Трудовое воспитание обучающихся

1229

Трудовое воспитание обучающихся играет одну из главных ролей в системе гармоничного развития личности. Очень важно, чтобы желание ребенка заниматься определенной деятельностью было продиктовано его интересом и пониманием того, что любимое дело может быть источником радости и удовольствия, что любой труд - это способ самовыражения личности. Для этого необходима целенаправленная работа над формированием положительного отношения школьников к труду.

Трудолюбие - это результат трудового воспитания. Оно  выступает как личностное качество, характеризующееся умением и стремлением добросовестно сделать любую необходимую работу и проявить волевые усилия в преодолении тех трудностей, которые могут встретиться в процессе трудовой деятельности. Будучи интегративным личностным качеством, трудолюбие включает в себя следующие структурные составляющие:

  • потребность в созидательной деятельности, ее здоровые соци­альные и личные мотивы;
  • понимание пользы труда для окружающих и для себя, понимание его нравственной составляющей;
  • наличие трудовых умений и навыков, их непрерывное совершенствование.

Необходимо дифференцировать понятия трудолюбие и трудоголизм. Трудолюбивому человеку любая работа, особенно любимое дело, всегда доставляет радость, но она не становится главным в жизни. Для трудоголика работа, профессиональная деятельность - единственная ценность, имеющая для него значение. Трудолюбие кроме желания работать обязательно подразумевает умение работать - в т. ч. способность адекватно организовать собственную трудовую деятельность, это ведет к стабильно высокой результативности и эффективности выполняемой работы. Трудоголику не оценивает, как его деятельность организована и продуктивна ли она.

Трудовое воспитание обучающихся в школе

Цели трудового воспитания в современной школе не отличаются от таковых в прежние годы:

  • привитие положительного отношения к труду;
  • воспитание уважения к работающему человеку;
  • ознакомление обучающихся с принципами организации современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
  • формирование в учебном процессе и общественно полезной работе трудовых навыков и умений;
  • воспитание стремления к сознательному выбору будущей профессии и получение первичной профессиональной подготовки.

Труд школьника организуется прежде всего с воспитательными целями.

Индивидуальные трудовые поручения, делегируемые обучающимся учителями и ученическими организациями, являются эффективной формой побуждения к трудовой активности. Например, педагоги нередко обращаются к ученикам с просьбой помочь в уборке учебного кабинета, привести в порядок лабораторные приборы, мебель и пр.

Важную роль в трудовом воспитании играют формирование и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе Праздника труда или праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают учебные пособия, готовят модели для использования на уроках, сажают деревья в парках и на памятных аллеях. Побуждающей трудовой традицией могут быть выставки предметов, сделанных своими руками, фестивали технического творчества школьников и т. д.

Вне зависимости от вида трудовой деятельности необходимо прививать обучающимся культуру труда. В основе ее лежит ряд важных качеств: умение распланировать пред­стоящую деятельность, эффективно использовать время, содержать в порядке рабочее место, экономно и бережно расходовать материалы и обращаться с орудиями труда. Культура труда предполагает рациональное сочетание труда и отдыха, смену различных видов деятельности, обеспечение продуктивности работы. Трудовое воспитание обучающихся предполагает необходимость помощи в развитии организаторских умений, необходимых в трудовой деятельности критичный и объемный взгляд на предстоящую деятельность, представление ее важнейших составляющих, адекватное определение этапов работы, фиксирование ее результата, анализ процесса и грамотное оформление необходимой документации.

Трудовое воспитание обучающихся: формирование положительного отношения к труду

Стремлением человека максимально проявить свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов характеризует отношение к своему и чужому труду.

Важную роль в формировании позитивного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Оно поднимает настроение ребенка, формирует осознанное отношение к необходимости трудиться на пользу не только себе, но и окружающим.

Одобрение взрослых особенно необходимо, если школьник не получил удовлетворение от понимания, что он добился успеха, выполнив трудовое задание. В процессе педагогически организованной трудовой деятельности формируется адекватная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

Участие родителей в трудовом воспитании обучающихся

Воспитание трудолюбия в школе не будет иметь успеха, если отсутствует поддержка со стороны родителей. Им можно предложить памятку, в которой коротко изложены основные принципы, облегчающие трудовое воспитание обучающихся на основе домашних обязанностей.


Памятка для родителей

Домашний труд, домашние повседневные обязанности обычно являются скучными и обременительными для ребенка. Как поступать, чтобы ваш ребенок радовался тому, что его труд полезен окружающим?

Не нужно навязывать детям собственный образ мыслей и действий. Если вы часто говорите дома, что необходимость идти на работу для вас подобна наказанию и каторге, почему вдруг о ней иначе будет думать ваш ребенок?

Обязательно нужно приучать сына (дочь) делать любую домашнюю работу, постулат о том, что любой труд, который приносит кому-то пользу, благороден, должен звучать при каждом удобном случае.

Ребенку необходимо предоставить больше свободы действий. Он, возможно, выполнит что-то не так хорошо, как это сделали бы вы сами. И в любом случае похвалите его, покажите ему полезность выполненной им работы. Если вы не не будете терпеливы в обучении ребенка повседневной работе по дому и предпочитаете все домашние дела делать быстро и хорошо сами, что может ожидать его в будущем?

Необходимо, чтобы мама, папа, другие родственники были для ребенка примером в выполнении домашних дел.

Необходимо предоставить ребенку возможность показать себя в труде, проявить сообразительность, ловкость, терпение, волю, настойчивость.

Родители часто испытывают сомнения, с какого возраста ребенок сам может мыть за собой посуду, выносить мусор, убирать свои игрушки. Врядли кто-то ответит однозначно. Все диктуется способностями, интересами ребенка, составом семьи. Трудовое воспитание обучающихся, как и любое другое, не предполагает готовых рецептов, только рекомендации.

Трудолюбие, позитивное отношение к труду тесно связаны с воспитанием собранности и организованности.

В воспитании трудолюбия выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых является залогом успеха. Осознание обязательности, важности для всей семьи порученной ребенку работы, понимание, что никто, кроме него, ее не сделает, ведет к осознанию ребенком собственной значимости. Безусловно, работа должна быть по силам, дети должны понимать результативность своего труда. Долг родителей - помочь, обучить их труду, учитывая личные интересы и способности.

Основные принципы трудового воспитания:

  • привлечение к труду через самообслуживание;
  • пошаговый переход от элементов обслуживания себя к труду для пользы других;
  • постепенное расширение домашних обязанностей ребенка, увеличение их сложности;
  • тактичный, но постоянный и доброжелательный контроль качества исполнения поручений;
  • ненавязчивое обучение выполнению трудовых операций;
  • формирование и поддержание уверенности в нужности порученной ему работы;
  • учет индивидуальных особенностей и желаний ребенка при распределении домашних обязанностей;
  • поощрение надлежащего выполнения порученного, проявления самостоятельности, творчества и инициативы;
  • смена труда и отдыха, чередование различных видов труда в режиме дня ребенка.

Трудовое воспитание обучающихся: конкурсы, выставки, фестивали

Младшим школьникам в качестве конкурсной программы по теме «Труд» понравятся веселые соревнования.

«Золушка»

В чашке перемешаны фасоль, горох, семена подсолнечника. Задание: быстро и аккуратно рассортировать их по тарелочкам. Задание выполняется командами-группами. Учитываются скорость и качество. Пока дети выполняют задание, учитель напомнит им, что люди, живущие в селах, готовятся к весенним посадкам зимой. Они проверяют каждое зернышко, просматривают семена, ведь поврежденное зернышко не прорастет.

«Сбор мусора»

По залу беспорядочно разбрасывают большие мячи или воздушные шарики. Не прикасаясь к мячам или шарикам руками, с помощью лопатки или совочка надо подцепить один шарик или мяч, отнести их в корзинку и вернуться обратно. Победит команда, которая сумеет быстрее собрать все шарики. Учитываются скорость и количество собранных предметов.

«Профессии»

Игра-викторина, напомнит, как много лет назад назывались профессии:

  • врач - доктор, лекарь;
  • парикмахер - брадобрей, цирюльник;
  • ювелир - золотых дел мастер;
  • стоматолог - дантист;
  • переводчик - толмач;
  • шахтер - грабарь;
  • архитектор - зодчий.

Для старших и средних школьников подойдет задание на развитие логики.

«Трудовые мотивы»

Задание: используя предложенную классификацию, заполнить таблицу, в правой колонке которой расположить все положительные черты перечисленных типов работников, а в левой - отрицательные. После выполнения задания обсуждаются результаты.

Специалисты выделяют классификацию типов работников в их отношении к труду в зависимости от мотивации:

  1. «Инструментально» мотивированный работник ценит в работе заработок в денежной или других формах: жилья, земельного участка, автомобиля и пр. Он работает с хорошей отдачей на любой работе, если результат его труда справедливо и хорошо (как он сам думает) оплачивается.
  2. «Профессионально» мотивированный человек видит в работе возможность показать, применить свои знания, умения, достичь более высокого положения в обществе и своей организации. Такому работнику важнее всего интересная, содержательная работа, возможность выразить себя и показать не только окружающим, но и самому себе, что он может справиться со сложным заданием, которое не каждому по силам.
  3. «Патриоты» - люди, преданные своему делу, коллективу, стране. Они хорошо работают из собственных нравственных, религиозных и идеологических убеждений, так как иначе не вывести страну (отрасль, регион, город, предприятие, цех) из кризиса. Для такого работника особенно важна результативность общего дела, в котором он участвует, и общественное признание его участия, выраженное скорее не в материальных, а в моральных знаках и оценках.
  4. «Хозяйская» мотивация - одна из самых глубоких и устойчивых. Такой человек выполняет работу на своем участке с максимальной отдачей, не требуя ее интересности или особо высокой оплаты. При этом работником-хозяином очень сложно руководить - ему не требуется постоянный контроль, но терпит его Хозяин не будет. Принципиальная основа хозяйской мотивации - свобода деятельности и «тяжкий груз собственности»: хозяин считает, что собственность, которую он приобрел или получил, он должен сохранить и приумножить.
  5. «Люмпенизированный» работник - человек с низкой мотивацией к результативной работе. У него обычно низкая квалификация, и он не хочет ее повышать; он безответственно относится к выполняемому делу и избегает любой работы, предполагающей личную ответственность. Не проявляет сам никакой активности и негативно относится к активности других; его основное стремление - не работать, его не интересует общий результат. Поэтому как работник он ценится низко, не может заработать на жизнь себе и своей семье и мирится с этим. Он ратует за уравнительность, готов к низким заработкам (но и другие не должны получать больше), очень зависим от руководства и принимает эту зависимость как обязательного условия, нуждаясь в постоянном проявлении заботы о своих потребностях.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль