Методы и приемы формирования универсальных учебных действий младших школьников

118

О.В. Кузнецова,зам. директора по УВР МОУ «Гимназия № 2», г. Вологда

В статье рассмотрены методы и приемы формирования универсальных учебных действий младших школьников. Предлагаемые рекомендации сопровождаются практическими примерами и приложениями.

Методы и приемы формирования действия оценки универсальных учебных действий младших школьников

Для организации деятельности учащихся по контролю, оценке и рефлексии собственных достижений по УУД (приложение 1) и трудностей целесообразно использовать дополнительные средства фиксации результатов оценочной деятельности, помимо традиционных дневников учащегося и тетрадей.

Как правило, результаты контрольно-оценочной деятельности учащихся фиксируются в тетрадях достижений и трудностей или рефлексивных тетрадях учащихся по каждому предмету отдельно. Целями ведения данных тетрадей являются:

  • фиксация качественных и количественных результатов ученика по предмету;
  • самоанализ и анализ достижений и трудностей ученика;
  • осуществление связи педагогов с родителями.

В тетрадь достижений учащихся помещаются:

  • стартовые, диагностические, самостоятельные и итоговые работы;
  • оценочные листы учеников по ФГОС, в которых фиксируются критерии оценки работы, самооценка и оценка учителя, проводится анализ результатов деятельности, анализ ошибок. Формы оценочных листов (приложение 2) могут варьироваться, потому что оценочная деятельность, как и любая другая, должна быть для учащихся интересной, разнообразной;
  • рефлексия выполненных работ (приложение 3);
  • работы над ошибками;
  • карта знаний по предмету;
  • графики, отражающие динамику развития ученика по сравнению с предыдущими периодами (приложение 4).

Кроме тетрадей достижений или рефлексивных тетрадей для фиксации личных достижений ученика использовалось портфолио. Технология портфолио — один из самых эффективных способов формирования навыков самооценки учащихся, развития у них рефлексивных, коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий (далее — УУД). Посредством портфолио не только фиксируются образовательные достижения учащихся, но и организуется их учет на уровне образовательной организации (далее — ОО). Использование портфолио, как и прочих форм оценки и учета образовательных результатов учащихся, регламентируется локальными актами.

Методы и приемы формирования действия коррекции универсальных учебных действий младших школьников

Работа над причинами ошибок. Такая работа проводится на учебных занятиях по работе над ошибками. Например, ученик допустил ошибку в слове «листва», написал «лества». Сказать, что это ошибка по невнимательности, означает назвать формальную причину. Для того чтобы выявить объективную причину, учащимся предлагается проанализировать способ написания орфограмм слабых позиций, исходя из которого, можно выделить такие причины ошибок:

  • ученик не заметил орфограмму;
  • ученик не смог подобрать проверочное слово и написал, как услышал;
  • ученик неверно подобрал проверочное слово, например, слово «лес» вместо «лист».

Анализируя причины ошибок, школьники учатся восстанавливать свой ход мыслей и находить место ошибки. Такая работа способствует формированию действий рефлексии, контроля и коррекции. Для того чтобы учащиеся научились выделять причины, необходимо побуждать их к поиску причин ошибки, советовать, какой материал им необходимо повторить, изучить.

Задания на осмысление причин сначала даются индивидуально, затем могут быть включены в групповую и парную работу. Для организации работы над ошибками используются специальные таблицы (приложение 5).

Предоставление выбора заданий на этапе коррекции ошибок. Данный прием применяется, когда учащиеся уже могут действовать более самостоятельно и осуществлять осознанный выбор.

Во время работы над ошибками учитель сначала организует анализ ошибок, а затем предоставляет возможность учащимся выбрать задания по устранению ошибок данного типа. Затем организуется обсуждение правильности сделанного выбора. Примерные вопросы: «Какие у тебя были ошибки?», «Какое задание ты выбрал для устранения своих ошибок?», «Какие умения ты усовершенствовал, выполняя данное задание?», «Почему ты выбрал это задание?», «Правильно ли ты сделал выбор?». Такая работа помогает учащимся делать осознанный, правильный выбор в коррекционной работе.

Задания на выбор правильного ответа. При выполнении данных заданий младшие школьники учатся замечать ошибки в рассуждении других учеников и стремятся не допускать их сами. Приведем пример таких заданий.

Пример
Ученики подбирали проверочные слова для слабой позиции в слове «п_ставил». Коля придумал слово «посмотрел», Таня предложила слово «повар», а Антон считает проверочным слово «поле». Кто из них прав? Почему?
Посоветуй тем, кто ошибся, что нужно выучить и повторить.

Анализируя данное задание, учащиеся вместе с учителем сначала выделяют операции способа:

  • найти, в какой морфеме пропущена слабая позиция;
  • подобрать проверочное слово с такой же морфемой в сильной позиции.

Далее учащиеся анализируют, в каком шаге алгоритма, кто из детей допустил ошибку: Антон — в определении морфемы, Коля — в определении позиции звука. Затем учащимся предлагается подобрать задания на коррекцию ошибок данного типа или составить свои задания.

Подобные задания, на наш взгляд, способствуют формированию действия коррекции и контроля, т. к. в ходе их выполнения учащимся необходимо найти ошибки, проанализировать их причины, поставить цель коррекции своих знаний, выбрать задания для устранения ошибок.

Прием «карта знаний» в универсальных учебных действиях младших школьников

Считаем важным остановиться отдельно на характеристике такого педагогического приема, как карта знаний. Составление карты знаний, как правило, начинается после проведения стартовой работы, в которую учитель включает задание на «разрыв» в знаниях. Подразумевается, что ученики не смогут его выполнить, т. к. у них недостаточно знаний. Продвинутые ученики отметят это задание знаком вопроса или знаком «ловушка», что будет свидетельствовать о сформированности действия контроля и умения определять границы своих знаний.

При анализе стартовых работ выявляется данное задание, формулируется причина, по которой обучающиеся не смогли выполнить его правильно. Учитель задает вопросы: «Что мы должны узнать?», «Каких знаний нам недостает?», «Как вы думаете, что мы будем изучать в этом году?». Совместно с обучающимися формулируются проблема или вопросы по теме, которые фиксируются на карте знаний в виде модели, схемы. Далее по мере изучения материала карта знаний наполняется новым содержанием в виде схем, моделей, таблиц. Стрелками фиксируется ход изучения материала.

Карта знаний может находиться не только у учителя на доске, каждый ученик может вести собственную карту. В таком случае ученик имеет возможность на карте знаний выполнять самооценку знаний и умений по темам при помощи знаков, цвета и т. д. Например, ученики гимназии используют на карте знаний следующие обозначения: зеленый цвет — «знаю, понимаю материал, могу объяснить», желтый — «знаю, понимаю», красный — «не знаю, не понимаю». Эту информацию анализирует учитель, после чего планирует дифференцированное закрепление по теме и определяет дату проверочной работы. Приемы работы по карте знаний, обобщенные в ходе опытно-экспериментальной работы, представлены в табл. 2.

Таблица 2
Приемы работы по карте знаний

Приемы

Особенности деятельности

Значение приема

Формируемые УУД

Формы организации деятельности

Планирование работы по теме

Формулировка познавательных вопросов по теме, фиксация их в знаковой форме; ранжирование вопросов по важности

Развитие действия планирования, прогнозирования. Развитие познавательного интереса

Регулятивные (планирование). Познавательные (логические операции, моделирование)

Групповая

Работа с деформированной картой знаний

Учащимся выдаются части карты вразбивку. Учащиеся должны восстановить ход изучения материала, расположить действия по порядку

Повторение материала, восстановление логики в изучаемом материале

Регулятивные (рефлексия). Познавательные (логические операции)

Групповая Парная. Индивидуальная

Составление карты знаний по изученной теме

На обобщающем уроке учащиеся создают карту знаний по теме

Обобщение знаний по теме, развитие действия моделирования

Познавательные (работа с информацией).
Регулятивные (рефлексия)

Групповая

Самооценка умений

Учащиеся оценивают свои знания и умения по изученному материалу при помощи знаков и символов

Анализ достижений, выявление трудностей, планирование работы по корректировке

Регулятивные (контроль, оценка, коррекция)

Индивидуальная

Повторение ранее изученного материала

Опираясь на карту знаний, обучающиеся рассказывают, что они изучили

Повторение материала, составление устного ответа по теме

Познавательные (логические, работа с информацией). Регулятивные (рефлексия) и коммуникативные (составление высказывания)

Фронтальная

Карта знаний на разных этапах учебного года выполняет разные функции. Во время стартовой фазы учебного года она помогает повторить, актуализировать материал прошлого года. На основе данной карты обучающиеся могут составить карту повторения изученного материала, где отражаются темы, которые вызывают затруднение у детей. На этапе закрепления, отработки материала карта знаний играет роль зрительной опоры, помощника в работе. На этапе коррекционной работы карта знаний позволяет систематизировать и обобщить изученное.

Пример
Для формирования регулятивных УУД используются следующие формы карты знаний:

• карта в виде схемы, отражающей ход изучения материала;
• карта, похожая на географическую карту, где в соответствии с изученным материалом обозначаются «географические объекты». Например, ученики 3-го класса спроектировали карту знаний, где были Город Суффиксов, Село Приставок, Деревня Родственных слов и т. д. Такая творческая работа не только позволяет спланировать работу по изучению русского языка, но и способствует развитию фантазии, творчества детей.

Подводя итог, отметим, что формирование коммуникативных УУД у младших школьников — важный и ответственный процесс. От его эффективности зависит, в конечном счете, научатся или нет младшие школьники учиться, перейдут они на следующий уровень общего образования с опытом самоуправления учебной деятельностью или без такого опыта.

Приложение 1

Проверочная работа по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (3-й класс)

Содержание регулятивных действий

Прогнастическая оценка ученика

Задания

Самооценка ученика

Оценка учителя

Определение слабой позиции в окончании слов-действий

Прочитай слова, выдели окончания слов-действий только в слабой позиции:прилетает, найдешь, приходится, глотают, сидит, хохочете

Определение спряжения глагола по ударному личному окончанию

Определи спряжение по ударному личному окончанию: цветет, ждут, летят, свистят, молчишь, пьют, мету, крадется

Образование формы инфинитива

Рядом с каждым словом образуй и запиши инфинитив:замечает — заметит —протирают — читают —облетают — облетят —

Определение характера основы глагола

Определи вид основы у слов-действий: ищет — передаешь —положу — cкажу — смотришь —собираешь —

Определение спряжения глагола

Определи, к какому спряжению относится каждое из слов-действий. Номер спряжения впиши в скобки: терпеть (), читать (), находить (), рисовать (), держать (), подарить (), просить (), решать ()

Обозначение орфограмм глаголов

Вставь пропущенные буквы, где необходимо: Девочки кле_т, послуша_шь музыку, мальчики бор_тся, леп_т снеговика, воробей чирика_т, умывают(?)ся с мылом, смотр_м на небо, _береж_те книгу, увидет(?)ся с друзьями, услыш_ш_ песню соловья, отреж_те хлеб, плава_т вдоль берега, раскол_ш_ бревно, собирает(?)ся на работу, собират(?)ся на работу, сомневает(?)ся в ответе, сомневат(?)ся в ответе

 
Приложение 2

Образцы оценочных листов

Простой оценочный лист по русскому языку для 1-го класса

Самоанализ проверочной работы по теме «Значения слов»

Прочитай внимательно и подчеркни то, что относится к твоей работе:
1. Я верно определил значения слов.
2. Я допустил ошибки в определении значений слов.
3. Я правильно составил схемы предложений.
4. Я допустил ошибки, составляя схемы предложений.
5. Я умею выделять служебные слова.
6. Я допускаю ошибки в предложениях со служебными словами.
7. Я исправил все ошибки.
8. Я пропустил некоторые ошибки.
9. Я верно составил предложения по схеме.
10. Я затруднился составить предложение по данной схеме.
11. Мне было трудно работать.
12. Я легко справился с работой.

Усложненный (критериальный) оценочный лист

Критерии оценки

Задания

Самооценка ученика

Оценка учителя

Умение различать группы имен существительных по грамматическим значениям

Проанализируй грамматические значения данных имен существительных и найди в каждой строке лишнее слово: ворота, сливки, сапоги, босоножки; плакса, недотрога, невежда, школьница; кино, домино, весло, пальто

Усложненный оценочный лист с прогностической оценкой учащегося

Критерии оценки

Прогнастическая оценка ученика

Задания

Самооценка ученика

Оценка учителя

Умение различать позиционные и непозиционные чередования звуков

Выпиши пары слов, в которых звуки позиционно чередуются: лук-лак, слон-слоны, сом-сам, сом-сомы

Комплексный оценочный лист

Используется для анализа достижений ученика за определенный учебный период

Критерии оценки

Самооценка
ученика

Оценка
учителя

Умение писать под диктовку текст с изученными орфограммами

Умение разбирать слова по составу

Умение определять количество звуков и букв

Умение выделять в предложении подлежащее и сказуемое

Уровневый оценочный лист

Критерии оценки

Знаю, понимаю,
могу объяснить другому

Знаю, понимаю,
объяснить другому затрудняюсь

Не знаю,
не понимаю

Умение определять падеж

Умение определять спряжение глаголов

 
Приложение 3

Образец рефлексивного листа
(на примере анализа предметных результатов по русскому языку за I полугодие 2-го класса)

Предметные умения

Оценка

Отличать слова-синонимы и омонимы

н________с_________в

Выделять части слова: окончание и основу

н________с_________в

Замечать в словах позиционное чередование звуков

н________с_________в

Различать слабые и сильные позиции звуков

н________с_________в

Писать с пропусками слабых позиций

н________с_________в

Подбирать проверочные слова, изменяя слово по числу, падежу, роду или лицу

н________с_________в

Писать без пропусков, проверяя ОПС

н________с_________в

Аккуратно оформлять свою работу

н________с_________в

Участвовать в дискуссии

н________с_________в

Работать в группе

н________с_________в

Составлять модель по изученному материалу

н________с_________в

Работать с тетрадью открытий

н________с_________в

Примечание. Н — низкий уровень, С — средний, В — высокий.

У меня хорошо получается ____________________________________________________________.
Мне нужно учиться__________________________________________________________________.
Мнение учителя____________________________________________________________________.
Мнение родителей___________________________________________________________________.
Качество знаний за I полугодие:
прогноз-оценка ______________________итоговая оценка__________________________________.

Методы и приемы формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приложение 4

Рефлексивная карта1

В 1-й четверти 3-го класса мои результаты по сравнению со 2-м классом стали по математике (выше, ниже (выбери ответ)) ____________________, по русскому языку _______________, по литературному чтению __________________, по окружающему миру ________________, по английскому языку ______________________, потому что ___________________________________.
Во 2-й четверти я планирую получить по математике __ %, по русскому языку ___ %, по литературному чтению ___ %, по окружающему миру __ %, по английскому языку __ %. Для этого мне необходимо: __________________________________________________.

Приложение 5

Организация работы над ошибками

Таблица для работы над ошибками на уроках русского языка

Пишу правильно

Тип ошибки или тип орфограммы

Причинаошибки

Подобный пример

Листва

Безударный гласный, (лист)

Неправильно подобрал
проверочное слово

Лесной — лес.
Листва — лист.
Песенный — песня

Таблица для работы над ошибками на уроках математики

Как я действовал

Как надо было действовать

Причина ошибки

Подобный пример

825 = 800 2 5

825 = 800 20 5

Перепутал разряд десятков и единиц

937 = 900 30 7



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль