text

✎ Скидка 25% и 90 дней подписки в подарок! Получи ДВОЙНУЮ выгоду >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Оценивание результатов обучения в рамках реализации требований ФГОС к школе

  • 16 июля 2014
  • 759

Оценивание результатов обучения в соответствии с реализацией требований ФГОС в школе

Переход образовательной системы на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее – ФГОС) обозначил важность разработки как инструментально-методического обеспечения достижения планируемых результатов, так и системы их диагностики и контроля. Последняя задача представляется нам наиболее сложной, т. к. оценивание результатов обучения не только должно соответствовать реализации требований ФГОС к школе, но и основываться на положениях теории педагогической квалиметрии.

Педагогическая квалиметрия предполагает сравнительный анализ результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) с требованиями, обозначенными в ФГОС. При этом решается задача стандартизации уровней учебных достижений на промежуточных и завершающих этапах освоения ООП. Результат измерения признается квалиметрически значимым при выполнении сравнительных операций по всем позициям, указанным в ФГОС.

Специфика реализации требований ФГОС к школе заключается не только в изменении методологической основы, но и в требованиях к результатам обучения. Они представлены в виде личностных, метапредметных результатов (последние обозначены в ФГОС в виде универсальных учебных действий (далее – УУД)), системы предметных знаний и умений. При этом отмечено, что знания должны отличаться системностью, полнотой, оперативностью и осознанностью. Обучающийся должен понимать границы применимости своих знаний, обладать способностью к самостоятельному освоению нового материала, решению возникающих учебных и жизненных задач.

Реализация требований к результатам обучения по фгос происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности с помощью освоенных УУД, которые отличаются надпредметностью и ситуативностью. Следовательно, показателем качества образовательных достижений учащихся становятся не только предметные знания и умения, но и динамика их личностного развития, которая может выражаться в достижении на данном этапе обучения определенного уровня УУД. Его повышение возможно при условии активной и систематической учебнопознавательной деятельности.

Критерии и показатели оценивания УУД в рамках требований к результатам обучения по ФГОС

При оценивании метапредметных результатов образования возникает необходимость использования критериев и показателей оценивания тех видов УУД, которые обозначены в требованиях к результатам освоения ООП. В частности, речь идет о регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действиях. Важно чтобы показатели оценивания УУД были диагностируемы и позволяли визуально определить достижение планируемых метапредметных результатов обучеающихся на том или ином уровне.

Поэтому при определении критериев оценивания УУД мы использовали кодификатор метапредметных результатов. Данный подход позволит педагогу не только проектировать образовательный процесс в соответствии с требованиями к результатам обучения по ФГОС, но и осуществлять диагностику и контроль их достижения (таблица).

Оценивание результатов обучения в рамках реализации требований ФГОС к школе

В качестве критериев оценивания УУД в соответствии с требованиями к результатам обучения по ФГОС рассматриваются признаки, по которым классифицируются, выявляются с помощью соответствующего индикатора (показателя) те или иные компоненты, составляющие содержание планируемых результатов обучающихся. Соответственно, показателем можно считать признак, наблюдаемый визуально и характеризующий уровень достижения УУД.

Уровень сформированности УУД представляет собой гипотетическую переменную, которая может быть выявлена с большей или меньшей точностью измерения. Поэтому при организации контрольнооценочной деятельности педагога следует учитывать следующие принципы педагогической квалиметрии:

  • комплексность и полноту оценивания, что предусматривает использование методов и средств, позволяющих осуществлять анализ метапредметных достижений обучающихся с разных сторон;
  • объективность и надежность, что предполагает применение стандартизированных (апробированных) контрольноизмерительных мате риалов с целью уменьшения возможности ошибки измерения, сопоставление результатов, полученных с помощью различных измерителей; при этом достоверными следует считать те признаки, которые повторяются при оценивании разным инструментарием.

Требованиями к результатам обучения по ФГОС позволяют выделить 3 уровня сформированности УУД, которые соответствуют качественной оценке по традиционной (пятибалльной) шкале:

1й уровень – минимально допустимый («удовлетворительно»)

2й уровень – достаточный («хорошо»)

3й уровень – высокий («отлично»).

Уровень сформированности УУД целесообразно определять в начале обучения (входной контроль) и в конце учебного года, что позволит выявить динамику личностного развития обучающегося, пробелы в освоении ООП в соответствии с требованиями ФГОС (в области метапредметных результатов), определить эффективные формы и методы работы с каждым обучающимся. Уровень сформированности УУД  в соответствии с соответствии с требованиями к результатам обучения по ФГОС у выпускника школы является показателем его образовательной компетентности, готовности к продолжению образования, самостоятельному поиску новых знаний, продуктивной само реализации и социализации. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Менеджер
Образования

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.