Работа в условиях введения ФГОС: профессиональная компетентность учителей

148

Согласно работе в условиях введения ФГОС, появляется иное понимание того, какую роль выполняет воспитатель-учитель в школе. С современной точки зрения реализация принципов обучения на практике является результатом деятельности не только учащегося, но и его преподавателя. При этом качественные изменения в обучении происходят согласно афоризму “Подобное создаётся подобным”. Поэтому при сопровождении введения ФГОС в образовательном учреждении, становится очевидно, что уровень грамотности учащегося происходит от того, насколько компетентным в конкретном предмете является его учитель, соответственно интеллект и уровень культуры также имеет происхождение от воспитателя.

Кроме того, то, насколько результат обучения будет успешным, при работе в условиях введения ФГОС, зависит не только от профессионализма и внутренней культуры учителя, но связано с развитием профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС. Вот почему при определении того, каким должен быть преподаватель, выделяются не только готовность человека к своим прямым профессиональным обязанностям, но и свойства его личности. На уровне государства для сопровождения введения ФГОС требуемые характеристики давно систематизированы и документально представлены вниманию руководителей образовательных учреждений.

Компетентность педагога при работе в условиях введения ФГОС и её составляющие

Если педагог может использовать личные компетенции в учебном предмете как средство формирования ученической личности, значит он обладает профессиональной компетентностью, которая состоит из следующих составляющих:

  • Безупречные знания в области читаемого предмета - преподаватель не просто владеет основами. Процесс сопровождения введения ФГОС предполагает, что учитель обладает некоторыми междисциплинарными знаниями, с помощью которых удаётся повысить результаты обучения.
  • Компетентность в методах - педагог изучает и использует наиболее современные технологии преподавания, а также приемлемые способы развития у учеников УУД.
  • Организаторский опыт - учитывая особенности психологии каждого учащегося в классе, учитель может организовать соответствующий воспитательно-образовательный процесс при работе в условиях требований ФГОС в ОО. Организовать работу по достижению превосходных индивидуальных результатов каждого из учеников.
  • Компетентность в области общения - преподаватель может найти общий язык даже с самым трудным учеником и объяснить ему материал так, чтобы было понятно (на его уровне).
  • Постоянная аутопсихология - учитель практически всё свободное время самосовершенствуется, анализирует результаты своей работы, ищет новый материал для изучения, знает, какие сложности его ожидают впереди и готовится к ним.

Процесс сопровождения введения ФГОС: этапы педагогического совершенствования

Как правило, сопровождение внедрения новой системы образования со стороны руководителя и администрации ОО начинается с совершенствования педагогов. Существует три основных этапа развития педагогической компетенции:

  • 1 этап - учителя сами анализируют свою работу с точки зрения компетенции и возможности организовать обучение. Например: в результате проведённой работы в условиях введения ФГОС в СОШ №74 был выпущен журнал, в котором преподаватели изложили свою роль в формировании знаний у обучающихся. К 2009г. в данной образовательной школе все учителя стали использовать в учебной практике принципы компетентного подхода.
  • 2 этап - на этом этапе решается вопрос о том, как можно повысить профессиональную компетентность учителей. То есть процессу сопровождения введения ФГОС сопутствует то, что принципы компетентного подхода используются педагогами на практике: проводятся мероприятия по внеурочной деятельности, организуются общественные практики и т. д.). В этом случае коллектив педагогов образовательного учреждения старается обучиться использованию специальных приёмов в условиях современного обучения. При этом работа в условиях введения ФГОС сопровождается мониторингом со стороны самих учителей, в ходе которого выясняется, какие трудности были, а также определяется, как эффективнее их преодолеть.
  • 3 этап - все данные мониторинга систематизируются, весь полученный опыт обобщается. В большинстве случаев выясняется, что оптимальнее вести работу, разделив ее на проекты. Но сопровождение при введении ФГОС для того и существует, что в разных образовательных учреждениях могут быть разные образовательные потребности, что также может повлиять на итоги и не будет соответствовать вышеуказанным выводам.

По результатам проведения подобной диагностики все проблемы, связанные с компетентностью учителей, становятся очевидными. Работа в условиях введения ФГОС с этого момента осуществляется ещё проще, так как администрация внедряет специальный проект, с помощью которого вся методическая работа систематизируется и, кроме того, осуществляется в рамках мониторинга деятельности учителей.

Ниже представлен маршрут проектов, которые осуществлялись в одной из школ РФ, и были направлены на развитие профессиональности у преподавателей.

Годы реализации

Название проекта

2008–2009

Повышение социально-психологической компетентности педагогов

2010–2013

Профессионально-психологическая культура учителя

2013–2016

Школа компетентного учителя



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль