Диагностическая беседа «Мой космос»

146

Процедура проведения диагностической беседы

Беседа относится к субъективным методам психологии, которые основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

Беседа «Мой космос» используется в работе с учащимися от 8 до 15 лет. Ориентирована на:

Для проведения беседы понадобятся: доска или лист бумаги А4, мелки разных цветов или набор цветных карандашей (по возможности близких к цветам М. Люшера). Беседа дает хороший результат вне зависимости от того, рисует ли учащийся свой космос на доске мелом или карандашами на бумаге. Если видны цвета рисунка, то понятнее эмоциональное состояние испытуемого на конкретный момент времени. Процесс рисования способствует самовыражению и самопониманию учащегося, наглядно демонстрируя его внутренний мир.

Структура диагностической беседы:

1. Создание рисунка «Мой космос». Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свой космос. Люди, которые тебя окружают в твоем космосе, выглядят, как планеты, кометы, метеориты или космические корабли…»

2. Беседа по рисунку — для уточнения того, какие объекты кого символизируют. На данном этапе педагог-психолог выделяет предполагаемые проблемные зоны. Важно: когда рисунок готов, необходимо воспринять его целиком.

3. Проверка в ходе беседы предположений педагога-психолога (соответствуют ли они действительности).

4. Уточнения по рисунку — что бы учащийся хотел изменить в своем космосе. Если ничего, то дальнейшее взаимодействие на данном этапе завершается. Если хочет, то либо ему дается другой лист, либо изменения вносятся в имеющийся рисунок. В случае если учащийся рисовал на доске, он стирает ненужное и перерисовывает то, что хочет изменить.

5. Анализ беседы с целью определения стратегии дальнейшей работы.

После проведения беседы рисунок отдается клиенту или стирается с доски.

Показатели и интерпретация в рамках диагностической беседы

Есть показатели, которые быстро проанализировать — кроме цвета и местоположения основного объекта (учащегося) на листе, в расчет принимаются:

1) кто чем в космосе является;

2) местоположение объектов относительно испытуемого;

3) цвет «космических» объектов — планет, комет, космических кораблей и проч.;

4) направление полета «космических» объектов — в какую сторону от испытуемого они «летят».

Цвет рисунка. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов.

Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности.

Использование одного цвета — о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Значения цветов (интерпретация по Люшеру):

1. Основные цвета:

  • синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
  • сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
  • оранжево-красный — силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
  • светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

2. Дополнительные цвета — малиновый, коричневый, черный, серый (нулевой). Эти цвета символизируют тревожность, стресс, переживание страха, огорчение.

Если, например, ракета, удаляющаяся от планеты учащегося, символизирует маму, да еще имеет серый цвет, можно предположить наличие проблем во взаимоотношениях. В дальнейшей беседе выясняется, что случилось в семье, и в зависимости от полученной информации выстраивается стратегия взаимодействия с ребенком и его семьей.

Местоположение объекта, обозначающего учащегося. В норме — когда рисунок находится посередине средней линии вертикально расположенного листа.

Расположенный ближе к верхнему краю рисунок (чем ближе, тем ярче выражено) говорит о высокой самооценке (норма — для учащихся начальных классов), недовольстве своим положением в обществе, недостаточности признания со стороны окружающих.

Расположение объекта в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка (норма для подростков), подавленность, нерешительность, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Примеры интерпретации рисунков учащихся разных возрастов  в рамках диагностической беседы

Рисунок 1 нарисовал учащийся 2-го класса, для поведения которого характерна вербальная и физическая агрессия по отношению к одноклассникам. Одна из задач педагога-психолога в этом случае — выяснение возможных причин агрессивного поведения.

Диагностическая беседа «Мой космос»

Мальчик изобразил себя и дедушку белым цветом, маму — красным, папу — синим; все помещены в одну ракету, летящую к планете, на которой живут инопланетяне.

Исходя из положения объектов и цветов, можно предположить, что мама — деятельная, активная, а папа — более спокойный и более близок к ребенку. Также дедушка близок к мальчику, но тот его иногда не слушается (выяснилось в ходе беседы). Есть вероятность того, что в семье произошла смена ролей у родителей.

Корабль находится в центре доски и стремится вверх — это говорит об отсутствии проблем с самооценкой.

На другом корабле поменьше летят тетя, а также родные брат и сестра мальчика. Факт того, что родные брат и сестра (младшие по возрасту) на рисунке помещены в другой корабль, — первый сигнал проблем в семье.

В ходе дальнейшей работы проясняются маршруты кораблей: оба корабля вылетели с Земли. Первый, в котором находился испытуемый, отправился играть с друзьями на планету слева. Второй — изучать синюю планету справа. После отлета первого корабля на красную планету с целью постройки магазина, второй прилетает на синюю планету поиграть.

В процессе беседы выясняем, хотелось ли испытуемому чаще встречаться со второй частью своей семьи. Мальчик сказал, что они встречаются на Земле время от времени, но маршрут встречи проложить не захотел. Это подтверждает первоначальное предположение о проблемах в межличностных отношениях в семье.

По итогам беседы сделан вывод об одной из вероятных причин агрессивного поведения — проблемы в межличностных отношениях в семье.

Рисунок 2 принадлежит учащейся 9-го класса, обратившейся с запросом на оказание помощи в понимании проблем в отношениях с одноклассниками.

Диагностическая беседа «Мой космос»

Задача педагога-психолога — выяснить возможные причины межличностных проблем.

Особенности рисования: сначала в центре листа учащаяся изобразила солнце — себя, затем начала штриховать от центра желтым и красным цветом, раскрашивать фон синими и малиновыми горизонтальными и вертикальными штрихами. Далее поверх фона были изображены планеты — значимые люди: мама и сестра красного цвета, друзья — зеленого, синего и желтого, знакомый — желтого. В конце работы на планетах размещены фигурки людей серого цвета и нарисованы длинные линии, пересекающие рисунок, — таким образом, учащаяся показала динамику внутреннего космоса.

Исходя из особенностей рисования, местоположения объектов и цветовой палитры рисунка сделаны следующие предположения:

1. Девочка воспринимает себя центром своего маленького космоса, все значимые люди крутятся вокруг нее. Скорее всего, это говорит об эгоцентризме.

2. Она старается удержать свои планеты-спутники вокруг себя, проявляя веселость (иногда наигранную), показывая стремление к общению. Из беседы выясняется, что это не срабатывает с подругой Настей, которая постепенно уходит из-под влияния.

3. Всё, что касается других людей, вызывает у учащейся смешанные чувства: с одной стороны, они для нее важны, а с другой — она, вероятно, не знает, что можно от них ожидать, и это вызывает у нее тревогу.

4. Отсутствие планеты отца говорит о том, что подросток воспитывается в неполной семье. Это, как правило, приводит к очень сильной потребности в любви.

По итогам рисования и анализа поведения девятиклассницы сделан вывод об одной из возможных причин проблем в межличностных отношениях — стремление быть в центре внимания, быть важной, любимой, нужной окружающим. Привлекая и удерживая друзей, учащаяся показывает себя с нехарактерной для нее стороны, — отсюда повышенная тревожность. Исходя из вышесказанного, любая попытка людей из ее круга найти новых друзей приравнивается к предательству.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль