Система подготовки к ЕГЭ по физике

176

У многих обучающихся физика имеет репутацию сложного предмета. Действительно, учебная программа по физике включает большой объем явлений, закономерностей и формул. В отличие от других дисциплин естественнонаучного цикла этот предмет требует высокого уровня математической подготовки, наличия системных знаний и многомерной научной картины мира, когда каждый компонент знания создает полноту описания физического явления. Поэтому система подготовки  к ЕГЭ по физике должна планироваться и реализовываться с момента начала изучения предмета. Главная цель при планировании занятий – научить не только методике работы с тестовыми заданиями различных уровней, но и умению прийти к правильному результату.

Цель обучения физике на начальном этапе (7-й класс) – это освоение языка учебного предмета. Учитель физики семиклассникам говорит не о том, что они начинают изучать очередной учебный предмет, а о совершенно новом языке, в котором для описания окружающего мира используются физические величины, их единицы измерения, формулы и т. д. С помощью этого языка можно объяснить явления природы, связи и закономерности между объектами и явлениями, решать задачи. Необходимо постоянно проговаривать родителям (законным представителям) и обучающимся, что, изучая программу предмета и решая типовые задачи с 7-го класса, учитель уже готовит обучающихся к государственной итоговой аттестации. Также необходимо акцентировать их внимание и планировать работу по подготовке к ЕГЭ, исходя из того, что на экзамене проверяются:

  • усвоение понятийного аппарата;
  • овладение методологическими знаниями;
  • применение знаний при объяснении физических явлений и решении задач;
  • сформированность умений работать с информацией физического содержания (умение анализировать, интерпретировать графики, таблицы, схемы и схематические рисунки);
  • экспериментальные умения.

Подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ за 2–3 ч в неделю – недостижимая задача. Необходимый уровень подготовки возможен лишь при наличии 4–5 ч в неделю, когда задействован, например, элективный курс.

Знакомство с документами в системе подготовки к ЕГЭ по физике

Знакомство учащихся с документами необходимо организовать на начальной стадии подготовки к ЕГЭ, когда учитель своим ученикам рассказывает о следующих материалах:

  • демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) ЕГЭ по физике;
  • спецификации КИМ проведения ЕГЭ по физике (далее – спецификация);
  • кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций (далее – ОО) для проведения ЕГЭ по физике (далее – кодификатор).

Знакомство со спецификацией и кодификатором позволяет на начальном этапе подготовки обратить внимание обучающихся на обобщенный план экзаменационной работы, сформировать у них понимание структуры тестовых заданий, определить соотношение вопросов по различным разделам, распределить отведенное время на решение различных задач.

С 2015 г. изменена структура КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Все задания с выбором ответа и кратким ответом (не считая расчетных задач) объединены в одну часть в связи с изменением формы бланка ответов No 1. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. По сравнению с КИМ ЕГЭ 2014 г. количество заданий сокращено с 35 до 32. При этом на два задания уменьшено число расчетных задач, входящих во вторую часть работы, и на одно задание уменьшено количество заданий базового уровня по электродинамике. Изменена форма записи ответа. На каждое из заданий No 1, 2, 8, 9, 13, 14, 19, 20 и 23 в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа*. Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет для каждого задания:

  • с выбором ответа – 2–5 мин;
  • кратким ответом – 3–5 мин;
  • развернутым ответом – 15–25 мин.

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя контролируемые элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней.

Система подготовки к ЕГЭ включает в себя предварительный анализ КИМ педагогом совместно с учениками, необходимо добиться, чтобы все обучающиеся понимали их структуру. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 32 задания, различающиеся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 24 задания, из которых 9 – с выбором и записью номера правильного ответа и 15 – с кратким ответом, в т. ч. задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решением задач. Из них 3 (No 25–27) – с кратким ответом и 5 заданий (No 28–32), для которых необходимо привести развернутый ответ. Также необходимо добиться правильного заполнения бланков ответов всеми обучающимися.

Всего для формирования КИМ по физике в 2015 г. используется несколько планов. В части 1 для обеспечения более доступного восприятия информации задания No 1–22 группируются, исходя из тематической принадлежности заданий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. В части 2 задания группируются в зависимости от формы представления заданий и в соответствии с тематической принадлежностью.

Изучение теоретического материала в системе подготовки к ЕГЭ

Изучение теоретического материала и формирование умения решать физические задачи в системе подготовки к ЕГЭ направлено на преодоление проблем обучающихся, связанных с нежеланием или боязнью решать задачи на уроке физики. Родители (законные представители) обучающихся на родительских собраниях часто спрашивают, что важнее для успешной аттестации по физике: знать теорию или уметь применять формулы. Без понимания теории формулы учить бесполезно. Экзаменационные задания охватывают всю программу пятилетнего школьного курса физики, и любой пробел в знаниях обернется потерей баллов. Поэтому на уроках необходимо уделять одинаковое внимание детальному изучению теории и решению задач, а также формированию практических навыков в ходе лабораторных работ. Если с теорией и с лабораторными работами учащиеся, как правило, не испытывают затруднений, то с решением задач все не так просто.

При составлении рабочей программы по предмету учителю необходимо перераспределить учебное время так, чтобы изучать теоретический материал по блочно-модульной системе, увеличивая количество часов на решение задач. В системе подготовки к ЕГЭ такую технологию целесообразно использовать в 10–11-х классах в рамках серии уроков по изучению целого раздела физики. Блок не является учебной программой или планом, он устанавливает границы, в которых происходит изучение раздела и последующая оценка видов деятельности. Каждый блок состоит из нескольких модулей:

1-й модуль (теоретический) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие ключевых понятий учащимся в рамках 1–2 уроков. По своей сути – это выдача теории в виде проблемных лекций с использованием информационно-коммуникационных технологий и демонстраций.

2-й модуль (практический) – решение задач: разбор типовых заданий и ситуаций, проведение лабораторных работ. Включает в себя элементы самостоятельной работы учащихся во время урока. Реализуется в серии из 1–3 уроков.

3-й модуль (предварительный контроль и обобщение) – предварительный контроль знаний (самостоятельные работы, физический диктант, тестирование и т. д.), повторение и обобщение материала темы. Учащиеся выполняют индивидуальные задания и тесты разного уровня с использованием банка заданий на карточках, ресурсов сети Интернет и др. Реализуется в серии из 1–2 уроков.

4-й модуль (контролирующий) – оценка знаний на основе различных форм контроля: контрольная работа, зачет (см.Пприложение).

Решение задач в системе подготовки к ЕГЭ по физике

Четких алгоритмов решения всех задач не существует. Есть общие рекомендации и направления. В определенной степени решение задач – это творческий процесс. Именно неумение подходить к решению задачи по физике творчески, с одной стороны, а также страх перед задачей, с другой стороны, останавливают обучающихся. Система подготовки к ЕГЭ предполагает целенаправленное обучение решению задач, используя алгоритм или не прибегая к нему. При первом прочтении задачи многие учащиеся сразу же отрицательно оценивают свои возможности: не смогу, не получится, не могу начать выполнение задания, потому и не решу и т. д. Преодолеть этот психологический барьер крайне необходимо. Для развития творческого подхода к решению задачи в своей деятельности педагог может использовать учебные пособия Л.М. Коган. Избавиться от страха перед задачей помогает созданная, а не наигранная ситуация успеха, исключение атмосферы неудачи и грамотное планирование индивидуальной работы с обучающимся (и психологической, и методической).

Благодатной почвой для формирования навыков решения задач является владение основами математики. Необходимо, чтобы учащийся умел раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, знал, что такое синус, косинус, тангенс и т. п., умел решать линейные и квадратные уравнения, системы уравнений, имел навык решения дифференцированных уравнений, построения графиков функций и т. д. Можно сказать, что решение физических задач в системе подготовки к ЕГЭ по физике проверяет сформированность универсальных учебных действий.

Например, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения (п. 8 р. II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 No 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»).

Подводя итог, можно сказать, что решению обучающимся задач по физике способствуют следующие действия учителя:

1. Углубление понимания учащимися физических теорий.

2. Совершенствование их математических умений.

3. Подбор рекомендаций, необходимых для решения задач, их адаптация (запись в тетрадь, создание электронного методического пакета и т. п.), тиражирование для обучающихся.

4. Практическая реализация рекомендаций по решению физических задач в групповой и индивидуальной работе с обучающимися (количество задач, которое необходимо решать, определяется, исходя из уровня подготовленности учащегося).

5. Реализация системы совместной с педагогом-психологом работы, направленной на повышение уровня готовности обучающихся к выпускным экзаменам.

В ходе решения физических задач учителю необходимо задавать как можно больше вопросов к материалу (по-разному их формулируя); учить обучающихся анализировать вслух смысл задания, его содержание, настаивать на проведении такого анализа в парной работе; постоянно повторять и использовать основные термины, законы, формулы, поэтапные планы действий решения задач и проч.

Повторение и систематизация учебного материала в системе подготовки к ЕГЭ

Для организации повторения и систематизации учебного материала по физике, решения тренировочных заданий необходимо продумать этапы подготовки каждой из тем курса, например, следующие:

  • повторение теоретического материала;
  • тренировка в выполнении тестовых заданий, а также заданий, требующих применения знаний сразу из двух-трех разделов физики;
  • тренировочная безотметочная работа по решению КИМ;
  • тренировочная контрольная работа по решению задач (или зачет по теме);
  • обобщающее повторение всей темы с разбором основных ошибок;
  • самостоятельное выполнение тренировочного тематического теста в формате ЕГЭ (безотметочное и с выставлением отметки).

Система подготовки к ЕГЭ предполагает в конце изучения курса физики 11 -го класса предусматривает повторение следующих элементов из курса основного общего образования:

  • «Давление твердых тел»;
  • «Гидростатическое давление»;
  • «Сила Архимеда и плавание тел»;
  • «Простые механизмы».

Повторение этого материала с решением задач можно включить в рабочую программу при изучении раздела «Статика».

Для более успешной отработки теоретических вопросов курса физики, развития навыков решения типичных задач, проведения тематического контроля, зачетных работ, а также в качестве домашнего задания можно воспользоваться ресурсами различных сайтов. Работа с подобными сайтами не предполагает обязательной регистрации, но если обучающий и обучающиеся зарегистрированы там, то у учителя появляется возможность контролировать степень готовности ученика.

Можно посмотреть, какие темы или типы задач вызывают у него затруднения, в какое время он выполнял задания. Затем, фиксируя пробелы в знаниях каждого учащегося, работать по их устранению индивидуально во время внеурочных консультаций: решать задачи или пояснять теорию. Самый большой положительный момент использования ресурсов сети Интернет в системе подготовки к ЕГЭ – это индивидуальная самоподготовка каждого ученика под контролем учителя, она существенно облегчает деятельность по подготовке к итоговой аттестации большого количества учащихся.

Контроль подготовки учащихся в системе подготовки к ЕГЭ по физике

Деятельность заместителя директора по УВР или НМР может быть направлена на контроль подготовки учащихся к ЕГЭ по физике и корректировку выбранной методики подготовки (табл. 1). Одним из показателей целесообразности и правильности системы подготовки к ЕГЭ может стать проведение диагностических работ и их последующий анализ. Конечно, по одной работе нельзя судить о деятельности учителя, необходимо отслеживать результаты в динамике. Диагностические работы лучше сформировать, придерживаясь спецификации, т. е. исходя из тематической принадлежности заданий. Учащиеся выполняют работы на бланках, идентичных бланкам ответов на ЕГЭ. В ходе проведения диагностических работ проверяется уровень освоения теоретического материала, умение решать задачи разного уровня сложности, выполнение правил заполнения бланков ЕГЭ.

Система подготовки к ЕГЭ по физике

Анализ результатов диагностической работы может быть проведен учителем физики с использованием формы, представленной в табл. 2.

Система подготовки к ЕГЭ по физике

Задания No 3–5, 10, 15, 16, 21 части 1 и задания No 25–27 части 2 оцениваются 1 баллом. Задания No 6, 7, 11, 12, 17, 18, 22 и 24 части 1 оцениваются следующим образом:

  • 2 балла – верно указаны оба элемента ответа;
  • 1 балл – допущена ошибка в указании одного из элементов ответа;
  • 0 баллов – допущено две ошибки.

Максимальный первичный балл за задания с развернутым ответом (No 28–32) составляет 3 балла. Показатель «% выполнения задания» – это количество учащихся, выполнивших задание правильно, разделенный на количество обучающихся в классе. Показатель «% выполнения работы» – это количество набранных баллов, разделенный на 50 баллов.

Задания группируются, исходя из тематической принадлежности, поэтому из таблицы будет видно, какие темы учащиеся усвоили на высоком уровне, а по каким вопросам следует организовать повторение. Анализируя процент выполнения заданий, можно будет рекомендовать учителю форму организации дополнительного занятия: индивидуальное, групповое или урок на повторение конкретной темы (отработку решения задач).

Взаимодействие с родителями обучающихся в системе подготовки к ЕГЭ по физике

Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся – это одна из обязательных составляющих деятельности любой ОО для успешной сдачи экзамена выпускниками. На родительских собраниях необходимо познакомить родителей (законных представителей) обучающихся с планом-графиком подготовки к ЕГЭ, рассказать о специфике экзамена по каждому предмету. При последующих встречах с родителями – представить отчет о предварительных итогах выявления уровня подготовки выпускников (показать таблицу с анализом диагностической работы) и о проводимой индивидуальной работе.

Важной составляющей организации взаимодействия участников образовательного процесса в системе подготовки к ЕГЭ является участие в родительских собраниях педагога-психолога, который может реализовать систему повышения их психологической готовности к ЕГЭ. Так, например, он может научить обучающихся и их родителей снижать действие основных факторов, вызывающих или усиливающих экзаменационный стресс, помочь педагогу избежать такой ошибки, как создание ситуации неудачи, консультировать по вопросу организации безотметочного проведения пробного ЕГЭ*, научить приемам повышения уровня готовности к сдаче экзамена.


О.Н. Гомзина, методист, руководитель методического объединения естественнонаучных дисциплин, учитель физики МОУ «СОШ No 7» г. Щекино Тульской обл.

См. в приложении ФРАГМЕНТ рабочей программы по предмету «Физика» в 10–11-х классах (профильный уровень)

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.pdf
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль