Работа в условиях введения ФГОС: профессиональная компетентность учителей

177

Согласно работе в условиях введения ФГОС, появляется иное понимание того, какую роль выполняет воспитатель-учитель в школе. С современной точки зрения реализация принципов обучения на практике является результатом деятельности не только учащегося, но и его преподавателя. При этом качественные изменения в обучении происходят согласно афоризму “Подобное создаётся подобным”. Поэтому при сопровождении введения ФГОС в образовательном учреждении, становится очевидно, что уровень грамотности учащегося происходит от того, насколько компетентным в конкретном предмете является его учитель, соответственно интеллект и уровень культуры также имеет происхождение от воспитателя.

Кроме того, то, насколько результат обучения будет успешным, при работе в условиях введения ФГОС, зависит не только от профессионализма и внутренней культуры учителя, но связано с развитием профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС. Вот почему при определении того, каким должен быть преподаватель, выделяются не только готовность человека к своим прямым профессиональным обязанностям, но и свойства его личности. На уровне государства для сопровождения введения ФГОС требуемые характеристики давно систематизированы и документально представлены вниманию руководителей образовательных учреждений.

Компетентность педагога при работе в условиях введения ФГОС и её составляющие

Если педагог может использовать личные компетенции в учебном предмете как средство формирования ученической личности, значит он обладает профессиональной компетентностью, которая состоит из следующих составляющих:

  • Безупречные знания в области читаемого предмета - преподаватель не просто владеет основами. Процесс сопровождения введения ФГОС предполагает, что учитель обладает некоторыми междисциплинарными знаниями, с помощью которых удаётся повысить результаты обучения.
  • Компетентность в методах - педагог изучает и использует наиболее современные технологии преподавания, а также приемлемые способы развития у учеников УУД.
  • Организаторский опыт - учитывая особенности психологии каждого учащегося в классе, учитель может организовать соответствующий воспитательно-образовательный процесс при работе в условиях требований ФГОС в ОО. Организовать работу по достижению превосходных индивидуальных результатов каждого из учеников.
  • Компетентность в области общения - преподаватель может найти общий язык даже с самым трудным учеником и объяснить ему материал так, чтобы было понятно (на его уровне).
  • Постоянная аутопсихология - учитель практически всё свободное время самосовершенствуется, анализирует результаты своей работы, ищет новый материал для изучения, знает, какие сложности его ожидают впереди и готовится к ним.

Процесс сопровождения введения ФГОС: этапы педагогического совершенствования

Как правило, сопровождение внедрения новой системы образования со стороны руководителя и администрации ОО начинается с совершенствования педагогов. Существует три основных этапа развития педагогической компетенции:

  • 1 этап - учителя сами анализируют свою работу с точки зрения компетенции и возможности организовать обучение. Например: в результате проведённой работы в условиях введения ФГОС в СОШ №74 был выпущен журнал, в котором преподаватели изложили свою роль в формировании знаний у обучающихся. К 2009г. в данной образовательной школе все учителя стали использовать в учебной практике принципы компетентного подхода.
  • 2 этап - на этом этапе решается вопрос о том, как можно повысить профессиональную компетентность учителей. То есть процессу сопровождения введения ФГОС сопутствует то, что принципы компетентного подхода используются педагогами на практике: проводятся мероприятия по внеурочной деятельности, организуются общественные практики и т. д.). В этом случае коллектив педагогов образовательного учреждения старается обучиться использованию специальных приёмов в условиях современного обучения. При этом работа в условиях введения ФГОС сопровождается мониторингом со стороны самих учителей, в ходе которого выясняется, какие трудности были, а также определяется, как эффективнее их преодолеть.
  • 3 этап - все данные мониторинга систематизируются, весь полученный опыт обобщается. В большинстве случаев выясняется, что оптимальнее вести работу, разделив ее на проекты. Но сопровождение при введении ФГОС для того и существует, что в разных образовательных учреждениях могут быть разные образовательные потребности, что также может повлиять на итоги и не будет соответствовать вышеуказанным выводам.

По результатам проведения подобной диагностики все проблемы, связанные с компетентностью учителей, становятся очевидными. Работа в условиях введения ФГОС с этого момента осуществляется ещё проще, так как администрация внедряет специальный проект, с помощью которого вся методическая работа систематизируется и, кроме того, осуществляется в рамках мониторинга деятельности учителей.

Ниже представлен маршрут проектов, которые осуществлялись в одной из школ РФ, и были направлены на развитие профессиональности у преподавателей.

Годы реализации

Название проекта

2008–2009

Повышение социально-психологической компетентности педагогов

2010–2013

Профессионально-психологическая культура учителя

2013–2016

Школа компетентного учителя

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль