Организация промежуточной аттестации

152

Организация промежуточной аттестации обучающихся в ООП

Согласно ФЗ № 273-ФЗ ФГОС (кроме дошкольного образования) являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы определенного уровня и соответствующей направленности независимо от формы получения образования и формы обучения (ч. 2 ст. 11).

В тексте ФГОС развивается норма Федерального закона № 273-ФЗ: «Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования включает две составляющие, одна из которых – результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования».

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО

  • продолжительность – 72 часа.
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


А также: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования должна включать описание организации и форм представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности»*.

Очевидно, что на уровне ОО необходима детальная проработка вопроса организации промежуточной аттестации обучающихся в основной образовательной программе образовательной организации (по уровням общего образования) с учетом специфики образовательной деятельности, обеспечения преемственности и корреляции с локальными нормативными актами и соответственно решениями, принятыми на коллегиальных органах управления ОО.

Порядок организации промежуточной аттестации

Имеется еще одна группа вопросов, которую, с нашей точки зрения, необходимо рассмотреть, – это вопросы порядка организации промежуточной аттестации:

  1. Контингент обучающихся, допущенных к учебному испытанию.
  2. Порядок формирования аттестационной комиссии.
  3. Определение уважительных причин непрохождения экзаменовки.
  4. Реализация принципа информационной промежуточной аттестации обучающихся.

Порядок организации промежуточной аттестации: контингент допущенных обучающихся

По итогам организации промежуточной аттестации каждого обучающегося должен быть получен результат, отражающий полноту и качество освоения им программы учебного предмета и динамику его индивидуальных образовательных достижений, т. е. порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся должен реализовывать принцип индивидуализации образования. На уровне ОО можно выявить несколько категорий обучающихся, в отношении которых при проведении промежуточной аттестации возможно реализовать «особый» подход:

1. Молодые таланты (или, как их часто называют, одаренные дети) – это обучающиеся, показывающие высокие достижения по учебному(ым) предмету(ам) на региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Локальным нормативным актом ОО возможно установить порядок, при котором высокие индивидуальные образовательные результаты, достигнутые по итогам участия в конкурсах и олимпиадах определенного уровня, могут быть зачтены в качестве экзаменационного результата по предмету (таким документом может быть, например, локальный нормативный акт «Порядок зачета ОО результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»). Неучастие в организации промежуточной аттестации по указанному основанию может явиться для обучающихся стимулом к участию в интеллектуальных состязаниях.

2. Обучающиеся, имеющие медицинское заключение о заболевании и (или) состоянии здоровья, препятствующее участию в организации промежуточной аттестации. Необходимо отметить, что в первоначальную редакцию «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, были внесены изменения, которыми формулировка п. 20 указанного документа была приведена в соответствие с формулировкой, закрепленной в № 273-ФЗ. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам (в т. ч. по болезни) или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Поскольку Федеральный закон № 273-ФЗ определяет академическую задолженность как неудовлетворительные результаты по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), то ОО самостоятельно решает, при наличии какого количества академических задолженностей допускается условный перевод в следующий класс.

3. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на «домашней» форме обучения при стабильно высокой положительной текущей успеваемости. В данном случае необходимо учитывать конкретные условия обучения и (или) конкретные психофизические особенности учащегося (например, если традиционная организация промежуточной аттестации может вызвать стресс и – как следствие – обострение заболевания).

Порядок организации промежуточной аттестации: формировани аттестационной комиссии

При организации промежуточной аттестации обучающихся во второй раз ОО создается аттестационная комиссия. Состав комиссии должен обеспечить реализацию принципов объективности, непредвзятости и профессионализма в осуществлении оценки образовательных достижений обучающегося. Решение комиссии имеет особое значение, когда рассматривается вопрос об оставлении ученика на повторный год обучения или при аттестации экстернов. Соответственно целесообразно закрепить в «Положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в ОО» или отдельным локальным нормативным актом (например, приказом) порядок формирования коллегиального состава комиссии, конкретизировать ее состав из учителей-предметников, определить порядок вынесения решения и т. п.

Определение уважительных причин для отсутствия при организации промежуточной аттестации

Определение уважительных причин в ч. 8 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ следующее: «Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно». Отметим, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует нормативное определение понятия «уважительная причина», хотя в ряде нормативных актов в конкретных случаях перечень уважительных причин фиксируется**. В случае отсутствия нормативно закрепленных уважительных причин в законодательстве при оспаривании административного решения вопрос разрешается в судебном порядке. Общим является правило о предоставлении документального подтверждения уважительного характера неисполнения обязанности или реализации права. С целью предотвращения конфликтных ситуаций с обучающимися и родителями возможно прописать в положении об организации промежуточной аттестации обучающихся в ОО обстоятельства, которые при регулировании данных отношений будут считаться уважительными. Это могут быть обстоятельства непреодолимой силы, определенные в соответствии с Гражданским кодексом РФ, болезнь, иное. Также возможно зафиксировать правило о документальном подтверждении уважительных причин непрохождения аттестации.

В целях своевременной подготовки обучающихся к промежуточным учебным испытаниям и реализации права и обязанности родителей по обеспечению получения обучающимися общего образования необходимо установить сроки, формы и порядок размещения информации об организации промежуточной аттестации в каждом учебном году. В то же время необходимо обеспечить административный контроль хранения и использования контрольно-измерительных материалов. Последовательно и тщательно составленный документ, регламентирующий организацию промежуточной аттестации, предотвращает возможность конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений при ее проведении.

* Подробнее см.: www.standart.edu.ru. – Примеч. авт.

**См., например, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.03.1998 No 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», приказ Минтруда России от 15.01.2013 No 10н «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан». – Примеч. авт.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль