Оценивание результатов обучения в рамках реализации требований ФГОС к школе

341

Оценивание результатов обучения в соответствии с реализацией требований ФГОС в школе

Переход образовательной системы на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее – ФГОС) обозначил важность разработки как инструментально-методического обеспечения достижения планируемых результатов, так и системы их диагностики и контроля. Последняя задача представляется нам наиболее сложной, т. к. оценивание результатов обучения не только должно соответствовать реализации требований ФГОС к школе, но и основываться на положениях теории педагогической квалиметрии.

Педагогическая квалиметрия предполагает сравнительный анализ результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) с требованиями, обозначенными в ФГОС. При этом решается задача стандартизации уровней учебных достижений на промежуточных и завершающих этапах освоения ООП. Результат измерения признается квалиметрически значимым при выполнении сравнительных операций по всем позициям, указанным в ФГОС.

Специфика реализации требований ФГОС к школе заключается не только в изменении методологической основы, но и в требованиях к результатам обучения. Они представлены в виде личностных, метапредметных результатов (последние обозначены в ФГОС в виде универсальных учебных действий (далее – УУД)), системы предметных знаний и умений. При этом отмечено, что знания должны отличаться системностью, полнотой, оперативностью и осознанностью. Обучающийся должен понимать границы применимости своих знаний, обладать способностью к самостоятельному освоению нового материала, решению возникающих учебных и жизненных задач.

Реализация требований к результатам обучения по фгос происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности с помощью освоенных УУД, которые отличаются надпредметностью и ситуативностью. Следовательно, показателем качества образовательных достижений учащихся становятся не только предметные знания и умения, но и динамика их личностного развития, которая может выражаться в достижении на данном этапе обучения определенного уровня УУД. Его повышение возможно при условии активной и систематической учебнопознавательной деятельности.

Критерии и показатели оценивания УУД в рамках требований к результатам обучения по ФГОС

При оценивании метапредметных результатов образования возникает необходимость использования критериев и показателей оценивания тех видов УУД, которые обозначены в требованиях к результатам освоения ООП. В частности, речь идет о регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действиях. Важно чтобы показатели оценивания УУД были диагностируемы и позволяли визуально определить достижение планируемых метапредметных результатов обучеающихся на том или ином уровне.

Поэтому при определении критериев оценивания УУД мы использовали кодификатор метапредметных результатов. Данный подход позволит педагогу не только проектировать образовательный процесс в соответствии с требованиями к результатам обучения по ФГОС, но и осуществлять диагностику и контроль их достижения (таблица).

Оценивание результатов обучения в рамках реализации требований ФГОС к школе

В качестве критериев оценивания УУД в соответствии с требованиями к результатам обучения по ФГОС рассматриваются признаки, по которым классифицируются, выявляются с помощью соответствующего индикатора (показателя) те или иные компоненты, составляющие содержание планируемых результатов обучающихся. Соответственно, показателем можно считать признак, наблюдаемый визуально и характеризующий уровень достижения УУД.

Уровень сформированности УУД представляет собой гипотетическую переменную, которая может быть выявлена с большей или меньшей точностью измерения. Поэтому при организации контрольнооценочной деятельности педагога следует учитывать следующие принципы педагогической квалиметрии:

  • комплексность и полноту оценивания, что предусматривает использование методов и средств, позволяющих осуществлять анализ метапредметных достижений обучающихся с разных сторон;
  • объективность и надежность, что предполагает применение стандартизированных (апробированных) контрольноизмерительных мате риалов с целью уменьшения возможности ошибки измерения, сопоставление результатов, полученных с помощью различных измерителей; при этом достоверными следует считать те признаки, которые повторяются при оценивании разным инструментарием.

Требованиями к результатам обучения по ФГОС позволяют выделить 3 уровня сформированности УУД, которые соответствуют качественной оценке по традиционной (пятибалльной) шкале:

1й уровень – минимально допустимый («удовлетворительно»)

2й уровень – достаточный («хорошо»)

3й уровень – высокий («отлично»).

Уровень сформированности УУД целесообразно определять в начале обучения (входной контроль) и в конце учебного года, что позволит выявить динамику личностного развития обучающегося, пробелы в освоении ООП в соответствии с требованиями ФГОС (в области метапредметных результатов), определить эффективные формы и методы работы с каждым обучающимся. Уровень сформированности УУД  в соответствии с соответствии с требованиями к результатам обучения по ФГОС у выпускника школы является показателем его образовательной компетентности, готовности к продолжению образования, самостоятельному поиску новых знаний, продуктивной само реализации и социализации. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль