Компетентностно-ориентированный подход в курсе ОРКСЭ в начальной школе

202

Особенности оценки образовательных результатов учащихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» изложены авторами статьи с позиций компетентностно-ориентированного подхода в обучении. Рассмотрены основные формы и виды оценки, акцентированы трудности безотметочного оценивания.

Целевые ориентиры курса ОРКСЭ  в начальной школе

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ в начальной школе), изучаемый в школах РФ уже более пяти лет, отличается от традиционных предметов начального общего образования своей преимущественной направленностью на формирование ценностных ориентаций учащихся.

Целью изучения курса ОРКСЭ в начальной школе является формирование у учащихся мотивов и навыков осознанного нравственного поведения, приобретение знаний и, главное, воспитание уважительного отношения к культурным и религиозным традициям многонационального российского народа.

Курс ОРКСЭ в начальной школе призван способствовать развитию в сознании учащихся ценности диалога культур и укреплению посредством этого национальной и религиозной стабильности в современном российском обществе.

Поскольку достаточно сложные мировоззренческие вопросы изучаются учащимися на этапе перехода от детства к отрочеству, от учителя требуется разумное и взвешенное отношение к оцениванию образовательных результатов учащихся.

Фактор безотметочного оценивания в ОРКСЭ в начальной школе

В самом начале введения курса Основы религиозных культур и светской этики в начальной школе было определено, что учебные достижения учащихся будут оцениваться на безотметочной основе.

Безотметочное обучение было необходимо, чтобы создать оптимальные условия для развития ценностных ориентаций ребенка, без «диктата» формальной отметки. Вместе с тем учащиеся 4-х классов, равно как и их родители, и тем более учителя, уже привыкли к пятибалльной системе отметок и нередко нуждаются в таком формальном подтверждении образовательных достижений.

Сложившееся противоречие легко разрешается, если понимать, что отметка — лишь формальное выражение оценки, и безотметочная система на самом деле не является безоценочной. Оценка учебных достижений необходима всем участникам образовательного процесса независимо от специфики того или иного курса, т. к. является важным условием формирования у детей умения учиться, а для педагогов и родителей служит одним из инструментов управления процессом обучения ребенка посредством обратной связи.

Элементы зачетной системы в ОРКСЭ в начальной школе

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация (далее — ОО) самостоятельна в выборе системы оценивания при проведении текущей и промежуточной аттестации обучающихся.

В рамках обозначенного законодателем права педагоги начальной школы прибегают в ходе реализации образовательных программ по курсу ОРКСЭ в начальной школе к элементам зачетной системы. Зачетная система строится на выделении основных дидактических единиц содержания курса, включая формируемые универсальные учебные действия (далее — УУД). Оцениванию подлежат такие элементы как чтение, владение терминологией, знание основных фактов, речевая активность, участие в общей дискуссии и многое другое.

У каждого педагога сложилась своя «знаковая система» фиксации результатов оценки. Это могут быть «+» и «–», звездочки, смайлики и т. д. Некоторые педагоги вводят различные номинации и исходя из полученных результатов поощряют отличившихся учащихся (при поддержке родителей) — через сладкие призы, сувениры, систему грамот, медалей и т. п. При всех положительных сторонах такого подхода сохраняется, однако, риск перевода полученного результата в привычную отметку, что крайне нежелательно с позиций целевых ориентиров курса ОРКСЭ в начальной школе.

Предпосылки компетентностно-ориентированного подхода

Оценивание достижений в курсе ОРКСЭ в начальной школе тесно связано с более широкой педагогической проблемой оценивания личностных образовательных результатов вообще. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее — ФГОС) начального общего образования личностные образовательные результаты оцениваются в неперсонифицированной форме, балльная оценка не используется. Вместе с тем ценностные ориентации личности учащихся проявляются в поведении, в конкретных действиях и поступках. В деятельности учащегося, следовательно, и необходимо усматривать то, что должно быть оцененным.

Внимание к видам деятельности как предмету оценивания и приводит к использованию компетентностно-ориентированного подхода в оценке. Базовым понятием становится понятие компетенции как некоего сплава знаний, навыков и ценностных ориентаций. Проектируя курс ОРКСЭ в начальной школе как систему компетентностно-ориентированных заданий, можно объективно оценить достижение каждым учеником требуемых образовательных результатов освоения курса.

Принципы компетентностно-ориентированного подхода в оценивании 

В логике компетентностно-ориентированного подхода оценивание превращается из контролирующего в формирующее. Оценка становится «центрированной на ребенке». Она позволяет ученику, педагогу и родителю увидеть степень продвижения в изучении предмета, свои сильные и слабые стороны и, главное, показывает направление и возможности дальнейшего обучения (подробнее см.: Пинская М. А.Оценивание для обучения: практическое руководство. М.: Чистые пруды, 2009.). Ведущую роль в компетентностно-ориентированном подходе приобретает самооценка и взаимооценка, осуществляемая на этапе рефлексии.

При изучении ОРКСЭ в начальной школе, когда балльная оценка не применяется, используются различные элементы балльно-рейтинговой системы (например, накопление баллов за каждое выполненное задание в зависимости от качества его выполнения). Словесная оценка остается обязательной, она может и должна содержать рекомендации по совершенствованию сформированных компетенций (подробнее см.: Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе / Под ред. Н. Ф. Ефремовой. М.: Национальное образование, 2013).

Компетентностно-ориентированная оценка должна быть основана на однозначных критериях, которые либо разрабатываются самим учителем, либо совместно с учениками. Так, например, в практике работы группы учителей начальной школы, МАОУ Гимназия № 37 г. Екатеринбурга сложилась система оценивания учебных достижений учащихся, где основанием для выставления зачета по курсу ОРКСЭ в начальной школе выступает уровень овладения компетенциями.

Оцениваемые компетенции делятся на группы:

  • понимание значения нравственных норм и ценностей;
  • осознанное поведение в соответствии с нравственными нормами;
  • умение применять знания о духовных традициях российского общества для решения повседневных жизненных задач.

В процессе обучения широко используется словесная оценка — как правило, доброжелательная, стимулирующая стремление ребенка к самосовершенствованию. Интересно, что такую словесную оценку дает не только учитель, но и одноклассники. Важна и самооценка ученика. В конце урока каждый ученик может отметить на специальном листе утверждения, которые, как он считает, характеризуют его деятельность на данном уроке.

Компетентностно-ориентированный подход  могут приобретать самые различные задания, если они удовлетворяют следующим условиям: требуют от ученика самостоятельного решения проблемы (чаще всего — комплексной, практической, актуальной для ученика), а для этого — поиска новой информации и творческого применения уже усвоенной и включают в себя ясные критерии оценивания достигнутых результатов.

Дискуссия как форма оценки в компетентностно-ориентированном походе

Важную роль в компетентностно-ориентированном подходе играет дискуссия. В ходе дискуссии можно оценивать такие компетенции учащихся, как понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни в обществе и способность к осознанному нравственному поведению. Например, в модуле «Основы православной культуры» можно обсудить вопрос «Почему люди должны выполнять „Десять заповедей“?». Опыт показывает, что учащиеся дают самые разные ответы на этот вопрос: от «если не выполнять заповеди, Бог накажет, можно попасть в ад» и «если будешь выполнять заповеди, попадешь в рай» до «выполнение заповедей позволяет людям жить в мире друг с другом» и «выполняя заповеди, человек становится чище, лучше».

Далее в процессе дискуссии обсуждаются конкретные жизненные ситуации, связанные с наиболее актуальными для младших подростков заповедями («почитай отца и мать», «не укради» и т. п.) но ключевым вопросом остается вопрос «Почему необходимо эти заповеди выполнять?».

Собственно оценка в ходе дискуссии осуществляется посредством встроенного педагогического наблюдения, обеспеченного критериями. В таблицах 1 и 2 такие критерии оценивания в начальной школе представлены в двух вариантах — для педагогической оценки и для самооценки ученика.

Таблица 1

Критерии оценки в ходе дискуссии «Почему люди должны выполнять „Десять заповедей“?» ​(педагогическая оценка)

Способность к осознанному нравственному поведению

Уровень сформированности коммуникативных навыков

Проявлена в значительной степени: ученик высказывает и уверенно аргументирует мнение о необходимости соблюдения заповедей для самосовершенствования самого человека, для поддержания мира и законности в человеческом обществе

Высокий: ученик способен формулировать мнение в виде развернутого высказывания, подтверждать его убедительными аргументами, уважительно относится к чужому мнению, внимательно слушает и понимает собеседника, активно и заинтересованно участвует в дискуссии

Проявлена в основном: ученик высказывает и частично аргументирует мнение о необходимости соблюдения заповедей для мирного и стабильного сосуществования людей в обществе

Достаточный: ученик способен формулировать мнение, подтверждать его адекватными аргументами, уважительно относится к чужому мнению, слушает и в целом понимает собеседника, участвует в дискуссии

Проявлена недостаточно: ученик высказывает и аргументирует мнение о необходимости соблюдения заповедей исходя из ожидания наказания или поощрения со стороны внешних сил (Бога, людей и т. п.)

Недостаточный: ученик не способен формулировать мнение или формулирует его не вполне ясно, не может подтвердить мнение адекватными аргументами, проявляет агрессию по отношению к собеседнику, с трудом понимает высказывания других, не проявляет интереса к дискуссии

 Таблица 2

Критерии оценки в ходе дискуссии «Почему люди должны выполнять „Десять заповедей“?» (самооценка)

Сегодня на уроке я пришел к выводу, что люди должны выполнять Десять заповедей, потому что…

Сегодня на уроке в ходе дискуссии я…

• выполняя заповеди, сам человек становится лучше, самосовершенствуется, развивается

• активно высказывал свое мнение, приводил доказательства

• если все люди будут выполнять заповеди, мы будем жить мирно и счастливо, в обществе будет порядок

• смог убедить одноклассников в своей правоте

• если не будешь выполнять заповеди, тебя накажет Бог, а люди не будут с тобой дружить

• внимательно слушал одноклассников, старался понять их мнение

• если не выполняешь заповеди, попадешь в ад, а если выполняешь — попадешь в рай

• слушал одноклассников, но сам говорил мало или не говорил совсем

• спорил с одноклассниками, но не смог их убедить

Ответы учащихся, которые они дают в ходе дискуссии, отражают преобладание либо внешнего, либо внутреннего локуса контроля поведения, а значит, разную степень готовности поступать нравственно в повседневной жизни.

Подчеркнем, что предложенные в табл. 1 и 2 критерии несколько условны, а полученные посредством них оценочные данные не должны служить основанием для далеко идущих педагогических выводов. В то же время, систематическое критериальное оценивание позволит педагогу вести постоянное наблюдение за формированием требуемых компетенций и планировать уроки исходя из понимания зоны актуального и ближайшего развития ребенка.

Критерии самооценки не должны подталкивать ученика к «единственно верному мнению», их задача — стимулировать рефлексию ребенка, позволить ему осознать, помогла ли дискуссия в школе изменить его мнение. Кроме того, критерии оценки побуждают учащегося оценить собственное поведение на данном уроке и, возможно, скорректировать его в дальнейшем.

Проект как форма оценки при компетентностно-ориентированном подходе

Достаточно часто результатом освоения какой-либо темы в курсе ОРКСЭ в начальной школе становится создание учащимися индивидуального или группового проекта который можно использовать как комплексное компетентностно-ориентированное задание. В зависимости от предпочтений ОО или педагога, а также личностных особенностей учащегося это может быть исследовательский мини-проект или художественный (рисунки, поделки и многое другое).

Оценка в форме проекта по ОРКСЭ  в начальной школеможет иметь балльно-рейтинговый характер, но при этом необходимы однозначные критерии для оценки отдельных видов деятельности в рамках работы над проектом. Оценка обязательно должна носить формирующий характер. Требования к проекту и критерии его оценки формируют у учащихся такие УУД, как публичное выступление, ответы на вопросы и др. В таблице 3 приведен пример критериев, применяемых для оценки исследовательских проектов по курсу ОРКСЭ в начальной школе.

Таблица 3

Критерии оценки учебных проектов по курсу ОРКСЭ

Критерий

Баллы

Критерий «Умение планировать проект»

Сформулирована цель проекта, определены задачи, названы способы достижения цели

3

Сформулирована цель проекта, определены задачи

2

Сформулирована только цель проекта

1

Цель проекта не сформулирована

0

Критерий «Умение раскрыть тему»

Тема проекта раскрыта с разных сторон, содержание проекта выходит за рамки учебника

3

Тема проекта раскрыта только с одной стороны, содержание проекта выходит за рамки учебника ИЛИ Тема проекта раскрыта с разных сторон, содержание проекта не выходит за рамки учебника

2

Тема проекта раскрыта только с одной стороны, содержание проекта не выходит за рамки учебника

1

Тема проекта не раскрыта

0

Критерий «Умение находить и оценивать источники информации»

Использованы достоверные и разнообразные источники информации

3

Использованы один-два достоверных источника информации

2

Использованы как достоверные, так и недостоверные источники информации

1

Использованы недостоверные источники информации

0

Критерий «Умение письменно представлять результаты исследования»

Результаты исследования представлены ясно, последовательно, текст написан грамотно, правильно оформлены ссылки на источники информации

3

Результаты исследования представлены ясно, последовательно, текст написан с отдельными грамматическими ошибками и/или не вполне правильно оформлены ссылки на источники информации

2

Результаты исследования представлены не вполне ясно, недостаточно последовательно, текст написан с многочисленными грамматическими ошибками, ссылки на источники информации оформлены неправильно или отсутствуют

1

Результаты исследования не представлены в виде связного текста

0

Критерий «Умение наглядно представлять результаты исследования»

Результаты исследования в полной мере представлены в компьютерной презентации, ее дизайн соответствует содержанию и способствует его восприятию

3

Результаты исследования частично представлены в компьютерной презентации, ее дизайн соответствует содержанию и способствует его восприятию ИЛИ Результаты исследования в полной мере представлены в компьютерной презентации, ее дизайн соответствует содержанию, но усложняет его восприятие

2

Результаты исследования частично представлены в компьютерной презентации, ее дизайн не вполне соответствует содержанию и усложняет его восприятие ИЛИ Результаты исследования в полной мере представлены в виде плакатов, их дизайн соответствует содержанию и способствует его восприятию

1

Наглядное представление результатов исследования отсутствует

0

Критерий «Умение устно представлять результаты исследования»

Результаты исследования представлены в виде связного, логичного, грамотного рассказа, на все вопросы слушателей были даны исчерпывающие ответы

3

Результаты исследования представлены в виде связного, логичного, грамотного рассказа, но не на все вопросы слушателей были даны исчерпывающие ответы

2

Результаты исследования представлены в виде отдельных высказываний, но не на все вопросы слушателей были даны исчерпывающие ответы

1

Результаты исследования представлены в виде отдельных высказываний, ответы на вопросы слушателей не даны

0

Максимальный балл — 18

Удачной формой учебной рефлексии по итогам работы над проектом может стать взаимное рецензирование проектов по принципу «3-2-1».

Каждая группа учеников получает проект другой группы (допустим, по часовой стрелке или иным способом) и устно или письменно рецензирует его по следующему плану: 1) три плюса проекта, 2) два вопроса авторам проекта, 3) одна рекомендация по улучшению проекта. Затем происходит коллективное обсуждение рецензий. Тем самым дети приучаются начинать оценку чужой работы с ее положительных сторон, а замечания высказывать конструктивно, в корректной форме. В то же время данный простой прием позволяет дать действительно содержательную рецензию на проект.

В процессе изучения ОРКСЭ в начальной школе вполне возможно привлечение учащихся к организации выставок, музейных экспозиций, к проведению мини-экскурсий по школьному музею. Такие мероприятия могут быть самостоятельным проектом или продолжением учебного исследования.

Оценочные компетенции педагога при компетентностно-ориентированном подходе

Большое влияние на выбор методов и приемов оценивания оказывает личность учителя, его профессиональный опыт. Вступивший в силу отраслевой профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» (далее — профстандарт педагога), утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н содержит целый ряд элементов трудовых функций, отражающих оценочные компетенции педагога (табл. 4). Учителя на уроках ОРКСЭ в начальной школе, как правило, успешно работают над восполнением учебных дефицитов, для организации проектной деятельности умело и уместно привлекают семью.

Таблица 4

Оценочные компетенции педагога (согласно требованиям профстандарта педагога)

Трудовая функция

Компетенции в области оценки образовательных результатов учащихся

Общепедагогическая функция.
Обучение

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Объективная оценка знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Воспитательная деятельность

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Развивающая деятельность

Оценивать образовательные результаты: формируемые предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

Учителя-предметники, ведущие уроки ОРКСЭ в начальной школе (чаще всего историки или литераторы), акцентируют внимание на организации групповой и индивидуальной работы над проектами, преимущественно на самом уроке уделяют большее внимание расширению кругозора учащихся, рассматривая курс ОРКСЭ в начальной школе в качестве пропедевтики таких предметов, как история, обществознание, литература, мировая художественная культура. Однако во всех случаях именно формирующее оценивание позволяет наиболее адекватно оценить образовательные результаты учащихся, стимулировать их познавательную активность и развивать творческие способности.

В целом, можно утверждать, что компетентностно-ориентированный подход к оценке результатов освоения курса ОРКСЭ в начальной школе — это наиболее разумный выход из противоречия между безотметочным обучением и необходимостью использовать оценочные средства как инструмент развития и саморазвития учащихся.

Рассмотренные в статье формы компетентностно-ориентированного подхода не исчерпывают всего многообразия оценочных средств, но служат достаточным примером его основных преимуществ перед традиционной оценкой.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль