Урок в музее как современная образовательная технология

397

Основные тенденции уроков в музее

В последнее время в практике работы учителей стали широко использоваться различные формы работы с государственными и частными, художественными и тематическими, профессиональными и непрофессиональными музеями. И это оправданно. Игнорировать такой большой и разнообразный пласт информации невозможно. Обращение к музейным экспозициям позволяет придать образовательной деятельности эмоциональную окрашенность, причастность к подлинному прошлому, опыту творчества мастеров и обычных людей. Не менее важно в уроках в музее и ощущение свободы выхода за пределы привычной учебной аудитории.

Применительно к традиционным урокам педагогическая наука накопила богатый опыт типизации, по отношению же к  урокам в музее такая работа еще предстоит в будущем. Вместе с тем отраслевой стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н уже сейчас определяет, что наряду с прочими компетенциями, педагог должен:

  • владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций;
  • владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся;
  • уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися;
  • уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Формы работы на уроках в музее

В Российской музейной энциклопедии формы работы с музейной аудиторией определены как способы осуществления культурно-образовательной деятельности культурно организации, и выделено более 60 форм музейно-педагогической работы. Основной критерий причастности той или иной формы к музейно-педагогической работе — применение предмета или экспозиции музея.

Наиболее соответствуют этому критерию такие формы музейно-педагогической работы, как лекции, экскурсии и консультации, где музейный предмет (музейная экспозиция) являются обязательной частью образовательного процесса.

Лекция и экскурсия  - это традиционные виды музейно-педагогической работы. Лекция – это устная, последовательная и систематическая передача определенной информации с использованием музейных предметов в качестве демонстрационного материала. Однако, не смотря на схожие признаки, лекция и экскурсия имеют значительные отличия.

Еще одна распространенная форма работы в музее — музейная консультация. Она обычно строится в виде индивидуальной работы с посетителем музея по поводу какого-то экспоната.

В современной практике музеев также часто используются научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубная работа (кружок, студия), конкурсы (олимпиада, викторина), концерты (литературный вечер, театрализованное представление), музейные праздники, исторические игры. Их совмещение и превращение в другие формы из прочих практик, становятся базой для появления новых видов (экскурсия-урок, театрализованная экскурсия, арт-терапевтическое занятие), что стимулирует посещение музея и превращение его в образовательное и культурное пространство.

Разновидности экскурсий в качестве уроков в музее

По содержанию экскурсии в музейной педагогике различают тематические и обзорные экскурсии – оба эти вида обязательно присутствуют в каждом музее. В обзорных экскурсия происходит осмотр главных экспозиций и шедевров музейного собрания, тематические же экскурсии сосредотачиваются на какой-то определенной теме.

Обзорные экскурсии иногда носят название комплексных, а чтобы привлекать постоянных посетителей, музеи разрабатывают целые циклы экскурсий. В тематических экскурсиях же в последнее время начали выделять фабульные, проблемные, специализированные экскурсии.

Как обзорная, так и тематическая экскурсия могут театрализоваться. Сложно представить себе музей, где не присутствовала бы такая форма. Театрализованная экскурсия совсем по-другому воспринимается гостями музея, а особенно детьми, пришедшими на урок в музее. Приобщиться к прошлому, почувствовать себя в гуще исторических событий, народных празднеств или космических путешествий можно лишь в музее, где есть настоящие свидетели прошлого. Впрочем, многие работники музеев, признавая полезность театрализованных экскурсий, все равно больше предпочтения отдают обычным экскурсиям на уроке в музее.

Чем отличается урок в музее от традиционных уроков?

Термины «урок в музее» и «музейный урок» в специальной литературе упоминаются как синонимы. Иногда предпринимаются попытки выделить их относительную специфику, но на практике она редуцируется.

Что же касается различий между уроком в музее и традиционным уроком (уроком в учебной аудитории), то различия принципиальные. Рассмотрим их:

  • пространственно-организационные. На традиционном уроке учащиеся в основном сидят за партами, на уроке в музее они свободно перемещаются в пространстве музея. Если для традиционного урока свободное позиционирование в классном пространстве скорее является исключением, то в музее, напротив, учащиеся перемещаются по залам в соответствии с логикой знакомства с экспозицией;
  • мотивационно-регулятивные. Форма учебного занятия (традиционного урока) обязательна даже при возможной вариативной структуре и способах организации познавательной деятельности, урок в музее же — форма добровольно-обязательная по содержанию и вариативная по организации познавательной деятельности его участников;
  • психовозрастные. Если в учебном классе обычно присутствуют учащиеся одного возраста, то урок в музее может объединять разновозрастную аудиторию;
  • процессуальные. Традиционный урок обычно ведет учитель (педагог со специальным образованием, владеющий современным арсеналом методических приемов и средств), а к ведению уроков в музее могут привлекаться не только педагоги, но и специалисты определенного профиля, работающие в данном музее;
  • результативно-целевые. Традиционный урок организуется с целью получения школьниками знаний и умений по программе конкретного учебного предмета, а урок в музее — может быть организован с целью приобретения его участниками дополнительных знаний как по определенным разделам учебной программы, так и выходить по содержанию за рамки содержаний конкретной учебной дисциплины или интегрировать сведения из ряда дисциплин;
  • дидактические. Если на традиционном уроке в классе учащиеся работают с текстом, устным словом, иллюстрациями, моделями, муляжами и другими средствами наглядности, то специфика урока в музее всегда предполагает обращение к музейным экспонатам.
  • контрольно-оценочные. Результаты работы учащихся на традиционном уроке оцениваются учителем обычно в балльной системе, но и могут дополнительно оцениваться словесно. Обычно балльная оценка предполагает наличие определенных критериев достижения образовательных результатов. Что касается урока в музее, то при оценке его результатов преобладает словесная оценка, определяющая успешность реализации поставленных целей.

Тематика и цели уроков в музее

Особо следует выделить уроки в музее по истории образования. Такие уроки в музее расширяют и углубляют знания учащихся о развитии образования на всем протяжении истории Российского государства. Уроки с использованием музейной экспозиции дают возможность формировать у школьников не только предметные компетенции, но и универсальные учебные действия (далее — УУД), такие как поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; анализ информации (составление описания образа жизни различных групп населения на Руси и в России) и др.

Тематика музейных уроков в Московском музее образования (приложение) достаточно широка. Любой урок в музее проектируется в единстве формы и содержания. Содержание встраивается в такие зарекомендованные формы организации уроков в музее, как экскурсии (обзорные и тематические, экскурсии с элементами игры), учебные и театрализованные игры с элементами музыкального и танцевального сопровождения, учебный спектакль, виртуальный спектакль.

Учащиеся могут научиться создавать описания памятников России и старой Руси, а главное – объяснять, в чем состоит значение этого памятника и художественная ценность. На уровне начального образования это  - инструмент развития интереса к урокам истории.

Проведение уроков в музее может быть нацелено также на достижение личностных образовательных результатов учащихся: осознание принадлежности к определенному этносу, приобщение к культуре, изучение основ культурного наследия народов России и человечества; осознанное, уважительное и благоприятное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Велико воздействие уроков в музее на формирование эстетического сознания учащихся. Оно осуществляется через освоение учащимися художественного наследия народов России и мира и включение их в творческую деятельность эстетического характера. Последняя благотворно сказывается на понимании учащимися текстов, отражающих разные этнокультурные традиции.

Формирование основ художественной культуры обучающихся — цель и результат внеурочных мероприятий, организуемых в рамках программ воспитательной направленности. Такие мероприятия приобщают учащихся к духовной культуре России; воздействуют на эстетическое, эмоционально-ценностное видение учащимися окружающего мира; развивают их способность к эмоционально-ценностному освоению мира. Урок в музее — инструмент формирования активного отношения учащихся к литературно-художественному наследию отечества.

Нельзя не отметить и такой цели уроков в музее, как формирование коммуникативных УУД учащихся. Важнейшим коммуникативным умением, которое формируется посредством музейного урока, является умение решать коммуникативные задачи на основе информации, содержащейся в готовых информационных объектах (на примере экспозиции и фондов музея образования).

Приложение

Материалы для музейного урока «Как старинный грамотей в старину учил детей»

Цели урока:

  • Расширить знания учащихся по истории культуры средневековой Руси; зарождении школьного обучения; особенностях организации учебного процесса и его участниках.
  • Ознакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения.
  • Создавать условия для осмысления особенностей организации школьного обучения в Древней Руси.
  • Совершенствовать умение составлять описание образа жизни учащихся древней Руси, памятников материальной и художественной культуры, связанных с обучением.

Используемые музейные экспонаты:

  • Изображение одной из древнейших кириллических азбук (Новгородская берестяная грамота № 591. Вторая четверть XII в.).
  • Древнерусский счет (Изображение Новгородской берестяной грамоты № 206. Вторая половина XIII в.). Грамоты Онфима — школьника второй трети XIII в. дают некоторые представления о том, как обучали детей счислению в школах Древней Руси.
  • Изображение Московской берестяной грамоты № 1 (На Руси детей обучали письму на вощаных дощечках. После того как ученик выучивался писать на податливом воске, переходили ко второму этапу — письму на бересте, требующем более сильного нажима и уверенной руки.)
  • Любовное письмо (Изображение Новгородской берестяной грамоты. Конец XI — начало XII вв.).
  • Евангелие от Марка (Миниатюра евангелиста Марка и лист с заставкой От Марка Святое Благовествование. Глава 1)
  • Школа XIV в. Изображение миниатюры из «Жития Сергия Радонежского». Фрагмент. Конец XVI в.
  • Обучение грамоте. Изображение миниатюры из «Жития Антония Сийского» XVII в. (Обучение грамоте сопровождалось физическим наказанием: нерадивых учеников могли ставить на колени, а также пороть розгами).
  • Букварь Кариона Истомина. 1694 г.
  • «Апостол» Ивана Федорова. Изображение 1564 г. (Гравюры евангелиста Луки и лист с заставкой).

Опережающее индивидуальнее задание.
Подготовить декламацию фрагмента стихотворения Н. П. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей» (задание дается одному из учащихся по выбору учителя).

В старину учились дети —
Их учил церковный дьяк, —
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В — как Веди, Г — Глаголь,
И учитель для науки
По субботам их порол.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

Вопросы для беседы с учащимися:
1. Когда на Руси зародилась письменность?
2. Какие события и явления жизни способствовали развитию грамотности?
3. Какие свидетельства дают основания для выводов об уровне грамотности на Руси?
4. Какие выводы о значении образования можно сделать на основе пословиц: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»; «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
5. На чем писали жители древней Руси?
6. Чем можно было писать на бересте?
7. Что изображено на выставленной в витрине грамоте?
8. Что вам известно об авторе этого письменного источника?

Задание для работы с текстом экспоната «Берестяная грамота»
Опишите экспонат «Берестяная грамота № 591». Учащимся дается возможность рассмотреть изображение берестяной грамоты и подготовить короткий рассказ. Рассказ представляет один из учеников по желанию или по выбору учителя. В заключение работы учащимся демонстрируется фрагмент из книги «Стоглав», важнейшего источника церковного права, принятого в мае 1551 г. на церковном Соборе.
…А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам… Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле.
(Текст может быть продемонстрирован на экране).

Комментарий к миниатюре из «Жития Сергия Радонежского» (конец XVI в.) «Школа XIV в.»
Занятия в такой школе шли вот так. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плетка. На лавке — ученики. Во главе стола — учитель. Перед ним ученики стоят на коленях. Они отвечают урок. А кто не выучит урок или напроказничает, того ждет наказание.
В средневековой русской школе не было ни переменок, ни директора и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня — перерыв, чтобы ученики пообедали.
Не было в этой школе отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова… Шум стоит невообразимый! Недаром сложилась пословица «Азбуку учат — на всю избу кричат». Никаких оценок учитель не ставил. Выучил урок — молодец, ступай домой. А не выучил — вот плетка, вот розги, прутья. Кто учителя не слушается, поставят того в угол на колени или без обеда оставят.

Задания для групповой работы
Каждой группе предлагается сделать свой перевод предложенного фрагмента «Азбуковника» и презентовать его.

Текст 1
В доме своем, от сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре утрися,
В поклонении святым образам продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди,
В школу с молитвой входи,
Тако же вон исходи.
Примерный перевод: Встав после сна дома умойся, утрись имеющимся краем полотенца. Затем поклонись святым образам, поклонись отцу и матери и старательно иди в школу, и веди своего товарища. В школу входи и выходи из нее с молитвой.

Текст 2
Малии в вас и велицыи все равны,
Учений же ради вящих местом да будут знатны…
Не потесняй ближнего твоего
И не называй прозвищем товарища своего…
Тесно друг к другу не сочитайтеся,
Коленями и локтями не присвояйтеся…
Данное тебе учителем кое-место,
Тут житие твое да будет вместно…
Примерный перевод: И малый и большие — все равны, все они пусть будут знатны (прославятся) местом своего учения. Не обижай своего ближнего, не обзывай товарища прозвищем. Не толкайся, не пихайся коленями и локтями. Занимай место, указанное учителем.

Текст 3
Благослови, Боже, оные леса,
Иже розги родят на долгие времена…
Если кто учением обленится,
Таковый ран терпети не постыдится…
Если кто урока не учит,
Таковый из школы свободного отпуста не получит…
Примерный перевод: Благослови Боже те леса за то, что в них родятся розги… Если кто ленится в учении, такому не стыдно терпеть раны. Если кто урока не учит, тот не получит свободного отпуска из школы.

Дополнительно учитель может сообщить следующую информацию: поркой не исчерпывался арсенал наказаний, и надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный «нужной чулан». Есть в «Азбуковниках» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков».

Текст 4
В дом отходя, школьных бытностей не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи…
Словес смехотворных и подражание
в школу не вноси,
Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.
Примерный перевод: Уходя домой не показывай школьных обычаев. Это сообщи и всем своим товарищам. Не приноси в школу шуток и кривляния (подражания). Того, что происходит в школе не разглашай (не износи).

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль