Дидактический потенциал облачных технологий в образовании

81

На страницах научной и научно-технической литературы часто можно встретить термин «облачные технологии». Этим определением обозначается модель сетевого доступа по требованию пользователя к общему набору настраиваемых компьютерных ресурсов (включая сети, серверы, хранилища, приложения, услуги), которая может быть стремительно подготовлена и реализована в практической деятельности при минимальном управлении и взаимодействии с поставщиком услуг (определение предложено Национальным институтом стандартов и технологий (NIST, США)). Однако в научной и научно-методической педагогической литературе термин "облачные технологии в образовании" встречается реже. Наиболее распространены в научно-технических статьях следующие понятия: «облачные приложения», «облачные сервисы», «облачные хранилища данных», «облачные услуги». 

Среда современных облачных технологий в образовании предоставляет возможность создания учебных ситуаций, в которых школьники могут совершенно естественно осваивать компетентности, определенные в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (далее – ФГОС):

  • грамотность в работе с информацией – умение использовать различные информационные ресурсы при поиске многообразной информации, умение качественно осуществлять поиск;  
  • управленческая компетентность – способность планировать личное время работы и в группе, принимать действенные решения по вопросам планирования и организации персональной учебно-познавательной деятельности;
  • технологическая компетентность – навык использования актуальных средств обучения для решения ученических задач;
  • коммуникативная компетентность – владение навыками продуктивного общения и совместной деятельности. 

Используя телекоммуникационные информационные технологии в обучении, облачные технологии в образовании, а также сервисы всемирной паутины в процессе обучения, участники образовательного процесса имеют возможность: 

  • обмениваться сообщениями, заданиями, контрольными вопросами в режиме онлайн и офлайн, используя при этом всевозможные поисковые сервисы (например, хранить, создавать и коллективно редактировать презентации, рисунки и таблицы, текстовые документы при помощи сервисов, позволяющих исполнять работу совместно и удаленно друг от друга); 
  • проводить в дистанционном режиме обучения консультации и обсуждения;
  • просматривать практические или учебные занятия в режиме-онлайн (применяются сервисы для просмотра видеофайлов);
  • проводить коллективное обсуждение проектных или исследовательских работ (используются сервисы социальных сетей);
  • проводить опросы участников образовательного процесса: одноклассников, родителей, педагогов.

Дидактические возможности облачных технологий в образовании и технологий Web 2.0 (интерактивные многопользовательские системы, контент которых наполняется пользователями сети Интернет) активно обсуждаются в последнее время в профессиональном сообществе педагогов. 

Для обучающихся облачные технологии в образовании и облачные услуги обеспечивают возможность мобильного общения в сети интернет, способствуют социализации. Однако, если дидактический потенциал таких технологий и возможностей не использовать для развития у обучающихся в том числе способностей мыслить, выбирать, анализировать и конструктивно общаться, работать в команде, то современные технологии могут стать еще одним шагом на пути увеличения цифровой пропасти между поколениями. Стоит отметить, что администрация почти каждой образовательной организации (далее – ОО) в своих официальных отчетах указывает, что 100% преподавателей владеют или обучены работе с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ). Однако имеет место «цифровой разрыв» между учителями и родителями, с одной стороны, и детьми (учащимися) – с другой. Одни не могут или не хотят активно использовать ИКТ и потенциал электронных ресурсов в образовании или повседневной жизни. Другие не представляют себе жизни за пределами цифровой реальности. Складывается ситуация, когда поколения разделяют вовсе не возраст и жизненный опыт, а технологические рамки.

Преимущества и риски использования облачных технологий в образовании

Кроме очевидного удобства облачных технологий в образовании, в частности облачных сервисов в виде доступности данных с любого устройства (компьютер, смартфон, планшет, нетбук или ноутбук), есть в такой архитектуре и другие преимущества:

  1. Бесплатный доступ к сервисам. Это позволяет работать с документами без установки специальных программ на компьютерное устройство. 
  2. Простота совместного использования. Например, можно разрабатывать новый стиль оформления документов или проведения презентаций. 
  3. Абсолютная надежность хранения информации. 
  4. Эффективное решение проблемы безопасного хранения. 
  5. Простота использования облачных приложений. 
  6. Эффективная организация коллективной работы пользователей благодаря облачным технологиям в образовании. Преподаватели могут:
  • формулировать для учеников вопросы и задания;
  • составлять перечень ссылок на дополнительные ресурсы и материалы по установленной теме;
  • организовывать обсуждение учащимися тем курса, стимулирующее их к автономному анализу полученной информации;
  • публиковать различные новости, идеи, ссылки, заметки;
  • привлекать учащихся, родителей, коллег к обсуждению и корректированию содержания темы в ходе подготовки документов и материалов. 

Однако, говоря о внушительном количестве преимуществ облачных технологий в образовании и облачных услуг, необходимо обратить внимание на риски, возникающие при их использовании:

  1. Возможность потери контроля пользователя над собственными данными и информацией. 
  2. Вирусная угроза безопасности данных. 
  3. Хакерская атака или случайная ошибка программиста. 

Современное программное обеспечение в совокупности с широкополосными каналами связи дает высокопроизводительный инструмент для решения повседневных задач в ОО. Процессы хранения файлов, подбора закладок, тематических заметок и планирование работы педагогов существенно упрощаются с введением облачных технологий в образование. Возможность разделения доступа к материалам, хранящимся в облачных сервисах, позволяет точно дозировать доступ и предоставлять документы для целевого использования.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль