Новая программа по физической культуре

116

В.А. Белокринкина,зав. кафедрой развивающих дисциплин ГОБУ «Московская областная общеобразовательная школа-интернат естественно-математической направленности» им. П.Л. Капицы

С.А. Кораблин,учитель физкультуры ГОБУ «Московская областная общеобразовательная школа-интернат естественно-математической направленности» им. П.Л. Капицы

А.А. Бодунова,учитель физкультуры ГОБУ «Московская областная общеобразовательная школа-интернат естественно-математической направленности» им. П.Л. Капицы

С.И. Любшов,учитель физкультуры ГОБУ «Московская областная общеобразовательная школа-интернат естественно-математической направленности» им. П.Л. Капицы

В последнее время Минобрнауки РФ активно поддерживало разработку и реализацию вариативных, новых программ по физической культуре, в том числе направленных на зимние виды спорта. Одной из таких программ по физической культуре стала программа по фигурному катанию.

Подготовка новых программ по физической культуре для общеобразовательных организаций (далее — ОО) стала своеобразным ответом на дефицит таких программ в части зимних видов спорта. В то время как по летним видам спорта подобных программ существовало несколько (это, к примеру, программы по художественной гимнастике, мини-футболу, бадминтону, регби, акробатическому рок-н-роллу, мини-настольному теннису и др.), по зимним видам спорта никакой серьезной альтернативы лыжной подготовке учащихся до последнего времени не было.

Разрешая сложившуюся проблему, группа учителей физической культуры ГОБУ «Московская областная общеобразовательная школа-интернатестественно-математической направленности» им. П. Л. Капицы (см. состав авторов статьи) подготовила модульную программу по фигурному катанию.

Предпосылки создания новой программы по физической культуре

Основной предпосылкой разработки программы стала тенденция постепенной утраты ОО условий (в основном из-за плотности жилищной застройки) для эффективного проведения занятий лыжной и кроссовой подготовкой в зимний период. Также на постепенное снижение актуальности программ по лыжной подготовке повлияла недостаточность в ОО мест хранения лыжного инвентаря, быстрый (по сравнению с коньками) износ лыж, палок и ботинок. Строительство же ледовой открытой и закрытой инфраструктуры, в т. ч. на школьных спортивных площадках, напротив, стало развиваться. Более низкой оказалась и цена коньков (а также налокотников, наколенников и защитного шлема, используемых при катании на роликах) по сравнению с лыжным комплектом.

Появление программы по фигурному катанию стало закономерным. Одновременно в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования возникла необходимость совершенствования предметной области «Физическая культура» в целом, посредством введения новых форм, методов и средств воспитания физической культуры учащихся.

Требования ФГОС начального общего образования к новым программам по физической культуре

Предметная область «Физическая культура», согласно ФГОС начального общего образования, открыта для вариативного содержания, т. к. главной целью имеет не столько обучение тем или иным видам спорта, сколько формирование у учащихся умения «организовывать здоровую жизнедеятельность», «систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок».

Чтобы достигать требуемого формата компетенций здоровьесбережения, ученик должен быть мотивирован на занятия физической культурой, а для этого он должен иметь возможность выбора предмета таких занятий. Современная школа должна прислушаться к интересам всех участников образовательных отношений, если речь идет о сознательном сохранении и приумножении здоровья школьниками, повышении социальной активности родителей в части поддержания школьной спортивной инфраструктуры, а также развитии их общей педагогической культуры.

Исходя из этого и была предложена идея модульной программы по фигурному катанию. Во многом эта идея была подготовлена популяризацией фигурного катания, медийных трансляций выдающихся достижений российских спортсменов на международной арене, проведением красочных ледовых шоу и телепроектов.

Концепция новой программы по физической культуре

Модульная программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе фигурного катания (далее — программа; см. приложение) рассчитана не только на реализацию задач физического воспитания в зимний период, но и — при наличии условий (крытый каток) — на реализацию в любой календарный период учебного года.

Освоение двигательных навыков на основе владения техникой катания на коньках может проходить:

  • по линии хоккей с шайбой (при наличии специальной защитной экипировки);
  • облегченного варианта хоккея с теннисным мячом (без хоккейной экипировки);
  • скоростного бега на коньках;
  • подвижных игр на льду;
  • ледовых массовых культурно-спортивных мероприятий.

Развитие двигательной активности ребенка наилучшим образом достигается благодаря созданию позитивного внутреннего настроя при выполнении упражнений как на льду, так и в спортзале.

Цель программы — формирование у учащихся устойчивой мотивации к сохранению и укреплению всех аспектов здоровья: физического, психического, духовно-нравственного, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой средствами фигурного катания.

Предметное содержание новой программы по физической культуре направлено на:

  • выполнение принципа вариативности, который является основой планирования и организации учебного процесса  и зависит от местных климатических условий;
  • реализацию ФГОС начального общего образования; переход от приоритетов предметных планируемых результатов к личностным планируемым результатам путем активного формирования УУД в процессе физического воспитания;
  • выполнение принципа достаточности и сообразности, формирование познавательной и предметной активности школьников;
  • соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • расширение межпредметных связей, которые ориентируют учителя во время подготовки учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения школьников, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов путем проведения интегрированных уроков физической культуры различной направленности;
  • разностороннюю двигательную подготовку учащихся, в процессе которой развиваются и совершенствуются физические качества: быстрота движений, сила, выносливость, гибкость, ловкость, координация; укрепляется связочно-мышечный аппарат, приобретаются начальные навыки выполнения широкого круга упражнений общего воздействия на организм;
  • усиление оздоровительного эффекта, понимание прикладного значения аспектов фигурного катания, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений.

Не ставя задачи воспитания спортивного резерва по фигурному катанию, программа предполагает развитие интереса к этому зимнему виду спорта как залога будущих больших побед. Она позволяет сочетать и интегрировать методы и средства фигурного катания в учебном процессе по физической культуре в начальной школе. Также программа может быть использована в образовательной деятельности учреждений, организующих отдых, оздоровление и занятость учащихся в каникулярный период.

Позитивный внутренний настрой учащихся, осваивающих программу, формируется на занятиях специальной гимнастикой с элементами хореографии, где присутствуют музыкальное сопровождение, элементами художественной гимнастики, степ-аэробики, укрепляющих стопу ребенка для занятий на льду и решающих задачи по коррекции отклонений осанки.

Приложение

Модульная программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе фигурного катания

Пояснительная записка

Ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны, — обеспечение не только духовно-нравственного и гражданско-патриотического, но и физического развития личности россиянина, укрепления его здоровья.

В условиях, когда, по данным официальной статистики Минздрава России, существенно снижены показатели здоровья подрастающего поколения во всех возрастно-половых группах, сложно переоценить роль занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях как наиболее массового (по охвату детей и молодежи) способа передачи основ культуры здорового образа жизни, увеличения общего объема двигательной активности обучающихся.

Полифункциональный характер этой сферы образования ценен тем, что она обеспечивает развитие не только физических, но и эстетических, нравственных качеств обучающихся, способствует укреплению навыков внутренней организации, самодисциплины, коммуникативных качеств характера, профилактике заболеваний, физической и психоэмоциональной рекреации и реабилитации, обладает зрелищными свойствами, наполняющими жизнь подростков позитивным настроем.

В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область учебного плана образовательного учреждения ориентируется на достижение этой главной цели.

Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры, для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. В общеобразовательной школе данная цель конкретизируется, т. к. учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, равномерного развития всех видов интеллекта: логического, физического, эмоционального, духовного.

Термины, используемые в программе

Плуг, полуплуг. Способы торможения, плавный переход от скольжения к торможению.

Дуги. Дуга — основа фигурного катания. Скольжение на одной ноге на наружном или внутреннем ребрах, вперед или назад. Соответственно дуга может быть вперед-наружу, вперед-внутрь, назад-наружу и назад-внутрь.

Перетяжки. Перетяжка — формально, просто смена ребра скольжения, без смены опорной ноги или направления движения. Перетяжка — это именно сама смена ребра, а не их серия.

Тройки. Поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры «3». Тройка — один из основных поворотов на одной ноге, самый простой из них, часто используется в качестве рабочего поворота, когда нужно перейти от скольжения назад к скольжению вперед и наоборот, при заходах на прыжки, при заходах на вращения и просто в качестве связок в программах.

Шаги. Базовые: дуга, основной шаг — елочка, беговой на ход вперед, беговой на ход назад, подсечка — в отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, предназначена для движения по кругу и выполняется ходом назад, фонарик — движение на двух ногах: ноги вместе — присед, ноги в стороны — подъем, шассе — выполняется со сменой ноги и ребра скольжения без смены фронта и направления движения, кросс-ролл — движение со сменой ноги и направления скольжения, обманный (составной) шаг, выпады.

Спирали. Ласточка наружу, внутрь, вперед или назад; шарлотта — перевод корпуса в вертикальное положение параллельно опорной ноге и подъем свободной ноги в полный шпагат вверх, полубильман, бильман, кроссбильман (спирали с захватами рук), флажок — спираль с захватом ноги в шпагате, собачка, кэрриган, шезлонг, кораблик — скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах в выворотном положении, циркуль — скольжение на любом из ребер на ход вперед или назад с постановкой свободной ноги на зубец в центр спирали, пистолетик — скольжение на одной ноге в максимально низком приседе с прямой свободной ногой, вытянутой вперед.

Вращения. Одни из основных элементов фигурного катания, могут выполняться как на одной, так и на двух ногах. Вращения на двух ногах в основном делают лишь в качестве упражнений, на соревнованиях допустимы лишь вращения на одной ноге. В правильном вращении конек хорошо центрован. Бывают прямые и обратные вращения.

Прыжки. Козлик — подпрыжка без совершения оборота, прыгается с хода вперед на зубец той же ноги с быстрым переходом на ребро противоположной. Прыжки по своей роли в фигурном катании можно разделить на две группы. Квалифицируемые прыжки: Тулуп, Сальхов, Ритбергер, Флип, Лутц и Аксель. Неквалифицируемые прыжки: Перекидной, Валей (Цак), Ойлер, Внутренний Аксель, прыжки в шпагат, которые отдельно не оцениваются и на техническую оценку никак не влияют.

Demi plie — полуприседание.

Grand plie — полное приседание.

Battement tendu — движение натянутой ноги из позиции «на точку» и в позицию (по I, V позиции; вперед, в сторону, назад).

Passé par terre — перевод работающей ноги, открытой на носок в пол либо поднятой на какую-либо высоту вперед, в сторону или назад, в какое-либо другое направление через I позицию на вытянутых ногах или в demi plié.

Общая характеристика предмета

Фигурное катание — конькобежный вид спорта, относится к сложно-координационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары (и более) спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов: (вращения, прыжки, комбинации шагов, поддержки и т. д.) под музыку.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 1860-х гг. и в 1871 г. было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в 1882 г. в Вене. Фигурное катание — первый из зимних видов спорта, включенный в олимпийскую программу. В фигурном катании выделяют пять дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание.

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности учебная программа включает в себя три основных раздела:

  1. Знания о физической культуре (информационный компонент деятельности).
  2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности (операциональный компонент деятельности).
  3. Физическое совершенствование (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

В разделе «Знания о физической культуре» представлена история при возникновении и развитии фигурного катания на коньках в мире и в России, а также выдающиеся достижения отечественных спортсменов на международной арене.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит знания, которые ориентированы на активное включение обучающихся физической культурой и взаимосвязан с разделом «Знания о физической культуре». Также он включает в себя организацию и проведение занятий по фигурному катанию с учетом индивидуальных особенностей физического развития и уровнем подготовленности, условия соблюдения требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, информацию об инвентаре и одежде для занятий фигурным катанием.

Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Он включает в себя несколько направлений: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».

В тематическом планировании программы отражены темы основных ее разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на порядок освоения знаний в области данного вида спорта. Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности ОО в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ (п. 2 ст. 28, подп. 6, 16 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Место предмета в учебном плане

При планировании занятий, фигурное катание (этап начального обучения) рассматривается в качестве вариативной части, которая проводится в рамках 3-го урока по физической культуре, на которые отводится 16 часов.

Возраст обучающихся: 7–10 лет (1–4-е классы).

Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Ценность жизни — признание человеческой жизни величайшей ценностью, которая реализуется в позитивном отношении к другим людям и природе.

Ценность свободы и чести — основа современных принципов личной философии обучающихся и правил межличностных взаимоотношений, разумный баланс деликатности и достоинства для любого человека.

Ценность добра — направленность на развитие и сохранение жизни через милосердие и сострадание как проявление любви.

Ценность красоты и гармонии — основа эстетического воспитания через приобщение обучающихся к фигурному катанию не только как виду спорта, но и как виду искусства движения. Это ценность стремления к гармонии и совершенству.

Ценность семьи. Семья является первой и самой значимой ступенью для развития социальной и творчески ориентированной образовательной среды. Содержание модульной программы способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности в процессе совместных семейных рекреационных мероприятий на катке и в спортивном зале.

Ценность истины — это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей в работе человеческого организма.

Ценность труда и творчества. Труд — естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами модульной программы развиваются целеустремленность, организованность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к физическому труду в частности.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе — это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживания чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через занятия на открытом воздухе в зимних условиях.

Ценность гражданственности — осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства, чувства ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через историю отечественного фигурного катания интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность смыслообразования — воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры и спорта для укрепления и сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности, организации здорового образа жизни.

Ценности человечества. Осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты освоения программы 

Личностные результаты. Отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
  • навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
  • готовность к личностному самоопределению;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
  • этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
  • положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты. Характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной деятельности. Это:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности в области вида спорта «фигурное катание на коньках»;
  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) во время занятий фигурным катанием на коньках с возможностями своего организма;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты работы.

Предметные результаты. Характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».

B результате освоения программы учащиеся должны:

  • иметь представление:
    – oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
    – о терминологии разучиваемых упражнений по фигурному катанию на коньках, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
    – об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
    – о причинах травматизма на занятиях физической культурой (фигурным катанием на коньках), в том числе о правилах его предупреждения.
  • знать:
    – основы обучения двигательным действиям средствами фигурного катания на коньках;
    – индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности во время занятий фигурным катанием на коньках;
    – способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования по фигурному катанию;
    – правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях фигурным катанием на коньках.
  • уметь характеризовать:
    – основы проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей и
    оздоровительной направленности;
    – особенности обучения и самообучения двигательным действиям, на занятиях фигурным катанием на коньках;
    – особенности различных физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
  • уметь определять:
    – объем двигательной подготовленности при занятиях фигурным катанием на коньках;
    – эффективность занятий физическими упражнениями, физическое состояние организма во время занятий фигурным катанием на коньках;
    – дозировку физической нагрузки физических упражнений во время занятий фигурным катанием на коньках.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль