Профессиональная самооценка педагога как основная проблема педагога

123

Понятие профессиональной самооценки педагога и причины низкой самооценки

Городское методическое сообщество «Научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогического персонала организации дополнительного образования» выявило, что педагоги недостаточно мотивированы на непрерывное профессиональное развитие, обобщение и презентацию педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах. Эта проблема во многом связана с часто встречающейся в педагогической среде заниженной самооценкой педагогов, обусловленной сформировавшейся мотивацией избегания неудач взрослого человека.

Самооценка — это отношение личности к самой себе, то, как она себя видит и кем считает. Самооценка формируется на основе комплекса представлений о самом себе, перечня собственных хороших и плохих качеств. Уровень самооценки — это субъективный взгляд личности на себя, который формируется постепенно с самого рождения и может сознательно или неосознанно изменяться. Изменение в направлении снижения самооценки обычно происходит неосознанно: хорошее остается незамеченным и воспринимается в силу привычки, как должное, а плохое обращает на себя внимание, соответственно сильнее закрепляется в подсознании и влияет на отношение к себе.

Низкая профессиональная самооценка педагога — серьезное препятствие к обобщению и представлению педагогического опыта. Она проявляется в неуверенном поведении не только во время публичной презентации во время конкурса, но и в обычной повседневной работе педагога: на уроках, воспитательных мероприятиях, родительских собраниях.

Причинами низкой самооценки у педагога могут стать:

  • постоянное общение с обществом негативно настроенных людей;
  • отрицательное отношение к способностям человека, внешнему облику или интеллекту;
  • действия человека неоднократно высмеивались и подвергались сомнению родителями, учителями или друзьями.

Также низкая самооценка профессиональных качеств педагога будет формироваться и в том случае, если педагог будет переносить единичную неудачу, произошедшую в конкретный момент, на всю свою жизнь и будет воспринимать ее неудачей всей его жизни. Сравнение своих недостатков с сильными сторонами других людей и установка личных высоких целей, которых невозможно добиться за короткий промежуток времени, приводят к тому, что у педагога формируется ложное чувство вины. Педагог думает о себе только плохое, а о других — только хорошее.

Наоборот, высокий уровень профессиональной самооценки педагога ведет к уверенным действиям и правильным решениям, влияет на всю жизнь. Качество жизни складывается из совершаемых действий. Когда самооценка улучшается, то улучшается и отдача во всех сферах жизни. Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенности в себе, позволяет успешно ставить и достигать цели в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, формирует инициативность, предприимчивость, способность к адаптации в различных социумах.

В педагогической деятельности такой педагог способен оптимально выстраивать образовательный процесс, он ощущает удовлетворенность от своей профессиональной деятельности, не испытывает тревожность и внутреннее напряжение при общении с учениками. Педагог, испытывающий убежденность в своей профессиональной компетентности, с большей готовностью идет на контакт с обучающимися, демонстрируя способность к их безусловному принятию, оказывает позитивное воздействие на самооценку учеников, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и оказывает развивающее воздействие на их личность.

Понятие самопрезентации педагога и рекомендации по ее подготовке и проведению

Самопрезентация педагога — это преподнесение себя, умение произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его. Навыки самопрезентации необходимы при поиске работы, продвижении по карьерной лестнице, общении с людьми и, конечно, при участии в конкурсах педагогического мастерства. Самопрезентация в рамках профессионального конкурса педагогов — это представление педагогом себя как личности, мира своих увлечений на основании творческого подхода. Выступление на конкурсах ограничивается жестким регламентом и заранее заданными критериями.

К основным видам самопрезентации относятся: стендовый доклад, выступление с презентацией, бумажное портфолио педагога, видеопрезентация, портфолио в сети Интернет.

Чтобы самопрезентация педагога прошла наиболее лучшим образом и выполнила поставленные перед ней цели, педагогу следует придерживаться ряда следующих рекомендаций:

  • Написать эссе-рассуждение с выражением личной точки зрения на тему, которая будет близка его аудитории.
  • Рассказать о своей профессиональной истории успеха: с какими трудностями он сталкивался и как в итоге с ними справился.
  • Представить аудиторию, для которой будет делать сообщение, и подумать, как он может рассказать о ней в своем выступлении.
  • Наладить психологический контакт со слушателями. Заинтересовать каждого в отдельности.
  • Избегать категоричных суждений. Цель самопрезентации педагога — высказать свою точку зрения и обосновать ее таким образом, чтобы после его выступления слушателям захотелось продолжить разговор с ним. Категоричные суждения приводят только к тому, что у выступающего появляются либо последователи, либо не согласившиеся с ним слушатели.
  • Быть лаконичным: использовать простые фразы и односложные предложения.
  • Использовать визуализацию текста: разбить свое выступление на несколько смысловых блоков, под каждый из которых подобрать соответствующую сопровождающую фотографию или видеофрагмент.
  • Не загружать текстом экранное сопровождение, чтобы не рассеивать внимание слушателей.
  • Рекомендуется подобрать музыкальный фон, соответствующий содержанию презентации. Музыка не должна отвлекать от содержания выступления, поэтому ее громкость должна составлять 20% от громкости голоса спикера.
  • Найти помощника для мультимедийного сопровождения.
  • Потренироваться держать микрофон.
  • Обследовать сцену и отрепетировать свой выход и уход с нее.
  • Сделать паузу перед выступлением с тем, чтобы внимание слушателей постепенно переходило на вас с предыдущего выступающего.
  • Отрепетировать свое выступление заранее перед родными и близкими, которые смогут высказать наиболее критические замечания.

Одна из ведущих проблем отсутствия мотивации у педагогов к участию в профессиональных конкурсах, обобщению и систематизации своих знаний — низкая профессиональная самооценка педагога. Она влияет на то, как педагог ощущает себя, что думает о себе. Низкая самооценка педагога проявляется в его неуверенном поведении в коллективе и с учениками, постановке заведомо недостижимых целей и ложном чувстве вины за действия, которых он не совершал. Один из способ достичь уровня зрелой личности, которая любит и принимает себя, педагогам рекомендуют пройти ряд специализированных тренингов, в том числе, направленных на улучшение педагогом своих навыков презентации.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль