Как проектировать программу формирования УУД для детей с ОВЗ?

1241

О.В. Науменко,кан. пед. наук, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Ю.В. Науменко,д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Основу предлагаемого авторами подхода по формированию УУД для детей с ОВЗ составляет уровневое понимание образовательного результата. Тот или иной уровень образовательного результата проецируется на различные группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Фактор стандартизации  в формировании УУД для детей с ОВЗ

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее — ФГОС) начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598, в основе их обучения лежат деятельностный и дифференцированный подходы. Это предполагает, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности и, соответственно, должно быть обеспечено разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ.

В контексте Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) под обучающимся с ОВЗ понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В рамках любой образовательной программы (в т. ч. программы формирования универсальных учебных действий, далее — УУД) должны быть созданы условия для роста творческого потенциала учащихся, развития познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в ходе учебно-познавательной деятельности.

Понятие адаптированной ООП в УУД для детей с ОВЗ

Одним из инструментов реализации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ является адаптированная основная образовательная программа (далее — АООП), которая разрабатывается на основе указанного стандарта с учетом индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся с ОВЗ. Программа обязательна для массовых (неспециализированных) школреализующих ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. В этом случае программа формирования УУД для обучающихся с ОВЗ становится частью содержательного раздела АООП.

Организационный контекст и требования УУД для детей с ОВЗ

Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
п. 28 ст. 2.

Программа формирования УУД для обучающихся с ОВЗ при получении начального общего образования должна содержать:

  • описание ценностных ориентиров содержания образования при получении НОО;
  • связь УУД с содержанием учебных предметов;
  • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ;
  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
  • описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Данный перечень требований закреплен ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в контексте четырех вариантов освоения АООП начального общего образования.

Вариант 1. Обучающийся с ОВЗ «получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ОВЗ, в те же сроки обучения (1-4-е классы)».

Вариант 2. Обучающийся с ОВЗ «получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. <…> пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5- е классы)».

Вариант 3. Обучающийся с ОВЗ (слепой или глухой, имеющий легкую умственную отсталость) «получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговым достижением <…> сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. <…> предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5-е классы)».

Вариант 4. Учащийся с ОВЗ (например, слепой или глухой и имеющий умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, а также тяжелые и множественные нарушения развития) «получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями <…> сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья. <…> предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1-6-е классы)».

Матрица распределения образовательных результатов в УУД для детей с ОВЗ

По каждому варианту реализации АООП начального общего образования во ФГОС для обучающихся с ОВЗ предусмотрены отдельные комплексы планируемых образовательных результатов. Матрицу распределения образовательных результатов, в т. ч. сформированных УУД, можно представить следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Матрица распределения образовательных результатов

Группа обучающихся с ОВЗ

Адаптированная основная образовательная программа

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Глухие обучающиеся

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

Слепые обучающиеся

Слабовидящие обучающиеся

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра предусмотрено сокращенное количество вариантов освоения АООП для детей с ОВЗ начального общего образования.

Для массовой школы более актуальным является первый вариант реализации АООП. Далее мы будем придерживаться именно его логики, характеризуя предлагаемую нами методику разработки программы формирования УУД.

Академический подход в разработке программы УУД для детей с ОВЗ

При описании компонентов и уровней сформированности УУД учащихся с ОВЗ возможны два подхода: академический и ситуативно-поведенческий.

Академический подход базируется на представлениях А. В. Хуторского2 о том, что компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Следовательно, УУД как аналог ключевых компетенций обучающихся может быть описано через взаимосвязанную систему знаний, умений и опыта деятельности. В результате мы приходим к следующему алгоритму структурирования УУД (табл. 2).

Таблица 2

Академический подход к проектированию УУД Уровни овладения УУД Структурные элементы Знания Умения-операции Опыт видов деятельности Базовый Знание как факт Определять, различать, выделять, получать Деятельность под руководством. Самостоятельность в типовых учебных ситуациях Повышенный Знание как понимание Интерпретировать, приводить примеры, анализировать, сравнивать Деятельность при неявном контроле. Самостоятельность в планировании Высокий Знание как готовность к объяснению Отбирать, создавать, предлагать, проектировать Самостоятельная деятельность. Готовность к организации деятельности другого Академический подход к описанию компонентов УУД с учетом уровня сформированности интересен тем, что позволяет реализовать принципы инклюзивной педагогики и прогнозировать освоение программы формирования УУД обучающимися с различными стартовыми возможностями. Вместе с тем если вести речь о реализации АООП, то целесообразность академического подхода можно и оспорить в силу сложности опосредования в конкретном программном продукте. Ситуативно-поведенческий подход в УУД для детей с ОВЗ Опыт педагогов-практиков, работающих с различными категориями обучающихся с ОВЗ, показал актуальность иного подхода, который условно можно обозначить как ситуативно-поведенческий подход. В его основе лежат идеи о том, что компетенция означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности. В рамках этого подхода УУД представляют собой интегративные характеристики качества подготовки учащихся, связанные со способностью целевого осмысленного применения ими комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного круга вопросов. Обращение к динамической модели формирования УУД необходимо с позиции интеграции соответствующей программы в учебный процесс. Обучающиеся с ОВЗ нуждаются в такой интеграции больше, чем нормативно развивающиеся сверстники, в силу специфики познавательной мотивации и возможных коммуникативных барьеров со сверстниками. На этапе первичного освоения УУД осуществляется его узнавание, т. е. формируется знание о том, что именно надо освоить. На полученной знаниевой основе раскрывается последовательность выполнения действий с привлечением примеров из реальной жизни и/или содержания изучаемой дисциплины. Далее отрабатывается умение проводить оценивание своих и чужих действий (поступков) на соответствие определенным эталонам (ценностям, правилам) при выполнении учебно-познавательных задач индивидуально или в коллективе. Стремление владеть тем или иным УУД — это попытка самостоятельно получить результат и/или внести коррективы в определенную деятельность для повышения ее эффективности. Завершением цепочки становится готовность выполнять определенные действия с минимальной поддержкой педагога. Обучающийся с ОВЗ демонстрирует убежденность в необходимости их совершения (в определенной последовательности, по заданным правилам, в соответствии с данными образцами) и с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей. Алгоритм применения ситуативно-поведенческого подхода в формировании УУД для детей с ОВЗ Покажем, как посредством динамической модели формирования УУД проектируется УУД «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме».

Этап-уровень 1. Знание правил построения речевого (и/или письменного) высказывания по дисциплине при ответе на вопросы педагога или самостоятельном рассказе.

Этап-уровень 2. Понимание смысла текстов различных стилей и жанров по дисциплине и готовность построения речевого высказывания по содержанию текста с учетом определенных правил.

Этап-уровень 3. Оценка собственных (и одноклассников) речевых (и/или письменных) высказываний по дисциплине на выполнение требований к передаче содержания текстов различных стилей и жанров.

Этап-уровень 4. Стремление помочь педагогу (и/или однокласснику) при построении речевого (и/или письменного) высказывания по дисциплине и при передаче содержания текстов различных стилей и жанров.

Этап-уровень 5. Готовность к самостоятельному построению речевого (и/или письменного) высказывания по дисциплине (с минимальной поддержкой педагога), а также при передаче содержания текстов различных стилей и жанров.

Последовательность указанных этапов позволяет педагогу осознать ценностные ориентиры образования для детей с ОВЗ и связь УУД с содержанием учебных предметов; более точно определить типовые (постоянно повторяющиеся) задачи (ситуации) формирования УУД на каждом учебном предмете и предметно (максимально конкретно) раскрыть преемственность формирования УУД.

Кроме того, ориентация на эту последовательность будет способствовать работе с познавательной мотивацией учащихся с ОВЗ. Наибольшую трудность, как известно, здесь представляет понимание результатов образования в комплексе с мотивационно-ценностными установками учащихся, их эмоциональным отношением к ситуативному контексту учебной деятельности.

Аспект мотивации в процессе формирования УУД учащихся должен учитываться на каждом этапе применения ситуативно-поведенческого подхода. Так педагог сможет добиться интегрированного эффекта своих действий. Связь с предметным содержанием В рамках ситуативно-поведенческого подхода значительно упрощается и описание «дорожной карты» формирования УУД по каждому предмету по годам обучения (табл. 3).

Таблица 3

Преемственность в распределении элементов УУД Предметная область Школа развития 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс 5-й класс Филология (русский язык и литературное чтение) З З З/П П/О О О/С Математика и информатика З З З/П П/О О О/С Обществознание и естествознание (окружающий мир) З З/П П/О О О/С С Основы религиозных культур и светской этики З З/П П/О О О/С С Искусство З З/П П/О О О/С С Технология З З/П П/О О О/С С Физическая культура З З/П П/О О О/С С Примечание. З — знание, П — понимание, О — оценка, С — стремление, Г — готовность. Отметим, что «двойной» уровень (например, З/П) предполагает, что на конец учебного года в классе обязательно будут учащиеся как с сформированностью УУД на уровне знания, так и с уровнем понимания. Выделенные уровни по годам обучения являются целевыми ориентирами для педагога. Предложенное нами распределение уровней сформированности УУД по годам обучения является примерным, т. е. может быть скорректировано с учетом особенностей отдельных групп обучающихся с ОВЗ. Организационные решения УУД для детей с ОВЗ Ориентируясь на предусмотренные ФГОС в адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ОВЗ варианты реализации АООП, можно прибегнуть к некому аналогу дифференцирования уже в части программы формирования УУД и выделить следующие группы обучающихся с ОВЗ:

  • обучающиеся, которые могут усвоить в полном объеме ФГОС начального общего образования в нормативные сроки при эффективной психолого-педагогической поддержке и коррекционной работе;
  • обучающиеся, которые при эффективной психолого-педагогической поддержке и коррекционной работе могут усвоить в полном объеме ФГОС начального общего образования в пролонгированные сроки;
  • обучающиеся, которые при эффективной психолого-педагогической поддержке и коррекционной работе не смогут усвоить в полном объеме ФГОС начального общего образования даже в пролонгированные сроки (фактически речь может идти об уровне функциональной грамотности);
  • обучающиеся, для которых целью образования является формирование жизненных компетенций (социализация в повседневности).

Для обучающихся первой и второй групп условно обязательным является достижение уровня сформированности УУД «оценка». У обучающихся с ОВЗ третьей группы в соответствии с требованиями стандарта формируются не УУД, а базовые учебные действия. Поэтому, по нашему мнению, для обучающихся третьей группы условно обязательным уровнем сформированности базовых учебных действий может быть уровень «понимание». Для обучающихся с ОВЗ четвертой группы в соответствии с требованиями стандарта программа формирования УУД не предусмотрена вообще. Несомненно, педагоги, должны и будут вести соответствующую требованиям стандарта работу, но она не подлежит контролю и оценке.

Оценка результатов организации УУД для детей с ОВЗ

Оценка сформированности УУД при ситуативно-поведенческом подходе может быть качественной (да/нет) и основываться на простом эмпирическом наблюдении за действиями обучающихся на уроке. Можно воспользоваться специально созданными листами наблюдения, где отражены все ранее обозначенные уровни освоения УУД.

Лист наблюдения для оценки уровня сформированности УУД у детей с ОВЗ при ситуативно-поведенческом подходе

Отметим, что проверку уровня сформированности УУД желательно осуществлять в рамках каждого учебного предмета, т. к. на разных предметах обучающиеся по-разному могут себя проявить. Средние обобщенные показатели будут намного объективнее.

Оптимальным вариантом является введение «недели экспертизы», во время которой педагог может диагностировать уровень сформированности УУД на разных предметах. Исходя из содержательных особенностей предмета и методики его преподавания, а также с учетом особенностей конкретных обучающихся для каждого предмета можно выделить свои УУД. В программе формирования УУД это может быть реализовано в виде схемы, раскрывающей связь УУД с содержанием учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (табл. 4).

Таблица 4  

Связь УУД с содержанием учебных предметов

Класс

Образовательные области
(учебные предметы)

Формируемые УУД

В том случае, если у обучающихся с ОВЗ формируются базовые учебные действия (третья группа), на каждом предмете педагог обязан формировать в полном объеме все эти действия.

Таким образом, программу формирования УУД для обучающихся с ОВЗ можно проектировать в логике ситуативно-поведенческого подхода, который позволяет охватить этой программой различные группы обучающихся с ОВЗ и обеспечить каждому из них индивидуальный уровень сформированности. Этапы-уровни освоения УУД: знание, понимание, оценка, стремление, готовность — являются здесь структурной основой, открытой для вариативного содержания программы и подбора оценочных средств.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль