Формирование компетентности учащихся в освоении дополнительных учебных программ

86

Проектирование и формирование системы компетентностей учащихся

Компетентности как результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ определяют перспективу развития содержания дополнительного образования в аспектах осознанного выбора профессии, смысложизненных целей, образа жизни, самосовершенствования, адаптации и самореализации в обществе в условиях интенсивного развития современных технологий и, наконец, ощущения радости бытия.

Педагог дополнительного образования проектирует систему компетентностей при разработке дополнительных общеобразовательных программ в школе (общеразвивающих и предпрофессиональных), при формировании деятельности детских творческих объединений, а также программ социально-культурной, рекреационно-досуговой и социально-ориентированной проектной деятельности в общеобразовательных организациях (далее – ОО), реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Система компетентностей, которые складываются у обучающихся в результате освоения дополнительных общеобразовательных программ, может быть представлена в программно-методической документации для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования. Предлагаемая система компетентностей может быть также использована:

  • учредителем ОО для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дополнительного образования;

  • педагогами и администрацией ОО, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в школе (общеразвивающие и предпрофессиональные), для решения следующих задач:

    • формирования и внедрения программы деятельности и программы развития ОО;
    • анализа профессиональной деятельности;
    • взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса;
  • авторами дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных);
  • родителями (законными представителями) обучающихся от 5 до 18 лет для их информированности относительно миссии, цели и задач дополнительного образования.

Полученная в результате формирования компетентностей учащихся система может служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;
  • оценку качества дополнительного образования;
  • мониторинг промежуточных и итогового уровней развития обучающихся, осваивающих программы дополнительного образования;
  • оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством включения компетентностей в показатели качества выполнения задания;
  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ОО, реализующей программы дополнительного образования.

Компетентности, формируемые у учащихся в результате освоения дополнительных общеобразовательных программ в школе

Метапредметные компетентности определяют умение учиться (т. е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта в различных предметных областях), которое относится к числу основных целевых ориентиров при освоении всех дополнительных общеобразовательных программ в школе. Метапредметные компетентности включают следующие универсальные учебные действия (далее – УУД):

1. Коммуникативные УУД – умение вступать в диалог и вести его, различая особенности общения с представителями разных социальных групп в различных коммуникативных ситуациях; умение конструктивно критиковать и реагировать на критику (справедливую и несправедливую).

2. Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, корректировка плана.

3. Познавательные УУД:

  • общеучебные – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, работать с информацией, структурировать полученные знания;
  • логические – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
  • постановки и решения проблемы – умение формулировать проблему и находить способ ее решения;
  • творческие – умение проводить наблюдение, исследовать объект по плану, выстраивать причинно-следственные связи и т. п.

Процесс формирования творческой метапредметной компетентности учащихся

С учетом того, что основной задачей дополнительного образования является развитие творческого потенциала обучающихся, т. е. овладение способами творческой деятельности, принимая во внимание, что УУД формируются у обучающихся в системе общего образования, приоритетное значение при разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ должно придаваться формированию именно творческой метапредметной компетентности учащихся.

Творчески компетентная личность отличается независимостью в суждениях и оценках; открытостью ума; готовностью к восприятию нового и необычного; высокой толерантностью к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивной активностью в этих ситуациях; развитым эстетическим чувством, стремлением к красоте. К творческим познавательным УУД относятся:

  • наблюдение – способ добывать и конструировать знания с помощью наблюдений;
  • исследование заданного объекта по определенному плану (цель и задачи исследования – план работы – факты об объекте – опыты, графическое представление результатов опытов, новые факты – возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы);
  • нахождение причины явлений, неизвестных связей известных величин, новых подходов к известным проблемам, выявление возможности практического применения закономерностей известных дисциплин в нетрадиционных ситуациях;
  • выявление основных противоречий в изучаемых вопросах и задачах, решение нестандартных задач, в т. ч. из областей, внешне далеких от исходной дисциплины;
  • формулирование новых задач и проблемы;
  • выявление интертекстуальных связей при сопоставлении художественных произведений разных видов искусств, «вживание» в образ, сопоставление текста с породившей его реальностью и с реальностью, современной обучающемуся, соотнесение текста произведения с общим контекстом культуры и т. п.

Методы формирования творческих познавательных компетентностей и УУД учащихся

Формировать творческую метапредметную компетентность и творческие познавательные УУД помогает ряд методик и технологий.

Развитию умения оперативно решать проблемы способствует метод мозгового штурма, стимулирующий творческую активность в процессе обсуждения, при котором его участникам предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в т. ч. самых фантастичных. Из общего числа предложенных вариантов отбираются наиболее подходящие для использования на практике. Метод мозгового штурма обычно используется во время дискуссий при реализации дополнительных общеобразовательных программ в школе. Изобретен в 1941–1942 гг. А. Осборном и описан в его книге «Как придумать».

Решению изобретательских задач помогает теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная в 1946 г. Г.С. Альтшуллером как набор способов творческих действий и технология моделирования инновационных идей. ТРИЗ для детей развивает способность к анализу, творческую активность, осознание того, что безвыходных ситуаций не бывает.

Морфологический анализ – способ, помогающий выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Помимо формирования компетентности развивает у учащихся умение давать большое количество ответов разных категорий в рамках заданной темы, подвижность мышления, способствует усвоению принципа вариативности возможных решений проблем (ТРИЗ и морфологический анализ часто используют инженеры и изобретатели).

Метод фокальных объектов (метод каталога, метод случайных объектов) создан в 1926 г. Ф. Кунце. Это поиск новых идей по совершенствованию объекта путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов и получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств.

В рамках формирования компетентности учащихся также применяются способы латерального мышления, разработанные британским врачом Э. де Боно. Метод шести шляп Эдварда де Боно​ в школе трактуется так: белая – аналитическое, красная – эмоциональное, черная – критическое, желтая – оптимистическое, зеленая – творческое, синяя – мышление в большой перспективе. В метафорическом понимании, надевая каждую из шляп, человек может взглянуть на проблему с нескольких точек зрения (применяется, например, в сфере бизнеса и рекламы).

Способы художественного моделирования творческих действий, характерных для разных видов искусств, например, способы музыкального моделирования творческого процесса композитора, разработанные профессором ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных» А.И. Исенко на рубеже ХХ–ХХI вв. и подробно изложенные им в учебном пособии «Школа игры на фортепиано». Методика А.И. Исенко обеспечивает овладение универсальными способами музыкальной творческой деятельности, т. е. межпредметными умениями, которые необходимы не только для формирования творческой компетентности учащихся, но и для глубокого познания изучаемых музыкальных произведений и дисциплин, их основных закономерностей, в т. ч. связей разделов внутри произведений и учебных предметов, а также и для самостоятельного музыкального развития и творчества (исполнительского и композиторского).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль