Создание школьного информационно-библиотечного центра

1393

Проект школьного информационно-библиотечного центра 

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» представлено новое видение школы как высокоорганизованного социального института, что обусловлено реальными изменениями информационного образовательного пространства.

В современных условиях школа обязана обеспечивать высокое качество образовательных услуг, соответствующих ожиданиям родителей, учащихся и самих педагогов. Эти изменения оказывают прямое воздействие на процесс формирования информационной культуры личности. Информационная культура личности как метапредметный результат образования предусмотрена федеральными государственными образовательными стандартами. Именно поэтому в МБОУ СОШ № 28 г. Ульяновска началась работа по созданию школьного информационно-библиотечного центра (далее - ИБЦ).

Данное решение было обусловлено рядом причин. Современный учебный процесс требовал мощного информационного обеспечения всех его участников. Имеющаяся в школе библиотека уже не могла отвечать таким требованиям. Кабинеты информатики были перегружены. Информационные ресурсы кабинетов школы не всегда обеспечивали своевременный доступ к ним участников образовательного процесса из-за жесткой регламентации учебных занятий. Традиционные формы работы с пользователями информации (абонемент, читальный зал, мероприятия в библиотеке, план работы школьной библиотеки, выставки) перестали быть продуктивными.

Процесс реализации проекта создания школьного информационно-библиотечного центра 

В школе была создана рабочая группа по созданию ИБЦ под руководством директора. Проблемно-ориентированный анализ опыта других образовательных учреждений позволил установить, что на практике наблюдается полиформичность подобных структурных подразделений школ (ИБЦ выполняет функции и школьной библиотеки, и информационно-библиотечного центра, и медиатеки, и медиацентра). При создании ИБЦ в нашей школе было решено, что новое структурное подразделение не будет простым набором функциональных элементов образовательной среды. Ядром и главной целью проекта "школьный информационно-библиотечного центр" стало обеспечение в школе условий для развития личности с высоким уровнем информационной культуры.

После определения цели проекта был разработан поэтапный план создания в школе ИБЦ. В план вошли мероприятия по переподготовке кадрового состава для работы в ИБЦ, техническому оснащению и пополнению библиотечного фонда школы, систематизации литературы и периодических изданий, в т. ч. создание электронных картотек и каталогов.

В процессе реализации проекта стало понятно, что имеющегося помещения библиотеки недостаточно для создания школьного информационно-библиотечного центра. Одним из первых принятых решений стало выделение нового помещения в качестве абонемента и читального зала для учащихся начальных классов. Была проведена масштабная инвентаризация технических средств обучения и электронных носителей информации во всех учебных кабинетах школы. Дальнейшее пополнение информационно-библиотечного фонда, техническое оснащение ИБЦ осуществлялись по специально разработанному плану.

Постепенно был сформирован парк современных средств ИБЦ и освоены новые библиотечные технологии. Именно на основе компьютеризации библиотечно-информационных процессов и использования оргтехники осуществлялось повышение качества и расширение ассортимента библиотечно-библиографических и информационных услуг. В настоящее время в образовательном процессе школы используются 77 компьютеров, 14 принтеров, в т. ч. 2 цветных, 6 сканеров и 13 многофункциональных устройств, документ-камера, 34 мультимедийных проектора, 22 интерактивные доски, ТV-панели и др.

Для осуществления разнонаправленной по содержанию учебно-исследовательской деятельности широко используются электронные книги. Учащихся в ходе формирования читательских интересов привлекло создание буктрейлеров по прочитанным книгам. Новые услуги, предлагаемые в школьном информационно-библиотечном центре, позволили привлечь и потенциальных пользователей из числа учащихся и педагогов.

Особое внимание при реализации проекта было уделено переподготовке сотрудников школьной библиотеки с целью повышения их профессиональной компетентности для дальнейшей работы в ИБЦ. Госстандарт второго поколения предусматривает активную деятельность школьного информационно-библиотечного центра в следующих направлениях:

  • информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • развитие информационной грамотности пользователей библиотеки школы, в т. ч. при организации проектной деятельности;
  • организация внеурочной, досуговой деятельности учащихся;
  • формирование информационного пространства для всех участников образовательного процесса;
  • информационное и методическое сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
  • духовно-нравственное развитие, просвещение и воспитание школьников.

Работу по данным направлениям могут осуществлять специалисты, не только мотивированные на традиционное исполнение функций библиотекаря, но и сочетающие в себе профессиональные черты педагога-организатора, классного руководителя, культуролога, менеджера образовательного процесса. В связи с этим в штатное расписание школы наряду со ставкой библиотекаря была введена должность заместителя директора по информационно-библиотечной работе.

Пакет локальных актов школы, регламентирующих работу школьного информационно-библиотечного центра 

Одним из важнейших этапов проекта стала разработка пакета нормативных локальных актов школы, регламентирующих работу ИБЦ, в который вошли:

  • структура и штатное расписание ИБЦ;
  • правила пользования ИБЦ;
  • планы работы ИБЦ;
  • должностные инструкции работников ИБЦ;
  • технологическая документация, в т. ч. о порядке работы с документами, составляющими информационные ресурсы ИБЦ.

Особенно нелегким был процесс разработки основного документа - Положения об ИБЦ как новом структурном подразделении школы. Проект документа на этапе разработки прошел несколько стадий обсуждения: на административном совещании при директоре школы, педагогическом совете, родительских собраниях, совете старшеклассников. Все участники образовательного процесса имели возможность вносить предложения в данный документ. Некоторые позиции Положения дорабатывались и изменялись, другие приходилось отстаивать, доказывая их целесообразность, поскольку далеко не все имели четкое представление о том, каким должен быть школьный информационно-библиотечный центр. Такая кропотливая работа по созданию Положения была оправдана полученным результатом. Положение стало действительно рабочим документом, позволяющим грамотно организовывать информационно-методическое сопровождение образовательного процесса. А должностная инструкция заместителя директора по информационно-библиотечной работе используется в качестве примерной в образовательных учреждениях Ульяновской области.

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Результаты работы школьного информационно-библиотечного центра

В качестве результатов работы новое структурное подразделение школы обеспечило:

  • повышение качества обслуживания пользователей (учащихся, их родителей, педагогов) и удовлетворение их информационных потребностей;
  • оптимизацию процессов профессионального самообразования и дистанционного обучения как педагогов, так и учащихся;
  • свободный доступ к информации на разных носителях;
  • технологическое обеспечение включения обучающихся и педагогов в проектную и внеурочную деятельность;
  • более тесное сотрудничество с социальными партнерами школы.

Создание портфеля читателя

Для достижения главной цели проекта (формирование личности с высоким уровнем информационной культуры) потребовались и специальные мероприятия. Рабочей группой по реализации проекта была поставлена конкретная задача в этом направлении работы - обеспечить развитие у учащихся целенаправленной самостоятельной деятельности по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых педагогических технологий.

Важно было отыскать такую технологию, которая бы позволила развить у учащихся читательскую активность, мотивировать к самостоятельному поиску информационных источников и организации познавательно-исследовательской деятельности. Хотелось найти инструмент, позволяющий сделать чтение и учебную работу с книгой для учащегося сферой его личностных достижений. Так родилась идея о создании портфеля читателя, в котором кроме традиционного списка рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения предполагалась возможность для учащихся разного возраста представлять свои творческие замыслы на основе прочитанного материала, фиксировать личные результаты и достижения в учебно-познавательной деятельности. В старших классах учащиеся добавляют в портфель читателя результаты реализованных учебных проектов, полученные отзывы, сертификаты, грамоты, дипломы, личный литературный опыт по написанию творческих эссе, статей, сочинений-размышлений.

Работу по созданию и ведению портфелей читателей в школе координирует заместитель директора по информационно-библиотечной работе; а осуществляют учащиеся под руководством классных руководителей. В деятельности по наполнению портфеля читателя принимают участие учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, родители учащихся. В перспективе - создание картотеки читательских портфелей, электронных читательских портфелей.

Результатом проведенной работы стало более активное обращение учащихся к книге, широкое привлечение к проведению мероприятий по плану ИБЦ родителей учащихся. Таким образом, создание читательского портфеля в школе переросло в новый социально значимый проект по развитию семейного чтения.

Опыт по созданию в школе портфеля читателя отражен в локальном акте - Положении о портфеле читателя учащегося.

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Создание школьного информационно-библиотечного центра

На 2013/2014 уч. г. школой поставлена задача разработки комплексно-целевой программы «Развитие информационно-образовательных потребностей учащихся средствами школьной информационно-библиотечной среды» и формирования пакета диагностических методик по выявлению степени сформированности информационно-библиотечной среды современной школы как условия актуального качества образования.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль