Программы дополнительного образования для школьников

529

Дополнительное образование для школьников 

Дополнительное образование для школьников  – самостоятельный вид образования, закрепленный в Федеральном законе от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон No 273-ФЗ). Определяется как образование, направленное на «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их личных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование для школьников это в первую очередь адаптация к жизни в сегодняшнем обществе, профессиональная ориентация, выявление и поддержка детей, проявивших незаурядные способности. В организациях дополнительного образования предусматривается реализация четырех видов программ: дополнительных общеобразовательных (дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные); образовательных программ дошкольного образования; программ профессионального обучения.

Дополнительные предпрофессиональные программы 

Дополнительные предпрофессиональные программы охватывают образование в сфере искусств, в области физической культуры и спорта. Их содержание в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) разрабатывается и утверждается организацией дополнительного образования. В области физической культуры и спорта и в области искусств предпрофессиональные программы дополнительного образования предваряют профессиональные образовательные программы.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта и в области искусств своей целью ставят выявление талантливых детей и создание условий для их надлежащего образования. Касаемо спорта, это физическое воспитание и развитие, получение знаний и умений детьми в этой сфере (в т. ч. избранного вида спорта), освоение ступеней спортивной подготовки. В искусстве это художественное образование и эстетическое воспитание, приобретение ими знаний, умений, навыков в области избранного вида искусств, опыта творческой деятельности и реализация их подготовки к получению профессионального образования в сфере искусств.

ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам

Для регламентации дополнительных предпрофессиональных программ Федеральный закон No 273-ФЗ предусматривает утверждение ФГТ:

  • к минимуму содержания;
  • структуре дополнительных предпрофессиональных программ;
  • условиям их реализации и срокам обучения. 

Для дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта ФГТ утверждаются Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России, а ФГТ к программам в области искусств – Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России. В настоящее время утвержден целый перечень ФГТ (в различных областях) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программ и срокам обучения по ним (приложение).

ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утв. до 01.09.2013, продолжают действовать в соответствии с п. 5 ст. 111 Федерального закона No 273-ФЗ как ему не противоречащие. Их содержание определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной общеобразовательной организацией (далее - ОО) в соответствии с ФГТ (п. 4 ст. 75 Федерального закона No 273-ФЗ).

Прием школьников на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта осуществляется индивидуальным отбором, проводимым в целях выявления учащихся, имеющих нужные способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России.

Прием школьников на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств происходит на основании итогов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления учащихся, имеющих требуемые творческие умения и физические данные, в порядке, установленном Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств требуют проведения итоговой аттестации учащихся, форма и порядок которой определяются Министерством культуры России по согласованию с Минобрнауки России (п. 7 ст. 83 Федерального закона No 273-ФЗ). Лицам, освоившим дополнительные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается надлежащее свидетельство по образцу и в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (Минкультуры России) (п. 14 ст. 60 Федерального закона No 273-ФЗ).

Особенности реализации программ дополнительного образования для школьников 

Реализация программ дополнительного образования учащихся имеет ряд отличительных особенностей (нормативная база реализации дополнительного образования представлена в приложении). Федеральный закон No 273-ФЗ предусматривает возможность объединения дополнительных предпрофессиональных программ (в области физической культуры и в области искусств) и программ среднего общего и основного общего образования (интегрированные программы в сфере физической культуры, спорта или в области искусств).

Основная направленность интегрированных образовательных программ в области искусств заключается в создании условий для художественного образования и воспитания учащихся, обладающих исключительными творческими способностями в сфере искусств.

Дополнительное образование для школьников отличается следующими особенностями: вариабельность содержания, форм и методов, участие абсолютно добровольное, возможность выбора учащимся и (или) его родителями (законными представителями) альтернативной направленности, уровня, срока и режима освоения дополнительной программы, а также право на ее смену, ОО и преподавателя, право на персональность образовательной траектории и ее изменение.

Наряду с множеством индивидуальных, средовых, социальных факторов, влияющих на индивидуальную траекторию и ход развития личности, эти характерности обусловливают безосновательность требования от учеников нормативных образовательных достижений единого уровня и потребность определения итогов освоения дополнительных программ в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры освоения программ дополнительного образования для школьников 

Целевые ориентиры обучения – это ведущая составляющая дополнительных общеобразовательных программ, представляющая собой комплекс собирательных социальных, физических, психологических, предметно-профильных, интеллектуальных характеристик вероятных достижений учащегося; в том числе это знания, умения, навыки, ценностные установки, опыт деятельности и компетентности определенной сложности и объема, приобретаемые им на завершающем этапе освоения программы дополнительного образования для школьников в целях многоаспектного личностного развития, удовлетворения интересов, образовательных и социокультурных потребностей как самого обучающегося, так и его семьи, общества и государства.

Целевые ориентиры обучения по дополнительным общеобразовательным программам планирует ОО в соответствии с результатами анализа, сравнения и обобщения актуальных социологических и педагогических исследований, государственных и региональных проектов развития экономики, культуры, науки и техники, физической культуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты населения, государственной безопасности и обороны, молодежной и семейной политики, образования, а также с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей).

Использование такого маркетингового подхода при проектировании программ дополнительного образования для школьников позволяет определить текущие направления их модернизации, в т. ч. и в аспекте планируемых образовательных результатов (табл. 1).

Программы дополнительного образования для школьников

Результаты освоения программ дополнительного образования для школьников 

Результаты освоения каждой дополнительной общеобразовательной программы можно подразделить на четыре основные группы (как и в общем образовании) (табл. 2).

Программы дополнительного образования для школьников

В содержание общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников следует включить инвариантные модули, направленные на развитие личностных и метапредметных компетенций (в т. ч. УУД и универсальных способов творческой деятельности). При этом часть образовательных ресурсов, направляемых на формирование межпредметных (общепредметных) и предметных компетенций, с одной стороны, и личностных и метапредметных – с другой, должны быть примерно равными.

Обобщение предметных компетенций до уровня общепредметных (межпредметных) происходит как по единым для разных учебных дисциплин реальным объектам когнитивной деятельности, так и по единым умениям, навыкам и способам действий. Общепредметные компетенции помогают школьнику осмыслить значимость приобретенных им предметных компетентностей, закрепить их и научиться применять при решении задач, относящихся к смежным дисциплинам, предлагать оригинальные решения и творческие ассоциации.

Например, межпредметными компетенциями, т. е. общими (по умениям, навыкам и способам действий) для ряда предметов, изучаемых в рамках всех комплексных программ дополнительного образования для школьников художественной направленности, должны стать эстетическая и эмоционально-интеллектуалькомпетентности. Они основаны на опыте специфической эстетической и эмоционально-интеллектуальной деятельности по получению нового искусствоведческого знания, его преобразованию и применению в контексте системы основополагающих элементов научного знания (лежащей в основе научной картины мира) и в ситуациях практической (творческой, художественной, социокультурной и других видов деятельности).

Следует отдельно подчеркнуть, что без целенаправленного формирования данных компетентностей постановка задачи развития эстетического вкуса, предусмотренной современными ФГТ по различным планам в сфере искусств, носит не более чем словесный характер. Для программ художественной направленности дополнительного образования для школьников формирование эстетической и эмоционально-интеллектуальной компетентностей является столь же важной задачей. Другим примером обязательного и личностно значимого для обучающегося компонента межпредметной компетентности является общая ориентировка в содержании занятий по всем дополнительным общеобразовательным программам интересующей его направленности и запланированных в них результатах образования.

Данная межпредметная компетентность позволяет обучающемуся:

  • расширить свой кругозор;
  • определить или уточнить свои предпочтения и потребности в образовании, решить задачи заблаговременного профессионального самоопределения и построения личной траектории развития;
  • использовать информацию и компетентности, полученную из смежных дисциплин, в процессе осуществления различных видов автономной деятельности (творческой, проектной исследовательской и др.), основанной на овладении надлежащими способами действий и на конструировании своих собственных;
  • установить ориентацию предпрофильного обучения, подходить к освоению выбранной предметной или комплексной программы дополнительного образования для школьников наиболее осмысленно, а также определиться в выборе творческой ассоциации и войти в нее в качестве участника осведомленного и равноправного;
  • осмыслить ход и итоги освоения комплексной дополнительной образовательной программы как средства удовлетворения личных насущных потребностей, адекватного выбора достойной профессии, целенаправленной социализации.

С.П. Исенко,
д-р культурологии, вед. науч. сотр. Центра стратегии
развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.pdf
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль