Трудовое воспитание обучающихся

236

Трудовое воспитание обучающихся играет одну из главных ролей в системе гармоничного развития личности. Очень важно, чтобы желание ребенка заниматься определенной деятельностью было продиктовано его интересом и пониманием того, что любимое дело может быть источником радости и удовольствия, что любой труд - это способ самовыражения личности. Для этого необходима целенаправленная работа над формированием положительного отношения школьников к труду.

Трудолюбие - это результат трудового воспитания. Оно  выступает как личностное качество, характеризующееся умением и стремлением добросовестно сделать любую необходимую работу и проявить волевые усилия в преодолении тех трудностей, которые могут встретиться в процессе трудовой деятельности. Будучи интегративным личностным качеством, трудолюбие включает в себя следующие структурные составляющие:

  • потребность в созидательной деятельности, ее здоровые соци­альные и личные мотивы;
  • понимание пользы труда для окружающих и для себя, понимание его нравственной составляющей;
  • наличие трудовых умений и навыков, их непрерывное совершенствование.

Необходимо дифференцировать понятия трудолюбие и трудоголизм. Трудолюбивому человеку любая работа, особенно любимое дело, всегда доставляет радость, но она не становится главным в жизни. Для трудоголика работа, профессиональная деятельность - единственная ценность, имеющая для него значение. Трудолюбие кроме желания работать обязательно подразумевает умение работать - в т. ч. способность адекватно организовать собственную трудовую деятельность, это ведет к стабильно высокой результативности и эффективности выполняемой работы. Трудоголику не оценивает, как его деятельность организована и продуктивна ли она.

Трудовое воспитание обучающихся в школе

Цели трудового воспитания в современной школе не отличаются от таковых в прежние годы:

  • привитие положительного отношения к труду;
  • воспитание уважения к работающему человеку;
  • ознакомление обучающихся с принципами организации современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
  • формирование в учебном процессе и общественно полезной работе трудовых навыков и умений;
  • воспитание стремления к сознательному выбору будущей профессии и получение первичной профессиональной подготовки.

Труд школьника организуется прежде всего с воспитательными целями.

Индивидуальные трудовые поручения, делегируемые обучающимся учителями и ученическими организациями, являются эффективной формой побуждения к трудовой активности. Например, педагоги нередко обращаются к ученикам с просьбой помочь в уборке учебного кабинета, привести в порядок лабораторные приборы, мебель и пр.

Важную роль в трудовом воспитании играют формирование и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе Праздника труда или праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают учебные пособия, готовят модели для использования на уроках, сажают деревья в парках и на памятных аллеях. Побуждающей трудовой традицией могут быть выставки предметов, сделанных своими руками, фестивали технического творчества школьников и т. д.

Вне зависимости от вида трудовой деятельности необходимо прививать обучающимся культуру труда. В основе ее лежит ряд важных качеств: умение распланировать пред­стоящую деятельность, эффективно использовать время, содержать в порядке рабочее место, экономно и бережно расходовать материалы и обращаться с орудиями труда. Культура труда предполагает рациональное сочетание труда и отдыха, смену различных видов деятельности, обеспечение продуктивности работы. Трудовое воспитание обучающихся предполагает необходимость помощи в развитии организаторских умений, необходимых в трудовой деятельности критичный и объемный взгляд на предстоящую деятельность, представление ее важнейших составляющих, адекватное определение этапов работы, фиксирование ее результата, анализ процесса и грамотное оформление необходимой документации.

Трудовое воспитание обучающихся: формирование положительного отношения к труду

Стремлением человека максимально проявить свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов характеризует отношение к своему и чужому труду.

Важную роль в формировании позитивного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Оно поднимает настроение ребенка, формирует осознанное отношение к необходимости трудиться на пользу не только себе, но и окружающим.

Одобрение взрослых особенно необходимо, если школьник не получил удовлетворение от понимания, что он добился успеха, выполнив трудовое задание. В процессе педагогически организованной трудовой деятельности формируется адекватная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

Участие родителей в трудовом воспитании обучающихся

Воспитание трудолюбия в школе не будет иметь успеха, если отсутствует поддержка со стороны родителей. Им можно предложить памятку, в которой коротко изложены основные принципы, облегчающие трудовое воспитание обучающихся на основе домашних обязанностей.


Памятка для родителей

Домашний труд, домашние повседневные обязанности обычно являются скучными и обременительными для ребенка. Как поступать, чтобы ваш ребенок радовался тому, что его труд полезен окружающим?

Не нужно навязывать детям собственный образ мыслей и действий. Если вы часто говорите дома, что необходимость идти на работу для вас подобна наказанию и каторге, почему вдруг о ней иначе будет думать ваш ребенок?

Обязательно нужно приучать сына (дочь) делать любую домашнюю работу, постулат о том, что любой труд, который приносит кому-то пользу, благороден, должен звучать при каждом удобном случае.

Ребенку необходимо предоставить больше свободы действий. Он, возможно, выполнит что-то не так хорошо, как это сделали бы вы сами. И в любом случае похвалите его, покажите ему полезность выполненной им работы. Если вы не не будете терпеливы в обучении ребенка повседневной работе по дому и предпочитаете все домашние дела делать быстро и хорошо сами, что может ожидать его в будущем?

Необходимо, чтобы мама, папа, другие родственники были для ребенка примером в выполнении домашних дел.

Необходимо предоставить ребенку возможность показать себя в труде, проявить сообразительность, ловкость, терпение, волю, настойчивость.

Родители часто испытывают сомнения, с какого возраста ребенок сам может мыть за собой посуду, выносить мусор, убирать свои игрушки. Врядли кто-то ответит однозначно. Все диктуется способностями, интересами ребенка, составом семьи. Трудовое воспитание обучающихся, как и любое другое, не предполагает готовых рецептов, только рекомендации.

Трудолюбие, позитивное отношение к труду тесно связаны с воспитанием собранности и организованности.

В воспитании трудолюбия выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых является залогом успеха. Осознание обязательности, важности для всей семьи порученной ребенку работы, понимание, что никто, кроме него, ее не сделает, ведет к осознанию ребенком собственной значимости. Безусловно, работа должна быть по силам, дети должны понимать результативность своего труда. Долг родителей - помочь, обучить их труду, учитывая личные интересы и способности.

Основные принципы трудового воспитания:

  • привлечение к труду через самообслуживание;
  • пошаговый переход от элементов обслуживания себя к труду для пользы других;
  • постепенное расширение домашних обязанностей ребенка, увеличение их сложности;
  • тактичный, но постоянный и доброжелательный контроль качества исполнения поручений;
  • ненавязчивое обучение выполнению трудовых операций;
  • формирование и поддержание уверенности в нужности порученной ему работы;
  • учет индивидуальных особенностей и желаний ребенка при распределении домашних обязанностей;
  • поощрение надлежащего выполнения порученного, проявления самостоятельности, творчества и инициативы;
  • смена труда и отдыха, чередование различных видов труда в режиме дня ребенка.

Трудовое воспитание обучающихся: конкурсы, выставки, фестивали

Младшим школьникам в качестве конкурсной программы по теме «Труд» понравятся веселые соревнования.

«Золушка»

В чашке перемешаны фасоль, горох, семена подсолнечника. Задание: быстро и аккуратно рассортировать их по тарелочкам. Задание выполняется командами-группами. Учитываются скорость и качество. Пока дети выполняют задание, учитель напомнит им, что люди, живущие в селах, готовятся к весенним посадкам зимой. Они проверяют каждое зернышко, просматривают семена, ведь поврежденное зернышко не прорастет.

«Сбор мусора»

По залу беспорядочно разбрасывают большие мячи или воздушные шарики. Не прикасаясь к мячам или шарикам руками, с помощью лопатки или совочка надо подцепить один шарик или мяч, отнести их в корзинку и вернуться обратно. Победит команда, которая сумеет быстрее собрать все шарики. Учитываются скорость и количество собранных предметов.

«Профессии»

Игра-викторина, напомнит, как много лет назад назывались профессии:

  • врач - доктор, лекарь;
  • парикмахер - брадобрей, цирюльник;
  • ювелир - золотых дел мастер;
  • стоматолог - дантист;
  • переводчик - толмач;
  • шахтер - грабарь;
  • архитектор - зодчий.

Для старших и средних школьников подойдет задание на развитие логики.

«Трудовые мотивы»

Задание: используя предложенную классификацию, заполнить таблицу, в правой колонке которой расположить все положительные черты перечисленных типов работников, а в левой - отрицательные. После выполнения задания обсуждаются результаты.

Специалисты выделяют классификацию типов работников в их отношении к труду в зависимости от мотивации:

  1. «Инструментально» мотивированный работник ценит в работе заработок в денежной или других формах: жилья, земельного участка, автомобиля и пр. Он работает с хорошей отдачей на любой работе, если результат его труда справедливо и хорошо (как он сам думает) оплачивается.
  2. «Профессионально» мотивированный человек видит в работе возможность показать, применить свои знания, умения, достичь более высокого положения в обществе и своей организации. Такому работнику важнее всего интересная, содержательная работа, возможность выразить себя и показать не только окружающим, но и самому себе, что он может справиться со сложным заданием, которое не каждому по силам.
  3. «Патриоты» - люди, преданные своему делу, коллективу, стране. Они хорошо работают из собственных нравственных, религиозных и идеологических убеждений, так как иначе не вывести страну (отрасль, регион, город, предприятие, цех) из кризиса. Для такого работника особенно важна результативность общего дела, в котором он участвует, и общественное признание его участия, выраженное скорее не в материальных, а в моральных знаках и оценках.
  4. «Хозяйская» мотивация - одна из самых глубоких и устойчивых. Такой человек выполняет работу на своем участке с максимальной отдачей, не требуя ее интересности или особо высокой оплаты. При этом работником-хозяином очень сложно руководить - ему не требуется постоянный контроль, но терпит его Хозяин не будет. Принципиальная основа хозяйской мотивации - свобода деятельности и «тяжкий груз собственности»: хозяин считает, что собственность, которую он приобрел или получил, он должен сохранить и приумножить.
  5. «Люмпенизированный» работник - человек с низкой мотивацией к результативной работе. У него обычно низкая квалификация, и он не хочет ее повышать; он безответственно относится к выполняемому делу и избегает любой работы, предполагающей личную ответственность. Не проявляет сам никакой активности и негативно относится к активности других; его основное стремление - не работать, его не интересует общий результат. Поэтому как работник он ценится низко, не может заработать на жизнь себе и своей семье и мирится с этим. Он ратует за уравнительность, готов к низким заработкам (но и другие не должны получать больше), очень зависим от руководства и принимает эту зависимость как обязательного условия, нуждаясь в постоянном проявлении заботы о своих потребностях.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль