Профессиональная самооценка педагога как основная проблема педагога

230

Понятие профессиональной самооценки педагога и причины низкой самооценки

Городское методическое сообщество «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогического персонала организации дополнительного образования» выявило, что педагоги недостаточно мотивированы на непрерывное профессиональное развитие, обобщение и презентацию педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах. Эта проблема во многом связана с часто встречающейся в педагогической среде заниженной самооценкой педагогов, обусловленной сформировавшейся мотивацией избегания неудач взрослого человека.

Самооценка — это отношение личности к самой себе, то, как она себя видит и кем считает. Самооценка формируется на основе комплекса представлений о самом себе, перечня собственных хороших и плохих качеств. Уровень самооценки — это субъективный взгляд личности на себя, который формируется постепенно с самого рождения и может сознательно или неосознанно изменяться. Изменение в направлении снижения самооценки обычно происходит неосознанно: хорошее остается незамеченным и воспринимается в силу привычки, как должное, а плохое обращает на себя внимание, соответственно сильнее закрепляется в подсознании и влияет на отношение к себе.

Низкая профессиональная самооценка педагога — серьезное препятствие к обобщению и представлению педагогического опыта. Она проявляется в неуверенном поведении не только во время публичной презентации во время конкурса, но и в обычной повседневной работе педагога: на уроках, воспитательных мероприятиях, родительских собраниях.

Причинами низкой самооценки у педагога могут стать:

  • постоянное общение с обществом негативно настроенных людей;
  • отрицательное отношение к способностям человека, внешнему облику или интеллекту;
  • действия человека неоднократно высмеивались и подвергались сомнению родителями, учителями или друзьями.

Также низкая самооценка профессиональных качеств педагога будет формироваться и в том случае, если педагог будет переносить единичную неудачу, произошедшую в конкретный момент, на всю свою жизнь и будет воспринимать ее неудачей всей его жизни. Сравнение своих недостатков с сильными сторонами других людей и установка личных высоких целей, которых невозможно добиться за короткий промежуток времени, приводят к тому, что у педагога формируется ложное чувство вины. Педагог думает о себе только плохое, а о других — только хорошее.

Наоборот, высокий уровень профессиональной самооценки педагога ведет к уверенным действиям и правильным решениям, влияет на всю жизнь. Качество жизни складывается из совершаемых действий. Когда самооценка улучшается, то улучшается и отдача во всех сферах жизни. Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенности в себе, позволяет успешно ставить и достигать цели в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, формирует инициативность, предприимчивость, способность к адаптации в различных социумах.

В педагогической деятельности такой педагог способен оптимально выстраивать образовательный процесс, он ощущает удовлетворенность от своей профессиональной деятельности, не испытывает тревожность и внутреннее напряжение при общении с учениками. Педагог, испытывающий убежденность в своей профессиональной компетентности, с большей готовностью идет на контакт с обучающимися, демонстрируя способность к их безусловному принятию, оказывает позитивное воздействие на самооценку учеников, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и оказывает развивающее воздействие на их личность.

Понятие самопрезентации педагога и рекомендации по ее подготовке и проведению

Самопрезентация педагога — это преподнесение себя, умение произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его. Навыки самопрезентации необходимы при поиске работы, продвижении по карьерной лестнице, общении с людьми и, конечно, при участии в конкурсах педагогического мастерства. Самопрезентация в рамках профессионального конкурса педагогов — это представление педагогом себя как личности, мира своих увлечений на основании творческого подхода. Выступление на конкурсах ограничивается жестким регламентом и заранее заданными критериями.

К основным видам самопрезентации относятся: стендовый доклад, выступление с презентацией, бумажное портфолио педагога, видеопрезентация, портфолио в сети Интернет.

Чтобы самопрезентация педагога прошла наиболее лучшим образом и выполнила поставленные перед ней цели, педагогу следует придерживаться ряда следующих рекомендаций:

  • Написать эссе-рассуждение с выражением личной точки зрения на тему, которая будет близка его аудитории.
  • Рассказать о своей профессиональной истории успеха: с какими трудностями он сталкивался и как в итоге с ними справился.
  • Представить аудиторию, для которой будет делать сообщение, и подумать, как он может рассказать о ней в своем выступлении.
  • Наладить психологический контакт со слушателями. Заинтересовать каждого в отдельности.
  • Избегать категоричных суждений. Цель самопрезентации педагога — высказать свою точку зрения и обосновать ее таким образом, чтобы после его выступления слушателям захотелось продолжить разговор с ним. Категоричные суждения приводят только к тому, что у выступающего появляются либо последователи, либо не согласившиеся с ним слушатели.
  • Быть лаконичным: использовать простые фразы и односложные предложения.
  • Использовать визуализацию текста: разбить свое выступление на несколько смысловых блоков, под каждый из которых подобрать соответствующую сопровождающую фотографию или видеофрагмент.
  • Не загружать текстом экранное сопровождение, чтобы не рассеивать внимание слушателей.
  • Рекомендуется подобрать музыкальный фон, соответствующий содержанию презентации. Музыка не должна отвлекать от содержания выступления, поэтому ее громкость должна составлять 20% от громкости голоса спикера.
  • Найти помощника для мультимедийного сопровождения.
  • Потренироваться держать микрофон.
  • Обследовать сцену и отрепетировать свой выход и уход с нее.
  • Сделать паузу перед выступлением с тем, чтобы внимание слушателей постепенно переходило на вас с предыдущего выступающего.
  • Отрепетировать свое выступление заранее перед родными и близкими, которые смогут высказать наиболее критические замечания.

Одна из ведущих проблем отсутствия мотивации у педагогов к участию в профессиональных конкурсах, обобщению и систематизации своих знаний — низкая профессиональная самооценка педагога. Она влияет на то, как педагог ощущает себя, что думает о себе. Низкая самооценка педагога проявляется в его неуверенном поведении в коллективе и с учениками, постановке заведомо недостижимых целей и ложном чувстве вины за действия, которых он не совершал. Один из способ достичь уровня зрелой личности, которая любит и принимает себя, педагогам рекомендуют пройти ряд специализированных тренингов, в том числе, направленных на улучшение педагогом своих навыков презентации.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль