Профстандарт педагога: аспекты введения и реализации

535

Практический аспект введения Профстандарта педагога

С 1 января 2015 г. начал действовать профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт педагога ). Что нужно знать и чем руководствоваться руководителю общеобразовательной организации (далее – ОО) в своей управленческой деятельности, а учителям в профессиональной деятельности (оказании образовательных услуг по основным общеобразовательным программам (далее – ООП), чтобы его введение прошло максимально безболезненно и эффективно и способствовало совершенствованию системы образования?

Отметим, что речь идет только о практическом аспекте введения Профстандарта педагога – какие мероприятия проводятся с участниками образовательных отношений на федеральном уровне, какие – на уровне ОО, что уже сделано и планируется сделать, как изменена система работы в структурных подразделениях (профессиональных объединениях) и т. п.

Необходимость введения Профстандарта педагога

Системные инновационные изменения, инициированные государством, среди которых поэтапное введение по уровням общего образования с 2010 г. федеральных государственных образовательных стандартов (далее– ФГОС) общего образования и реализация с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012No273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(далее –Федеральный закон No 273-ФЗ) приводят к осознанию того, что на текущем этапе учителя и руководители ОО должны обладать новыми знаниями, позволяющими достить осуществления приоритетных целей в области образования. 

Направления и содержание деятельности руководителя ОО и преподавателей должны быть кардинально переориентированы, а в некоторых случаях даже изменены. Поэтому утверждение Профстандарта педагога, подготовка и обсуждение проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)» является закономерностью, вызванной временными требованиями, это логичное продолжение инноваций, происходящих в образовании.

Профстандарт педагога и квалификационные характеристики

Понятие «профессиональный стандарт педагога» – это характеристика квалификации, необходимой сотруднику для осуществления профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт позволяет кратко изложить понятие «квалификационные характеристики» на основные задачи, навыки и умения, права и обязанности, предъявляемые к специалистам различных направлений в ОО. Это государственный документ, определяющий резюмированные требования к профессиональной компетентности специалиста, отраженные в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Таким образом, Профстандарт педагога разработан для следующего применения:

  • при разрабатывании образовательных программ в ОО профессионального образования;
  • при формировании кадровой политики ОО, при организации обучения и аттестации специалистов, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда специалистов с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • при разработке ФГОС профессионального образования (Минобрнауки России). 

Наличие Профстандарта педагога позволит: 

  • руководителю (как работодателю) на институциональном уровне обосновать и узаконить в локальных нормативных актах четкие требования, в т. ч. и к качеству работы учителя (специалиста);
  • преподавателю проверить на соответствие существующую профессиональную подготовку к предъявляемыми требованиями для своевременного обнаружения проблемных областей и последующего их сглаживания, планирования личной программы профессионального и (или) карьерного роста. 

Нормативно-правовые основы применения Профстандарта педагога

Если вести диалог собственно о подходах к разработке, утверждению и применению Профстандарта педагога, то необходимо обратить внимание на следующие нормативные документы, утвержденные на федеральном уровне и имеющие далеко не отраслевой характер:

1. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 No 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

2. Приказ Минтруда России от 25.03.2013 No 118н «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».

3. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 No 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта».

4. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 No 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

5. Приказ Минтруда России от 29.04.2013 No 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».

6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2014 No 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014–2016 годы» В рамках реализации распоряжения Правительства РФ от 31.03.2014 No 487-р подготовлены проекты следующих документов:

7. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Проект подготовлен в соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ в целях предоставления помощи работодателям и работникам по применению профессиональных стандартов на практике. Методические рекомендации содержат растолкования по применению Профстандарта педагога при: определении трудового назначения работника, заключении, изменении трудового договора; разработке должностной инструкции, установлении оплаты труда; организации обучения и аттестации работников.

8. Проект приказа Минтруда России «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»*. Проектом предлагается утвердить форму ведения реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), а также указания по ее заполнению. Устанавливается, что реестр (перечень) размещается на специальном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты». Единовременно определяется порядок включения в названный реестр Профстандартов педагога, утвержденных приказами Минтруда России.

9. Проект Методических рекомендаций по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов. В целях оказания своевременной практической поддержки разработчикам проектов профессиональных стандартов предлагается ввести методические рекомендации, определяющие: порядок организации обсуждения проекта Профстандарта педагога с заинтересованными организациями и профессиональными сообществами; правила проведения экспертизы проекта; учет итогов профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проекта. 

Таким образом, ознакомление руководителя с содержанием документов, обозначенных выше, позволит понять глубину вопроса, предоставит возможность вести диалог с участниками образовательных отношений на языке профессионала, а также выстроить эффективную систему работы на уровне ОО по организации и введению Профстандарта педагога.

Обобщенные трудовые функции Профстандарта педагога 

Профстандартом педагога определены две обобщенные трудовые функции (далее – ОТФ): первая ОТФ – педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; вторая ОТФ – педагогическая деятельность по проектированию и реализации ООП (5-й и 6-й уровни квалификации). В Профстандарте педагога в ОТФ указывается уровень квалификации (5-й или 6-й) без его расшифровки, что в какой-то степени затрудняет понимание его сути.

Поэтому для более полного восприятия руководителем ОО и (или) преподавателем содержания Профстандарта педагога им необходимо ознакомиться с текстом приказа Минтруда России от 12.04.2013 No 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», в котором представлено описание уровней по показателям: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний, а также определены основные пути достижения уровней.

Готовность ОО к работе в условиях введения Профстандарта педагога

Необходимый перечень процедур, в которых планируется применение Профстандарта педагога:

1. Совершенствование системы подготовки кадров (определение компетенций начальной ступени развития; разработка инструментария оценки выпускников педагогических программ и др.).

2. Профессиональное развитие работающих учителей (создание инструментария добровольной самооценки педагогов с целью определения соответствия требованиям Профстандарта педагога; разработка персонифицированной модели развития, направленной на компенсирование дефицитов компетентностей и др.).

3. Оценка результатов профессиональной деятельности (усовершенствование порядка аттестации с учетом требований Профстандарта педагога, внесения изменений в законодательные документы).

4. Перечень педагогических работников, трудовые отношения, карьера учителя (определение соответствия номенклатуры должностей сотрудников уровням профессионального развития педагога; разработка методических рекомендаций по формулированию должностных обязанностей работников сферы образования, исходя из штатного расписания ОО и системы трудовых функций и т. п.).

5. Новая система оплаты труда.

Знакомство с данным перечнем необходимых процедур свидетельствует о его важности и на настоящем этапе.  Рассмотрению подлежит профессиональное развитие только работающих учителей, это система подготовки (переподготовки). Рассуждая о готовности общеобразовательных организаций к работе в условиях действующего Профстандарта педагога, стоит заметить, что возможно ее рассмотрение в двух плоскостях: с позиции готовности самой ОО (создания администрацией необходимых условий) и с позиции готовности работающих в ней преподавателей. 

Готовность учителей к работе в условиях введения Профстандарта педагога 

Затрагивая проблему готовности учителей работать в условиях внедрения Профстандарта педагога, стоит отметить, что степень готовности педагогического коллектива будет существенно отличаться в различных ОО в силу разного качественного состава учителей, разного режима жизнедеятельности ОО (развития или функционирования), разной степени активности введения ФГОС, наличия (или отсутствия) ресурсов и т. п.

С другой стороны, работающие преподаватели, как правило, уже имеют необходимое образование и опыт работы, владеют определенными педагогическими технологиями, методиками, т. е. имеют базу, что позволяет говорить об их убедительной готовности к деятельности в свете новых требований – требований Профстандарта педагога. Необходима системная планомерная работа и (или) коррекция существующей работы на институциональном уровне как в целом по ОО, так и в отдельных подразделениях. Степень готовности, безусловно, может быть разной по всем ОО страны.

Убежденность в том, что преподаватели готовы к работе в новых условиях, определена следующим: 

  • спецификой профессиональной деятельности;
  • законодательными нормами: право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, получившие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 1 ст. 46 Федерального закона No 273-ФЗ);
  • требованиями ФГОС (по уровням общего образования) к квалификации педагогических кадров;
  • анализом ОТФ, определенных Профстандартом педагога.

ПРИМЕР

При введении с 2010 г. ФГОС начального образования, позже – ФГОС основного образования, во всех субъектах РФ была проведена, и проводится в настоящее время, колоссальная работа по подготовке кадров к деятельности в новых условиях, т. е. организовано повышение квалификации как обязательное требование ФГОС общего образования. Начальная школа практически целиком завершила цикл введения ФГОС,  почти весь преподавательский состав уже прошел обучение, и многие «пошли» на второй виток (вспомним, что повышение квалификации происходит 1 раз в 3 года). Несколько другая ситуация с преподавателями основного общего и среднего общего образования – переход на ФГОС основного общего образования и тем более ФГОС среднего (полного) общего образования происходит по мере готовности. Однако, несмотря на это, если верить мониторинговым исследованиям, процесс подготовки данной категории учителей к деятельности по новым стандартам происходит достаточно динамично. 


Позиция общероссийского профсоюза образования по введению Профстандарта педагога

Нельзя не заострить внимание на существующей позиции общероссийского профсоюза образования* о переносе срока введения в действие и обязательное применение Профстандарта педагога с 1 января 2018 г. Данные сроки обосновываются весьма вразумительно, поскольку существуют утвержденные документы на уровне Правительства РФ, с намеченными до 2018 г. мероприятиями по подготовке и введению Профстандарта педагога:

1. Программа постепенной модернизации системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг.** предусматривает, что повышение квалификации, переподготовка сотрудников должны быть осуществлены в период с 2013 по 2018 г.;

2. Комплексная программа повышения квалификации педагогических работников ОО содержит подпрограмму 1 «Внедрение профессионального стандарта “Педагог (деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» и определяет основные мероприятия подпрограммы:

  • разработка и апробация программ переподготовки и повышения квалификации работников (2014–2015 гг.);
  • проведение повышения квалификации или переподготовки работников (2014–2020 гг.);
  • разработка и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации (2015– 2018 гг.);
  • разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов ОО, работающей в условиях Профстандарта педагога (2015–2018 гг.);
  • формирование должностных обязанностей работников (2015–2016 гг.);
  • разработка и апробация методики оценки соответствия работников уровню Профстандарта педагога в процессе аттестации (2015–2016 гг.);
  • разработка нормативной правовой базы аттестации работников  (2015–2016 гг.);
  • обеспечение перехода и внедрение системы аттестации работников общего образования  (2015–2020 гг.).

Направления работы с учителями в рамках введения Профстандарта педагога

Исходя из вышеизложенного, а также по результатам анализа характеристик деятельности по трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям, заложенным Профстандартом педагога, мы пришли к выводу о том, что на всех уровнях управления ОО работа с кадрами может выстраиваться по следующим направлениям, с учетом мероприятий, предлагаемых федеральными документами (см. выше):

  • организационно-педагогическое (ознакомление с Профстандартом педагога; анализ и сравнительная характеристика его содержания с ФГОС общего образования; планирование повышения квалификации и переподготовки в организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы; разработка и (или) обсуждение локальных нормативных актов и т. д.);
  • нормативно-правовое (изучение, анализ и обсуждение нормативных документов; совершенствование и (или) разработка локальных нормативных актов и др.);
  • научно-методическое (внутриорганизационное повышение квалификации по результатам диагностики (анализа) Профстандарта педагога; проведение интерактивных методов взаимодействия; дидактическое сопровождение; апробация новых методов и технологий (методических приемов) и т. п.).

За каждым направлением стоят надлежащие вопросы и мероприятия, содержание и глубина которых будут напрямую зависеть от ряда факторов: специфики и традиций ОО, режима жизнедеятельности, качественного состава преподавателей, результатов диагностики и т. п.

Руководителю ОО и его заместителям необходимо провести ревизию отработанного плана работы и (или) дорожной карты на год(ы) ОО в целом и структурных подразделений в частности на предмет отражения основных направлений, пересмотреть содержание деятельности, уйти от неэффективных форм работы и т. п., учитывая требования Профстандарта педагога. Руководителям ОО стоит обратить внимание на то, что вводимый Профстандарт носит деятельностный характер и не направлен на увеличение бюрократизма, за которым преподавателям не видно учащихся, а администрации – учителей. 

В связи с этим рекомендуем администрации определиться с перечнем учебной документации, который должен присутствовать у преподавателя в обязательном порядке. Перечень должен быть согласован в соответствии с нормами действующего законодательства и локальной нормативной базой ОО. При этом важно помнить, как по видам деятельности строится рабочий день, неделя и учебный год педагога.


Е.В. Губанова, канд. пед. наук, проф. каф. экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»,
А.А. Якушкина, зав. каф. начального образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль