Урегулирование конфликтов в школе как часть работы классного руководителя

39

Навыки урегулирования конфликтов в школе: право на свободное мнение

В числе базовых принципов политики на государственном уровне и правового регулирования отношений в образовательной области находится предоставление педагогическим работникам свободы, касающейся выбора учебных и воспитательных форм и методов. Данная информация прописана в п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образова­нии в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации).

На сегодняшний день педагогическим работникам  в РФ создаются комплексные условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Другими словами, педагогическим работникам предостав­ляются права и свободы, меры поддержки социума, которые направлены на достижение профессионального уровня, условия для результативного выполнения профессиональных задач, и такой комплексный инструментарий дает будущему педагогу больше возможностей для навыков грамотного урегулирования конфликтов в школе.

Педагогические работники пользуются в т. ч. следующими академическими правами и свободами:

  • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой об­разовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дис­циплины (модуля).

Права и свободы педагогических работников осуществляются с учетом соблюдения прав и свобод других участников образовательного процесса, требований законодательства и норм профессиональной этики. А этот факт имеет важное значение при формировании навыков урегулирования конфликтов в школе.

Однако важно понимать, что помимо прав, гарантий и свобод при выполнении должностных обязанностей на педагогических работников распространяются и определенные ограничения. Так, на сегодняшний день педагогическим работникам запрещается пользоваться образовательной деятельностью в целях политической и религиозной агитации, разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, агитации, которая демонстрирует превосходство либо неполноценность граждан по социальным, расовым, национальным, рели­гиозным или языковым признакам.

Одним словом, для грамотного урегулирования конфликтов в школе классный руководитель должен соблюдать осторож­ность, поскольку за определенные действия или даже слова педагога можно привлечь не только к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, но даже к уго­ловной ответственности.

Административная ответственность в части урегулирования конфликтов в школе

Согласно ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях (далее - КоАП РФ) воспрепятство­вание осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания влечет наложение администра­тивного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоз­зренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение влечет на­ложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо обязательные работы на срок до 120 ч; на должностных лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Согласно ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограни­чение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод об­учающихся образовательных организаций либо нарушение установленного по­рядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административно­го штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Согласно ст. 5.62 КоАП РФ дискриминация или другими словами нарушение прав, свобод и законных интересов человека также может стать причинной урегулирования конфликтов в школе. Дискриминация может затронуть пол, расовую принадлежность, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, положение в обществе, возраст, место жительства, религиозные взгляды. Какое-либо нарушение прав человека согласно этим признакам, влечет административный штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (для физических лиц); от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (для юридических лиц).

Уголовная ответственность при урегулировании конфликтов в школе

Однако более тяжелые последствия для педагогического работника могут возникнуть при привлечении к уголовной ответственности.

Согласно ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации призывы к осуществлению экстремистской деятельности, демонстрируемые публично, караются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Второй вариант наказания – штраф в размере заработной платы или другого дохода виновного  за период от одного года до двух лет; третий – принудительные работы на срок до трех лет; четвертый – арест на срок от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до четырех лет, предусматривающий лишение права занимать некоторые должности или заниматься некоторой деятельностью на тот же срок.

А если урегулирование конфликтов в школе не дало результат, и при совершении противоправных деяний были задействованы еще и средства массовой информации, такие педагогические работники наказываются принудительными работами на срок до пяти лет, предусматривающими лишение права занимать некоторые должности или заниматься некоторой деятельностью на срок до трех лет или без такового. Предусмотрен и вариант с лишением свободы на срок до пяти лет и лишением права занимать некоторые должности или заниматься некоторой деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, задача педагога – не допускать проявлений экстремизма в детско-юношеской среде, а также при осуществлении своей профессиональной деятельности. На­деемся, все вышеизложенное поможет учителям оценить действия учащихся и проанализировать воспитательную работу с точки зрения норм действующего законодательства.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль