельные для тебя факты. Если это наглядно, представь статистические данные. Составь схему, объясняющую историческую или причинно-след­ственную связь описываемых явлений, процессов. Что было вначале? Какие факторы повлияли? Что произошло в итоге? Как развивалось в даль­нейшем? Под влиянием каких факторов? Процесс закончен или продол­жается развитие? Если развивается, то каковы прогнозы? Какие факторы повлияют на оптимизацию/ухудшение (если такое возможно в рассматри­ваемом явлении)?
  • Теоретическое резюме: сформулируй 3-5 предложений, описывающих самую суть проблемы. Добавь наглядную иллюстрацию: схему, график, цитату, карикатуру, фотографию. Если это актуально, добавь типичный пример общей неосведомленности и/или заблуждения по теме.
  • Личный вывод: эмоционально окрашенный тезис об осознанном ценност­ном отношении и личной позиции в отношении к изучаемому явлению, событию.

2.Анализ проектной/исследовательской части: что именно ты сделал?

Необходимо ясно и наглядно представить то, что: сочинил, исследовал, срав­нил, смоделировал, составил (алгоритм), дополнил (существующее), показал в но­вом ракурсе и т. п.

  • Демонстрация ученического проекта: кратко опиши задумку (что проектировал, какие критерии считал главными в будущем замысле, на что опирался при про­ектировании - информационно, материально, технически и т. п.). Четко опиши готовый проект: воплощена ли задумка, что нового в нем по сравнению с задумкой (что расширил, углубил, что не удалось и почему, какие идеи возникли и были воплощены по ходу действий). Будет ли проект развиваться дальше? Представь сам проект (конкретный об­разец с описанием или его схему с описанием).
  • Описание исследования: кратко опиши, какое явление изучал; какими были рабочие гипотезы (идеи о предполагаемом результате), что полу­чилось в итоге. Если это важно для понимания, представь опи­сание собственной методики: как именно ты получал данные? Какую технику применял? Какие способы взаимодействия с опрошен­ными использовал (наблюдение, анкетирование, тестирование, свобод­ная беседа)? Если проектная работа в школе выполнена в соавторстве, как поделили функ­ции? Подробно опиши каждый результат исследования: что делал, как, что получил. Если возможно, дополни математическими описаниями данных (сколько раз в экспериментальной ситуации проявился каждый из вариантов поведения объекта; каков процент частоты наблюдения каждого варианта; существуют ли плавные градации вариантов поведе­ния объекта или они полярно противоположны?). Сравни результаты собственного исследования с теоретическими данными. Если есть раз­личия, попробуй их объяснить: правильный ли был выбран способ сбо­ра информации, и как это доказать? Если использовался опрос как метод, не повлияла ли социальная желательность (желание опрошенных показать одобряемые мнения, а не высказать искренние)? Сравни результаты с гипотезами. Какие подтверждены, какие нет? Если гипотеза опровергнута, то как, по данным исследования, в реальности ведет себя изученный объект?
  • Публикация сочинения: отбери стихи, рассказы, эссе, статьи, которые будешь представлять как итог своей деятельности. Оформи их: четким шрифтом, грамотно, с указанием авторства.
  • Демонстрация изделия: подготовь рисунок, поделку. Подбери для них рамку, подставку. Сделай подпись: название, автор.

3.Анализ смысла: к чему ты пришел?

  • Что из того, чему ты научился, наиболее важно для тебя?
  • Как эта деятельность помогла тебе реализовать себя в социальных отношениях?
  • Было ли для тебя интересным учиться в рамках ученического проекта?
  • Что было самым сложным? Что разочаровало?

Такой самоанализ способствует формированию исследовательского мышле­ния и познавательной инициативы школьника.

Катализаторы и ингибиторы успешной проектной работы в школе 

Опишем психологические катализаторы и ингибиторы успешной проектной работы:

Катализаторы Ингибиторы
• Рефлексивная самооценка педагога как главный фактор оценки успешности проведенных под его руководством исследовательских и проектных работ.
• Разнообразие форм деятельности. Поощрение творческих идей.
• Деятельность на всех ступенях обучения (от началной школы до старшеклассников).
• Внутренняя мотивация учителя на работу.
• Общешкольный масштаб конференций, выставок, конкурсов проектов
• Участие в межшкольных конкурсах  проектов.
• Оценка педагогической успешности учителя по количеству или сложности проведенных под его руководством исследовательских и проектных работ.
• Однотипность и традиционность форм деятельности.
• Внешнее давление на учителя для организации исследовательских и проектных работ.
• Избыточная мотивация (автора или руководителя) на победу в конкурсе проектов.
• Отсутствие поощрения отметкой

Резюмируя, «меню» успешного ученического проекта таково:

  • ингредиенты: интерес, планирование, обогащение знаний, качественный анализ;
  • приправы: творческий подход, сотрудничество, эмоциональное отноше­ние к труду. 

Подавать в любом удобоваримом виде, украсив по вкусу наглядностью, юмо­ром, социальной значимостью.

* Автор идеи и воплощения – Алексей Пучков. – Примеч. авт.

** Проект школьного журнала «Стафилье» самостоятельно разработан группой учащихся 5-11-х классов. Название, дизайн, тематические разделы, конкретные материалы (статьи, фотографии, рисунки, интервью) полностью самостоятельно разрабатывались школьниками. Руководителю (автору данной статьи) осталось лишь сотрудничество с типографией. – Примеч. авт.

*** Несомненно, успешным считаем опыт некоторых школ, где на педагогическое сопровождение ученических проектов выделены специальные часы в расписании. Организационно это одна из самых эффектных форм сотрудничества в работе над проектом, позволяющая безболезненно осуществлять контроль над воплощением плана работы в реальность, соблюдением сроков работы, своевременным и качественным анализом результатов. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль