Занятия в сенсорной комнате для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ

934

Скачать книгу «Психолого-педагогическое сопровождение» в формате pdf >>>

Т.Н. Петелина, педагог-психолог МБОУ СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Новый Оскол, Белгородская обл.

Формирование социального опыта у детей-инвалидов и детей с ОВЗ — одна из актуальных проблем образования. Она требует создания таких условий, которые будут способствовать вовлечению данной категории детей в окружающую действительность. Использование занятий сенсорной комнаты — один из вариантов решения.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и детьми-инвалидами образования — одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Как известно, для данной категории детей характерны суженый круг общения; оторванность от общественной жизни; трудности в усвоении накопленного социального опыта, что ведет к изменению всей социальной позиции, отношения к окружающему, к искажению ведущей деятельности и общения. Кроме того, отмечаются трудности во взаимодействии, что проявляется в неумении участвовать в совместной деятельности в паре, оказывать взаимопомощь и взаимный контроль, договариваться и аргументировать. Следствие этого — нарушение формирования мотивационной сферы и усвоения норм и правил социальных взаимоотношений. В результате происходит вторичная, обусловленная психологическими особенностями личности изоляция, псевдоаутизация.

Занятия в сенсорной комнате – эффективное решение проблем детей с ОВЗ

Специально организованная среда сенсорной комнаты позволяет не только развить сенсомоторные навыки, но и улучшить психоэмоциональное состояние, активизировать внимание, слуховые и зрительные ощущения, получить положительные эмоции, укрепить нервную систему. Воздействие на мозг сенсорными стимулами через 15–20 минут пребывания в сенсорной комнате способствует достижению состояния релаксации, благодаря чему нормализуются многие функции человеческого организма. Светооптическое оборудование позволяет удачно сочетать в течение одного сеанса методы цвето- и биоритмотерапии (воздействие на подкорковые структуры мозга с помощью проигрывания, например на африканских барабанах, прочувствования, пропевания ритмов). Стимуляция зрительной системы световым лучом различной длины волны и интенсивности способствует улучшению зрительных функций, лечению и профилактике общего и зрительного утомления.

Программа занятий в сенсорной комнате в СОШ №2

На базе МБОУ СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Новый Оскол в 2014 г. разработана программа релаксационных занятий для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ, которая реализуется в условиях сенсорной комнаты. Данная программа дополняет коррекционно-развивающую деятельность педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения указанной категории детей.

Цель программы: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального состояния;
  • формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
  • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
  • развитие навыков общения и взаимодействия;
  • развитие восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
  • развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, включает 17 занятий (таблица). Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой до 7 человек. Продолжительность — 30–40 мин.

Тематическое планирование релаксационных занятий в сенсорной комнате

Тема

Содержание

Цель

Материалы, оборудование, музыкальное сопровождение

1. «В волшебной комнате» (приложение)

1. Упражнения с фиброоптическими волокнами

Снятие мышечного напряжения, развитие координации движений, аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики

Фиброоптические волокна, релаксационная музыка

2. Упражнения со светящимся шаром, роликом-шейкером

Активизация внимания, визуальная стимуляция, координация движений, мышечная релаксация

Светящийся шар, ролик-шейкер, ритмичная музыка «Веселые карандашики»

3. Прослушивание релаксационной музыки «Шум дождя»

Получение положительных эмоций, расслабление

Релаксационная музыка «Шум дождя», зеркальный шар, светильник

2. «Умелые ручки» (приложение)

1. Прослушивание релаксационного диска со звуками моря

Активизация внимания через слуховые ощущения

Релаксационный диск «Природа»

2. Упражнения с мячиками с разным наполнителем и шейкером в виде яйца

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений

Мячи, шейкер-яйцо, ритмичная музыка

3. Упражнение «Что лежит в „волшебном“ мешочке?»

Развитие восприятия предметов, тактильных ощущений

Мешок с различными предметами, релаксационный диск со звуками леса

4. Игра «Лев спит»

Снятие напряжения

Ковер, музыка для релаксации

5. Упражнение «Знакомые ручки»

Развитие тактильных ощущений

Повязка на глаза

3. «Разноцветный мир» (приложение)

1. Упражнение с гелиевым мячиком

Снятие мышечного напряжения

Гелиевые мячики по числу участников

2. Рисование под музыку «Один день из школьной жизни»

Развитие воображения

Карандаши, фломастеры, листы бумаги, музыка для релаксации

3. Упражнения на развитие мелкой моторики

Снятие мышечного напряжения, развитие мелкой моторики, активизация внимания

Разноцветные акриловые палочки, цветные шнуры, шар-молекула, ультрафиолетовый проектор

4. Упражнение «Калейдоскоп»

Развитие координации движений, взаимодействия в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения, активизация внимания

Ритмичная музыка, цветодинамический проектор

4. «В моей Вообразилии» (приложение)

1. Игра «Подбери ассоциацию»

Развитие ассоциативного мышления, речи, внимания

Шар-молекула

2. Упражнения с цветными шнурами

Снятие мышечного напряжения, развитие мелкой моторики, активизация внимания

Цветные шнуры

3. Сторителлинг «На дне океана»

Стимуляция внимания, слухового восприятия, развитие речи

Пространственный проектор, музыка для релаксации (звуки моря)

5. «В творческой мастерской»

1. Упражнения с фиброоптическими волокнами

Снятие напряжения, визуальная стимуляция

Фиброоптические волокна, музыка для релаксации (звуки природы)

2. Упражнения с цветными палочками, цветными мячиками

Развитие зрительной активности, мелкой моторики

Разноцветные палочки, цветные мячики, ритмичная музыка

3. Работа с планшетом: построение рисунка из геометрических фигур

Развитие мелкой моторики, пространственного мышления

Цифровой планшет

6. «Юные художники»

1. Упражнения с использованием мягких шариков

Развитие тактильных ощущений, переключаемости внимания

Мягкие шарики с различным наполнителем

2. Прослушивание звуков природы

Развитие слуховых ощущений, воображения

Музыка для релаксации (голоса птиц)

3. Рисование по начатым изображениям

Развитие воображения, мелкой моторики

Интерактивная доска

7. «Мы танцуем и поем»

1. Упражнение со светящимся гелиевым мячиком

Снятие мышечного напряжения, развитие тактильных ощущений, активизация внимания

Светящиеся гелиевые мячики по числу участников

2. Манипуляции с игрушкой Йо-Йо

Развитие моторики

Игрушка Йо-Йо

3. Танец в носочках с колокольчиками

Развитие координации движений, чувства ритма, слуховых ощущений

Носки с колокольчиками, ритмичная музыка

8. «Веселые истории»

1. Сторителлинг с использованием кукол-марионеток «Уточки»

Зрительная стимуляция, развитие творческих способностей

Куклы-марионетки «Уточки», емкость для воды, портативный светильник

2. Упражнения с разноцветными шнурами

Снятие мышечного напряжения, развитие мелкой моторики, активизация внимания

Разноцветные шнуры, шар-молекула, стулья

3. Прослушивание звуков моря

Активизация зрительных и слуховых ощущений

Музыка для релаксации (звуки моря), светильник «Морской камень»

9. «Весь мир — театр»

1. Мимическая гимнастика с использованием зеркала

Улучшение психоэмоционального состояния, позитивного самопринятия и самооценки

Зеркала по числу участников

2. Прослушивание звуков природы

Активизация слуховых ощущений

Музыка для релаксации (звуки моря)

3. Инсценирование сказки «Репка»

Развитие творческого воображения, речи

Куклы для кукольного театра, музыкальное сопровождение — по выбору педагога-психолога

10. «Читаем и рисуем с удовольствием»

1. Чтение и рассматривание книг — арт-объектов

Слуховая и зрительная стимуляция, повышение познавательной активности

Книги — арт-объекты

2. Рисование маркерами

Развитие моторики, творческого воображения

Маркерная доска

3. Анализируем свое настроение (методика «Дерево» Л.П. Пономаренко)

Рефлексия чувств

Интерактивная доска с изображением дерева и человечков

11. «В мире цветных фантазий»

1. Плетение из фиброоптических волокон

Слуховая, тактильная и зрительная стимуляция

Фиброоптические волокна, музыка для релаксации (звуки природы)

2. Просмотр изображений пространственного проектора

Активизация внимания, релаксация

Пространственный проектор

3. Упражнения с цветными и звуковыми палочками

Развитие слуховых и зрительных анализаторов, моторики, произвольности внимания

Цветные и звуковые палочки, музыка из мультфильмов

12. «Такая разная музыка»

1. Упражнение в браслетах с колокольчиками

Развитие координации движений, чувства ритма

Носочки и браслеты с колокольчиками, веселая ритмичная музыка

2. Прослушивание музыки и наблюдение за фиброоптическими волокнами

Слуховая и зрительная стимуляция, релаксация

Фиброоптические волокна, музыка для релаксации (звуки природы)

3. Упражнения с цветными полосками различной фактуры

Развитие тактильных ощущений и памяти

Цветные полоски различной фактуры

13. «Начинающие писатели»

1. Просмотр изображения пространственного проектора

Слуховая и зрительная стимуляция

Пространственный проектор, музыка для релаксации (звуки природы)

2. Сочинение рассказа по сюжетным картинкам

Развитие творческого воображения, фантазии

Интерактивная доска, презентация

3. Интеллектуальная игра с использованием мягких мячей

Развитие логического мышления, тактильных ощущений

Мягкие мячи с различным наполнителем

14. «Поиграем в сыщиков»

1. Квест-игра (ориентирование по маршрутному листу)

Развитие произвольного внимания, ориентации в пространстве

Маршрутный лист

2. Прослушивание релаксационной музыки

Снятие физического и эмоционального напряжения, релаксация

Музыка для релаксации (звуки природы)

3. Цветопись настроения (методика А.Н. Лутошкина)

Изучение эмоционального состояния и настроения

Бумага, цветные карандаши

15. «Подари улыбку миру»

1. Аукцион предметов

Развитие коммуникативных навыков

Предметы сенсорной комнаты, динамичная музыка

2. Просмотр картинок-мотиваторов

Формирование положительных эмоций

Интерактивная доска, презентация

3. Наблюдение за зеркальным шаром

Стимуляция зрительных и слуховых ощущений

Зеркальный шар, светильник с разноцветными стеклами, музыка для релаксации (звуки природы)

16. «Сторителлинг — это здорово!»

1. Упражнения с фиброоптическими волокнами

Стимуляция зрительных и слуховых ощущений

Фиброоптические волокна, музыка для релаксации (звуки природы)

2. Сторителлинг с использованием игрушки-марионетки

Снятие напряжения, развитие творческого воображения, речи

Мягкая игрушка-марионетка

3. Сюжетно-ролевая игра

Развитие кругозора, образного мышления

Интерактивная доска, презентация

17. «Любовь и дружба в нашей жизни»

1. Просмотр и обсуждение презентации по книгам Оскара Бренифье «Любовь и дружба»

Формирование ценностных ориентиров, развитие речи

Интерактивная доска, презентация

2. Упражнение-релаксация с использованием ультрафиолетовых светильников

Зрительная и слуховая стимуляция

Ультрафиолетовые светильники, цветные палочки, музыка для релаксации (звуки природы)

3. Рефлексия занятий

Развитие навыков анализа

Бланки анкеты

При проведении занятий используются следующие методы работы:

  • цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и звука);
  • звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
  • исследование — получение знаний на исследовательской основе;
  • наблюдение — непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений при помощи органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;
  • упражнение — планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования;
  • словесные методы — беседа, рассказ, описание, объяснение.

Результаты программы занятий в сенсорной комнате:

  • повышение уровня психосенсомоторного развития учащихся;
  • укрепление психологического здоровья;
  • наличие активно-позитивных, психоэмоциональных состояний;
  • снижение уровня тревожности и агрессивного поведения;
  • овладение приемами саморегуляции и стрессоустойчивости;
  • успешная социализация.
Приложение

Конспекты занятий 1–4

Занятие 1. «В волшебной комнате»

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

Каждый участник называет свое имя и цветок-ассоциацию, который соответствует его настроению в данный момент. В случае затруднения педагог-психолог задает наводящие вопросы, например: «Если бы ты сравнил себя с цветком, то с каким — розой, ромашкой или орхидеей?» Также можно предложить набор картинок-ассоциаций.

2. Упражнения с фиброоптическими волокнами

1) Упражнение «Сжимаем в кулачке».Педагог-психолог обращает внимание учащихся на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т. д.). «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем их в руке» — показывает, как можно собрать волокно в ладони. При повторах упражнения задача усложняется: количество волокон постепенно увеличивается.

2) Упражнение «Наматывание».Педагог-психолог предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на палец, несколько пальцев, на ладонь, на руку. Желательно упражнение сопроводить легкой музыкой.

3. Прослушивание релаксационной музыки

Учащимся предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках (или на диване), послушать музыку, а после прослушивания ответить на вопрос: «Что я чувствую, когда слушаю музыку?». В ходе беседы отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства (связано это, как правило, с ассоциативной памятью, с жизненными событиями).

4. Работа со светящимся шаром и роликом-шейкером

Учащимся предлагается нажать на шар рукой или ногой, чтобы он загорелся (мышечная релаксация). Затем — вращая ролик-шейкер, следить глазами за разноцветными фигурками в нем.

5. Ритуал прощания

Учащимся предлагается закончить стихотворение, добавив подходящие по смыслу слова:
В «Волшебной комнате» тайком
Мы все поставим … (кувырком).
Приятно мне, да и … (тебе),
А значит — радостно … (вдвойне).

Занятие 2. «Умелые ручки»

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

Участники по очереди называют свои имена, добавляя красивое определение, например: Иван лучезарный, Татьяна прекрасная.

2. Прослушивание релаксационного диска

В течение 2–3 мин учащиеся слушают запись со звуками моря. По окончании прослушивания им предлагается рассказать, что они представляли, какие картины и образы возникали в мыслях.

3. Упражнения с мячиками с разными наполнителями и шейкером в виде яйца

Варианты заданий: передать мячики по кругу, запомнить ощущения, цвет, затем с завязанными глазами «угадать» мячик; покатать шейкер в ладошках; произвести устный счет, передавая мяч друг другу.

4. Упражнение «Что лежит в волшебном мешочке?»

Учащимся предлагается по очереди угадать на ощупь предметы, которые находятся в мешочке, и назвать их.

5. Игра «Лев спит» (успокаивающее дыхание)

Учащиеся садятся на ковер. Педагог-психолог предлагает представить, что они находятся на воображаемой поляне, на которой лежит лев: «Посмотрите, какой он сильный и спокойный! Он лежит и ровно дышит! Давайте и мы с вами будем дышать, как он!».

6. Упражнение «Знакомые ручки»

Предварительно каждый учащийся по очереди тактильно изучает руки остальных участников. Затем с завязанными глазами по рукам угадывает, кто это.

7. Ритуал прощания

Каждый участник выбирает себе роль из детской считалки «На золотом крыльце сидели…», в соответствии с которой затем «дарит» группе (или педагогу-психологу) какой-либо подарок.

Занятие 3. «Разноцветный мир»

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

Учащимся предлагается поздороваться необычным способом: за руку, спинами, плечами, носиками, ушками.

2. Упражнение с гелиевым мячиком

В течение 1 мин учащиеся производят манипуляции с мячиком: катают между ладонями, сжимают, надавливают по очереди каждым пальцем и т. п. Упражнение проводится под веселую музыку.

3. Рисование под музыку

Учащиеся работают в парах. Общая тема «Один день из школьной жизни». Сюжет участники придумывают сами. По завершении проводится обсуждение: что получилось, что мешало, ощущения.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики

Проводится с использованием разноцветных палочек, цветных шнурков, шара-молекулы. Варианты заданий: несколько секунд катать палочки в ладонях, шнурки продевать между пальцами, вдевать в отверстия шара-молекулы.

5. Игра «Калейдоскоп»

Участники делятся на две группы. Первая занимает места в зрительном зале. Задача второй группы — взявшись за руки, создать какую-либо фигуру. По хлопку педагога-психолога (или зрителей) поменять позу, сменить «рисунок» (не расцепляя рук). Время выполнения 3–5 мин, после чего группы меняются местами.

6. Ритуал прощания

Любой из методической копилки педагога-психолога.

Занятие 4. «В моей Вообразилии»

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

Учащимся предлагается поприветствовать друг друга от лица любого сказочного персонажа по выбору — Старика Хоттабыча, Мальвины, Бабы-яги, Водяного и т. п.

2. Игра «Подбери ассоциацию»

Передавая мяч-молекулу по кругу, участники подбирают ассоциации к словам, например: вода → ассоциации → дождь, душ. По завершении все слова-ассоциации повторяются.

3. Упражнения с цветными шнурами

Упражнение проводится в затемненной обстановке с использованием светодиодных ламп под лирическую музыку. Варианты заданий: заплести косу, выложить тропинку в виде колец, морские волны и т. п.

4. Сторителлинг

Сторителлинг (от англ. storytelling — рассказывание историй) — метод донесения информации до аудитории путем рассказывания смешной, трогательной или поучительной истории с реальными или выдуманными персонажами.

Предварительно учащиеся просматривают изображения пространственного проектора под звуки моря. Далее им предлагается сочинить и рассказать истории на тему «На дне океана». Рекомендуется использовать игрушки или картинки с изображением сказочных персонажей.

5. Рефлексия

Учащимся предлагается поделиться своим эмоциональным состоянием и по возможности проанализировать его («Как я себя чувствую?», «Почему я себя так чувствую?», «Мне сейчас хорошо, потому что на занятии я…», «Я чувствую, что…, потому что…» и т. п.).

6. Ритуал прощания «Веселый ручеек»

Учащиеся встают в две шеренги друг против друга. Один из участников проходит сквозь шеренгу, в это время остальные дотрагиваются до него и говорят ему хорошие слова, хвалят и т. д., пока все не пройдут через «ручеек». Любой из учащихся имеет право отказаться от выполнения упражнения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль