Проектно-исследовательская деятельность в школе в рамках введения ФГОС

289

Идея создания проектных мастерских для организации проектно-исследовательской деятельности в школе

С 2012 г. перед администрацией МАОУ Ш-И «Лицей-интернат No 7» г. Бердска (далее – лицей-интернат) обозначился круг проблем, связанных с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС). Прошел год. Пришло понимание стандартов, но все проблемы невозможно решить за столь короткий срок. Одна из нерешенных проблем первого года введения ФГОС – организация обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности в школе.

Где, когда, как организовать обучение проектной деятельности? На первый взгляд кажется, что лицей-интернат и город обладают достаточными ресурсами для развития проектного мышления. Но дополнительное образование в лицее-интернате ориентировано на начальные классы и для пятиклассника уже не актуально. Дополнительное образование в городе предоставлено самыми разнообразными направлениями, но проблема в том, что цели их не всегда связаны с проектно-исследовательской деятельностью в школе.

Остается школьное научное общество учащихся (далее – НОУ) и уроки. НОУ решает эту проблему отлично, но только для увлеченных и мотивированных учащихся. На уроках все учащиеся выполняют проектные задачи, однако из-за ограниченности времени урока это не дает гарантии успеха подготовки учащихся к итоговому проекту.

С 1 сентября 2013 г. для параллели 5–6-х классов в рамках организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе организованы «Проектные мастерские» (приложение). Это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта.

Из действующих педагогических методов работа мастерской приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, что соответствует формату проектно-исследовательской деятельности в школе. Это определение подчеркивает открытие нового и самостоятельного пути ученика. Для 5–6-х классов созданы мастерские различной направленности: исследовательские (математическая, биологическая), творческие (театральная, танцевальная, музыкальная), социальные (литературная, страноведческая, компьютерная), прикладные (флористика, художественная, конструкторская).

В расписании 5–6-х классов в один из дней недели у всех классов одновременно стоит два урока «Проектная мастерская». Каждый ученик в течение года посещает четыре различных мастерских. Он занимается в выбранной мастерской одну четверть, делает проект, представляет его на Ярмарку проектов, защищает, получает оценку и в начале следующей четверти выбирает другую мастерскую.

Организация проектно-исследовательской деятельности в школе: распределение учащихся по мастерским

Из общего количества учащихся на параллели в каждой мастерской может заниматься по 9–10 человек. В лицее-интернате на каждой параллели по 4 класса, что удобно при выстраивании очередности классов при выборе мастерской: АБВГ – I четверть, БВГА – II четверть, ВГАБ – III четверть, ГАБВ – IV четверть. Так соблюдается принцип справедливости, равнодоступности и свободы выбора.

Существует два ограничения: в одну мастерскую не могут записаться более трех человек от класса и нельзя повторно выбирать мастерскую. К педагогам-мастерам каждую четверть приходит новый состав учащихся. Мастер за ограниченный период времени (7–10 недель) должен сплотить участников мастерской и выдать с ними готовый творческий продукт. В ходе работы мастерской происходит постоянное осмысление творческой деятельности. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности.

Организация ярмарки проектов в рамках проектно-исследовательской деятельности в школе

Последнее занятие четверти – это открытое мероприятие «Ярмарка проектов». Каждая мастерская заранее подает заявку на участие в ярмарке с указанием темы проектов. Проекты могут быть как групповые, так и индивидуальные. Каждый ученик получает бюллетень для голосования, в котором в ходе ярмарки отмечает три понравившихся проекта. Детская счетная комиссия, сформированная из представителей мастерских, определяет количество голосов за проекты. Полученные результаты фиксируются в сертификате ученика. Лучшие проекты, ученики, мастерские отмечаются «звездами». Готовый проект пополняет Портфель достижений ученика.

Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности в школе

Закончилась I четверть и уже можно подвести некоторые итоги.

1. Получилось:

  • в одной мастерской оказались ученики из разных классов, что повысило уровень коммуникативной компетентности учащихся и улучшило микроклимат в параллели;
  • благодаря ограниченности по времени и необходимости презентации результата повысилась ответственность учащихся за конечный продукт;
  • некоторые учащиеся увлеклись работой в мастерской и пришли к этому учителю в творческое объединение или НОУ;
  • по результатам голосования все проекты получили баллы, ни один проект не остался незамеченным;
  • во второй четверти учащиеся целенаправленно выбирали мастерскую и построили свой маршрут до конца года;
  • многие получили первый опыт выступления на сцене;
  • родители проявили активный интерес к Ярмарке проектов.

 
  2. Не получилось:

  • большое количество проектов на защите утомило слушателей, внимание рассеялось;
  • объективность голосования учащихся вызвала сомнения взрослых;
  • наиболее выигрышными оказались проекты творческой направленности (театр, музыка, танцы и др.), что снизило значимость работы мастерских в глазах участников социальных, исследовательских работ.

Выводы по итогам I четверти:

1. Форма мастерских наиболее удачна для решения поставленной задачи.
2. Реализована основная цель – обучение проектной деятельности в школе и наполнение Портфеля достижений.
3. Требуется доработка процесса защиты проектов.

В 7–8-х классах «Проектные мастерские» станут предметными: математика, история, география и др. В 9-м классе каждый ученик, имея опыт реализации и презентации 16 проектов, сможет осознанно выбрать и достойно представить итоговый проект.

Для контроля и коррекции проектной деятельности в школе необходим тьютор. Педагогаммастерам следует перестроить свою работу на краткосрочную проектную деятельность. Классным руководителям и администрации важно вести разъяснительную работу с родителями и учениками. Родители также должны включиться в проектную деятельность своих детей.

«Проектная мастерская» как инновационная деятельность подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению. В условиях принятия ФГОС, где учитель по установке не должен быть лектором, вещающим с кафедры, организация мастерских представляется просто необходимой.

СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль