Всемирный день борьбы с туберкулезом в детском туберкулезном санатории

220

Техеда Н.И.,старший воспитатель филиала Детский санаторий ГКУЗ «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы»

Филиал Детский санаторий ГКУЗ «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы» (далее — Детский санаторий) ведет историю с 1946 г. За это время сложилось множество добрых традиций. Одна из них — празднование Всемирного дня борьбы с туберкулезом.

Важная роль в формировании традиции принадлежит главному врачу детского санатория Л. И. Зрячкиной и завучу школы, учителю русского языка и литературы В. П. Брыкиной.

На протяжении многих лет традиция празднования 24 марта Всемирного дня борьбы с туберкулезом поддерживается коллективом Детского санатория.

Цели и задачи празднования Всемирного дня борьбы с туберкулезом в детском туберкулезном санатории

Цели и задачи, которые стоят перед коллективом, направлены:

  • на формирование навыка здорового образа жизни (далее — ЗОЖ);
  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью;
  • активизацию в детях интереса приобретения необходимых знаний в области лечения и профилактики заболевания;
  • развитие мотивации к прохождению лечения и укрепление веры в полном излечении от болезни.

Часто у детей возникает вопрос: «Почему именно я болен?». Кто-то, наоборот, считает, что здоров и никакого лечения не нужно. Дети разные, вопросы разные, ситуации разные.

Недостаточно просто дать знания, например, рассказать о заболевании. Важно сформировать у ребят навык ЗОЖ, мотивацию к прохождению лечения. Но сделать это на одном мероприятии невозможно. Поэтому ему предшествует обширная поэтапная работа.

Предварительный этап празднования Всемирного дня борьбы с туберкулезом в детском туберкулезном санатории

1-й этап — исторический экскурс.

Ребят знакомят с историей Детского санатория, возникновением заболевания, важными моментами в развитии медицины, подводя к тому, что туберкулез излечим.

2-й этап — психологическая работа. Многие дети сталкивались со смертью близких людей от туберкулеза. Кто-то находится под влиянием общественного мнения о том, что туберкулез — постыдное заболевание социально незащищенных слоев населения.

Категории детей (по отношению к заболеванию):

  • воспринимающие лечение как суровую необходимость, «смирившиеся» (20–25%). О лечении должны знать все: что назначено, для чего, как долго;
  • не считающие себя больными (35–45%). Часто обвиняют врачей, родителей, педагогов в том, что они сюда попали, считают это ошибкой, обижаются, когда им говорят о болезни, при поступлении плачут. К процедурам относятся критически («Мне это не надо, я здоров»), необязательны в приеме лекарств. Эта группа детей нуждается в разъяснении причины поступления на лечение. Используются разнообразные формы просветительной работы о туберкулезе, причинах заболевания, способах лечения, профилактике. Разъясняется, какое влияние оказывают различные виды терапии.
  • дети-сироты, из детских домов и интернатов. К лечению относятся безразлично, зачастую курят, нарушают режим, чтобы подчеркнуть независимость. Конфликтны, агрессивны, но очень ценят внимание, ласку, оттаивают душой.

Работа психолога заключается:

  • в проведении коррекционных занятий, направленных на развитие личностной сферы детей (работа с эмоциями) в индивидуальной форме;
  • снятие агрессивных тенденций, тревожности;
  • развитие стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях, при конфликтах.

Основной этап празднования Всемирного дня борьбы с туберкулезом в детском туберкулезном санатории

3-й этап — проведение месячника «Санаторий — территория здоровья» (приложение), приуроченного к Всемирному дню борьбы с туберкулезом: конкурсы, соревнования, викторины, тематические классные часы по проблемам здоровья и здорового образа жизни.

Чтобы достичь поставленной цели, мероприятия должны быть интересными для подростков. Участвуя в конкурсах-проектах «А знаете ли вы?», обучающиеся совместно с педагогами находят ответы на важные вопросы. Собирая информацию и реализуя ее в своих проектах, они одновременно включают в обсуждение сверстников.

Работая в группах, подростки готовят сообщения, плакаты, ситуации для обсуждения.

Приложение

Примерный план недели здоровья в рамках месячника «Санаторий — территория здоровья»

Дни недели

Содержание работы

Ответственные

Понедельник

Утро: интерактивный классный час на тему «Здоровый образ жизни». Вечер: день корреспондента. Интервью с врачами «Как вы пришли в профессию?»

Классные руководители, воспитатели отделений

Вторник

Утро: линейка, посвященная неделе здоровья; спортивно-развлекательная программа «Веселые старты». Вечер: акция «Белый цветок жизни»

Старшая вожатая, инструктор по физической культуре, воспитатели отделений

Среда

Утро: презентация «Физика в медицине», итоги проектной деятельности. Вечер: встреча с фтизиатрами «Вы спрашиваете, мы отвечаем»

Учитель физики, врачи-фтизиатры

Четверг

Утро: итоги конкурса агитплакатов «Мы победим туберкулез». Вечер: фитнес-марафон

Старшая вожатая, педагоги, инструктор по физической культуре

Пятница

Утро: игра «Что? Где? Когда?». Вечер: скандинавская ходьба «Вперед за тренером»

Старшая вожатая, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Суббота

Утро: выпуск журнала «Здоровье». Вечер: дискотека «Танцуй, пока молодой!». Церемония награждения номинантов: лучший выпуск журнала «Здоровье»; лучший дизайн-проект; лучший корреспондент

Воспитатели

Воскресенье

Утро: линейка, посвященная закрытию недели здоровья

Старшая вожатая

Игра «Коробка знаний»

В рамках месячника «Санаторий — территория здоровья» проводится игра «Коробка знаний».

Материалы и оборудование: коробка с надписью «Знания», разноцветные шары (красный, желтый, зеленый), карточки с вопросами, музыкальное сопровождение, призы.

Жюри: врачи-фтизиатры.

Цель игры: закрепить ранее полученные знания об истории заболевания, о величайших открытиях в медицине, мерах профилактики и лечения туберкулеза.

Ведущий: «В коробке находятся шары красного, желтого, зеленого цветов. Цвет шара соответствует категории вопросов, на которые необходимо дать правильные ответы».

Ведущий предлагает группе разделиться на команды и по очереди доставать шары из коробки. Та команда, которая дает больше всего правильных ответов, побеждает и получает призы.

Желтый шар. Категория вопросов: «Как можно заразиться туберкулезом?»:

  1. Основной источник заражения туберкулезом — это… (человек, который болеет туберкулезом легких.)
  2. Возбудитель туберкулеза передается… (воздушно-капельным путем.)
  3. Возбудитель туберкулеза передается, когда больной человек… (кашляет, чихает, кричит или поет. В воздух выделяются капельки с микобактериями туберкулеза, а другой человек их вдыхает.)
  4. Где можно заразиться туберкулезом? (При прямом контакте с больным туберкулезом легких, в замкнутом пространстве, например в транспорте, где побывал больной.)
  5. Заразиться туберкулезом — значит ли это заболеть и почему? (Нет, не значит. У каждого человека существует врожденный иммунитет к туберкулезу, который объясняется рядом иммуногенетических факторов. Кроме этого, есть приобретенный иммунитет, который формируется с помощью вакцины.)

Красный шар. Категория вопросов: «Кто может заболеть туберкулезом?»:

  1. Люди какого социального статуса болеют туберкулезом? (Туберкулез поражает людей независимо от их социального статуса.)
  2. Какие категории людей больше подвержены инфекции? (Дети, подростки, пожилые люди, люди с хроническими заболеваниями.)
  3. Какая система организма контролирует инфекцию? (Здоровая иммунная система человека успешно контролирует инфекцию.)
  4. Что происходит при ослаблении иммунитета? (При наличии туберкулезной палочки в организме болезнь начинает активно развиваться.)

Зеленый шар. Категория вопросов: «История»:

  1. Как называли туберкулез в XVIII—XIX вв.? (Чахотка.)
  2. В произведении какого русского писателя отражена тема чахотки? (Достоевский.)
  3. Какой известный русский писатель умер от туберкулеза? (Чехов.)
  4. Как вы думаете, что было запрещено больным туберкулезом в Древней Индии? (Вступать в брак.)
  5. Какой цветок является символом борьбы с туберкулезом? (Ромашка.)

Игра «Пазл»

Хорошо зарекомендовала себя игра «Пазл».

Описание: 2 листа картона размером А3. Один выступает в роли панно и содержит деление на сегменты с нумерацией вопросов. На второй нужно наклеить картинки с ответами и разрезать его на части — пазлы (таблица). Ведущий задает вопросы. Обучающиеся находят пазлы с правильными ответами и кладут их на панно, постепенно заполняя его.

№ 

Вопросы

Ответы

1

Как обнаружить туберкулез?

Чаще всего для выявления туберкулеза легких применяется флюорография. Флюорографическое
обследование грудной клетки можно сделать в поликлинике по месту жительства (рекомендуется
проходить ежегодно). Для своевременного выявления инфицирования туберкулезом всем детям и подросткам
в России ежегодно проводится туберкулиновая проба Манту. Важно! При первых подозрениях на заболевание необходимо обратиться к врачам — участковому терапевту и специалисту-фтизиатру

2

Как вы думаете, в каком веке родилась наука о туберкулезе?

XIX век. Когда Кох открыл микробактерию

3

Почему возбудителя туберкулеза прозвали «палочка Коха»?

Микобактерию, возбудителя туберкулеза, которую впоследствии прозвали «палочкой Коха»,
открыл немецкий ученый Роберт Кох. Через 29 лет за открытие он получил Нобелевскую премию

4

Кто такой Вильгельм Рентген?

Вильгельм Рентген открыл лучи, способные диагностировать туберкулез

5

Излечим ли туберкулез?

Практически все пациенты с впервые выявленным туберкулезом, своевременно начавшие и полностью закончившие назначенный курс лечения, могут быть излечены

6

Что снижает иммунитет?

Курение, алкоголь, употребление наркотиков, стресс, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, экология, недостаток сна, температурная нагрузка, прием антибиотиков



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль