Курс «Обучение грамоте» в начальной школе

152

А.О. Забоева,учитель начальных классов МАОУ Прогимназия № 81 г. Сыктывкара

Обучение грамоте  в начальной школе— важнейший этап. Мы делимся опытом реализации образовательной программы по соответствующему курсу. Приводятся примеры дидактического инструментария учебных занятий  по обучению шрамоте в начальной школе и их календарно-тематическое планирование.

Систематическое изучение русского языка и литературного чтения в начальной школе начинается в период обучения грамоте. Уже в этот период закладываются основы знаний разделов русского языка и литературного чтения как условия последующего успеха в достижении целей уроков русского языка и литературного чтения. Он будет зависеть именно от того, что и как преподносилось первоклассникам на уроках обучения грамоте.

Обучение грамоте в начальной школе: подходы к календарно-тематическому планированию курса

Составляя календарно-тематическое планирование (далее — КТП) по курсу «Обучение грамоте», педагоги могут столкнуться с рядом проблем, в частности с проблемой формулировок тем по чтению и письму (теоретическая часть КТП). Проблема решается достаточно просто, если в методической литературе заимствовать (корректно, с соблюдением авторских прав) варианты формулировок. Гораздо сложнее ситуация обстоит с практической частью КТП по курсу «Обучение грамоте». Хороших примеров здесь немного, и на педагога ложится вся ответственность за содержание этой части. Мастерство педагога будет играть в этом определяющую роль.

Обучение грамоте в начальной школе: содержимое практической части

Показателем качества практической части КТП курса «Обучение грамоте» служат включаемые в нее дидактические материалы. Их можно условно разделить на следующие группы:

  • обучающие тесты по чтению (работа с текстом); обучающий тест «Азбука»;
  • итоговый контрольный тест по чтению (работа с текстом);
  • итоговый контрольный тест «Азбука»;
  • проверочное списывание;
  • проверочные диктанты;
  • материалы для проверки техники чтения;
  • словарные диктанты;
  • произведения для чтения наизусть из «Азбуки».

Обучение грамоте в начальной школе: назначение и варианты обучающих тестов

Обучающие тесты в курсе обучения грамоте направлены на подготовку первоклассников к итоговым контрольным тестам по курсу. Методика работы с обучающими тестами может быть разной. Можно предложить учащимся сначала выполнить всю работу самостоятельно, а затем выполнить фронтальную проверку; можно проверять фронтально каждое отдельно выполненное задание в работе или дать выполнить работу в группах, а затем провести фронтальную проверку; можно дать тест на дом, а потом в классе выполнить фронтальную проверку.

Проверку результатов обучающих тестов рекомендуем осуществлять публично, т. к. в этом случае работает принцип взаимообучаемости. Преимущества такого вида работы, как обучающие тесты (приложения 1, 2), заключаются в том, что тексты и задания к ним учитель выбирает по своему усмотрению, с учетом читательских интересов первоклассников, пробелов в их знаниях. Кроме того, обучающие тесты могут иметь немалый воспитательный эффект, если подбирать для них материал с глубоким нравственным смыслом.

Обучение грамоте в начальной школе: словарная работа с учащимися

Важное значение в курсе «Обучение грамоте» отводится словарной работе. Ее цель — разгрузить уроки русского языка в первом классе. Примерно половина слов (приложение 3) с непроверяемыми написаниями, которые учащиеся должны будут знать по окончании первого класса, осваивается уже в период обучения грамоте. Следует отметить, что словарные слова включаются в программу сразу после изучения соответствующих букв.

Для организации словарной работы используются различные формы. Например, учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, воробья, зайца, девочки и др.), а ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки. Можно вывесить карточку с написанным на ней словом (орфограмма, которую надо запомнить, выделена красным цветом; если это безударная гласная, то ставится ударение). Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании. Еще один вариант — предложить учащимся решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее учащиеся записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить. Эффективен и такой вид словарной работы, как подбор однокоренных слов с элементарным лексическим анализом словарного слова.

Обучение грамоте в начальной школе: проверочные работы по разделам курса

Проверочные работы по разделам курса «Обучение грамоте» целесообразно подвергать спецификации. Спецификация — это выделение элементов содержания, подвергаемых оценке, и соотнесение их с тем или иным заданием проверочной или контрольной работы. Спецификация позволяет вести дальнейший учет оценочной информации. Образец представлен в таблице.

Вариант спецификации проверочной работы по курсу «Обучение грамоте»

Проверяемое умение

Номера заданий

Определение жанра произведения

5

Определение темы произведения

1

Вычитывание из текста нужной информации

4

Подбор заголовка к тексту

6

Определение характера героев

2

Определение последовательности интонаций в тексте

3

Оформление обложки книги

7

Промежуточное оценивание результатов освоения учащимися курса «Обучение грамоте» нетождественно промежуточной аттестации, функции которой выполняет итоговая работа за весь курс1.

Разработка материалов для промежуточной оценки предполагает включение в КТП (приложение 4) произведений из «Азбуки». Делается это с целью использования художественного материала учебника, который позже уже не встретится. Кроме того, это дает учащимся возможность проявить себя творчески уже в первые дни обучения в школе, продемонстрировать свою память, выступить на публике.

Приложение 1

Обучающий тест «Азбука»

1. Подчеркни в словах буквы гласных звуков:

Юля     куртка     сочный     вьет     объезд

2. Подчеркни в словах буквы согласных звуков:

широкий     курица     конь

3. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв не совпадает:

коньки     мышь     рука     яма

4. Подчеркни одной чертой слово, в котором один слог, двумя чертами — два слога, тремя чертами — три слога:

карандаш     майка     ночь     занавеска     бьет

5. Подчеркни в словах буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме:

польза     мир     Люба     весна     застрял

6. Поставь в словах ударение:

город     городить     городской

7. Продолжи ряд слов:

стол, столовая, _____________________________________________________________________

8. Прочитай словосочетания, вставь пропущенные буквы в слова:

ч_мазый мальчик
выйти на улицу без плащ_
ж_вет в лесу
стуч_ть по крыше
ш_ть платье
зайдем в рощ_

9. Подчеркни однокоренные слова:

рисовать     рисовая     разрисованный     рисунок

10. Поставь в конце каждого предложения подходящий знак:

Ты пойдешь гулять вечером
Как здорово было в лесу
Скоро наступит зима

11. Допиши предложения:

Мою маму зовут _________________________________________________________________
Моя фамилия ___________________________________________________________________
Моего друга зовут _______________________________________________________________
Я мечтаю съездить в город _________________________________________________________
Если бы у меня была кошка, я бы назвал(а) ее __________________________________________
Если бы у меня был попугай, я бы назвал(а) его ________________________________________

12. Отметь, что является текстом, а не отдельными предложениями:

Ребята пришли в школу. Кошка Мурка спит. Мне купили новый велосипед.
Зима. Деревья надели снежные шапки. Мороз сковал реки и озера.

Приложение 2

Анализ обучающего теста «Азбука»

1. Количественный анализ

Класс __________________________

Учитель ________________________

Коли-
чество
учащихся

Количество
учащихся,
выпол-
нивших
работу

Результаты

Показатель
качества

«5»
96-
100%

«4»
75-
96%

«3»
60-
75%

«2»
< 60%

Успе-
ваемость, %

Каче-
ство,%

Уро-
вень
обучен-
ности

Сред-
ний
балл

2. Качественный анализ

Умения

Количество
учащихся,
допустивших
ошибки

Фонетика

Умение находить в словах буквы гласных звуков

Умение находить в словах буквы согласных звуков

Умение соотносить количество букв и звуков в словах

Умение определять количество слогов в словах

Умение определять в словах буквы, указывающие на мягкость согласных звуков

Умение ставить ударение в словах

Состав слова

Умение образовывать однокоренные слова

Умение находить среди слов однокоренные

Орфография

Умение писать слова с изученными орфограммами ча — ща, чу — щу, жи — ши

Умение верно оформлять на письме имена собственные

Предложение

Умение ставить в конце предложения знак в соответствии с интонацией

Текст

Умение отличать текст от набора предложений

Приложение 3

Список словарных слов для освоения младшими школьниками в период обучения грамоте

Молоко. Корова. Собака. Береза. Ребята. Карандаш. Пенал. Ученик. Фамилия. Воробей. Ворона. Сорока. Класс. Тетрадь

Приложение 4

Календарно-тематическое планирование курса
«Обучение грамоте»

В процессе разработки КТП использовались следующие источники:

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011.

2. Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: Пособ. для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. М.: Просвещение, 2014.

3. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

4. Климанова Л.Ф. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: Пособ. для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. М.: Просвещение, 2013.

5. Шубина Г.В. Тесты по литературному чтению. 1 класс: К учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградской «Литературное чтение». М.: Издательство «Экзамен», 2015.

Первый триместр (53 учебных дня)
Добукварный период (20 ч 28 ч)


урока

Тема урока по чтению,
страницы в «Азбуке» (ч. 1) с практической частью
Раздел «Давайте знакомиться» (20 ч)

Дата


урока

Тема урока по письму,
страницы в рабочей тетради
«Рисуй, думай, рассказывай»
с практической частью (28 ч)

Дата

Сентябрь, 1-я неделя

1

День Знаний. Вводный урок. Мир общения
(с. 3–5) CD2

1

«Новые друзья».
Гигиенические требования.
Раскрашивание, обведение (с. 3–5)

2

Мы теперь ученики. Культура общения
(с. 6–7)

2

«Что в центре?»
Ориентировка на листе.
Обведение фигур по образцу (с. 6–7)

3

«Сравни».
Форма и количество фигур.
Прямые и наклонные линии (с. 8–11)

Сентябрь, 2-я неделя

3

Книжки — мои друзья (с. 8–9)

4

«Сравни».
Форма и количество фигур.
Прямые и наклонные линии (с. 8–11)

4

Слово в общении. Важно не только, ЧТО сказать, но и КАК сказать (с. 10–13)

5

«Определи направление».
Определение направления с помощью жеста,
замена жеста стрелкой (с. 12–15)

6

«Найди пару». «Лото».
Классификация.
Рабочая строка.
Письмо наклонных и прямых линий.
Усвоение последовательности действий при письме с образца

Сентябрь, 3-я неделя

5

Помощники слОва в общении. Страшный зверь CD (с. 14–15) 

7

«Целое и часть» (анализ графической формы).
Параллельные линии.
Обведение образца (с. 20–23)

6

Мы пришли в театр (с. 16–17)

8

«Целое и часть» (анализ графической формы).
Параллельные линии.
Обведение образца
(с. 20–23)

-

9

«Головоломки». «Веселые превращения».
Развитие фонематического слуха.
Упражнения на развитие воображения.
Написание элементов печатных букв (с.  24–27)

Сентябрь, 4-я неделя

7

Общение без слов. Как понять животных? CD (с. 18–23)

10

«Головоломки». «Веселые превращения».
Развитие фонематического слуха.
Упражнения на развитие воображения.
Письмо элементов печатных букв (с. 24–27)

8

Разговаривают ли предметы?
CD (с. 24–25)

11

«Сравни дома». «В походе».
Тематическая классификация.
Развитие фонематического слуха.
Письмо элементов печатных букв.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 28–31)

12

«Сравни дома». «В походе».
Тематическая классификация.
Развитие фонематического слуха.
Письмо элементов печатных букв.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 28–31)

Октябрь, 5-я неделя

9

Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении CD (с. 26–29). Проверка техники чтения № 1/13

13

«На коньках».
«На волнах».
Развитие фонематического слуха.
Прямые и наклонные линии, длинные и короткие линии. Классификация. Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 32–35)

10

В Цветочном городе. Знаки охраны природы CD (с. 30–33)

14

«На коньках». «На волнах».
Развитие фонематического слуха.
Прямые и наклонные линии, длинные и короткие линии.
Классификация. Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 32–35)

15

«Мы рисуем».
Тематическая классификация.
Развитие воображения. Развитие фонематического слуха. Развитие цветовосприятия. Письмо элементов печатных букв (с. 36–37)

Октябрь, 6-я неделя

11

Как найти дорогу? Дорожные знаки (с. 34–37)

16

«Под грибом» «Сравни и подумай».
Развитие воображения. Нахождение закономерностей.
Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв (с. 38–39)

12

Удивительная встреча. Звездное небо
(с. 38–39)

17

«Мы — спортсмены». «Кто построил домики?»
Классификация (виды спорта).
Развитие фонематического слуха как подготовка к звуковому анализу.
Обведение образцов.
Письмо элементов печатных букв (с. 40–43)
Этнокультурный компонент: спорт, знаменитые спортсмены региона

18

«Мы — спортсмены». «Кто построил домики?»
Классификация (виды спорта).
Развитие фонематического слуха как подготовка к звуковому анализу. Обведение образцов.
Письмо элементов печатных букв (с. 40–43)
Этнокультурный компонент: знаменитые спортсмены региона

Октябрь, 7-я неделя

13

Загадочное письмо
(с. 40–41)

19

«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке».
Слова-названия предметов.
Логические упражнения.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 44–47)

14

Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов CD
(с. 42–45)

20

«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке».
Слова-названия предметов.
Логические упражнения.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 44–47)

21

«Прогулка в парке». «Знаки в городе».
Классификация, обобщение.
Письмо элементов печатных букв.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 48–53)
Этнокультурный компонент: парки региона

Октябрь, 8-я неделя

15

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов CD (с. 46–49)

22

«Прогулка в парке».«Знаки в городе».
Классификация, обобщение.
Письмо элементов печатных букв.
Усвоение последовательности действий при письме с образца (с. 48–53)
Этнокультурный компонент: парки Сыктывкара

16

Твердые и мягкие согласные. Модели слов
(с. 50–51)

23

«Подумай и сравни».
Классификация. Звуковой анализ слов.
Письмо элементов письменных букв (с. 54–57)

24

«Подумай и сравни».
Классификация. Звуковой анализ слов.
Письмо элементов письменных букв (с. 54–57)



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль