Мониторинг качества образовательного процесса

368

В условиях внедрения Федерального закона № 273-ФЗ и реализации ФГОС общего образования разработка нормативно-правового обеспечения управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса в школе* (далее – СОКОП) получает особое значение. Оно может быть условно поделено на пять уровней по значимости и широте пользования соответствующих документов в рамках школы (рисунок).

Мониторинг качества образовательного процесса

Уровень A содержит планирование политики в области мониторинга качества образования, миссии и видения. Данные документы конструируются в процессе реализации индивидуальных образовательных программ (далее – ИОП) кластерами всех уровней и в процессе самообразовательной деятельности субъектов обучающей деятельности.

Развитие уровня Б включает разработку документированных процедур:

  1. «Внутренние аудиты СК-ДП-8.2.2»,
  2. «Корректирующие и предупреждающие действия СК-ДП-8.5.2-3»,
  3. «Управление несоответствующей продукцией СК-ДП-8.3»,
  4. системы стимулирования творческой и инновационной деятельности учителей и обучающихся, представленной такими положениями, как: 
  • «Лучший учитель школы»,
  • «Самый классный классный»,
  • «Инновационная система оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО (ООО, С(П)ОО)»,
  • «Лучшая технологическая карта оценивания качества освоения учебного предмета»,
  • «Лучшие фонды оценочных средств для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» и др.

Кроме того, данный уровень представлен локальными актами образовательной организации, регламентирующими СОКОП: порядком проведения самообследования школы, положениями об организации внутренней системы оценки качества образования, внутреннем мониторинге качества образования, текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, накопительной системе оценивания индивидуальных достижений обучающихся, об индивидуальном итоговом проекте и др. 

Уровень В включает:

разработанные кластерами I, II, III, IV уровней планы (программы) мониторинга качества образовательного процесса на уровнях школы, методического объединения, класса;

  • программу внутренних аудитов;
  • схему построения рейтинга качества педагогической деятельности учителя;
  • программу проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • технологические карты самоанализа учебных занятий, внеурочной деятельности;
  • диагностические карты остаточных знаний обучающихся; критерии оценки эффективности учебных технологий и др.

Особое внимание необходимо уделить разработке рефлексивных карт, позволяющих учителям, обучающимся качеству реализации основной образовательной программы (далее – ООП), осуществлять самооценку.

Уровень Г представлен методическими документами СОКОП, как разработанными педагогическими работниками и руководителями конкретной ОО, так и позаимствованными в других организациях. Данные документы могут включать краткий терминологический словарь в области мониторинга качества образовательного процесса, методические рекомендации по разработке оценочных средств, по оцениванию самостоятельной работы обучающихся, организации стартовой диагностики предметных и метапредметных результатов, проведению самообследования школы и др.

Как видно из приведенного выше описания возможных видов документации управления развитием СОКОП, используемой в системе обеспечения качества, она может быть представлена как иерархия. Это облегчает распространение, поддержание и понимание структуры документации управления развитием СОКОП в школе.

Приоритетный этап технологии управления развитием СОКОП в школе связан с разработкой системы измерения основных показателей и характеристик ведущих процессов и видов деятельности. Первым шагом является проектирование временными научно-исследовательскими коллективами:

  • инноваций, принимаемых при мониторинге качества образовательного процесса;
  • технологических карт внутришкольного наблюдения учебных достижений обучающихся;
  • фондов оценочных средств, включающих стандартизированные и нестандартизированные методы оценивания;
  • технологии оценивания проектной деятельности обучающихся;
  • программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;
  • «портфеля достижений ученика» и др.

Мероприятия, нацеленныее на мониторинг качества образовательного процесса

Важным этапом технологии управления СОКОП являются мероприятия, связанные с проведением мониторинга качества образовательного процесса, внутренних аудитов, самооценки и самообследования школы. В следствие ограниченной оценки сформированности отдельных личностных результатов обучающегося осуществляется деятельность, направленная на изучение:

  • соблюдения норм и правил поведения, принятых в ОО;
  • участия в общественной жизни ОО и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • прилежания и ответственности за результаты обучения;
  • готовности делать осознанный выбор своей обучающой траектории, в т. ч. выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана обучающихся 10–11-х классов;
  • ценностно-смысловых установок обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Данные о достижении этих результатов являются составляющими системы внутреннего мониторинга школьного образовательного процесса, а именно достижений обучающихся, однако любое их использование (в т. ч. в целях аккредитации ОО) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В текущем образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС оценка личностных достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

Мониторинг качества образовательного процесса предусматривает осуществление деятельности по оценке достижения метапредметных результатов. Обязательными составляющими системы оценивания данных результатов являются:

  • материалы стартовой диагностики;
  • текущие выполнения учебных исследований и учебных проектов;
  • промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
  • текущие выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику;
  • способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
  • защиты итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценивание динамики формирования предметных результатов в рамках мониторинга качества образовательного процесса предусматривает организацию и проведение стартовой диагностики; тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам; творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты; использование разнообразных форм самоконтроля.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ; Порядком проведения самообследования образовательной организацией, утв. приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462, каждая школа не позднее 1 сентября обязана разместить отчет о самообследовании в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. на официальном сайте организации в сети Интернет, и направить его учредителю. Поэтому важной составляющей данного этапа является разработка методических рекомендаций по проведению самообследования школы в режиме текущей обучающей деятельности, составление плана проведения самообследования и распределение ответственных за организацию данного вида деятельности.

В рамках системы менеджмента качества в школе должна развиваться деятельность, направленная на проведение внутренних аудитов, самооценки эффективности развития системы обеспечения качества с использованием «Модели совершенствования деятельности». Одним из направлений мониторинга качества образовательного процесса является ежегодное проведение среди участников учебной деятельности социологических опросов, направленных на изучение степени удовлетворенности качеством образования.

Сложности мониторинга качества образовательного процесса: рефлексия

Особую значимость и сложность реализации технологии управления развитием СОКОП приобретает на этапе рефлексии. Это включает формирование и развитие рефлексивной культуры всех участников образовательного процесса. На данном этапе руководители ОО, педагоги и обучающиеся демонстрируют сформированность следующих компетенций:

  • готовность использовать современные технологии диагностики и мониторинга качества образовательного процесса, широкий спектр средств оценивания, наблюдения и фиксации результатов обучения;
  • знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при оценивании, аргументирование оценки;
  • готовность осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
  • владение навыками осуществления педагогических измерений;
  • способность применять разнообразный инструментарий для оценки достижения планируемых результатов в рамках стартовой диагностики, текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутри школь ного мониторинга учебных достижений), итоговой аттестации;
  • владение разнообразными формами самоконтроля (рецензирование школьниками работ друг друга; оппонирование рефератов, проектов,
  • исследовательских работ и др.; 
  • экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, их родителей, педагогов и руководителей ОО, заполнение оценочных листов; заполнение зачетных листов;
  • самоанализ; портфолио; самоотчет; рефлексивный дневник, заполнение карты-маршрута выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине и др.);
  • способность оценивать личностные результаты в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося;
  • готовность оценивать уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП;
  • способность отслеживать динамику образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся посредством организации внутреннего мониторинга качества образовательного процесса с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях;
  • готовность разрабатывать критериально-оценочную базу проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
  • владение методами диагностики выявления одаренных детей и их педагогического сопровождения, определения индивидуальной траектории развития способностей;
  • готовность оценивать результаты ИОП;
  • способность интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся и оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках и др.

Для адекватного оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП необходимо освоить алгоритм самооценки. Данный алгоритм может включать такие вопросы, как:

  • Какова цель задания, что нужно получить в результате?
  • Удалось получить результат?
  • Найдено решение, (ответ)?
  • Правильно или с ошибкой?
  • Самостоятельно или с чьей-то помощью?
  • Какое умение развивали при выполнении задания?
  • Каков был уровень задачи (задания)?
  • Какую сам выставляешь себе отметку?

Таким образом, технология управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса в школе представляет собой относительно сложную систему педагогических (обучающих) и управленческих действий, длительный процесс, включающий в себя несколько взаимосвязанных этапов. Динамика этого процесса зависит от избранной модели СОКОП, компетенции педагогических кадров и руководителей ОО, учета индивидуальных особенностей обучающихся, организации обучающей деятельности и др.

* О типовой модели внутренней системы оценки качества образовательного процесса в школе читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы». 2012. №7. С. 23, № 8. С. 25.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль