Подготовительная работа к введению ФГОС в школе

64

Как может быть организована подготовительная работа по введению ФГОС в школе

Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС) как «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (гл. 1, ст. 2). Разрабатывая проект «Управление введением ФГОС основного общего образования», администрация МОУ «СОШ No 1» (далее – СОШ No 1) опиралась на нормативно-правовую базу федерального и регионального уровней и учитывала собственный накопленный опыт работы по введению ФГОС в начальной школе.

Реализация требований – процесс многоплановый, требующий осуществления планирования деятельности образовательной организации (далее – ОО) на длительный период, проектирования решений, имеющих очень важные последствия, системы реагирования на перемены, которые необходимо внедрить в образовательный процесс, поэтому планирование и реализация ФГОС в школе – это осуществление управления на институциональном уровне.


СПРАВКА
Институциональный уровень – высший уровень управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем. Отличительное свойство этого уровня состоит в том, что именно на нем принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с внешней средой – государством, общественными объединениями, конкурентами и т. д.

На подготовительном этапе работы по введению ФГОС в школе администрацией СОШ No 1 была осуществлена разработка и/или внесение изменений в содержание следующих документов:

  • модели управления внедрением ФГОС;
  • «дорожной карты» нормативно-правового, кадрового, информационно-методического, материально-технического, финансово-экономического и психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в школе;
  • нормативно-правовых актов (устав школы, локальные акты, должностные инструкции и т. д.);
  • основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП).

Процессный подход

Работа по введению ФГОС в школе организована на основе процессного подхода. Общее руководство проектом осуществляет директор ОО, который намечает векторы деятельности координационного совета (рис. 1). В СОШ No 1 руководителем координационного совета является заместитель директора по учебно-воспитательной работе (далее – УВР). Задачи координационного совета – разработка предложений и рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС, подготовка предложений по внесению изменений в ООП, осуществление мониторинга введения ФГОС, оперативное и регулярное информирование председателя координационного совета о проблемах, возникающих при реализации, планирование (совместно с методическим советом) мероприятий, необходимых для эффективной работы по введению ФГОС в школе.


Справка
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и связующие процессы – коммуникации и принятия решения.

На первом заседании члены координационного совета определяют условия реализации ФГОС, разрабатывают модель образовательного процесса, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности обучающихся, стратегический и тактический планы методической работы и определяют ресурсы, необходимые для реализации проекта.

Заместитель директора по УВР координирует работу методического совета ОО. Методический совет оказывает консультационную, информационную, технологическую поддержку участнвующим в работе по введению ФГОС в школе проекта, организует работу по повышению их квалификации, т. е. осуществляет методическое сопровождение внедрения ФГОС, которое позволяет создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов.

В состав методического совета входят руководители предметных кафедр (школьных методических объединений). Работа осуществляется на совместных заседаниях либо в микрогруппах. Целесообразность выделения микрогрупп определяется соотношением количества заданий и числа участников рабочей группы, их профессиональной и личностной готовностью к выполнению заданий по реализации ФГОС.


Рис.1

Подготовительная работа к введению ФГОС в школе
 

Группа участвует в работе по введению ФГОС в школе. В состав рабочей группы входят педагоги, преподающие в 5–9-х классах. Руководитель рабочей группы – методист, который взаимодействует с руководителями предметных кафедр и методическим советом. В рамках проекта рабочая группа и руководители предметных кафедр разрабатывают ООП.

Общественность и родители обучающихся могут участвовать в разработке ООП через управляющий совет, а также через школьный сайт и образовательную интернет-сеть Дневник.ру, где администрацией ОО размещен проект ООП и организовано открытое обсуждение на форуме.

Ежемесячно ведется сбор информации о реализации ООП через:

  • наблюдение за организацией образовательного процесса;
  • собеседование с учителями о возникающих затруднениях;
  • краткие отчеты классных руководителей;
  • анкетирование учащихся и родителей.

Руководитель группы, осуществляющей работу по введению ФГОС в школе, осуществляет сбор информации. Затем он делает ежемесячный анализ полученной информации, информирует членов координационного совета. Мониторинг базовых компетентностей педагогов, организация повышения квалификации ведется поэтапно заместителем директора по УВР. Отношение участников образовательного процесса к внедрению ФГОС изучается руководителями предметных кафедр.

Мониторинг нормативно-правового обеспечения внедрения ФГОС координирует директор. За хранение результатов мониторинга отвечает председатель координационного совета. По результатам принимаются управленческие решения, которые оформляются в приказах ОО.

Мониторинг готовности школы к введению ФГОС

Одним из результатов деятельности координационного совета стала разработка программы мониторинга готовности ОО к введению ФГОС и системы оценочно-уровневого механизма – карты самооценки (приложение 1).

Объектом мониторинга является управление процессом подготовки образовательной системы к внедрению ФГОС, предметом мониторинга – состояние управления процессом подготовки ОО к реализации ФГОС. В рамках мониторинга оценивается соответствие нормативной базы, уровень финансового обеспечения, организационный, методический, информационный, материально-технический уровни обеспечения, а также соответствие кадровых ресурсов ОО требованиям внедрения ФГОС.

На основе анализа результатов самооценки СОШ No 1 были выявлены следующие уровни готовности школы к введению ФГОС:

1. Сформированность нормативно-правовой базы составляет 89%. На момент проведения мониторинга была разработана ООП, внесены изменения в устав, разработаны локальные акты в школе по ФГОС, регламентирующие деятельность ОО по введению ФГОС. В стадии разработки были рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельности.

2. Уровень готовности школы к введению ФГОС по критерию «Организационно-методическое обеспечение» составляет 100%. Создана модель организации образовательного процесса, обеспечивающая интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

3. Показатель «Информационное обеспечение» также составил 100% готовности. Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП, используются информационные ресурсы (сайт ОО, образовательная сеть Дневник.ру и т. д.). Все учащиеся пилотных классов обеспечены бесплатными учебниками.

4. Уровень материально-технического оснащения – 83%. Материальнотехническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ОО.

5. Уровень готовности школы к введению ФГОС по критерию «Кадровое обеспечение введения ФГОС» составляет 83%. К моменту мониторинга не все педагоги, преподающие предметы в 5-х классах, повысили квалификацию. По результатам анализа психолого-педагогических условий реализации ООП в ОО можно сделать вывод, что в этом направлении ведется планомерная работа.

Система критериев, показателей и индикаторов мониторинга (табл. 1) дает возможность оценить степень готовности ОО как высокую. При выявлении уровня готовности выше среднего по некоторым критериям были поставлены задачи по доработке ресурсов.

Таким образом, при сопровождении введения ФГОС в школе на этапе мониторинга были решены следующие задачи:

  • нормативно-правовая база ОО дополнена локальными актами;
  • созданы условия для повышения квалификации всех учителей, преподающих предметы в 5-х классах;
  • создан план улучшения уровня материально-технического оснащения образовательного процесса в соответствии с требованиями;
  • скорректирован план методической работы кафедр, направленный на изучение методических материалов, сопровождающих работу по введению ФГОС в школе и подготовку рабочих программ учебных предметов;
  • в план работы координационного совета ОО включены мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие программы учебных предметов.

Таблица 1

Подготовительная работа к введению ФГОС в школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль