Психотерапевтические сказки в работе педагога-психолога

193

В арсенале сказкотерапевта самые разные сказки. Есть дидактические — самые простые и ненавязчивые. Они, как правило, используются в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и позволяют передать ребенку некое новое знание, умение, навык, например: как и зачем нужно внимательно переходить дорогу, как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай, убирать на место игрушки и т. д.

Психотерапевтические сказки в работе школьного педагога-психолога сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека (и ребенка, и взрослого), заменить неэффективный стиль поведения на более продуктивный.

Есть сказки медитативные — они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, отдохнуть.
Цель психотерапевтических сказок — оказание своевременной поддержки, избавление от страданий, помощь в проблемной жизненной ситуации, лечение психоэмоциональных травм. Актуальная проблема клиента (как ребенка, так и взрослого), трудноразрешимая задача шифруется за сказочными образами, благодаря чему он может взглянуть на волнующую его ситуацию с другой стороны.
Приведем несколько случаев из практики и примеры авторских психотерапевтических сказок, написанных для клиентов.

Программа работы педагога психолога. История первая: о взаимоотношениях с оценками

Н., ученица 6-го класса, 12,5 года. Со слов мамы, Н. всегда училась хорошо, была требовательна к себе, ответственна, старалась учиться только на пятерки. Но иногда, как у любого ученика, у нее появлялись и четверки, и тройки, и (хоть редко) двойки. Девочка очень переживала, если получала тройку, а если двойку — это становилось настоящей трагедией.
Для Н. была написана следующая сказка.
Сказка о стране оценок
Жила-была страна оценок. В красивых домах, украшенных белыми цветами, жили пятерки. Дорожки перед домами были посыпаны белым песочком. Всё в их домах было чинно и благородно. Садились пятерки есть за красиво убранными столами и ели только правильную пищу, ничего жареного, сладкого и вредного есть было нельзя. А если они съедали что-то очень вкусное, но вредное (как они думали), то сразу покрывались пятнами и прыщами.
А еще в этой стране жили в небольших деревушках четверки, тройки и двойки. Четверки старались жить так же чинно, как и пятерки, и ели только из белой посуды, а не из цветной, но время от времени позволяли себе веселые выходки. Например, наесться мороженого вволю или пойти искупаться в речке без спросу. Весело жилось в этих деревушках.
Конечно, тройки и двойки совсем не хотели жить правильно, они хотели только развлекаться. Они ели только вредные продукты, спали на разноцветных простынях и думали только о развлечениях. Скучные пятерки им совсем не нравились, и они старались видеться с ними как можно реже. Они говорили: «Какие они скучные, эти пятерки! Они во всем себе отказывают, совсем не развлекаются, не посещают наши праздники, не едят мороженого — все боятся простудиться и боятся, что о них кто-то плохо подумает».
Вот так и жили они все в одной стране, но наособицу друг от друга. Но однажды случилось удивительное событие. Одна из пятерок захотела пойти на праздник, который организовали четверки, тройки и двойки. Праздник обещал быть сногсшибательным: были закуплены сотни фейерверков, сотни килограммов мороженого, были приглашены клоуны и акробаты. Все пятерки были приглашены на этот праздник, но ведь это было неприлично — веселиться!!! «Как это так?!» — возмущались пятерки. Они говорили друг другу: «Им лишь бы веселиться и праздновать, а как же тишина, покой и такой необходимый труд?». Но сейчас речь не об этих скучных пятерках, а о той пятерке, которой захотелось отдохнуть от чинной и правильной жизни всех остальных пятерок и окунуться в веселье.
Наступил вечер, и праздник начался. Как же было весело на этом празднике: канатоходцы ходили по канатам, акробаты показывали свои трюки, клоуны развлекали всех присутствующих своими шутками и прибаутками. Вначале пятерка чувствовала себя не очень уютно в этой веселой атмосфере — не привыкла она отдыхать, привыкла трудиться. Но потом ее закружили в хороводе оценки, наряженные в карнавальные костюмы, и вместе со всеми она побежала смотреть, как будут запускать фейерверки. Дух захватывало от такого веселья! Конечно, смущали пятерку не очень опрятные двойки и тройки, но они так искренне радовались празднику, что пятерка простила им и внешний вид, и поведение. Довольная и наполненная приятной усталостью вернулась она в свой чистый дом. Еще какое-то время атмосфера праздника не покидала ее, но потом в голову полезли разные мысли, смущающие ее и разрушающие прежние представления. Она думала: «Оказывается, эти четверки, тройки и двойки не такие уж и плохие. Ведь мы, пятерки, все время нос высоко перед ними задирали, они могли бы обидеться и не пустить меня на праздник, а они пустили. Не обижали, а, наоборот, приглашали веселиться вместе с ними. Конечно, эти неопрятные двойки и тройки не так уж хороши, страшно об них испачкаться, но они дружелюбные, этого у них не отнять. Да, похоже, что мы с моими подругами пятерками были слишком заносчивыми. Может быть, мы и не подружимся с остальными оценками, но надо впустить их в наш мир, как они впустили меня в свой». И на следующий день пятерка пригласила к себе на чай самых чинных и заносчивых из всех пятерок. Она рассказала им о том мире, который она открыла для себя. Долго спорили с ней остальные пятерки, говорили, что нечего остальным оценкам делать в их опрятном и чистом мире, но сомнение было посеяно среди них. И на следующем празднике было уже несколько пятерок. На следующем — еще больше. И постепенно разные оценки начали захаживать друг к другу в гости.
Вначале двойки и тройки приходили в гости к пятеркам грязными и неумытыми, но после того, как они увидели, какие грязные следы остаются на чистых полах, им стало стыдно. Испытав однажды чувство стыда, они стали изменяться. Конечно, они все равно оставались в душе двойками и тройками, но на них не стыдно было посмотреть и пустить их в свой дом — стали они более чистыми и воспитанными. Если открыть вам правду, не стали пятерки и все остальные оценки настоящими друзьями, не так уж и часто заходили друг к другу в гости, но все-таки отношения их изменились. Пятерки больше не морщились, глядя на гостей, а гости старались вести себя настолько прилично, насколько умели, и лишний раз в грязных ботинках в гости не заглядывали.
Вот такая история случилась в стране оценок.

Психотерапевтические сказки: об умении отпускать другого в собственную жизнь

М., ученица 4-го класса, 10 лет. Со слов опекуна, двоюродной бабушки, девочка стала задерживаться после школы, гулять, иногда вообще не приходила ночевать, оставаясь у подруг. В ходе беседы выяснилось: отношения между опекуном и девочкой и требования к ней не изменялись в течение нескольких лет. Девочке не позволялось ни с кем дружить, гулять на детской площадке с одноклассницами. Режим дня не менялся с 6-летнего возраста — сон в 20:30. Приемный ребенок в школе чувствовал себя некомфортно из-за постоянных ограничений. При этом, со слов опекуна, девочка не может заснуть до 22:00—22:30 и лежит в кровати без сна. Укладывать ее позже опекун не хотела. Кроме всего прочего, М. не получала денег на карманные расходы, у нее не было мобильного телефона.
У девочки в анамнезе трудная социальная ситуация до момента взятия ее под опеку — она недоедала, часто ночевала на улице. Возможно, поэтому кризис отношений с опекуном вылился в уходы из дома.
После беседы с девочкой выяснилось — она многого не просит: хочет ложиться спать в 21:30, иметь 20–30 руб. в неделю на карманные расходы, дружить с девочками и иногда гулять с ними на детской площадке.
С опекуном была проведена консультативная работа и написана сказка.
Сказка «Птенец»
На утином дворе давным-давно жила одна утка. Утка пользовалась заслуженным уважением всех жителей двора, так как вырастила не одно поколение утят и теперь вступила в тот возраст, когда материнство уже не наступает. Она была хорошей советчицей и помощницей для других взрослых уток, обремененных материнством.
Однажды утром утка обнаружила на своем дворе чужое яйцо. Яйцо было не утиное, крупное и в мелкую крапинку, совсем не напоминавшее аккуратненькие утиные яйца. Все утки собрались вокруг яйца и стали решать, что же с ним делать. Одни говорили, что надо выбросить его прочь со двора, другим было жалко, и они говорили, что это как-то не по-утиному. Но никто не решался высиживать это яйцо. Постепенно разговоры затихли, все разбрелись по своим делам — кто на яйца, а кто со своим выводком купаться. А яйцо уже остывало.
И тут пожилая утка решилась. Она взяла яйцо и отнесла его в свое гнездо. Устроившись на яйце поудобнее, утка задумалась, а по силам ли она взяла на себя задачу, материнство давно уже не наступало у нее и давать советы молодым уткам стало привычнее, чем самой воспитывать потомство. Страхи стали окружать ее тесной толпой: «А высижу ли? А выращу ли? А что за неведомого птенца я высиживаю — вдруг он станет опасен для всего утиного двора?».
Мысли мыслями, а расстаться с этим яйцом у нее уже не было сил. Вспыхнули прежние материнские чувства, и захотелось ей обиходить это яйцо, обогреть его. Вскоре весь двор узнал о том, кто приютил чужое яйцо. Кто-то покрутил у виска и сказал, что старая утка выжила из ума, взяв на себя такую обузу. Кто-то сказал, что она молодец, у нее доброе сердце и сейчас таких уток уже не найти, не та закалка. Поговорили-поговорили, да забыли. У всех свои заботы да хлопоты. А утка удивлялась на собственные, неведомо откуда взявшиеся силы и желание высидеть это яйцо.
Но время шло, а птенец все не вылуплялся. Сильно переживала утка, из-за своих так не приходилось волноваться, а тут из-за неведомо откуда взявшегося яйца столько тревог. Казалось, все сроки прошли, и когда утка совсем уж отчаялась, птенец начал шевелиться и проклевывать изнутри яичную скорлупу. Наконец он выбрался на свет. Каким же безобразным он оказался: крупным, черным, перья торчали во все стороны. Но сердце матери радостно забилось — у нее снова есть ребенок! Со всего двора сбежались птичьи жители. Лишь из уважения к почтенному возрасту утки и к ее былым заслугам никто не стал ничего говорить, но когда все разбрелись по своим гнездам, начали судачить: «И что же это за птенец? Совсем рехнулась старая, еще на нас беду накличит, ведь неизвестно, каким вырастет этот уродец».
А птенец подрастал и становился даже симпатичным, но жителям птичьего двора то было неведомо, потому что утка, получив свое позднее материнское счастье, никак не хотела с ним расставаться. Она не выпускала птенца из гнезда и позволяла смотреть на жизнь птичьего двора из-за двери чуланчика, в котором обитала.
Как же прекрасен был мир за дверьми чуланчика, сколько манящих запахов, событий таил он в себе! Птенец следил за радостной возней утят, за тем как они учатся самостоятельно искать червяков, а его приемная мать до сих пор сама приносила ему червяков и приговаривала: «Смотри, какой жирненький, скушай, малыш!».
Когда птенец стал настойчиво проситься поиграть с утятами, искупаться в большой луже, да просто походить по двору, утка не разрешила. Она сказала, что мир опасен, что его могут заклевать, так как он не такой как все. И тут птенец впервые задумался: «А чем же я отличаюсь от других?». Утка ему рассказала, как яйцо оказалось на их дворе, и никому оно не было нужно, а вот она его приютила. Птенец вначале был благодарен приемной матери за ее поступок, но потом сомнения стали разъедать его маленькое сердечко. Стал он думать: «Зачем меня взяли? Чтобы в чуланчике только держать?». И решился птенец на побег. Нет, не думайте, это был не настоящий побег, а просто прогулка, на которую его никогда бы не отпустили. Вечером, когда утка ушла посудачить с соседками, птенец вначале несмело, а затем уже побыстрей вышел на середину двора. Его обступили утята, которые были более дружелюбны, чем их матери, и предложили: «Давай с нами играть». Птенец обрадовался и побежал с утятами. Как же было ему весело, он ни разу не вспомнил о надоевшем гнезде, о постылых разговорах. Вокруг было столько червяков, которых надо было добывать самому, была чудесная теплая лужа, в которой он мог купаться, и веселые друзья, которые его ни в чем не упрекали.

Но наступил момент расплаты. Утка нашла птенца и, сердито выговаривая ему, потащила в гнездо. Чего только не услышал птенец: и неблагодарный он, и неизвестно откуда взявшийся, и если так еще поступит, так пусть и уходит в страшный мир — за птичий двор. Что там за мир — птенцу было неведомо, но своим еще детским умом он понимал, что там плохо. Что-то стал вспоминать — чувство холода и одиночества. Попросил птенец прощения, и вроде бы все стало на свои места. Мать-утка продолжила таскать птенцу жирных червяков, а он с тоской смотрел из-за двери чуланчика на веселую возню своих уже бывших друзей.
Но однажды вновь позвал его мир, и он откликнулся на этот зов. И снова было весело, и снова была расплата, снова покаяния и прощения. Затих птенец на какое-то время, затаился, и утка затихла, задумалась: «А все ли я делаю правильно?». Ей казалось, что до сей поры она делала все хорошо: взяла яйцо, когда никто не хотел брать? Взяла! Высидела? Высидела! Растит, как свое дитя, оберегая от всех невзгод? Растит! Да что же ему еще надо? И пришло ей во сне откровение. А сон был такой. Приснилось ей, что нет ее на птичьем дворе, будто она смотрит на все происходящее сверху и видит все события, которые там происходят, но очень быстро. Времена года сменяют друг друга, появляются яйца, затем птенцы, затем они вырастают и заводят собственные семьи. Каждый птенец и каждая утка проходят определенные циклы: рождения, роста, зрелой жизни и умирания. Всё в природе последовательно и всё циклично. Птенец не может оставаться яйцом, он должен расти, развиваться, превратиться во взрослую птицу и прожить все циклы, которые проживают все живые существа. Увидела утка этот сон и все поняла.
Вот и сказке конец, а про судьбу того птенца мне пока неведомо, это уж утке решать, как истории дальше сказываться.

Программа работы педагога психолога: о том, как родители сына делили

А., ученик 7-го класса, 13 лет. Со слов мамы, мальчик за 13 лет успел пожить с мамой, с бабушкой, с папой. До трех лет ребенка воспитывали оба родителя. Затем мама отдала его бабушке, т. к. хотела устроиться на новом месте жительства, подзаработать денег. В результате этот период затянулся на три года. За это время она успела развестись со своим мужем и стала жить вместе с сыном и своей мамой. Этот период относительно спокойного существования продлился еще три года. Потом мама вышла замуж и забрала сына с собой. Однако условия для проживания с ребенком ей снова показались недостаточно хорошими, и А. отправился жить к отцу, у которого давно уже была новая семья.
На момент обращения к психологу мама хотела, чтобы ребенок временно пожил у отца, пока у нее не улучшатся условия проживания. В свою очередь отец не хотел отдавать сына, да и бабушка желала забрать внука к себе.
Работа велась со всеми членами семьи, а после очередного конфликта, когда бабушка пыталась забрать ребенка, была написана следующая история.
Сказка «Медведь»
Однажды три друга пошли на охоту. Охотиться решили на медведя. Целый день бродили они по лесу, но так и не нашли косолапого. Решили друзья заночевать и продолжить охоту на следующий день. Собрали сучья, развели костер, достали нехитрые припасы, и потекла неспешная беседа.
— Вот если мы завтра убьем медведя, я хочу забрать себе его сердце. Сварю его, съем и буду обладать звериным чутьем — сказал один из охотников.
Второй охотник засмеялся и ответил ему:
— Не говори чушь, какая разница, что он чувствует. Вот я заберу медвежьи лапы, велю жене сварить их и съем. Говорят, кто съест медвежьи лапы, станет сильным, как медведь, и все дела будут ему по плечу.
А третий охотник послушал их и сказал:
— Нет, друзья, лапы, сердце — это все ерунда. Я заберу голову и спину медведя — повешу на стену. Любой входящий в мой дом будет знать, что я настоящий охотник.
Но усталость брала свое, и охотники уснули. Из-за дерева выглянула грустная медвежья морда. Оказывается, что медведь, которого искали охотники, был совсем рядом и все слышал.
— Эх люди, люди, — вздохнул он, — что же вы делите шкуру неубитого медведя. Придется уйти мне из этого леса. Может быть, тогда вы найдете другой способ научиться чувствовать, стать сильными и перестанете хвастаться.
Грустно вздохнул медведь и ушел.
Много дней охотники ходили по лесу, но кроме медвежьих следов и объеденных кустов малины ничего не нашли. Устали они, истощали, но уйти из леса не могли. Ведь они не только друг перед другом хвастались, но и вся деревня знала о том, что один хочет обладать звериным чутьем, другой силой, а третий просто хочет стать хорошим охотником, слава о котором пойдет далеко.
Долго ли, коротко ли, а однажды тропа привела их к маленькой избушке. Жил в той избушке старичок-лесовичок. Встретил он охотников с открытым сердцем — накормил, напоил, в баньке попарил, спать уложил. А на следующее утро попросил рассказать, что с ними приключилось. Рассказали охотники свою историю: что не могут они вернуться домой, пока не убьют медведя.
— Знаю я этого медведя, — сказал старичок-лесовичок, — приходил он ко мне, жаловался. Плохое дело вы задумали. Не принесут вам счастья ни чужие чувства, ни чужая сила, ни чужая мощь. Тебе, — обратился он к первому охотнику, — надо научиться чувствовать собственным сердцем. Оглядись вокруг — мир полон красоты и первозданного чуда. Присмотрись, прислушайся, и сердце твое откроется чуду жизни. Тебе, — повернулся он ко второму охотнику, — надо вернуться домой, к семье. Дом твой обветшал, забор покосился, дети есть просят. Трудись на радость себе, своей семье, и сила будет в тебе пребывать, благодать рода будет тебя питать. А тебе, — сказал он третьему охотнику, — вот мой наказ. Вешать на стены мертвые головы не надо, не станешь ты от этого хорошим охотником, не пойдет о тебе слава. Слава приходит к тем, кто помогает людям да братьям нашим меньшим.
Получили охотники мудрые напутствия, задумались. Поблагодарили старика да пошли с миром домой. Так долго их не было в деревне, что не чаяли их уже живыми увидеть. Обрадовались родные и близкие охотников, да и соседи не скрывали радости. С тех пор охотники больше не охотились. Первый научился слушать свое сердце — стал песни складывать такие, что заслушаешься. Второй стал крепким хозяином. Стало в его доме хорошо, жена довольна, дети веселы, старики присмотрены. А третий охотник стал лесничим. За лесом смотрел, да зверей подкармливал в лютые холода. Вот однажды и случилась с ним удача великая. Увидел он издали медведя того самого. Возрадовалось сердце его — жив-здоров медведюшка. Да удивился недомыслию своему давнему. Только подумал, и будто вдали старичок-лесовичок показался. Улыбается, шляпку свою снимает да кланяется.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль