Создание школьного информационно-библиотечного центра

1905

Проект школьного информационно-библиотечного центра 

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» представлено новое видение школы как высокоорганизованного социального института, что обусловлено реальными изменениями информационного образовательного пространства.

В современных условиях школа обязана обеспечивать высокое качество образовательных услуг, соответствующих ожиданиям родителей, учащихся и самих педагогов. Эти изменения оказывают прямое воздействие на процесс формирования информационной культуры личности. Информационная культура личности как метапредметный результат образования предусмотрена федеральными государственными образовательными стандартами. Именно поэтому в МБОУ СОШ № 28 г. Ульяновска началась работа по созданию школьного информационно-библиотечного центра (далее - ИБЦ).

Данное решение было обусловлено рядом причин. Современный учебный процесс требовал мощного информационного обеспечения всех его участников. Имеющаяся в школе библиотека уже не могла отвечать таким требованиям. Кабинеты информатики были перегружены. Информационные ресурсы кабинетов школы не всегда обеспечивали своевременный доступ к ним участников образовательного процесса из-за жесткой регламентации учебных занятий. Традиционные формы работы с пользователями информации (абонемент, читальный зал, мероприятия в библиотеке, план работы школьной библиотеки, выставки) перестали быть продуктивными.

Процесс реализации проекта создания школьного информационно-библиотечного центра 

В школе была создана рабочая группа по созданию ИБЦ под руководством директора. Проблемно-ориентированный анализ опыта других образовательных учреждений позволил установить, что на практике наблюдается полиформичность подобных структурных подразделений школ (ИБЦ выполняет функции и школьной библиотеки, и информационно-библиотечного центра, и медиатеки, и медиацентра). При создании ИБЦ в нашей школе было решено, что новое структурное подразделение не будет простым набором функциональных элементов образовательной среды. Ядром и главной целью проекта "школьный информационно-библиотечного центр" стало обеспечение в школе условий для развития личности с высоким уровнем информационной культуры.

После определения цели проекта был разработан поэтапный план создания в школе ИБЦ. В план вошли мероприятия по переподготовке кадрового состава для работы в ИБЦ, техническому оснащению и пополнению библиотечного фонда школы, систематизации литературы и периодических изданий, в т. ч. создание электронных картотек и каталогов.

В процессе реализации проекта стало понятно, что имеющегося помещения библиотеки недостаточно для создания школьного информационно-библиотечного центра. Одним из первых принятых решений стало выделение нового помещения в качестве абонемента и читального зала для учащихся начальных классов. Была проведена масштабная инвентаризация технических средств обучения и электронных носителей информации во всех учебных кабинетах школы. Дальнейшее пополнение информационно-библиотечного фонда, техническое оснащение ИБЦ осуществлялись по специально разработанному плану.

Постепенно был сформирован парк современных средств ИБЦ и освоены новые библиотечные технологии. Именно на основе компьютеризации библиотечно-информационных процессов и использования оргтехники осуществлялось повышение качества и расширение ассортимента библиотечно-библиографических и информационных услуг. В настоящее время в образовательном процессе школы используются 77 компьютеров, 14 принтеров, в т. ч. 2 цветных, 6 сканеров и 13 многофункциональных устройств, документ-камера, 34 мультимедийных проектора, 22 интерактивные доски, ТV-панели и др.

Для осуществления разнонаправленной по содержанию учебно-исследовательской деятельности широко используются электронные книги. Учащихся в ходе формирования читательских интересов привлекло создание буктрейлеров по прочитанным книгам. Новые услуги, предлагаемые в школьном информационно-библиотечном центре, позволили привлечь и потенциальных пользователей из числа учащихся и педагогов.

Особое внимание при реализации проекта было уделено переподготовке сотрудников школьной библиотеки с целью повышения их профессиональной компетентности для дальнейшей работы в ИБЦ. Госстандарт второго поколения предусматривает активную деятельность школьного информационно-библиотечного центра в следующих направлениях:

  • информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • развитие информационной грамотности пользователей библиотеки школы, в т. ч. при организации проектной деятельности;
  • организация внеурочной, досуговой деятельности учащихся;
  • формирование информационного пространства для всех участников образовательного процесса;
  • информационное и методическое сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
  • духовно-нравственное развитие, просвещение и воспитание школьников.

Работу по данным направлениям могут осуществлять специалисты, не только мотивированные на традиционное исполнение функций библиотекаря, но и сочетающие в себе профессиональные черты педагога-организатора, классного руководителя, культуролога, менеджера образовательного процесса. В связи с этим в штатное расписание школы наряду со ставкой библиотекаря была введена должность заместителя директора по информационно-библиотечной работе.

Пакет локальных актов школы, регламентирующих работу школьного информационно-библиотечного центра 

Одним из важнейших этапов проекта стала разработка пакета нормативных локальных актов школы, регламентирующих работу ИБЦ, в который вошли:

  • структура и штатное расписание ИБЦ;
  • правила пользования ИБЦ;
  • планы работы ИБЦ;
  • должностные инструкции работников ИБЦ;
  • технологическая документация, в т. ч. о порядке работы с документами, составляющими информационные ресурсы ИБЦ.

Особенно нелегким был процесс разработки основного документа - Положения об ИБЦ как новом структурном подразделении школы. Проект документа на этапе разработки прошел несколько стадий обсуждения: на административном совещании при директоре школы, педагогическом совете, родительских собраниях, совете старшеклассников. Все участники образовательного процесса имели возможность вносить предложения в данный документ. Некоторые позиции Положения дорабатывались и изменялись, другие приходилось отстаивать, доказывая их целесообразность, поскольку далеко не все имели четкое представление о том, каким должен быть школьный информационно-библиотечный центр. Такая кропотливая работа по созданию Положения была оправдана полученным результатом. Положение стало действительно рабочим документом, позволяющим грамотно организовывать информационно-методическое сопровождение образовательного процесса. А должностная инструкция заместителя директора по информационно-библиотечной работе используется в качестве примерной в образовательных учреждениях Ульяновской области.

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Результаты работы школьного информационно-библиотечного центра

В качестве результатов работы новое структурное подразделение школы обеспечило:

  • повышение качества обслуживания пользователей (учащихся, их родителей, педагогов) и удовлетворение их информационных потребностей;
  • оптимизацию процессов профессионального самообразования и дистанционного обучения как педагогов, так и учащихся;
  • свободный доступ к информации на разных носителях;
  • технологическое обеспечение включения обучающихся и педагогов в проектную и внеурочную деятельность;
  • более тесное сотрудничество с социальными партнерами школы.

Создание портфеля читателя

Для достижения главной цели проекта (формирование личности с высоким уровнем информационной культуры) потребовались и специальные мероприятия. Рабочей группой по реализации проекта была поставлена конкретная задача в этом направлении работы - обеспечить развитие у учащихся целенаправленной самостоятельной деятельности по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых педагогических технологий.

Важно было отыскать такую технологию, которая бы позволила развить у учащихся читательскую активность, мотивировать к самостоятельному поиску информационных источников и организации познавательно-исследовательской деятельности. Хотелось найти инструмент, позволяющий сделать чтение и учебную работу с книгой для учащегося сферой его личностных достижений. Так родилась идея о создании портфеля читателя, в котором кроме традиционного списка рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения предполагалась возможность для учащихся разного возраста представлять свои творческие замыслы на основе прочитанного материала, фиксировать личные результаты и достижения в учебно-познавательной деятельности. В старших классах учащиеся добавляют в портфель читателя результаты реализованных учебных проектов, полученные отзывы, сертификаты, грамоты, дипломы, личный литературный опыт по написанию творческих эссе, статей, сочинений-размышлений.

Работу по созданию и ведению портфелей читателей в школе координирует заместитель директора по информационно-библиотечной работе; а осуществляют учащиеся под руководством классных руководителей. В деятельности по наполнению портфеля читателя принимают участие учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, родители учащихся. В перспективе - создание картотеки читательских портфелей, электронных читательских портфелей.

Результатом проведенной работы стало более активное обращение учащихся к книге, широкое привлечение к проведению мероприятий по плану ИБЦ родителей учащихся. Таким образом, создание читательского портфеля в школе переросло в новый социально значимый проект по развитию семейного чтения.

Опыт по созданию в школе портфеля читателя отражен в локальном акте - Положении о портфеле читателя учащегося.

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

На 2013/2014 уч. г. школой поставлена задача разработки комплексно-целевой программы «Развитие информационно-образовательных потребностей учащихся средствами школьной информационно-библиотечной среды» и формирования пакета диагностических методик по выявлению степени сформированности информационно-библиотечной среды современной школы как условия актуального качества образования.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль