Деятельность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

143

Создание полноценного института Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательной организации способствует оказанию всесторонней помощи всем участникам образовательного процесса в приобретении опыта бесконфликтного поведения и взаимодействия

Детство – самая счастливая и безмятежная пора в жизни человека. Дети, как будущее государства, как счастье семьи, должны быть окружены любовью и заботой. Но, к сожалению, желаемое иногда расходится с реальностью. В современном мире, беспокойном, нестабильном, нередко жестоком, в первую очередь страдает ребенок – от бедности, социальной несправедливости, кризисного положения семей, от эксплуатации и насилия, от болезней и многого другого. Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому чаще становятся жертвами несправедливости и насилия.

В 2008 г. Уполномоченным по правам человека и министром образования правительства Московской области утверждено Положение «Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении». Коллегией министерства образования Московской области решением от 05.12.2008 No 10/2 рекомендовано ввести должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в структуру образовательных учреждений Московской области. 

Защита прав участников образовательного процесса: разграничение функциональных обязанностей

Очень часто педагогические работники задают вопрос: «Не дублируют ли функции Уполномоченного функции социального педагога и психолога?». На него мы постараемся ответить в данной статье.

Участники педпроцесса часто сталкиваются с тем, что конфликты в школе разрешаются, как правило, с привлечением административного ресурса – через учителя, руководство школы и в некоторых особых случаях – через руководство системой образования. Профессиональную помощь в области решения конфликтных вопросов могут предложить, по сути, только школьный психолог и социальный педагог. Они осуществляют лонгитюдное обследование и контроль психологического состояния школьников и педагогов, выявляют его воздействие на развитие мышления ребенка, различных способностей, формирование убеждений.

Также в их задачи входит выяснение причин различного рода конфликтных ситуаций в учебно-воспитательной работе, преодоление и профилактика девиаций в интеллектуальном и личностном развитии школьников, помощь в решении спорных вопросов и ситуаций, а также взаимодействие по данным вопросам с другими участниками процесса.

В связи с введением в школе общественной должности Уполномоченного появилась возможность, опираясь на нормативно-правовую базу учреждения, оперативно решать возникающие проблемы. Уполномоченный нацелен на деятельность не в психологической сфере, а в области прав человека. Хотя его работа в определенной степени схожа с работой школьного психолога и социального педагога (например, в функциях наблюдения, отслеживания ситуации в школе или разборе чьих-то индивидуальных проблем), однако основная сфера его деятельности – защита, охрана и популяризация ценности прав педагогов, родителей и обучающихся.

Конечно, первичными являются права детей, поскольку учебное пространство организуется для них. Кроме того, из всех участников процесса ребенок – наименее защищенный субъект. Но детям не только следует разъяснять их права и обязанности, но и внушать, что другие люди тоже имеют неменьшие права, что их также необходимо уважать.

Гражданско-правовое пространство школы включает в себя деятельность различных структур и подразделений. Должность Уполномоченного – необходимое связующее звено, посредством которого можно активизировать диалог власти и общества. 

Защита прав участников образовательного процесса и гражданско-правовое воспитание

Содержание правового образования определяется с учетом коренных изменений, происходящих в России, и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Обеспечением реализации гражданско-правового образования, решением спорных ситуаций между участниками педпроцесса в школе занимается целый ряд служб, с которыми Уполномоченный тесно взаимодействует. Это:

  • совет по профилактике;
  • социально-психологическая служба;
  • инспектор ОДН.

Благодаря совместной работе с этими подразделениями всем вовлеченным в ситуацию оказывается психологическая, юридическая и социальная помощь.

Правовое образование детей – это не только защита прав участников образовательного процесса, прежде всего это путь к формированию устойчивой среды для развития правовой культуры подрастающего поколения, воспитания гражданственности.

Задачи правового воспитания:

  • обеспечить обучающихся знаниями о правах человека, правовой системе, структуре государства;
  • научить обучающихся применять теоретические знания в практических ситуациях;
  • сформировать у обучающихся отношение к праву как к определяющему условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод.

В рамках гражданско-правового воспитания в образовательных организациях (далее – ОО) Уполномоченный проводит со старшеклассниками цикл занятий «Юридическая помощь», к проведентю которых привлекаются специалисты в области права, студенты юридических факультетов, бывшие выпускники школы.

В работе с младшими школьниками волонтеры, как помощники классных руководителей и Уполномоченного помогают проводить деловые игры, конкурсы знатоков права, правовую ассамблею сказочных героев (1–4-е классы). Такие формы работы увлекают детей, сплачивают коллектив, развивают гражданские качества личности, способствуют предупреждению конфликтных ситуаций в учебном пространстве.

Гражданская позиция проявляется и в работе с детьми по пропаганде здорового образа жизни. Традиционной в школах становится акция «Здоровье – твое богатство», в ней принимают участие обучающиеся с 1-го по 11-й класс.

Ежегодно в ОО проходит декада правовых знаний. В дни декады традиционными становятся: практикум «Защити свои права», круглый стол «Права детей», конкурс рисунков «Права – глазами детей». 

Защита прав участников образовательного процесса: умения и навыки школьников

Мир, в котором мы живем, сложен и противоречив. Изменяются социальноэкономические и социально-политические системы, научно-технический и культурный прогресс не стоит на месте. Усложнение целей, средств и условий деятельности диктует необходимость формирования динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для формирования новых смыслов бытия. Решать такие задачи человек способен только если он свободно и сознательно выбирает способы и средства деятельности при достижении ее цели. Школа помогает детям делать правильный выбор, противостоять нежелательному давлению ровесников и взрослых. Для этого Уполномоченный совместно с классным руководителем используют разные формы воспитательной работы:

  • классные часы и собрания;
  • праздники (календарные, семейные);
  • тематические вечера;
  • диспуты;
  • ролевые игры;
  • конкурсы (коллажей, газет, рисунков);
  • акции;
  • кампании (рекламная, гражданская).

Для обучающихся важно приобретение следующих навыков:

  • вырабатывать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании;
  • отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать мировоззренческие установки;
  • находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций;
  • распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, предоставленной СМИ;
  • диагностировать уровень сформированности толерантности у собеседников.

Обучающиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • организации конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
  • выработки собственной гражданской позиции;
  • нравственной оценки социального поведения людей;
  • сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни. 

Работа школьной службы примирения и защита прав участников образовательного процесса

С целью предупреждения правонарушений большое внимание в ОО уделяется внеурочной деятельности в учебное и каникулярное время, Ее также может организовать Уполномоченный совместно с классным руководителем.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.

Защита прав участников образовательного процесса требуется и в ситуациях, когда родители справляются со своими обязанностями не в полной мере. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно, семьям с одним родителем. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Все эти факторы осложняются еще и социальным неблагополучием (пьянством, безработицей). Поэтому семейные конфликты также приходится разрешать Уполномоченному. Для этого в некоторых ОО создается служба примирения.

В процессе обучения каждый ребенок хотя бы раз был вовлечен в конфликтные ситуации со сверстниками, педагогами или родителями. Создание школьной службы примирения позволяет ресурсами самой ОО предупредить и преодолеть школьные конфликты и правонарушения; снизить уровень конфликтности, что содействует устранению причин противоправного поведения школьников; обучить членов школьного сообщества новой созидательной практике выстраивания отношений и поведения в конфликтных ситуациях.

Если целью работы в школьной службе примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников спорных ситуаций, то ее задачи заключаются в следующем:

  • реализация примирительных программ для участников школьных конфликтов;
  • обучение школьников методам урегулирования споров.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса  в образовательной организации

Итак, определим основные направления деятельности Уполномоченного:

  • всестороннее содействие соблюдению и восстановлению нарушенных прав обучающихся, их родителей и педагогов;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) обучающихся в урегулировании взаимоотношений с детьми в случае необходимости;
  • обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогов по вопросам защиты их прав;
  • содействие правовому просвещению. 

Права и обязанности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса 

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса как полноправный участник образовательных отношений обладает правами и обязанностями.

Уполномоченный имеет право:

  • посещать уроки, родительские собрания, заседания педагогического совета или иных органов самоуправления ОО, совещания, проводимые руководителем ОО;
  • получать разъяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
  • самостоятельно или совместно с органами самоуправления ОО проводить проверку фактов нарушения прав участников образовательного процесса;
  • заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса;
  • прибегать к помощи участников образовательного процесса при решении вопросов, относящихся к его компетенции;
  • вносить рекомендации администрации, педагогическому совету, органу самоуправления ОО, предлагать меры для разрешения конфликта;
  • представлять свое мнение, оценки и предложения как общего характера, так и по конкретным вопросам, по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав участников образовательного процесса педагогическому совету или иным органам самоуправления ОО и администрации.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса должен быть:

  • доступным, оперативным в действиях защиты прав детей, учителей и родителей;
  • независимым;
  • пользующимся доверием;
  • имеющим доступ к информации в рамках своей компетенции; юридически грамотным (знать законы и уметь использовать их в работе); психологически грамотным;
  • иметь педагогическое образование;
  • владеть знаниями из области конфликтологии.

В каких же случаях можно обратиться к Уполномоченномў?

  1. Если родители считают, что их права или права ребенка как участника образовательного процесса нарушены.
  2. За правовой консультацией в рамках функционирования школы. Причем это могут сделать и дети, и родители, и педагогические работники.
  3. За информацией о существующих нормативных и гигиенических требованиях к организации учебного процесса.
  4. Если возникло недопонимание между родителями, их ребенком и учителем, администрацией школы.

Работа Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса дает ребенку:

  • чувство правовой защищенности: есть человек, к которому можно подойти, если возникли проблемы;
  • знания, необходимые для защиты своих прав;
  • понимание, что конфликт можно и нужно разрешать мирным путем;
  • понимание того, что другие люди также имеют права, которые нужно уважать.

Педагогу работа Уполномоченного дает возможность:

  • отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт в сложившейся ситуации;
  • знания, необходимые для защиты своих прав;
  • четкое понимание того, что он участник общественного договора;
  • способы предупреждения конфликтов с ребенком и родителями.

Для родителей это возможность:

  • при конфликте посоветоваться, разобраться в ситуации;
  • обрести чувство уверенности за детей, т. к. вероятность, что их обидят или унизят, уменьшается;
  • осознать себя участниками образовательного процесса.

В целом же введение должности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса позволит изменить морально-психологическую атмосферу в ОО.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль