Организация промежуточной аттестации

98

Организация промежуточной аттестации обучающихся в ООП

Согласно ФЗ № 273-ФЗ ФГОС (кроме дошкольного образования) являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы определенного уровня и соответствующей направленности независимо от формы получения образования и формы обучения (ч. 2 ст. 11).

В тексте ФГОС развивается норма Федерального закона № 273-ФЗ: «Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования включает две составляющие, одна из которых – результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования».

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО

  • продолжительность – 72 часа.
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 мая 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

быстрая подписка: 8-800-775-4822


А также: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования должна включать описание организации и форм представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности»*.

Очевидно, что на уровне ОО необходима детальная проработка вопроса организации промежуточной аттестации обучающихся в основной образовательной программе образовательной организации (по уровням общего образования) с учетом специфики образовательной деятельности, обеспечения преемственности и корреляции с локальными нормативными актами и соответственно решениями, принятыми на коллегиальных органах управления ОО.

Порядок организации промежуточной аттестации

Имеется еще одна группа вопросов, которую, с нашей точки зрения, необходимо рассмотреть, – это вопросы порядка организации промежуточной аттестации:

  1. Контингент обучающихся, допущенных к учебному испытанию.
  2. Порядок формирования аттестационной комиссии.
  3. Определение уважительных причин непрохождения экзаменовки.
  4. Реализация принципа информационной промежуточной аттестации обучающихся.

Порядок организации промежуточной аттестации: контингент допущенных обучающихся

По итогам организации промежуточной аттестации каждого обучающегося должен быть получен результат, отражающий полноту и качество освоения им программы учебного предмета и динамику его индивидуальных образовательных достижений, т. е. порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся должен реализовывать принцип индивидуализации образования. На уровне ОО можно выявить несколько категорий обучающихся, в отношении которых при проведении промежуточной аттестации возможно реализовать «особый» подход:

1. Молодые таланты (или, как их часто называют, одаренные дети) – это обучающиеся, показывающие высокие достижения по учебному(ым) предмету(ам) на региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Локальным нормативным актом ОО возможно установить порядок, при котором высокие индивидуальные образовательные результаты, достигнутые по итогам участия в конкурсах и олимпиадах определенного уровня, могут быть зачтены в качестве экзаменационного результата по предмету (таким документом может быть, например, локальный нормативный акт «Порядок зачета ОО результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»). Неучастие в организации промежуточной аттестации по указанному основанию может явиться для обучающихся стимулом к участию в интеллектуальных состязаниях.

2. Обучающиеся, имеющие медицинское заключение о заболевании и (или) состоянии здоровья, препятствующее участию в организации промежуточной аттестации. Необходимо отметить, что в первоначальную редакцию «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, были внесены изменения, которыми формулировка п. 20 указанного документа была приведена в соответствие с формулировкой, закрепленной в № 273-ФЗ. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам (в т. ч. по болезни) или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Поскольку Федеральный закон № 273-ФЗ определяет академическую задолженность как неудовлетворительные результаты по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), то ОО самостоятельно решает, при наличии какого количества академических задолженностей допускается условный перевод в следующий класс.

3. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на «домашней» форме обучения при стабильно высокой положительной текущей успеваемости. В данном случае необходимо учитывать конкретные условия обучения и (или) конкретные психофизические особенности учащегося (например, если традиционная организация промежуточной аттестации может вызвать стресс и – как следствие – обострение заболевания).

Порядок организации промежуточной аттестации: формировани аттестационной комиссии

При организации промежуточной аттестации обучающихся во второй раз ОО создается аттестационная комиссия. Состав комиссии должен обеспечить реализацию принципов объективности, непредвзятости и профессионализма в осуществлении оценки образовательных достижений обучающегося. Решение комиссии имеет особое значение, когда рассматривается вопрос об оставлении ученика на повторный год обучения или при аттестации экстернов. Соответственно целесообразно закрепить в «Положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в ОО» или отдельным локальным нормативным актом (например, приказом) порядок формирования коллегиального состава комиссии, конкретизировать ее состав из учителей-предметников, определить порядок вынесения решения и т. п.

Определение уважительных причин для отсутствия при организации промежуточной аттестации

Определение уважительных причин в ч. 8 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ следующее: «Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно». Отметим, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует нормативное определение понятия «уважительная причина», хотя в ряде нормативных актов в конкретных случаях перечень уважительных причин фиксируется**. В случае отсутствия нормативно закрепленных уважительных причин в законодательстве при оспаривании административного решения вопрос разрешается в судебном порядке. Общим является правило о предоставлении документального подтверждения уважительного характера неисполнения обязанности или реализации права. С целью предотвращения конфликтных ситуаций с обучающимися и родителями возможно прописать в положении об организации промежуточной аттестации обучающихся в ОО обстоятельства, которые при регулировании данных отношений будут считаться уважительными. Это могут быть обстоятельства непреодолимой силы, определенные в соответствии с Гражданским кодексом РФ, болезнь, иное. Также возможно зафиксировать правило о документальном подтверждении уважительных причин непрохождения аттестации.

В целях своевременной подготовки обучающихся к промежуточным учебным испытаниям и реализации права и обязанности родителей по обеспечению получения обучающимися общего образования необходимо установить сроки, формы и порядок размещения информации об организации промежуточной аттестации в каждом учебном году. В то же время необходимо обеспечить административный контроль хранения и использования контрольно-измерительных материалов. Последовательно и тщательно составленный документ, регламентирующий организацию промежуточной аттестации, предотвращает возможность конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений при ее проведении.

* Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

**См., например, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.03.1998 No 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», приказ Минтруда России от 15.01.2013 No 10н «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан». – Примеч. авт.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль