Система поощрений обучающихся в общеобразовательных организациях

306

Поощрение обучающихся - важнейший метод стимулирования. Оно выступает средством внешнего побуждения к стремлению руководствоваться высокими идейно-нравственными мотивам. Поощрять учащихся можно и нужно только за фактические успехи. Согласно п. 10.1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) каждая образовательная организация (далее – ОО) может поощрять своих обучающихся за различные успехи: в учебной, спортивной, физкультурной, общественной, научно-технической, научной, творческой, инновационной и экспериментальной деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.05.2014 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» поощрение лучших учеников за успехи в учении получило отдельное регулирование. Известно, что поощрение обучающихся может носить как материальный, так и моральный характер. 

Виды и формы поощрений обучающихся в обшеобразовательных организациях

Федеральный закон № 273-ФЗ конкретизирует несколько видов поощрений обучающихся:

  • медали «За особые успехи в учении», которые могут быть вручены лицам, успешно освоившим образовательную программу среднего общего образования, благополучно прошедшим государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА) и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем дисциплинам, изучавшимся в соответствии с учебным планом (п. 10 ст. 34);
  • специальные денежные поощрения, предоставляемые за счет средств бюджетов: федерального, регионального или местного лицам с выдающимися способностями (ч. 4 ст. 77);
  • прочие меры стимулирования, например, значащие книги, подарки, скидки на приобретение путевок и др. (ч. 4 ст. 77). При этом иные виды и условия поощрения могут определяться самой ОО (пп. 10.1 и 11 ч. 1 ст. 28).

К общепринятым формам поощрения обучающихся относят:

  • благодарность;
  • похвалу;
  • выполнение почетного поручения (ритуала);
  • присуждение почетного места;
  • награждение (похвальной грамотой, похвальным листом, медалью, вымпелом, ценным подарком и т. п.).

Награждение выпускников общеобразовательных организаций

Многие годы в Российской Федерации развивалась особенная система поощрений обучающихся согласно положению о поощрении учащихся, в частности выпускников ОО. Вначале за высокие показатели в учении выпускникам вручались похвальные грамоты и медали, похвальные листы «За отличные успехи и примерное поведение», а немного позже появились премии и специальные стипендии за успехи в учении.

Грамотами, как правило, награждали выпускников 11(12)-х классов, будущих абитуриентов, отличившихся в изучении школьных предметов, одного или нескольких, имеющих по ним годовые, аттестационные и итоговые отметки «отлично». Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» награждали в случае наличия положительных отметок по остальным учебным дисциплинам. При награждении выпускников похвальной грамотой учитывалось проявление их заинтересованности к избранным предметам: участие в различных конкурсах, выставках, городских и областных олимпиадах, успешное освоение факультативного курса, деятельность в предметных кружках и т. п. В похвальной грамоте списком перечислялись те дисциплины, по которым выпускник достиг значительных успехов. Решение о награждении того или иного выпускника похвальной грамотой принималось педагогическим советом учреждения. Будущим абитуриентам с похвальными грамотами  выдавали аттестаты о среднем (полном) общем образовании обыкновенного образца. Учащихся переводных классов награждали Похвальным листом «За отличные успехи в учении». 

Практика регулирования системы поощрений обучающихся, складывающаяся годами, поэтапно корректировалась. Распоряжения о награждении медалями и похвальными грамотами стали регулироваться отдельными нормативными правовыми актами. Например, приказ Минобрнауки России от 25.02.2010 № 140 «Об утверждении Положения о медалях “За особые успехи в учении”» определял порядок награждения лучших обучающихся медалями, а приказ Минобразования России от 03.12.1999 № 1076 «Об утверждении Положения о золотой и серебряной медалях “За особые успехи в учении”, о похвальной грамоте “За особые успехи в изучении отдельных предметов” и похвальном листе “За отличные успехи в учении”» устанавливал порядок награждения учащихся похвальными грамотами и листами. 

С 1 января 2009 г. исходя из Федерального закона от 09.02.2007 № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском образовании” в части проведения единого государственного экзамена» отменялись льготы при приеме в вуз абитуриентов, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Со временем актуальность регулирования порядка выдачи медалей за особые успехи в учении стала утрачиваться. В связи с принятием Федерального закона № 273-ФЗ Минобрнауки России в сентябре 2013 г. издало приказ, в котором отменен порядок поощрения обучающихся - выпускников ОО медалями.

Общественность отреагировала протестом на подобные изменения, негативную реакцию поддержали в том числе депутаты Государственной Думы РФ.  Региональные и муниципальные органы власти на основании положений п. 26 ч. 1 ст. 34 и ч. 4 ст. 77 Федерального закона № 273-ФЗ в срочном порядке стали принимать нормативные правовые акты о поощрении обучающихся - награждении медалями, памятными знаками «За успехи в учении», а также вводить индивидуальные денежные премии и стипендии выпускникам ОО. Основной пик подготовки подобных актов пришелся на период с марта по май 2014 г.

Непременность поддержки статуса лучших выпускников ОО была продиктована еще и изданием Минобрнауки России в январе 2014 г. приказа о приеме абитуриентов в вузы. В приказе фиксировалось, что условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должно быть гарантировано зачисление из числа поступающих наиболее одаренных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и должной направленности лиц. Поступающие на обучение лица были вправе представить сведения о своих индивидуальных успехах, достижениях, результаты которых могли бы учитываться в дальнейшем при приеме на обучение. В соответствии с ч. 7 ст. 69 Федерального закона № 273-ФЗ порядок учета индивидуальных достижений поступающих устанавливается правилами приема, утвержденными ОО самостоятельно.

Администрации высших учебных заведений, исходя из предписаний, незамедлительно включили в правила приема абитуриентов, в качестве дополнительных условий отбора, наличие у обучающихся поощрений -  медалей, грамот и других документов, подтверждающих их достижения по учебным дисциплинам, а также результаты в области физической культуры, спорта и искусства.

Обсуждение вопроса о возврате медалей федерального уровня прошло и в обеих палатах Федерального Собрания РФ. Депутаты в итоге приняли Федеральный закон от 27.05.2014 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», на основании которого выпускники общеобразовательных организаций могут вновь получать заслуженные медали за успешное обучение от Минобрнауки России.  Причем почетная медаль, как форма поощрения обучающихся, будет одного достоинства. Медаль «За особые успехи в учении» золотистого цвета теперь может преподносится выпускникам, успешно прошедшим ГИА и имеющим итоговые оценки «отлично» по всем дисциплинам, постигавшимся в соответствии с учебным планом, вместе с выдачей документа об образовании (п. 10 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). При этом Минобрнауки России заострило внимание руководителей общеобразовательных организаций на том, что вопрос получения медалей отнесен к компетенции самих учреждений образования (п. 17 ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ). Для этого организациям было рекомендовано использовать централизованные схемы закупок (требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») аналогично приобретению бланков документов об образовании и (или) о квалификации.

В итоге инициатива Минобрнауки ощутимо расширила систему поощрений обучающихся - лучших выпускников ОО. На сегодняшний день это не только министерские медали, но и медали, выданные органами местного самоуправления и органами власти субъектов РФ. 

Наблюдается ощутимый разброс в регулировании порядка выдачи медалей «За успехи в учении». Если на уровне федеральном лицу, завершившему освоение общеобразовательной программы среднего общего образования, необходимо иметь итоговые оценки в аттестате «отлично» по всем учебным дисциплинам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, и успешно пройти ГИА, то при поощрении обучающихся - лучших выпускников в российских регионах допускаются дополнительные требования к такой процедуре, а выдача школьных аттестатов проводится в особом порядке. 

Так, в большей части субъектов РФ сохраняется выдача медалей золотых и серебряных на условиях, которые когда-то были зафиксированы в приказе Минобрнауки России от 25.02.2010 № 140 «Об утверждении Положения о медалях “За особые успехи в учении”». Золотой медалью «За особые успехи в учении» в качестве поощрения обучающихся награждаются выпускники, прошедшие ГИА и имеющие полугодовые, годовые и итоговые отметки «отлично» по всем общеобразовательным дисциплинам учебного плана, изучавшимся на ступени среднего общего образования. Серебряной медалью «За особые успехи в учении» награждаются выпускники, прошедшие ГИА и имеющие полугодовые, годовые и итоговые отметки «отлично», а также не более двух отметок «хорошо» по общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени среднего общего образования.

Некоторые регионы дополнительно конкретизируют, что для награждения выпускников медалями необходимо не просто благополучно пройти ГИА, а набрать нужный балл по единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Например, в Рязанской области в ходе сдачи ЕГЭ нужно набрать по обязательным предметам средний арифметический балл не ниже 75 баллов. В ХМАО – Югра медаль получит отличник, набравший высшее количество баллов (100) по одной учебной дисциплине по результатам ЕГЭ. В Сахалинской области – не менее 60 баллов, в Ярославской области – не менее 75 баллов по математике и русскому языку, а в Республике Башкортостан по этим же предметам нужно набрать не менее 70 баллов. В Алтайском крае для получения медали, кроме отличной учебы, надо на ЕГЭ показать результаты по русскому языку в объеме 70 и более баллов, а по математике – 60 и более баллов. В Астраханской области медали могут удостоится выпускники, которые при сдаче ЕГЭ набрали количество баллов не ниже среднерегионального значения ЕГЭ. Приличные требования устанавливает Белгородская область к медалистам. Там, помимо успешной окончания учебы, будущий абитуриент должен получить 85 баллов и выше на ГИА по русскому языку, по математике – 75 баллов и выше, а по дисциплинам по выбору – баллы должны быть не ниже минимального порога, установленного официально.  

Опираясь на возможности ч. 4 ст. 77 Федерального закона № 273-ФЗ, в ряде регионов помимо медалей лучшие выпускники получают денежные выплаты (единовременные стипендии). Например, выпускник, награжденный серебром в г. Владимире, получает стипендию в рамере 3000 руб., а удостоенный золотой медали – 3500 руб.*. В Ярославской области учащиеся, награжденные Почетным знаком губернатора «За особые успехи в учении» получают единовременное денежное вознаграждение в размере 2500 руб., а в Сахалинской области тем, кто получил знак отличия Сахалинской области, за особые успехи в учении вручается сертификат на получение единоразовой премии в размере 57 500 руб и Почетный памятный диплом. 

Следует отметить, что в отличие от федеральных требований в регионах поощрение обучающихся - лучших выпускников не всегда проводится по решению педагогического совета ОО. Например, помимо решения педагогического совета о награждении тех или иных учеников медалями за успехи в учении, в Астраханской области требуется также решение органа государственно-общественного управления ОО, а в ХМАО – Югра, Республике Тыва, Ярославской, Сахалинской, Оренбургской областях необходимо также решение специальных наградных комиссий, созданных при администрациях глав субъектов РФ.

В Республике Тыва при награждении выпускников золотыми и серебрянными медалями помимо показателей успеваемости учитывается поведение учащегося на протяжении всего периода обучения.  Ученик должен не только достичь высоких результатов по школьной программе, но и продемонстрировать безупречное поведение, отмеченное в его характеристике специалистами ОО. 

Вызывают интерес источники финансирования закупки медалей и организации процедуры награждения выпускников. В большинстве субъектов эта процедура проходит за счет средств бюджета российских регионов, однако в городе Владимире медали закупаются за счет средств спонсоров или пожертвований на добровольных началах, а в г. Калининграде оплата выпуска золотой медали осуществляется за счет средств ОО, где обучаются будущие абитуриенты. 

Таким образом, для поощрения обучающихся каждая ОО может разработать свой порядок награждения лучших выпускников по основаниям, указанным в п. 10.1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ. При этом виды награждения могут иметь и материальный характер. При этом виды награждения могут иметь характер не только моральный, но (исходя из требований ч. 4 ст. 77 Федерального закона № 273-ФЗ) и материальный, позволяя реализовать право обучающегося на поощрение за успехи в различных видах деятельности: учебной, спортивной, физкультурной, общественной, научно-технической, научной, творческой, инновационной, экспериментальной деятельности (п. 26 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).

В заключение стоит отметить, что если в отношении медалей Минобрнауки России многократно изменяло требования к порядку награждения выпускников, то порядок поощрения похвальным листом и похвальной грамотой не меняется начиная с 1999 г. В приказе Минобразования России от 03.12.1999 № 1076 «Об утверждении Положения о золотой и серебряной медалях “За особые успехи в учении”, о похвальной грамоте “За особые успехи в изучении отдельных предметов” и похвальном листе “За отличные успехи в учении”» отмечено, что Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» награды удостаиваются выпускники IX и XI(XII) классов, причем это независимо от формы получения образования. При этом эти будущие абитуриенты должны иметь особенные успехи в изучении одного или сразу нескольких предметов, которые подтверждаются наличием четвертных (полугодовых, триместровых), годовых и итоговых оценок «отлично» за время обучения в классах соответствующей ступени общего образования, а также наличием отметки «отлично» на ГИА при положительных отметках по другим предметам.

Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» также могут быть награждены и выпускники профессиональных образовательных организаций, получившие надлежащий уровень квалификации и среднее общее образование, достигшие особенных успехов в изучении одной или нескольких дисциплин, имеющие по ним отметки «отлично» за все время обучения, получившие отметку «отлично» на ГИА при утвердительных отметках по другим дисциплинам. Решение о награждении выпускников похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» в ОО принимается педагогическим советом, а в профессиональных ОО – советом организации. По решению педагогического совета ОО похвальным листом «За отличные успехи в учении» награждаются учащиеся переводных классов. Для этого в школьном аттестате они должны иметь по всем дисциплинам, изучавшимся в должном классе, четвертные (триместровые) и годовые отметки «отлично».

Положение о поощрении обучающихся

Система поощрений обучающихся в общеобразовательных организациях

Система поощрений обучающихся в общеобразовательных организациях

Система поощрений обучающихся в общеобразовательных организациях

Система поощрений обучающихся в общеобразовательных организациях

Система поощрений обучающихся в общеобразовательных организациях

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль